Действие в соответствии с ним.

От переводчика

Уважаемый читатель!

Ты держишь в своих руках перевод книги, которая является комментарием к труду «Салясатуль-Усуль», написанному Шейхуль-ислáмом Абу аль-Хусейном Мухаммадом ат-Тамúмú (1115-1206), да смилуется над ним Аллах.

Выражение «Салясатуль-Усуль» переводится как «Три основы».

Эта книга охватывает очень важную проблему. Каждый из нас живёт, развивается и покидает эту жизнь, согласно не изменяющемуся распорядку. Но не все из нас проинформированы о событиях, которые ждут нас после смерти. Пусть вас не смущает название этой книги «Три основы». Каждому из нас зададут эти три вопроса. Пророк (Да благословит его Аллах и приветствует!) после погребения одного из сподвижников остановился у его могилы и сказал: «Молите Аллаха о прощении для вашего брата и просите, чтобы Он его укрепил, ибо, поистине сейчас ему задают вопросы» [«Сунан Абу Давуд», 2/70; «Ахкам аль-джанаиз», стр. 198.].А в другом хадисе [«Сунан Абу Давуд», 2/281; «Ахкам аль-джанаиз», стр. 198-202.]передаётся, что после смерти человеку предстоит ответить на три вопроса: «Кто твой Господь?», «Какова твоя религия?», «Кто твой пророк?»— и тот, кто ответит на них, преуспеет, а в убытке окажется тот, кто не сможет на них ответить.

Обратите внимание на то, что ответы на эти вопросы многие из нас знают и поэтому могут предположить, что смогут с легкостью на них ответить. Однако это не так. Даже если в этой жизни легко ответить на эти вопросы, то после смерти на них смогут ответить только те, кем Аллах будет доволен. А Аллах Всевышний остаётся довольным теми, кто соблюдает требования, вытекающие из этих трёх вопросов, и помогает им ответить на них.

Тема, которая затрагивается в этой небольшой книге, является интересной и важной для каждого раба Аллаха. Так что каждый, кто не имеет об этом достаточной информации, рискует погубить свою мирскую и загробную жизнь. Поэтому обратите внимание на название книги! Упомянутые здесь три вопроса — это вопросы, которые будут задаваться рабу после смерти, в барзахе [Барзах — период времени, который наступает после смерти, и будет длиться до Дня Воскресения.]. То есть: «Кто твой Господь?», «Какова твоя религия?», «Кто твой пророк?»Несомненно, каждый человек удостоверится в истинности этого, будучи в барзахе. Поэтому стоит задуматься об этом. Как же счастлив тот, кто познал своего Господа, свою религию и своего пророка! Всевышний Аллах поможет этому человеку совершать праведные деяния в этой жизни и поможет ему добиться успеха, отвечая на вопросы в барзахе.

Сказал Всевышний Аллах: «Аллах поддерживает верующих твердым словом в мирской жизни и Последней жизни»(Ибрáхúм, 27).

А в мире будущем, он окажется в Раю, среди неисчерпаемых благ. Сказал Всевышний:

«Тем же, которые уверовали и совершали праведные деяния, уготованы Райские сады, в которых текут реки. Это — великое преуспеяние!»(Созвездия зодиака, 11).

А что же касается того, кто не познал своего Господа, свою религию и своего пророка, произносил эти три основы своим языком, но не подтверждал делом, поистине он является из тех, кто потерпел убыток! Так как он будет пребывать в заблуждении как в этом мире, так и в мире ином.

Сказал Всевышний Аллах:

«А беззаконников Аллах вводит в заблуждение — Аллах вершит то, что пожелает»(Ибрáхúм, 27).

А в День Воскресения он окажется в Аду, где он будет пребывать вечно и в нескончаемых мучениях. Сказал Всевышний Аллах:

«Воистину, неуверовавшие люди Писания и многобожники окажутся в огне Геенны и пребудут там вечно. Они являются наихудшими из тварей»(Ясное знамение, 5).

Приводя эти примеры, мы не хотим разочаровывать читателя, а напротив, стремимся предупредить его об этой истине. Так как всё это является Словом Аллаха, и оно неизменно.

Сказал Всевышний Аллах:

«Слово твоего Господа исполнилось правдиво и справедливо! Никто не изменит Его Слов. Он — Слышащий, Знающий»(аль – Ан'áм, 115).

