Пришествие в мир Господа Иисуса Христа
Пролог Евангелия от Иоанна:
предвечное бытие и воплощение Бога-Слова
1 В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог. 2 Оно было в начале у Бога. 3 Все чрез Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть. 4 В Нем была жизнь, и жизнь была свет человеков. 5 И свет во тьме светит, и тьма не объяла его.
6 Был человек, посланный от Бога; имя ему Иоанн. 7 Он пришел для свидетельства, чтобы свидетельствовать о Свете, дабы все уверовали чрез него. 8 Он не был свет, но был послан, чтобы свидетельствовать о Свете.
9 Был Свет истинный, Который просвещает всякого человека, приходящего в мир. 10 В мире был, и мир чрез Него начал быть, и мир Его не познал. 11 Пришел к своим, и свои Его не приняли. 12 А тем, которые приняли Его, верующим во имя Его, дал власть быть чадами Божиими, 13 которые ни от крови, ни от хотения плоти, ни от хотения мужа, но от Бога родились.
14 И Слово стало плотию, и обитало с нами, полное благодати и истины; и мы видели славу Его, славу, как Единородного от Отца. 15 Иоанн свидетельствует о Нем и, восклицая, говорит: Сей был Тот, о Котором я сказал, что Идущий за мною стал впереди меня, потому что был прежде меня. 16 И от полноты Его все мы приняли и благодать на благодать, 17 ибо закон дан чрез Моисея; благодать же и истина произошли чрез Иисуса Христа. 18 Бога не видел никто никогда; Единородный Сын, сущий в недре Отчем, Он явил.
Ἐν ἀρχῇ ἦν ὁ Λόγος, καὶ ὁ Λόγος ἦν πρὸς τὸν Θεόν, καὶ Θεὸς ἦν ὁ Λόγος. οὗτος ἦν ἐν ἀρχῇ πρὸς τὸν Θεόν. πάντα δι’ αὐτοῦ ἐγένετο, καὶ χωρὶς αὐτοῦ ἐγένετο οὐδὲ ἓν ὃ γέγονεν. ἐν αὐτῷ ζωὴ ἦν καὶ ἡ ζωὴ ἦν τὸ φῶς τῶν ἀνθρώπων· καὶ τὸ φῶς ἐν τῇ σκοτίᾳ φαίνει, καὶ ἡ σκοτία αὐτὸ οὐ κατέλαβεν. Ἐγένετο ἄνθρωπος ἀπεσταλμένος παρὰ Θεοῦ, ὄνομα αὐτῷ Ἰωάννης· οὗτος ἦλθεν εἰς μαρτυρίαν, ἵνα μαρτυρήσῃ περὶ τοῦ φωτός, ἵνα πάντες πιστεύσωσιν δι’ αὐτοῦ. οὐκ ἦν ἐκεῖνος τὸ φῶς, ἀλλ’ ἵνα μαρτυρήσῃ περὶ τοῦ φωτός. Ἦν τὸ φῶς τὸ ἀληθινόν, ὃ φωτίζει πάντα ἄνθρωπον, ἐρχόμενον εἰς τὸν κόσμον. ἐν τῷ κόσμῳ ἦν, καὶ ὁ κόσμος δι’ αὐτοῦ ἐγένετο, καὶ ὁ κόσμος αὐτὸν οὐκ ἔγνω. εἰς τὰ ἴδια ἦλθεν, καὶ οἱ ἴδιοι αὐτὸν οὐ παρέλαβον, ὅσοι δὲ ἔλαβον αὐτόν, ἔδωκεν αὐτοῖς ἐξουσίαν τέκνα Θεοῦ γενέσθαι, τοῖς πιστεύουσιν εἰς τὸ ὄνομα αὐτοῦ, οἳ οὐκ ἐξ αἱμάτων οὐδὲ ἐκ θελήματος σαρκὸς οὐδὲ ἐκ θελήματος ἀνδρὸς ἀλλ’ ἐκ Θεοῦ ἐγεννήθησαν.
Начальный фрагмент Евангелия от Иоанна (Ин 1:1-18) называется прологом. Содержание пролога сугубо догматическое, поэтому он нередко выступает в качестве отдельного предмета исследования. В прологе Евангелист Иоанн раскрыл учение о предвечном бытии Бога Слова и о Его Воплощении.
Библеистика рассматривает пролог в трёх важнейших аспектах:
· Божественность лица Иисуса Христа (Ин 1:1)
· Отношение Иисуса Христа к Отцу (Ин 1:2-3)
· Отношение Логоса ко Вселенной (Ин 1:4-18).
