Противостояние Востока и Запада

ГБОУ СПО МО МОСКОВСКИЙ МЕДИЦИНСКИЙ КОЛЛЕДЖ № 2

СООБЩЕНИЕ К ПРЕЗЕНТАЦИИ

По дисциплине

История

На тему:

Берлинский кризис 1961г

Выполнили студенты

Группы 115 А

Шолохов Максим

Цветковская Анастасия

Раменское

План сообщения

1. Введение

2. Раздел Берлина. Потсдамская конференция

3. Интересы сверх-держав

4. Противостояние Востока и Запада

5. Граница за одну ночь - Берлинская стена

6. Люди

7. «Случайный эфир». Падение берлинской стены.

8. Заключение

Введение

Берлинский кризис – это одно из центральных событий «холодной войны». Ему не была присуща динамичность, как в случае с Карибским, но достаточно опасные ситуации возникали не один раз. Суть Берлинского кризиса кроется в его беспрецедентной продолжительности - в 5 лет . Это была постоянная конфронтация Востока и Запада, кульминация которой состоялась в августе 1961 года и закончилась строительством Берлинской стены. Но происходила она с разной интенсивностью и более обостренной и напряженной стала после этого события. К тому же в истории Второй Берлинский кризис не имеет четкого окончания

Раздел Берлина. Потсдамская конференция

Потсдамская конференция стала третьей встречей глав Советского Союза, США и Великобритании по вопросам послевоенного устройства мира (после Тегеранской и Ялтинской). Совещание было призвано ответить главным образом на вопросы обустройства послевоенной Германии. Насущным также был и вопрос об открытии советского выступления против Квантунской армии Японии.

Проблемы территориального передела к этому времени уже были почти решены. Основными темами, которые подняла Потсдамская конференция, были, скорее, социально-политические и экономические вопросы относительно поверженной Германии.

Помимо того, что она уже была разделена на зоны оккупации, союзники договорились, что страна и ее население должны подлежать демилитаризации и денацификации. На практике это означало избавление от пережитков нацистского режима, разоружение Германии, предание гласности преступлений, демократизацию общественной жизни, преследование военных преступников и так далее. Впрочем, этот пункт, который приняла Потсдамская конференция, очень по-разному впоследствии выполнялся союзниками.

Если в советской зоне оккупации денацификация исполнялась со всей прилежностью, то в западной Германии оккупационное правительство подходило к этому вопросу с большим прагматизмом, смотря сквозь пальцы на бывшие грехи полезных кадров. Это стало причиной острой взаимной критики.

Первоочередные экономические цели оккупации Германии, согласно результатам Потсдамской конференции, были следующими:

Ø провести абсолютное разоружение и демилитаризацию нацистской страны;

Ø ликвидировать и взять под контроль ее военную промышленность;

Ø обеспечить пострадавшие от нацистской оккупации народы репарацией, в том числе демонтировать промышленные предприятия и разделить весь флот между главными участниками конференции.

Вообще же разделение Германии на зоны влияния предопределило в каждой из ее частей разные формы правления и будущий раскол на ГДР и ФРГ.

Интересы «Сверх-Держав».

Оккупационными зонами стали бывшие административно-территориальные единицы страны. Исключением была только Пруссия.

Берлин был разделен на 4 зоны: те, что находились под властью США, СССР и Франции, и Восточный Берлин (Великобритания), в состав которого вошла практически половина общей территории города.

В скором времени стал очевидным тот факт, что действия властей оккупации кардинально отличаются друг от друга:

Ø Франция, которая не являлась участником конференции, считала себя не зависящей от ее решений. Она хотела получить мгновенную максимальную выгоду из всего и являлась противником того, чтобы сохранить экономическое единство Германии.

Ø Советское правительство пыталось максимально компенсировать все свои потери в ходе Второй мировой войны. Были демонтированы и вывезены промышленные предприятия, которые составляли 45% от всех, существующих на то время в советском государстве. В то же время СССР являлся сторонником социалистической ориентации в развитии Германии.

Ø США же сначала планировали максимально ослабить экономику страны, сделав ее сельскохозяйственной. Но они в скором времени были откорректированы, потому что возникла необходимость создания политического и экономического противовеса коммунистическому блоку Восточной Европы. Поэтому в начале осени 1946 года государственным секретарем США было опровергнуто решение о бесконечной дискриминации нацистской страны. США и Великая Британия решили создать совместные бизональные хозяйственные управления.