Поэтому к экзамену в барзахе и ко дню расчёта следует готовиться более тщательно, чем к вопросам мирских экзаменов. Произнести фразу: «Мой Господь Аллах» в мирской жизни очень легко. Но если внимательно понаблюдать, то мы увидим, что те, которые всю свою жизнь признавали Аллаха на словах и не повиновались ему в делах, зачастую перед смертью затрудняются, и им не удаётся даже выговорить такие простые слова, как слова свидетельства (шахада). Интересно, каково же будет положение человека, который не сможет выговорить эти слова перед смертью, в барзахе? Обращаемся к Аллаху с мольбой, чтобы Он помог нам произнести эти слова! Поэтому человек должен выполнять приказы Того, Кто создал его по стадиям и вселил в него душу, когда тот находился в утробе своей матери!

На вопрос: «Кто твой Господь?» — всего лишь один ответ: «Аллах!» Этот ответ можно подтвердить словами Самого же Всевышнего.

Аллах Всевышний сказал:

«Если ты спросишь у них, кто сотворил их, они непременно скажут: «Аллах». До чего же они отвращены от истины!»(Украшения, 87).

Следует отметить, что каждый, кто говорит: «Мой Господь Аллах», — и не выполняет Его приказы, не является подтвердившим свои слова делами. Таким образом, истинным верующим является тот, кто повинуется своему Господу после того, как познал Его. О них Аллах Всевышний сказал:

«Воистину, к тем, которые сказали: «Наш Господь—Аллах»,—а потом были стойки, нисходят ангелы: «Не бойтесь и не печальтесь, а возрадуйтесь Раю, который был обещан вам»»(Разъяснены, 30).

Этот áят ясно указывает на то, что произнесения слов: «Мой Господь — Аллах», — недостаточно и что помимо этого следует выполнять приказы Господа. Абдуллах ибн 'Аббас (Да будет доволен им Аллах!) двоюродный брат Пророка (Да благословит его Аллах и ниспошлет ему мир!), истолковывая этот áят, сказал: «…а потом были стойки»,—т. е. выполняли повеления Аллаха» [«Джами' аль-Байан» 24/115.].

На вопрос: «Какова твоя религия?»— мы можем получить разные ответы, но правильный из них только тот, который дал Всевышний Аллах. И в этом послании — ответ на этот вопрос.

На вопрос: «Кто твой пророк?»—конечно же, каждый мусульман ответит: «Мухаммад». Но если мы спросим о личности этого человека, то обнаружим, что у многих нет об этом знаний. Но нам необходимы знания о такой личности как Мухаммад (Мир ему и благословение Аллаха!). И в этом послании — познание Мухаммада (Да благословит его Аллах и ниспошлет ему мир!).

В переводах текстов Корана — в зависимости от того, что я считала более правильным — были использованы труды Кулиева, с некоторым изменениями там, где я посчитала это необходимым, используя для этого в основном тафсир Ибну Касира, тафсúр Шейха ’Абдуррахмáна бин Нáсир Ас-Са’ди, тафсúр Абу Бакра Джáбира Аль-Джазáири и Курратуль-’Айнайни ’алá тафсúриль-Джалáлайни.

В некоторых словах арабского происхождения, в произношении которых часто ошибаются, я посчитала нужным поставить ударения.

Символ (’) перед буквами «а», «и», «у», указывает на то, что они произносятся как арабская «ع» «’айн», а перед буквой «г» как арабская «غ» «’гойн».

По мере своих сил я старалась, чтобы перевод книги появился в лучшем виде, уповая на вознаграждение Аллаха, надеясь на то, что я смогу облегчить для читателя извлечение пользы из этого труда. Я также надеюсь на то, что Аллах направит на правильный путь кого-нибудь из Своих рабов, сделав причиной этого наш труд, и сбережёт для нас награду за наши старания до того «дня, когда не помогут ни богатство, ни дети, и спасется только тот, кто пришел с непорочным сердцем» (Поэты, 89).

Я прошу Аллаха даровать нам благое намерение. Он Слышащий, Отвечающий. И да благословит Аллах и да приветствует нашего Пророка Мухаммада и его семейство!

✵✵✵✵✵✵✵✵✵


Биография
Сáлиха ибн ‘Абд аль-‘Азиза ибн Мухаммада ибн Ибрáхúма Али аш-Шейха

Имя человека, написавшего комментарии к этому труду, известно многим верующим, он один из ученых Ислáмской Уммы. Сáлих ибн ‘Абд аль-‘Азиз ибн Мухаммад ибн Ибрáхúм Áли аш - Шейх родился в Эр-Рияде в 1379 г. х. и вырос в образованной и набожной семье, которая пользовалась уважением среди верующих. Большое влияние на него оказал отец, от которого он приобрел много знаний. Шейх не раз говорил о своем отце: «Я научился от своего отца аккуратно поклоняться и правильно изъясняться».