Евангелия как законоположительные книги Нового Завета имеют важнейшей целью продемонстрировать, как исполнилось обетование о пришествии Мессии. Среди иудейского народа в лоне Честнейшей Дщери этого народа свершилось бессеменное зачатие Богочеловека. Пришествие в мир Спасителя, Его земное служение и подвиг искупления рода человеческого суть центральные темы любого Евангелия. Каждое из них по-своему освещает и затрагивает эти вопросы.
Н. Н. Глубоковский: «Центральный пункт евангельской истории есть Господь Спаситель, и первый вопрос по отношению к Нему касается Его богочеловеческого достоинства. Посему Евангелия, благовествуя об искуплении Иисуса Христа, как лица историческаго, естественно стремятся показать в Нём Бога…А если так, то необходимо прежде всего раскрыть, как Бог стал человеком.»
Подобно тому, как Евангелист Матфей начинает своё повествование с земной родословной Спасителя, Апостол Иоанн открывает своё Евангелие догматическим прологом о Воплощении Предвечного Слова Божия.
Св. Кирилл Александрийский:«… другие Евангелисты… с большой точностью ведут речь о плотском родословии Спасителя нашего и или по порядку низводят потомков Авраама до Иосифа, или наоборот - возводят предков Иосифа до Адама,— а блаженный Иоанн не очень много позаботился о сем, но посредством как бы пламенеющего и огненного движения ума решается касаться самих превышающих ум человеческий предметов и дерзает изъяснять неизреченное и несказанное рождение Бога-Слова.»
Пролог открывается словами в начале (Ἐν ἀρχῇ). Здесь под началом понимается бытие Троицы вне времени, которое Она сотворила. Это начало нельзя отделить от бытия Самой Троицы:
Св. Василий Великий:«В начале бе Слово… Но как же был прежде нежели рожден? говорит он. Ты не отступайся от этого: бе; не оставляй сего:в начале. У начала не возможно представить какой-нибудь крайний предел; ничего не найдется, что было бы вне начала.»
Еретики-ариане пытались перетолковать слова о начале в том смысле, что это начало было попросту моментом времени, до которого Бог не был ещё Отцом, а после которого уже обзавёлся Сыном. Православные богословы черпали аргументацию в борьбе с арианством в прологе Евангелия от Иоанна:
Св. Кирилл Александрийский:«Как же вообще сохранится тогда истинный смысл выражения: бе в начале, если Единородный получил бытие в конце веков?»
Еретики настаивали на своём, указывая на сходство начала пролога с первыми стихами книги Бытия: «В начале сотвори Бог небо и землю» (Быт 1:1). Православные сопротивлялись ереси, опираясь на текст пролога:
Блж. Феофилакт:«Там Моисей говорит: в начале Бог “сотворил” небо и землю, а здесь сказано: в начале “было” Слово. Что же общего между “сотворил” и “было”? Если бы и здесь было написано: в начале сотворил Бог Сына, то я умолчал бы; но теперь, когда здесь сказано: “в начале было”, я заключаю из сего, что Слово существует от века, а не впоследствии получило бытие, как ты пустословишь. Почему Иоанн не сказал: в начале был Сын, но: “Слово”? Слушай. Это ради немощи слушателей, дабы мы, с самого начала услышав о Сыне, не помыслили о страстном и плотском рождении.»
Если бы перед словом ἀρχῇ стоял артикль, то речь шла бы о конкретном временном начале. В тексте пролога слово ἀρχῇ употреблено без артикля, поэтому речь идёт о безвременном, вечном бытии Святой Троицы.
Н. Н. Глубоковский:«…здесь субъект определяется, как постоянное бытие, относительно котораго всегда дозволителен только предикат «был», и к которому ни в малейшей мере не приложим термин «произошёл»: Он всегда есть ἦν, в каждое мыслимое мгновение, и потому не может иметь начала.»
Св. Кирилл Александрийский:«Если же был в начале, то какой, скажи мне, ум возможет перелететь значение этого "был"? Когда же вообще это "был" может стоять как бы в конце, если оно всегда предшествует следующей мысли и предваряет следующее за ним понятие? Пораженный этим, пророк Исаия говорит; род Его кто исповестъ? Яко вземлется от земли живот Его (Ис.53, 8).»