Через некоторое время после присоединения британской оккупационной зоны к американской эту идею поддержала и Франция. Таким образом, состоялось образование Тризонии. На московской конференции в 1947 году стало явным абсолютное расхождение в планах относительно ближайших необходимых действий властей оккупации в Германии. Это стало фактическим завершением раздела, начинался первый Берлинский кризис.

Противостояние Востока и Запада

Прекращение деятельности Союзного контрольного совета состоялось в марте 1948, а несколько позже решением правительства СССР были перекрыты все сухопутные и речные пути, соединявшие западные части Берлина и Германии.

План Джорджа Маршалла

Джордж Катлетт Маршалл 5 июня 1947 года огласил программу восстановления экономики Европы, которую в 1948 году принял Конгресс США.

Она предполагала наличие помощи пострадавшим от войны европейским странам путем предоставления кредитов, оснащения и технологий на протяжении 4 лет.

Основные цели плана Маршала: активизировать возобновление политического и финансового сотрудничества европейских стран и усилить их интеграцию в экономику мира; дать им возможность проводить закупку сырья и оборудования в странах, где была твердая валюта;

Он был своего рода программой, обеспечивающей государственную поддержку экономики США, так как имела место стимуляция американского экспорта.

СССР отказался от поддержки этого плана, поэтому эта программа восстановления распространялась только на Западную Европу, в том числе и на Федеративную Республику Германию. Раскол между Востоком и Западом все более усугублялся, так же как и Берлинский кризис.

1949 год – это время не только основания ФРГ, но и ее официального зачисления в состав стран, принявших участие в плане Маршала.

Начало второй берлинский кризис беретс образования яркого контраста между уровнями жизни в экономически развитых и коммунистических странах. Такое сравнение все чаще имело далеко не теоретическую форму.

Все чаще у граждан Германской Демократической республики возникало желание пересечь границу, находящуюся в Берлине, и перебраться в его западную часть. Большинство из эмигрантов были работоспособными молодыми мужчинами и женщинами. Их труд можно было использовать в промышленности Западной Германии. Это совсем не радовало правительство ГДР.

Ø 27 октября 1958 года главный руководитель ГДР Вальтер Ульбрихтофициально заявил о нарушении западными державами Потсдамского соглашения путем ремилитаризации ФРГ. Поэтому, согласно его мнению, они не могут дальше находиться в Берлине. Он должен объединиться и стать столицей коммунистической Германии.

Ø Хрущев выдвинул ультиматум государствам Запада с решением об устранении оккупационного статуса столицы. Все складывалась аналогично событиям 1948 года. Он предлагал через 6 месяцев начать мирный переговорный процесс, иначе советская зона оккупации перейдет под управление ГДР.

Бесплодность этого подхода к решению назревавшей проблемы была подтверждена сессией Совета НАТО, где со стороны представителя Люксембурга, премьера Боша, было высказано мнение о возможности переговоров с Советским Союзом, но в более подходящее для этого время. При этом министр Германии фон Брентано заявил о том, что ФРГ полностью готова к абсолютному оснащению своих военных сил атомными и ракетными видами оружия. Это являлось еще одним дополнительным сигналом Запада о том, насколько бесплодными на самом деле являются позиции преднамеренно усложняющего ситуацию Хрущева. Такое его поведение было обусловлено внутриполитическими обстоятельствами в социалистическом лагере и предстоящими выборами в Народную палату Германской Демократической Республики. Второму событию принадлежит немаловажная роль в нагнетании кризиса. 14 декабря 1958 года в Париже состоялось собрание министров иностранных дел США. Франции и Великой Британии, а также ФРГ. Они подтвердили свой решительный настрой на обеспечение своих позиций и прав, касающихся Берлина. Через несколько дней здесь же состоялось срочное собрание Совета НАТО. Его участники подтвердили свое категорически негативное отношение к тому, какую политику продвигал СССР. Было принято решение об активном противодействии этому. Роль руководства СЕПГ и лично В. Ульбрихта в дальнейшем развитии кризиса Ключевая роль в том, как дальше развивался Берлинский кризис, принадлежит руководству Социалистической Единой партии Германии и В. Ульбрихту. Он с большой опаской относился к «чрезмерному» сближению Москвы с ФРГ. Из донесений посла следует, что роль Ульбрихта является вполне очевидной. Об этом свидетельствует ужесточение хрущевской политики по отношению к Бонну. Таким образом, планировалось осуществить внутреннее укрепление режима СЕПГ и спровоцировать международное признание ГДР, создав при этом «образ врага».