С раннего возраста он изучал науки и проводил время в кругу ученых, благодаря чему он превзошел многих своих сверстников. Он быстро выучил Коран наизусть и запомнил много хадисов и имен их передатчиков, в совершенстве освоил такие ключевые науки как основы законоведения, терминология хадисов, различные области арабского языка.

Высшее образование он получил в Ислáмском Университете имени имама Мухаммада ибн Са’уда, по окончании которого он присоединился к преподавательскому составу. До 1416 г. х. он работал преподавателем, после чего был назначен на должность заместителя Министра ислáмских дел. В 1420 г. х. был издан указ о его назначении на должность Министра ислáмских дел.

Шейх прочел много книг в различных областях науки, собрал редкие книги и ценные рукописи, что позволило ему получить всестороннее образование. Ученые мусульманского мира признали его заслуги и предоставили ему право пересказывать хадисы с цепочками передатчиков.

Шейх является автором семнадцати трудов и сочинений, отличающихся широтой исследования и научной достоверностью. Он часто дает уроки в мечетях и читает лекции, носящие характер наставлений. Он принял участие во многих международных конференциях, и его выступления отличались умеренностью, взвешенностью и научной достоверностью.

Да хранит его Аллах и приумножит его полезные познания и праведные деяния, чтобы он приносил пользу целым странам и народам!

✵✵✵✵✵✵✵✵✵


Автор книги шейх Мухаммад ибн Сулейман ат-Тамими(Да смилуется над ним Аллах!)сказал:

Cименем Аллаха Милостивого, Милосердного!

Знай, да смилостивиться над тобой Аллах, что каждый из нас обязательно должен познать четыре вопроса:

1) Знание. Оно включает в себя познание Аллаха, познание его пророка и познание религии Ислама на основании доказательств (из Священного Корана и Сунны — прим. Пер).

Слова из Курана или Сунны,

И врач этого – учёный робáний.

От переводчика

Уважаемый читатель!

Ты держишь в своих руках перевод книги, которая является комментарием к труду «Салясатуль-Усуль», написанному Шейхуль-ислáмом Абу аль-Хусейном Мухаммадом ат-Тамúмú (1115-1206), да смилуется над ним Аллах.

Выражение «Салясатуль-Усуль» переводится как «Три основы».

Эта книга охватывает очень важную проблему. Каждый из нас живёт, развивается и покидает эту жизнь, согласно не изменяющемуся распорядку. Но не все из нас проинформированы о событиях, которые ждут нас после смерти. Пусть вас не смущает название этой книги «Три основы». Каждому из нас зададут эти три вопроса. Пророк (Да благословит его Аллах и приветствует!) после погребения одного из сподвижников остановился у его могилы и сказал: «Молите Аллаха о прощении для вашего брата и просите, чтобы Он его укрепил, ибо, поистине сейчас ему задают вопросы» [«Сунан Абу Давуд», 2/70; «Ахкам аль-джанаиз», стр. 198.].А в другом хадисе [«Сунан Абу Давуд», 2/281; «Ахкам аль-джанаиз», стр. 198-202.]передаётся, что после смерти человеку предстоит ответить на три вопроса: «Кто твой Господь?», «Какова твоя религия?», «Кто твой пророк?»— и тот, кто ответит на них, преуспеет, а в убытке окажется тот, кто не сможет на них ответить.

Обратите внимание на то, что ответы на эти вопросы многие из нас знают и поэтому могут предположить, что смогут с легкостью на них ответить. Однако это не так. Даже если в этой жизни легко ответить на эти вопросы, то после смерти на них смогут ответить только те, кем Аллах будет доволен. А Аллах Всевышний остаётся довольным теми, кто соблюдает требования, вытекающие из этих трёх вопросов, и помогает им ответить на них.