Слово, о котором пишет Евангелист, обозначено словом ὁ Λόγος. В греческом языке оно имеет очень много значений. В толковом словаре приводится 36 различных вариантов перевода этого слова на русский язык. Все эти варианты можно сгруппировать по смыслу в три обширные класса:
· Понятия
· Произносимые слова
· Отдельно произносимые высказывания.
В любом случае, как видим, речь идёт о речи, либо в узко фонетическом смысле, либо в расширении этого смысла на синтаксическое построение речи, либо в углублении этого понятия до уровня мысленного, отвечающего этапу мысленного построения предстоящего высказывания. Это либо замысел, либо история состоявшегося словопроизнесения, либо непосредственно процесс словопроизнесения, претворяющий замысел в историю. В самом выборе слова ὁ Λόγοςусматривается глубокий смысл. Речь идёт о Существе, образ Которого связывает в себе и мышление, жизнедеятельность, грамматику и историю, – Которое «проникает до разделения души и духа, составов и мозгов и судит. помышления и намерения сердечные» (Евр 4:12), Само «давая всему дыхание, и жизнь и все». (Деян 17:25).
Н. Н. Глубоковский:«Второй предикат этого Логоса (ὁ Λόγος)как бытия постояннаго, – тот, что Он ἦν πρὸς τὸν Θεόν . Член при слове Θεόν даёт знать в Боге определённое личное существо, известное читателям, а не абстрактное понятие божества…»
Почему Евангелист выбрал Слово в качестве образа Бога?
Св. Василий Великий:«Почему Слово? Чтобы показано было, что произошел из ума. Почему Слово? Потому что рожден безстрастно. Почему Слово? Потому что Сын - образ родившего, всецело показывающий в Себе Родившего, ничего не отделивший от Него, и Сам в Себе совершенный, как и наше слово изображает собою целое наше понятие. Ибо что помыслили мы в сердце, то же самое произнесли речью; и выговоренное есть изображение сердечного помышления: потому что слово произносится от избытка сердца.»
Н.Н. Глубоковский:«Слово, как творец, бывает и промыслителем своего бытия, которое всегда и необходимо остаётся несамостоятельным, неспособным к автономному самосохранению. Всё существует благодаря Логосу, – и это потому, что ἐν αὐτῷ ζωὴ ἦν (Ин 1:4). Глагол указывает постоянное качество Логоса, полноту жизни в Нём для всех тварей. … Всё произошло из Него и только в беспредельном богатстве Его жизни продолжает черпать свое бытие, как луч в солнце, ручей – в ключе. Тут ζωὴ берётся в неограниченном смысле (без артикля) и означает не одну физическую или духовную жизнь, но ту и другую вместе».
Св. Кирилл Александрийский:«Божественное и бессмертное Естество, … столь преславное и достойное крайнего удивления, имеет и снисхождение, равное величию Его превосходного и неизреченного могущества. В противном случае сотворенная природа не могла бы сносить Его великой и неизреченной силы и власти.»
В Нем была жизнь, и жизнь была свет человеков. (Ин 1:4) Эти слова Евангелиста свидетельствуют о дыхании божественной жизни в первых людях.
Н.Н. Глубоковский:«В приложении к разумным существам эта жизнь (ἡ ζωὴ) была светом (τὸ φῶς). … Свет типически отличает человека от всех других существ по самой его жизни, которая просветляется именно тем, что ясно познаёт, свой первоисточник в Божественном Логосе, и потому непременно бывает духовно-моральной по самому существу…. В прологе ἦν везде … даёт разуметь ту историческую эпоху, когда Логос полным блеском постоянно сиял в людях.»
Блж. Феофилакт:«В Нем была жизнь, и жизнь была свет человеков. Духоборцы настоящее место читают так: “и без Него ничто не начало быть”; потом, поставив тут знак препинания, читают как бы с другого начала: “что начало быть, в Нем была жизнь” и толкуют это место по своей мысли, говоря, что здесь евангелист ведет речь о Духе, то есть, что Дух Святый был жизнию. Так говорят македониане, стараясь доказать, что Дух Святый сотворен, и сопричислить Его к тварям. А мы не так, но, поставив знак препинания после слов “что начало быть”, читаем с другого начала: “В Нем была жизнь”. Сказав о творении, что все Словом получило бытие, евангелист говорит далее и о промышлении, что Слово не только сотворило, но Оно же и сохраняет жизнь сотворенного. Ибо в Нем была жизнь.»