Для того чтобы подтвердить свои позиции, Ульбрихт назначил на конец октября проведение военных маневров Национальной народной армии. Этот его нажим на московское правительство и попытки запугать русское население имели определенные цели: должна была происходить дальнейшая изоляция ГДР от западных германских территорий, активизироваться поддержка Москвы и укрепиться положение ГДР и СЕПГ. Ухудшение внутреннего положения в ГДР и Берлинский кризис 1961 года Невзирая ни на что, количество беженцев стремительно росло. О том, что надо перегородить этот поток в Берлине, говорили еще в 50-е гг. в Восточном Берлине и Москве. Оформили же эту идею только 3-5 августа 1961 года в ходе известного заседания Политического консультативного комитета ОВД. Это был итог длительных споров в русской столице о германском будущем. Идея Молотова заключалась в том, что мира в этой стране не будет до тех пор, пока она не станет на путь социализма. Согласно мнению Маленкова, надо было уступать НАТО, так как содержание ГДР – это далеко не дешевое «удовольствие». Об объединении Германии как единой стране говорил Берия. Но сильный напор Ульбрихта, требующего принять радикальные решения, способствовал опасениям Хрущева относительно возможного отступления, так как существовала угроза перехвата инициативы в соцлагере пекинским руководством. С этим были связаны его значительные колебания. Он хотел, чтобы решения были более гибкими, но не предусматривали окончание давления на Запад. Он предоставил возможность покинуть территорию Западного Берлина в течение 6 месяцев для того, чтобы тот обрел свободу в подчинении ГДР.Первый Берлинский кризис 27 ноября 1958 года было высказано ультимативное требование советского правительства к западным государствам об изменении статуса Западного Берлина, что вело к созданию демилитаризованного Свободного города. Правительство СССР считало, что управление четырех держав его территорией ставит под сомнение самостоятельность ГДР, а также является своего рода тормозом на пути к международному правовому пространству и активизирует Берлинский кризис, год за годом наращивающий свои объемы. В планах СССР была передача контроля над городом в руки властей ГДР и заключение сепаратного мира. В конечном счете это должно было привести к окончательному объединению города под руководством ГДР. Это требование было отвергнуто США и Францией, Великобритания же была готова к принятию компромиссного решения. Безуспешные переговоры между США и СССР закончились тем, что последний отказался от своего ультиматума, но поддержал правительство ГДР в усиления контроля за границами между частями города. Берлинский кризис 1961 года закончился строительством Берлинской стены.

По-разному рассматривали правительства западных держав проблему существования двух германских государств. Если госсекретарь США Дж.Ф.Даллес на совещании глав правительств в Женеве в 1955г. утверждал, что Германия должна быть единой и не признавал ГДР, то Франция, наоборот, стояла за большее раздробление германского государства. Ш.де Голль еще в первые послевоенные годы говорил о необходимости лишить Германию государственности. Это предполагало отсутствие единого правительства, единой военной и внешней политики.38

Исходя, таким образом, из всего вышесказанного, следует сделать вывод, что решение германских проблем вызывало споры не только в правительственных кругах Федеративной Республики Германии, но и в руководстве США, Великобритании и Франции. Хотя общее в позициях западных держав все же существовало: требовалось подвести итоги второй мировой войны и заключить мирный договор с одним или двумя германскими государствами, а также решить проблему взаимоотношений ФРГ и ГДР. Эти нерешенные вопросы создавали напряженность обстановки в Европе. Особенно способствовала открытая граница между столицей ГДР и Западным Берлином. На Западе высказывались идеи закрытия свободного доступа из одной части города в другую. Президент США Дж.Ф.Кеннеди выражал мнение, что если власти ГДР возведут в Берлине стену, то это будет лучшим выходом из ситуации напряженности. Председатель комиссии по иностранным делам сената США У.Фулбрайт заявил: «Не понимаю, почему восточные немцы не закрывают свою границу. Думаю, они имеют на это полное право!».39