Тема, которая затрагивается в этой небольшой книге, является интересной и важной для каждого раба Аллаха. Так что каждый, кто не имеет об этом достаточной информации, рискует погубить свою мирскую и загробную жизнь. Поэтому обратите внимание на название книги! Упомянутые здесь три вопроса — это вопросы, которые будут задаваться рабу после смерти, в барзахе [Барзах — период времени, который наступает после смерти, и будет длиться до Дня Воскресения.]. То есть: «Кто твой Господь?», «Какова твоя религия?», «Кто твой пророк?»Несомненно, каждый человек удостоверится в истинности этого, будучи в барзахе. Поэтому стоит задуматься об этом. Как же счастлив тот, кто познал своего Господа, свою религию и своего пророка! Всевышний Аллах поможет этому человеку совершать праведные деяния в этой жизни и поможет ему добиться успеха, отвечая на вопросы в барзахе.

Сказал Всевышний Аллах: «Аллах поддерживает верующих твердым словом в мирской жизни и Последней жизни»(Ибрáхúм, 27).

А в мире будущем, он окажется в Раю, среди неисчерпаемых благ. Сказал Всевышний:

«Тем же, которые уверовали и совершали праведные деяния, уготованы Райские сады, в которых текут реки. Это — великое преуспеяние!»(Созвездия зодиака, 11).

А что же касается того, кто не познал своего Господа, свою религию и своего пророка, произносил эти три основы своим языком, но не подтверждал делом, поистине он является из тех, кто потерпел убыток! Так как он будет пребывать в заблуждении как в этом мире, так и в мире ином.

Сказал Всевышний Аллах:

«А беззаконников Аллах вводит в заблуждение — Аллах вершит то, что пожелает»(Ибрáхúм, 27).

А в День Воскресения он окажется в Аду, где он будет пребывать вечно и в нескончаемых мучениях. Сказал Всевышний Аллах:

«Воистину, неуверовавшие люди Писания и многобожники окажутся в огне Геенны и пребудут там вечно. Они являются наихудшими из тварей»(Ясное знамение, 5).

Приводя эти примеры, мы не хотим разочаровывать читателя, а напротив, стремимся предупредить его об этой истине. Так как всё это является Словом Аллаха, и оно неизменно.

Сказал Всевышний Аллах:

«Слово твоего Господа исполнилось правдиво и справедливо! Никто не изменит Его Слов. Он — Слышащий, Знающий»(аль – Ан'áм, 115).

Поэтому к экзамену в барзахе и ко дню расчёта следует готовиться более тщательно, чем к вопросам мирских экзаменов. Произнести фразу: «Мой Господь Аллах» в мирской жизни очень легко. Но если внимательно понаблюдать, то мы увидим, что те, которые всю свою жизнь признавали Аллаха на словах и не повиновались ему в делах, зачастую перед смертью затрудняются, и им не удаётся даже выговорить такие простые слова, как слова свидетельства (шахада). Интересно, каково же будет положение человека, который не сможет выговорить эти слова перед смертью, в барзахе? Обращаемся к Аллаху с мольбой, чтобы Он помог нам произнести эти слова! Поэтому человек должен выполнять приказы Того, Кто создал его по стадиям и вселил в него душу, когда тот находился в утробе своей матери!

На вопрос: «Кто твой Господь?» — всего лишь один ответ: «Аллах!» Этот ответ можно подтвердить словами Самого же Всевышнего.

Аллах Всевышний сказал:

«Если ты спросишь у них, кто сотворил их, они непременно скажут: «Аллах». До чего же они отвращены от истины!»(Украшения, 87).

Следует отметить, что каждый, кто говорит: «Мой Господь Аллах», — и не выполняет Его приказы, не является подтвердившим свои слова делами. Таким образом, истинным верующим является тот, кто повинуется своему Господу после того, как познал Его. О них Аллах Всевышний сказал:

«Воистину, к тем, которые сказали: «Наш Господь—Аллах»,—а потом были стойки, нисходят ангелы: «Не бойтесь и не печальтесь, а возрадуйтесь Раю, который был обещан вам»»(Разъяснены, 30).

Этот áят ясно указывает на то, что произнесения слов: «Мой Господь — Аллах», — недостаточно и что помимо этого следует выполнять приказы Господа. Абдуллах ибн 'Аббас (Да будет доволен им Аллах!) двоюродный брат Пророка (Да благословит его Аллах и ниспошлет ему мир!), истолковывая этот áят, сказал: «…а потом были стойки»,—т. е. выполняли повеления Аллаха» [«Джами' аль-Байан» 24/115.].

На вопрос: «Какова твоя религия?»— мы можем получить разные ответы, но правильный из них только тот, который дал Всевышний Аллах. И в этом послании — ответ на этот вопрос.

