Эзотерические традиции Востока и Запада

Эзотерические знания подразделяются на Западный эзотеризм, основывающийся на учении Гермеса Трисмегиста, картах Таро и каббале, и Восточный эзотеризм, основывающийся на учении Шамбалы, на учениях буддизма, веданты (Индия) и даосизма (Китай). Западный и Восточный эзотеризм подразделяются на ряд направлений и школ.

Западная духовностьоснована на дуализме между Богом-Твор­цом и человеком-творением: человек не может стать Богом, здесь он всего лишь «раб Божий», хотя он и «богоподобен» — создан «по образу и подобию Божьему».

Восточная духовностьне отрицает это различие в отношении «тварного» человека, но исследует «нетварное», истинно бессмерт­ное начало в человеке (Атман), между которым и Богом (Брахман) нет пропасти. Это божественное начало в человеке является самим Богом. Данное тождество подтверждено духовной практикой Вос­тока. Бог познается там не опосредствованно, через религию, а непосредственно, путем мистического прозрения. Можно гово­рить об относительной «безрелигиозности» высшего Востока, поскольку связь с Абсолютом осуществляется там не на религиоз­ном, а на метафизическом уровне.

Высшим духовным идеалом на Востоке является Богореализа-ция, которая означает полное отождествление с Богом. На Западе высший духовный идеал ограничивается «спасением души», что является гораздо более скромной метафизической задачей, чем Богореализация. На Западе человек лишь «богоподобен» и макси­мум, на что он здесь может рассчитывать в метафизическом отно­шении, — это «попасть в Рай». На Востоке человек в последней своей глубине является Богом и здесь его метафизическая цель — самому стать Богом.

Эзотеризм и религия

Эзотеризмявляется сердцевиной любой религии, ее глубинной сутью. Религия —это Вечные Истины, преподнесенные в форме, доступной для восприятия, хотя бы на подсознательном уровне, самым широким слоям населения, с целью обеспечения им духов­ного роста и восходящего посмертия (при условии соблюдения соответствующих ритуалов и религиозных заповедей). Религия предназначена для тех, кто выбирает долгий, «извилистый путь» духовного совершенствования, т. е. «широкие врата» в Царство Божие. Эзотеризм обеспечивает своим Адептам гораздо более труд­ный, но гораздо более быстрый «прямой путь» духовного совершен­ствования — «узкие врата» в Царство Божие. Без эзотеризма рели­гия превращается в пустую скорлупу. Каждая серьезная религия имеет свое эзотерическое зерно. Так, например, в православии — это исихазм, в исламе — суфизм, в иудаизме – каббала и т. д. Что касается каббалы, то ее значение выходит далеко за рамки иудаиз­ма, так как она представляет наряду с картами Таро и ученьем Гер­меса Трисмегиста основу всего Западного оккультизма. Неслучай­но крупнейший западный оккультист Дион Форчун назвала каббалу




в своей самой знаменитой работе «Мистическая каббала» йогой Запада.

Эзотеризм и философия.Философия является рационалистиче­ской формой мировоззрения, и поэтому она не способна прони­кать дальше Мира Плотного. Эзотеризм же с помощью сверхчув­ственных методов познания исследует все Планы Бытия, то есть и Миры Тонкие, а не только Мир Плотный.

Эзотеризм и парапсихология.Парапсихология представляет собой «онаученную», профанированную форму эзотеризма, посредством которой современная наука пытается примирить эзотеризм, построенный в основном на сверхчувственных мето­дах познания, и господствующее ныне сугубо рационалистическое мировоззрение. Парапсихология индифферентна по отношению и религиозному мировоззрению. Поэтому даже в атеистическом бывшем СССР, несмотря на официозный атеизм, оккультизмом в наукообразной форме, в форме парапсихологии, активно зани­мались не только отдельные лица, но и государственные иссле­довательские центры, прежде всего, связанные с различными спецслужбами.

Отметим в этой связи, что, согласно как зарубежным, так и оте­чественным исследованиям, доля лиц, обладающих оккультными способностями, в общей численности населения составляет в сред­нем порядка пяти процентов, то есть в СССР в начале 1990-х гг. численность данной категории лиц составляла более четырнадца­ти млн человек. Однако чтобы оккультные способности проявились в полной мере, их необходимо соответствующим образом развивать.

Научные знания

Научные знания базируются на чувственных восприятиях. Глав­ные критерии научного знания— возможность воспроизвести резуль­таты экспериментов, формирующих эмпирическую основу дан­ной научной дисциплины и возможность объяснить накопленные факты в системе понятий данной науки. Если теория считается истинной, то все факты, которые не вписываются в ее рамки, трак­туются как «антинаучный вымысел». На этом построен весь науч­ный консерватизм. В результате богатейший материал, накоплен­ный эзотерическими науками за тысячелетия их существования, долгое время академической наукой отвергался, поскольку не впи­сывался в рамки официальных научных теорий.