Напряженность, о которой говорил президент США Дж.Ф.Кеннеди, росла в связи с экономическим процветанием Западного Берлина. Любой житель ГДР мог посетить его и убедиться, что рыночная экономика, существовавшая в ФРГ, более эффективна, чем плановое хозяйство Восточной Германии.40

В итоге огромное число жителей ГДР перебиралось на Запад через открытую границу в Берлине. В 1959 г. ГДР покинули 144 тыс. человек, в 1960 г. - 203 тыс. человек, в июле 1961 г. - 30 тыс.человек, а лишь за 12 дней августа 1961г. - 48 тыс. граждан Восточной Германии.41 Трудности, в связи с уходом людей на Запад, испытывали оба германских государства: ГДР - так как не хватало рабочей силы, а ФРГ, наоборот, испытывала неудобства из-за большого количества безработных. Не удивительно, поэтому, что даже канцлер Федеративной Республики К.Аденауэр, узнав утром 13 августа 1961 г о событиях в Берлине, воскликнул: «Слава Богу!».42

Исходя из всего вышесказанного, сделаем выводы о причинах и предпосылках, приведших к кризисной ситуации 1958-1961 гг. в Берлине.

Прежде всего это политические причины. В послевоенное время до конца 1950-х гг., в международных отношениях Германия была одним из главных спорных вопросов. С ней не был заключен мирный договор и не были урегулированы территориальные пограничные споры. Попытки стран-победительниц, делавшиеся на протяжении более десяти лет, решить эти вопросы не привели к успеху, потому что слишком разными были позиции договаривавшихся сторон. Ни руководство СССР, ни правительства западных держав не хотели уступать друг другу и не стремились добиться компромисса. Постоянная пропаганда советской угрозы привела к тому, что не только руководящие круги боялись коммунизма, но и население Западной Европы и США считало, что мир на земле установится после уничтожения социализма. Хотя, существовали определенные силы, которые выступали за примирение с СССР. Например, в ФРГ это была Свободная Демократическая Партия.

Если говорить о геополитических предпосылках кризиса 1958-1961 гг. в Берлине, то следует сказать, что схема нового мирового устройства, разработанная Дж.Кеннаном в США, была одной из причин обострения обстановки в центре Европы. Его планы создания конфликтной ситуации с Советским Союзом из-за Германии рано или поздно должны были завершиться столкновением на этой территории. А поскольку послевоенные споры начались в Берлине, то этот город и стал центром кризиса.

Немаловажную роль в возникновении кризиса имели и экономические причины. Как отмечалось, восточногерманская модель была не способна соревноваться с экономикой своего западного соседа.43 Массовое бегство, или «голосование ногами» убеждало в этом как правительства США, так и СССР. Каждый новый этап «советизации» ГДР, то есть внедрение на немецкой земле опыта социалистической коллективизации, индустриализации и культурной революции отражался на составе эмигрантов: рабочие, крестьяне, ремесленники, студенты, инженеры, врачи, юристы.

Нельзя также забывать о субъективном факторе личности Н.Хрущева, а также ряде западных политиков - канцлера ФРГ К.Аденауэра, госсекретаря США при президенте Дж.Ф.Кеннеди Д.Раска и так далее. Эти личности могли в любой момент принять неожидавшиеся от них решения. Один из американских исследователей германской проблемы Ф.Нинкович следующим образом охарактеризовал поведение Н.С.Хрущева в международных делах и в вопросе о Германии: «Три года войны нервов, в ходе которой Советы то отворачивали, то заворачивали вентиль, регулирующий уровень напряженности. Под звук фанфар они драматично объявляли все новые предельные сроки лишь для того, чтобы затем между прочим заявить, что могут и подождать».44 Все это подрывало авторитет советской политики, доверие к ней, а заодно и возможности урегулирования германских проблем.

Хрущев шел на серьезный риск, вплоть до опасности войны, если бы, как предусматривалось, захотел остановить поток беженцев посредством закрытия путей доступа к Западному Берлину. В качестве выхода можно было реализовать предложение Ульбрихта: отгородить Западный Берлин от восточной части города.

