Об органах институционного проявления ереси экуменизма.
Далее в анализируемом нами документе утверждается, что «Поместные Православные Церкви — члены ВСЦ принимают полное и равноправное участие в структуре ВСЦ»[40] — организации, являющейся подлинным источником экклезиологических ересей. Так, в главе 19 документа утверждается, что основополагающими для участия Православных Церквей в ВСЦ являются конституция данной организации, а также Торонтская Декларация 1950 года[41].
В первом из этих документов, уставе Всемирного Совета Церквей, оговаривается, что «посредством Совета церкви […] облегчат общее исповедание во всякое время и на всяком месте и будут взаимно поддерживать друг друга в деле миссии и евангелизации»[42]. Однако Православная Церковь, будучи Одной [Единой] Церковью, не может присоединяться к еретическим организациям с общими исповеданиями и не может поддерживать их труд по миссии и евангелизации, ибо они не ведут людей ко Христу, по свидетельству свт. Иоанна Златоуста: «Спасение всего мира совершается не от дел закона, но во Христе, и безбожным ересям не оставляем никакого основания для надежды, но полагаем их вне всякой надежды, так как они не имеют ни малейшего общения со Христом»[43].
А Торонтская Декларация, также отмеченная в документе «Отношения Православной Церкви с остальным христианским миром», содержит следующее утверждение: «Церкви-члены сознают, что их членство в Церкви Христовой более всеобъемлюще, чем членство в их собственных Церквах. […] Все христианские Церкви, включая Римскую Церковь, считают, что нет полного тождества между членством во Вселенской Церкви и членством в их собственной Церкви. Они признают, что есть члены Церквей “за стенами” ее [extra muros], что они “равным образом” принадлежат к Церкви и даже что есть “Церковь вне Церкви” [ecclesia extra ecclesiam]»[44].
Мы считаем, что данные ереси и хулы несовместимы с Православием, ибо мы исповедуем, что существует полное тождество между Православной Церковью и Церковью Христовой, и утверждаем вместе со св. Иринеем Лионским: «Истина находится только в Кафолической Церкви, хранительнице апостольского предания. Ереси недавни и не могут вести своего начала от апостолов»[45].
Далее документ «Отношения Православной Церкви с остальным христианским миром» утверждает, что «Православная Церковь […] в целом положительно оценивает документы богословского характера, принятые Комиссией (Комиссией «Вера и церковное устройство». — Авт.)»[46]. Один из данных богословских текстов, составленный в Лиме в 1982 году, назван «Крещение, Евхаристия и Священство» («Baptism, Eucharist and Ministry») и утверждает, в частности, что «Церкви должны, однако, избегать атрибутировать [приписывать] свои частные формы священства непосредственно воле и установлению Иисуса Христа»[47]. Мы же исповедуем, что подобное утверждение никоим образом не совместимо с учением Православной Церкви, священство которой, мы твердо веруем в это, было основано Самим Иисусом Христом.
В то же время в документе, принятом на Критском соборе, утверждается, что «Православная Церковь не выражает полного согласия с интерпретацией в этих документах важнейших вопросов веры и устройства»[48]. Однако документ «Крещение, Евхаристия и Священство» не допускает подобных оговорок, что подчеркивалось нынешним патриархом Московским Кириллом, утверждавшим, что соответствующий документ является результатом «православного участия и свидетельства в рамках ВСЦ»[49].
Приведенные выше доказательства, не исчерпывающие всех ересей в рамках ВСЦ, в котором Православные Церкви «принимают полное и равноправное участие» , более чем достаточны для того, чтобы утверждать, что он является еретической организацией. И если даже участие Православных Церквей в ВСЦ неприемлемо, то насколько же больше утверждение ценностей данной организации на уровне архиерейского собора Русской Православной Церкви и на всеправославном уровне предосудительно и не может быть принято православными христианами.
Соборный строй
В продолжении документа, принятым на Критском соборе, утверждается, что «сохранение истинной православной веры возможно только благодаря соборному строю, который издревле представлял компетентный и высший критерий Церкви в вопросах веры»[50]. Соборный строй очень важен для Церкви, являясь выражением ее Соборности, однако он никак не может быть назван компетентным и высшим критерием Церкви в вопросах веры, что неоднократно было продемонстрировано в истории Церкви. Вспомним хотя бы о разбойничьем Эфесском соборе 449 года, в котором участвовали сотни епископов и который утвердил монофизитскую ересь.
А сохранение истинной православной веры является характеристикой Соборности Церкви, ибо она «Соборною называется потому, что находится во всей Вселенной от концов земли до концов ея, что повсеместно и в полноте преподает всё то учение, которое должны знать люди, учение о вещах видимых и невидимых, небесных и земных, что весь род человеческий приводит к истинной вере»[51], вере, обеспечиваемой не только соборным строем, который не может быть признан непогрешимым, а Церковью в ее полноте.