На вопрос: «Кто твой пророк?»—конечно же, каждый мусульман ответит: «Мухаммад». Но если мы спросим о личности этого человека, то обнаружим, что у многих нет об этом знаний. Но нам необходимы знания о такой личности как Мухаммад (Мир ему и благословение Аллаха!). И в этом послании — познание Мухаммада (Да благословит его Аллах и ниспошлет ему мир!).

В переводах текстов Корана — в зависимости от того, что я считала более правильным — были использованы труды Кулиева, с некоторым изменениями там, где я посчитала это необходимым, используя для этого в основном тафсир Ибну Касира, тафсúр Шейха ’Абдуррахмáна бин Нáсир Ас-Са’ди, тафсúр Абу Бакра Джáбира Аль-Джазáири и Курратуль-’Айнайни ’алá тафсúриль-Джалáлайни.

В некоторых словах арабского происхождения, в произношении которых часто ошибаются, я посчитала нужным поставить ударения.

Символ (’) перед буквами «а», «и», «у», указывает на то, что они произносятся как арабская «ع» «’айн», а перед буквой «г» как арабская «غ» «’гойн».

По мере своих сил я старалась, чтобы перевод книги появился в лучшем виде, уповая на вознаграждение Аллаха, надеясь на то, что я смогу облегчить для читателя извлечение пользы из этого труда. Я также надеюсь на то, что Аллах направит на правильный путь кого-нибудь из Своих рабов, сделав причиной этого наш труд, и сбережёт для нас награду за наши старания до того «дня, когда не помогут ни богатство, ни дети, и спасется только тот, кто пришел с непорочным сердцем» (Поэты, 89).

Я прошу Аллаха даровать нам благое намерение. Он Слышащий, Отвечающий. И да благословит Аллах и да приветствует нашего Пророка Мухаммада и его семейство!

✵✵✵✵✵✵✵✵✵


Биография
Сáлиха ибн ‘Абд аль-‘Азиза ибн Мухаммада ибн Ибрáхúма Али аш-Шейха

Имя человека, написавшего комментарии к этому труду, известно многим верующим, он один из ученых Ислáмской Уммы. Сáлих ибн ‘Абд аль-‘Азиз ибн Мухаммад ибн Ибрáхúм Áли аш - Шейх родился в Эр-Рияде в 1379 г. х. и вырос в образованной и набожной семье, которая пользовалась уважением среди верующих. Большое влияние на него оказал отец, от которого он приобрел много знаний. Шейх не раз говорил о своем отце: «Я научился от своего отца аккуратно поклоняться и правильно изъясняться».

С раннего возраста он изучал науки и проводил время в кругу ученых, благодаря чему он превзошел многих своих сверстников. Он быстро выучил Коран наизусть и запомнил много хадисов и имен их передатчиков, в совершенстве освоил такие ключевые науки как основы законоведения, терминология хадисов, различные области арабского языка.

Высшее образование он получил в Ислáмском Университете имени имама Мухаммада ибн Са’уда, по окончании которого он присоединился к преподавательскому составу. До 1416 г. х. он работал преподавателем, после чего был назначен на должность заместителя Министра ислáмских дел. В 1420 г. х. был издан указ о его назначении на должность Министра ислáмских дел.

Шейх прочел много книг в различных областях науки, собрал редкие книги и ценные рукописи, что позволило ему получить всестороннее образование. Ученые мусульманского мира признали его заслуги и предоставили ему право пересказывать хадисы с цепочками передатчиков.

Шейх является автором семнадцати трудов и сочинений, отличающихся широтой исследования и научной достоверностью. Он часто дает уроки в мечетях и читает лекции, носящие характер наставлений. Он принял участие во многих международных конференциях, и его выступления отличались умеренностью, взвешенностью и научной достоверностью.

Да хранит его Аллах и приумножит его полезные познания и праведные деяния, чтобы он приносил пользу целым странам и народам!

✵✵✵✵✵✵✵✵✵


Автор книги шейх Мухаммад ибн Сулейман ат-Тамими(Да смилуется над ним Аллах!)сказал:

Cименем Аллаха Милостивого, Милосердного!

Знай, да смилостивиться над тобой Аллах, что каждый из нас обязательно должен познать четыре вопроса:

1) Знание. Оно включает в себя познание Аллаха, познание его пророка и познание религии Ислама на основании доказательств (из Священного Корана и Сунны — прим. Пер).

Действие в соответствии с ним.

3) Призыв(да‘ва)к этому.

Наши рекомендации