Принимая решение в пользу заградительных мер, Хрущев пока что избегал риска войны, грозившего ввиду военных приготовлений США и подчеркнутого желания американцев защищать свои позиции в Берлине.

Хрущев принял решение 24 июля 1961 г. 20 июля еще не шло речи о заградительных мерах в Берлине, а 24 июля начались приготовления к закрытию внутригородской границы.

Американский президент с максимальной резкостью подчеркнул 25 июля в радио- и телеобращении обязательства США перед Западным Берлином. Речь идет не только о городе, сказал он. Его свобода – основное звено западного альянса и поэтому должна быть сохранена при любых обстоятельствах, иначе западноевропейские партнеры потеряют доверие к союзу с США. Поэтому американцы готовы пойти на любой риск, чтобы удержать Западный Берлин. В числе трех основных пунктов, которые они обязательно будут защищать, Кеннеди, в соответствии с прежними заявлениями, назвал присутствие западных держав в Берлине, обеспечение доступа к западной части города и ее жизнеспособность.

3–5 августа в Москве состоялось закрытое совещание лидеров государств — участников Варшавского Договора, в котором принял участие и наблюдатель от КНР. Повестка дня посвящалась «обмену мнениями по вопросам, относящимся к подготовке и заключению германского мирного договора».

Получив переведенные отрывки речи, Хрущев выразил свое недовольство в беседе с Макклоем – неожиданно приехавшим с визитом советником Кеннеди. Он упрекал США в том, что они хотят войны.

Когда Ульбрихт по поручению Хрущева разослал приглашения на московское заседание Политического консультативного комитета ОВД, решение о закрытии секторной границы еще не было принято. Поэтому речь шла только о мирном договоре, однако проекты решений не поясняли связанную с этим повестку дня. Чтобы обеспечить фактор внезапности для Запада, перед встречей никто не должен был знать о плане закрытия секторной границы, кроме узкого круга лиц в Москве и Восточном Берлине.

Уже 1 августа Хрущев более двух часов беседовал с Ульбрихтом. Как следует из его заметок, советский партийный руководитель обсуждал следующие темы: «большой поток беженцев – административные меры – закрыть границу». Конкретно он хотел: «1. закрыть внешнее пограничное кольцо» и разрешить «въезд граждан ГДР только по специальным пропускам», которые в будущем выдавать «в основном только для деловых поездок». Далее он предусматривал: «2. запретить жителям ГДР без разрешения посещать Западный Берлин», «3. при транзитном движении из Потсдама (в Восточный Берлин) укрепить поезда объездной дороги», но в остальном «4. для западноберлинских и западногерманских посетителей столицы ГДР до заключения мирного договора оставить прежние урегулирования без изменений» и «5. сохранить порядок на берлинских границах для дипломатов и военных в течение 4 месяцев». Сведения о длине границы, числе контрольных пунктов и отрезков, отгороженных проволокой, дата 13 августа и оправдательно замечание о том, что «жестокость» меры затронет только «торговцев людьми», дополнительно указывают на то, что речь шла о блокировании границы вокруг Западного Берлина.

После того как два основных участника обсудили детали, другие партийные руководители были информированы о теме и цели заседания. На пленуме 4 и 5 августа 1961 г. Ульбрихт обосновал требование «контроля» аргументом, что «открытая граница между Германской Демократической Республикой и Западным Берлином» используется для подрыва государства и экономики прежде всего путем вербовки и торговли людьми.

В отличие от руководителя СЕПГ, советский лидер считал огораживание западных секторов лишь временной мерой, которую следовало позднее отменить, если вследствие заключения мирного договора с последующим созданием вольного города отпадает необходимость останавливать таким способом поток беженцев.

Быть может, решающее влияние на готовность Хрущева стала информация, предоставленная советской военной разведкой, об итогах конференции министров иностранных дел четырех западных держав в Париже 5–7 августа 1961 г.

Стало ясно — в случае подписания сепаратного договора с ГДР Запад выступит единым фронтом и, возможно, пойдет на экономические санкции, рассчитанные на подрыв восточноевропейских экономик и возбуждение массового недовольства в Польше и Чехословакии. Не исключалось атомное вооружение ФРГ.

После возвращения Ульбрихта с московского заседания правительство ГДР уже готовило закрытие границы между секторами. Два восточногерманских дивизиона, которые под предлогом проведения военных учений были подтянуты на территорию Большого Берлина, были расположены вблизи границы, где предполагалось возвести ограждения.