То же говорит нам св. ап. Павел: «Но если бы даже мы или Ангел с неба стал благовествовать вам не то, что мы благовествовали вам, да будет анафема» (Гал. 1: 8), — слова, которые блж. Феофилакт Болгарский толкует следующим образом: «Подвергая анафеме ангелов и себя, он отвергает всякий авторитет и человеческую дружбу в деле веры… И говорит он это не в унижение апостолов, а желая заградить уста обольстителям и показать, что не признаёт авторитета, когда заходит речь о догматах»[52].
Таким образом, собор служит аутентичным выражением Соборности Церкви только тогда, когда он находится согласии и единомыслии со Священным Писанием, Святыми Соборами и святыми отцами Православной Церкви, а не только благодаря механическому выражению соборного строя, что утверждает и свт. Василий Великий: «Слушатели, наставленные в Писании, должны испытывать, что говорят учители, и согласное с Писаниями принимать, а не согласное отметать и держащихся таковых учений еще более отвращаться»[53].
Таким образом, приведенное утверждение стремится подменить Соборность Церкви соборным строем как абсолютным ориентиром в вопросах веры, что чуждо учению Православной Церкви.
[1] http://theolcom.ru/events/114-opublikovany-dokumenty-kritskogo-sobora-18-26-iyunya-2016-goda
[2] http://www.patriarchia.ru/db/text/4561903.html
[3] Там же
[4] http://www.patriarchia.ru/db/text/4367700.html
[5] http://www.patriarchia.ru/db/text/4561903.html
[6] https://orthodoxethos.com/post/scans-of-the-final-signed-documents-from-the-cretan-council-available-on-line
[7]Письма, изд-во св. мон-ря «Апостола и евангелиста Иоанна Богослова», «Василика», 149 с. // Ἐπιστολές, ἐκδ. Ἱερὸν Ἡσυχαστήριον Μοναζουσῶν «Εὐαγγελιστὴς Ἰωάννης ὁ Θεολόγος», Βασιλικὰ Θεσσαλονίκης 2008, σελ. 149ἑ.
[8]ТолкованиенапосланиекЕфесянам11, 3 стр. 62, 83. // Εἰς τὴν Πρὸς Ἐφεσίους 11, 3· PG 62, 83· «…ὅταν πάντες ὁμοίως πιστεύομεν, τότε ἑνότης ἐστί … Τοῦτο γάρ ἐστιν ἑνότης Πίστεως, ὅταν πάντες ἓν ὦμεν, ὅταν πάντες ὁμοίως τὸν σύνδεσμον ἐπιγινώσκομεν».
[9]Св. Афанасий Великий. О соборах в Аримине и Селевкии. 38, c. 26, 760. // ΠερὶτῶνἐνἈριμίνῳκαὶΣελευκείᾳΣυνόδων 38, PG 26, 760· «Ποίαπίστιςπαρὰτούτοις, παρ΄οἷςοὐλόγος, οὐγράμμαβέβαιον, ἀλλὰπάντακατὰκαιρὸνἀλλάσσεταικαὶμεταβάλλεται;».
[10]Еф. 1, 22-23, Кол. 1, 24.
[11]1 Кор. 2, 16.
[12]1 Кор. 1, 13: «μεμέρισταιὁΧριστός;».
[13] См. Еф. 4, 5: «Един Господь, едина вера, едино крещение».
[14]Еф. 3, 10: «… ἵναγνωρισθῇνῦνταῖςἀρχαῖςκαὶταῖςἐξουσίαιςἐντοῖςἐπουρανίοιςδιὰτῆςἘκκλησίαςἡπολυποίκιλοςσοφίατοῦΘεοῦ».
[15]Кафизма 1 стихиры, среда после Пятидесятницы. //Κάθισματῆςα΄στιχολογίαςτοῦὌρθρουτῆςΤετάρτηςμετὰτὴνΠεντηκοστήν, «Καθὼςἐπηγγείλατο, αὐτεξουσίωςμολόν, τὸΠνεῦματὸἍγιον, τοῖςἈποστόλοιςΧριστέ, εἰςμίανσυνήρμοσεΠίστεωςσυμφωνίαντῆςἀκτίστουΤριάδος, γλώσσαςτὰςδιαφόρουςτῆςἐθνῶνπανσπερμίας».
[16]Деяния св. Максима в первой ссылке, т.е. в Визии. 12, с. 90, 145 B.C. // Περὶτῶνπραχθέντωνἐντῇπρώτῃαὐτοῦἐξορίᾳ, ἤτοιἐνΒιζύῃ 12, PG 90, 145 B.C. «ΘΕΟΔ.: Ἐκεῖνοςὁχάρτηςκατηνέχθηκαὶἀπεβλήθη. ΜΑΞ.: Κατηνέχθηἐκτῶνλιθίνωντοίχων, οὐμὴνἐκτῶννοερῶνψυχῶν. ΔέξωνταιτὴνκατάκρισιντούτωντὴνἐνΡώμῃσυνοδικῶςἐκτεθεῖσανδι΄εὐσεβῶνδογμάτωντεκαὶκανόνων, καὶλέλυταιτὸμεσότοιχονκαὶπροτροπῆςοὐδεόμεθα».