Сверхчувственные знания

Сверхчувственные знания, полученные посредством интуитив­ного восприятия, играют в жизни людей не меньшую роль, чем зна­ния, полученные с помощью обычных органов чувств.

Человек живет в океане сверхчувственной информации и постоян­но использует ее. Но сознание людей связывает со зрительными, зву­ковыми и иными образами окружающего их мира только чувствен­ные образы знаний, содержащихся в памяти. Сверхчувственные знания могут поступать либо через подсознание, и тогда они, как правило, дают представление о нижних, т. е. инфернальных регио­нах Бытия, либо через сверхсознание, тогда они дают представле­ние о Мирах Просветления. Однако сверхсознание развивается только на определенных ступенях духовного развития, достигае­мых, как правило, в результате прохождения соответствующих сту­пеней Посвящения и поэтому, чтобы не стать игрушкой в руках инфернальных сил, обычный человек для удовлетворения своих духовных потребностей нуждается в защите соответствующего цер­ковного эгрегора (духовного покрова), т. е. он должен исповедо­вать кармически предопределенную для его народа религию. Если брать мировые религии, то для народов Запада это прежде всего хри­стианство. Для народов Востока — ислам и буддизм.

Сверхчувственная информация зачастую приходит в образной, аллегорической форме и требует соответствующей интерпретации. Это является одной из причин, по которой современная академи­ческая наука отвергает сверхчувственные знания.

Возникла парадоксальная ситуация, когда истинные знания, полученные по чувственному и по сверхчувственному каналам, не образуют связей на основе общих образов, как бы отрицают друг друга и тем самым тормозят развитие современной цивили­зации.

Высшие Знания

Высшие Знания устраняют эту проблему, поскольку включают в себя как «чувственные», так и «сверхчувственные» знания. Высшие Знания дают понимание сущности Мироздания, раскрывают мно­гомерность Вселенной, место в ней человечества в целом и каждо­го человека в отдельности, объединяют науку, философию и рели­гию системой общих понятий и образов.

Трактовки происхождения Высших Знаний и возникновения религий в различных эзотерических учениях по сути своей мало отличаются друг от друга. Согласно эзотеризму, Высшие Знания вос­ходят к единому источнику и даны человеку в начале космическо­го Цикла. Рассмотрим эту проблему на примере традиционализма, в котором этому вопросу уделяется особое внимание.

Традиционализм

Традиционализм —эзотерическое учение, основывающееся на Примордиальной (Изначальной) Традиции (отсюда и его название), под которой понимается всеобъемлющее знание, данное человеку Творцом в начале космического Цикла.

Согласно традиционализму, мир развивается циклично и в каж­дом цикле человечество проходит путь от «золотого» до «железно­го» века, от Сатья-юги до Кали-юги, от полного совершенства до полного упадка.

В начале космического Цикла человек, сотворенный Богом, полностью приобщен к Примордиальной Традиции, по мере дальнейшего прогрессирующего упадка он все более удаляется от этой Традиции, утрачивая ее сокровенный смысл. Древние религии еще хранят в себе следы Традиции в виде внутренних эзотерических учений, но постепенно суть этих учений извра­щается и выхолащивается до такой степени, что они превраща­ются в орудие борьбы с Изначальной Традицией и разрушения Мироздания.

Сущность традиционализмасостоит в следующем. Основопола­гающим принципом подлинной метафизики является принцип Единства Истины. Из этого Единства следует иерархическая сопод-чиненность различных форм ее проявления, т. е. истин частного порядка. Эта иерархия по мере удаления от Единой Истины нис­ходит все ниже и ниже, вплоть до лжи и заблуждения. Человече­ство, представляя только часть Реальности, является образом всей Реальности. Это означает, что и в человеческом мире есть как Еди­ная Истина, так и ее вторичные формы.

Единой истинной человечества является Примордиальная (Изначальная) Традиция, которая есть синтез всей истины челове­ческого мира и человеческого цикла. Нигде в истории, в религиоз­ных формах, в спектре человеческих идей, свершений и поступков нет ничего, что отсутствовало бы в Примордиальной Традиции,

которая, оставаясь на сущностном уровне всегда сама собой, реа­лизуется в истории поступательно и фрагментарно.

Вторичными, прикладными истинами являются в человечестве традиционные и религиозные формы, не схожие между собой вне­шне, но внутренне ведущие к одной и той же цели в том случае, если заложенный в них путь будет пройден до конца. Различие религий — явление негативное, так как, хотя они и представляют собой вто­ричные истины, чистота Единой Истины отныне замутнена.

Выстраивается иерархия: Единая Истина — Примордиальная (Изначальная) Традиция, Вторичные Истины — отдельные рели­гиозные и традиционные формы, отрицание Единой Истины — современный мир антитрадиции.


Наши рекомендации