Ранним утром 13 августа 1961 г. западные державы были совершенно потрясены. Хотя в Вашингтоне думали о том, что восточная сторона способна ввести на секторной границе «драконовские меры» для контроля над потоком беженцев, однако едва ли кто-то всерьез учитывал такую возможность, потому что ГДР рассматривали как паровой котел, который нуждался в предохранительном клапане для предотвращения взрыва.

В ночь с 12 на 13 августа 1961 г. на границе с Западным Берлином был установлен строгий пограничный режим, включавший сооружение защитных инженерных сооружений и высокой стены из бетонных плит, получившую в последующем название «Берлинской стены».

С внутриполитической точки зрения закрытие секторной границы в глазах Москвы и Восточного Берлина создавало для ГДР условия, в которых она могла стремится к целям социализма без оглядки на тормозившие ее ранее факторы. С закрытием границы в Берлине ситуация изменилась. В сентябре правительство ГДР приняло вначале общий закон об обороне.

После свершившегося в Вашингтоне стали лихорадочно просчитывать, является ли возведение стены прямым нарушением соглашения о четырехстороннем управлении Берлином. Решили, что нет. Вот как описывал происходившее Т. Соренс, советник президента Кеннеди: «Все согласились, что Стена была незаконным, аморальным и бесчеловечным делом, но, однако, не поводом для войны. Она положила конец роли Западного Берлина как своеобразной витрины и пути спасения для Востока. Но не вторглась в сферу действия трех основных целей Запада, которые он преследовал: нашему присутствию в Западном Берлине, нашему доступу в Западный Берлин и праву западных берлинцев избирать свою собственную систему...»

Но дело едва не дошло до вооруженного столкновения, когда американские танки были выдвинуты на КПП Фридрихштрассе. В свою очередь английские танки появились в районе Бранденбургских ворот, а французские — на Виттенауэрштрассе. В этот же день Кеннеди распорядился направить в Западный Берлин войсковой контингент численностью в 1,5 тыс. человек. В случае эскалации чрезвычайной ситуации предполагалось направить в Берлин дополнительную дивизию. Эти действия вызвали немало переполоха в Москве.

На 28 октября 1961 года американцы наметили акцию по уничтожению пограничных заграждений у одного из пропускных контрольных пунктов в Берлине. Военная разведка заблаговременно получила информацию о точном времени начала операции и задействованных в ней силах. Благодаря этому была получена возможность подготовить ответные действия и предотвратить возможные кровопролитные столкновения. К КП у Бранденбургских ворот двигались три джипа с военными и штатскими лицами, за ними шли мощные бульдозеры и замыкали шествие 10 танков. После того как джипы беспрепятственно проехали КП, были заведены моторы наших танков, и они стали выходить из переулков навстречу бульдозерам. Бульдозеры остановились на западной территории, не достигнув разграничительной линии. Советские танки тоже остановились. Джипы, пометавшись в тылу наших танков, развернулись и возвратились в Западный Берлин. Танки, американские и советские, остались на местах. Противостояние продолжалось практически всю ночь. Затем по команде из Москвы наши танки развернулись и ушли назад, в переулки. Минут через 20 - 30 американские танки и бульдозеры также ушли.

Этим противостоянием закончился второй берлинский кризис. Было признано де-факто установление границ и контроль за ними со стороны ГДР.

http://www.syl.ru/article/198839/new_berlinskiy-krizis-goda-i-ego-sut

https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A7%D0%B5%D1%82%D1%8B%D1%80%D1%91%D1%85%D1%81%D1%82%D0%BE%D1%80%D0%BE%D0%BD%D0%BD%D0%B8%D0%B9_%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%83%D1%81_%D0%91%D0%B5%D1%80%D0%BB%D0%B8%D0%BD%D0%B0

https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%91%D0%B5%D1%80%D0%BB%D0%B8%D0%BD%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D0%BA%D1%80%D0%B8%D0%B7%D0%B8%D1%81_1961_%D0%B3%D0%BE%D0%B4%D0%B0

http://biofile.ru/his/26058.html

http://studbooks.net/536112/istoriya/berlinskiy_krizis_1961

Наши рекомендации