[17]Евр. 13, 17: «Повинуйтесь наставникам вашим и будьте покорны, ибо они неусыпно пекутся о душах ваших, как обязанные дать отчет».
[18]Эпанагога, титул 3, гл. 1 и 2. // Ἐπαναγωγή, τίτλοςΓ΄, κεφ. α΄ & β΄: «ΠατριάρχηςἐστὶνεἰκὼνζῶσαΧριστοῦκαὶἔμψυχος, δι΄ἔργωνκαὶλόγωνχαρακτηρίζουσατὴνἀλήθειαν […] ΣκοπὸςτῷΠατριάρχῃπρῶτονμέν, οὓςἐκΘεοῦπαρέλαβεν, εὐσεβείᾳκαὶσεμνότητιβίουδιαφυλάξαι, ἔπειταδὲκαὶπάνταςτοὺςαἱρετικοὺςκατὰτὸδυνατὸναὐτῷπρὸςτὴνὀρθοδοξίανκαὶτὴνἕνωσιντῆςἘκκλησίαςἐπιστρέψαι (αἱρετικοὶδὲτοῖςνόμοιςκαὶτοῖςκανόσικαλοῦνταικαὶοἱτῇΚαθολικῇμὴκοινωνοῦντεςἘκκλησίᾳ)».
[19]25 мая 2014 г.
[20] Дословно ἐκκλησιαστικοποιεῖται, ─ прим. пер.
[21]http://zeldol.prihod.ru/nachinayshemy_hristianiny/view/id/1173476
[22] В оригинале τοῦὑγιοῦςπληρώματοςτῆςἘκκλησίας – дословно «здоровой полноты Церковной».
[23]Колимбари – деревня на северо-западе о. Крит, где расположена Православная Академия, в которой в июне 2016 г. проходил Всеправославный Собор.
[24] Игра слов в греческом языке: κολυμπάω ─ плавать, τὸΚολυμπάρι (Колимбари) ─ аналог названию «Заплывное» в русском языке.
[25]Здесь и далее выделено в соответствии с текстом оригинала. ─ прим. переводчика.
[26]Здесь и далее документ цитируется по переводу, который приведен на сайте https://mospat.ru/ru/2016/01/28/news127362/. В документе дословно говорится следующее: «Православная Церковь признает историческое существование и других христианских церквей и конфессий, не находящихся в общении с Ней» (ἡ Ὀρθόδοξη Ἐκκλησία ἀναγνωρίζει τήν ἱστορικήν ὕπαρξιν ἄλλων Χριστιανικῶν Ἐκκλησιῶν καί Ὁμολογιῶν μή εὑρισκομένων ἐν κοινωνίᾳ μετ’ αὐτῆς). ─ прим. переводчика.
[27] Сам термин «инославные» (οἱἑτερόδοξες) переводился до революции как «иноверцы». Иноверец – законодат. термин для означения лиц, принадлежащих к одному из дозволенных в России нехристианских исповеданий (еврейск. исповедание, мусульманство, ламаизм и другие виды язычества); но часто И. назыв. и христиане иностранных христианских исповеданий. (Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. — С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон. 1890—1907). ─ прим. переводчика.
http://dic.academic.ru/dic.nsf/efremova/275344/%D0%B8%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D0%B5%D1%80%D1%86%D1%8B
По «Православной Энциклопедии», ИНОСЛАВНЫЕ — общее наименование неправосл. христиан, используемое в правосл. Церкви (термин «инославие» является переводом греч. ἑτεροδοξία). <…> В синодальный период термин «инославные» в законодательстве не употреблялся, нередко И. официально включались в группу иноверцев или иностранных исповеданий. В то же время представители легальных инославных исповеданий имели особый правовой статус. … В 1917 г. Временное правительство приняло меры по созданию внеконфессионального гос-ва. 20 марта вышло постановление «Об отмене вероисповедных и национальных ограничений», в котором объявлялось о равенстве всех религий перед законом, отменялись все действовавшие ранее ограничения в правах. Было легализовано униат. богослужение. Закон «О свободе совести», принятый 14 июля, провозглашал свободу религ. самоопределения для каждого гражданина по достижении 14-летнего возраста. 5 авг. было создано Мин-во исповеданий с входящим в него Департаментом по делам инославных и иноверных исповеданий. Т. о., впервые в названии гос. органа был использован термин «инославие». Впрочем, уже 25 окт. мин-во прекратило существование. … В XX – нач. XXI в. термин «инославие» в церковной практике употребляется значительно чаще, чем до этого, отчасти потому, что с развитием экуменического движения и межцерковных контактов сузилась сфера употребления канонических терминов «еретики» и «раскольники» как неуместных в данном контексте ввиду их негативной окраски.
„Православная энциклопедия”, статья „инославные” http://www.pravenc.ru/text/468817.html