И свет во тьме светит, и тьма не объяла его. (Ин 1:5)
Св. Кирилл Александрийский:«С великой точностью восклицает слушателям:…я сказал,
…что жизнь была свет человеков, не для того, чтобы кто-либо … заключал, что освещение от Него получают в качестве награды те только, кои окажутся праведными и добрыми, — но для того, чтобы вы научались опять, что каким образом Слово есть жизнь во всех тварях, очевидно поскольку оживотворяет способное к жизни, таким же образом есть Оно и свет в них, поскольку способное к разумению и размышлению Он являет тем, что оно есть… Ведь если природа тварей приемлет Божие Слово по причастию, как свет или как из света, то, очевидно, сама-то она получает, как тьма. Светит же в ней, как свет во тьме, Сын, хотя тьма и совсем не знает света. Это именно, думаю, и означает: "тьма его не объяла".»
Блж. Феофилакт:«Слово Божие, светит “во тьме”, то есть в смерти и заблуждении. Ибо Он, и подчинившись смерти, так преодолел ее, что принудил ее изблевать и тех, коих она прежде поглотила… Ни смерть не преодолела Его, ни заблуждение. Ибо свет этот, то есть Слово Божие, непреоборим.»
Был человек, посланный от Бога; имя ему Иоанн. Он пришел для свидетельства, чтобы свидетельствовать о Свете, дабы все уверовали чрез него. Он не был свет, но был послан, чтобы свидетельствовать о Свете. (Ин 1:6-8) Отцы считают, что Евангелист хотел подчеркнуть, что Иоанн был человек. Это важно было для того, чтобы читатели поняли отличие Спасителя от Иоанна. Христос был Богочеловек, а Иоанн был, хотя и величайшим из пророков, но обычным человеком.
Св. Кирилл Александрийский: «Уже среди многих разнеслась (тогда) молва, болтавшая, что святой Креститель был в действительности не человек по природе, но один из сущих на небесах святых Ангелов, воспользовавшийся человеческим телом и посланный на проповедь от Бога.»
И Слово стало плотию, и обитало с нами, полное благодати и истины; и мы видели славу Его, славу, как Единородного от Отца. (Ин 1:14)
Св. Кирилл Александрийский: «не вселилось в человека, а сделалось плотью, т. е. человеком. Единородное Слово Божие сделалось человеком, не переставая быть Богом, но и в воплощении оставаясь тем, чем было. Ибо естество Слова неизменно. В нем нет и тени изменения. Так мыслить научил нас святой евангелист.»
Н.Н. Глубоковский:«Логос остаётся неизменным по своей божественной природе, но усвоил полную и всецелую человечность, так что с одной стороны это Бог, а в другом отношении, при иной точке зрения – это человек.»
Св. Кирилл Александрийский:«Беспредельный содержится плотью. Неизменяемый принимает человеческий образ.»
Выше мы отмечали многочисленные попытки еретиков перетолковать пролог Евангелия от Иоанна для «доказательства» своих измышлений. В частности, еретики сравнивали 1ю главу книги Бытия с иоанновским повествованием о предвечном бытии Сына Божия. Церковь не просто отвергла извращённое понимание отдельных слов и выражений в прологе, а указала на действительную связь пролога с учением о Творении мира. Эта связь, глубокая и возвышенная, описана у епископа Аверкия Таушева.
Еп. Аверкий (Таушев):
Кн. Бытия: | Евангелие: |
1. «В начале сотворил Бог...» | 1. «В начале было Слово, и Слово было к Богу, и Бог был Слово.» Здесь истина Единобожия возвышается откровением второй ипостаси в Боге, (выражение «было к Богу» поясняется далее, в стихе 16: «Единородный Сын, сущий в лоне Отчем».) |
1. «Исказал Бог : Да будет...» | 2. «Все чрез Него [Слово] начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть.» Глагол «сказал» уточняется словами «сказал Словом», участием второй Ипостаси Божественной, Творцом всего мира, исполнителем воли Отца. |
2. «Земля же была безвидна и пуста» (безжизненна). . . | 3. «В Том (в Слове) была жизнь» (Противопоставление). |
3. «И сказал Бог: Да будет свет.» — Сказано о физическом свете.4. «И тьма над водами...» | 4. «И жизнь была Свет человеков.» Предмет мысли неизмеримо возвышается, не смотря на обозначение одним и тем же словом. О, Слове, Сыне Божием: «И свет во тьме светит, и тьма не объяла его» — (Противопоставление). |
В дальнейших стихах:5. О Духе Святом. «И Дух Божий носился над водою...» | 5. Приведены слова Иоанна Крестителя: «Я не знал Его; но для того пришел крестить в воде, чтобы Он явлен был Израилю. И свидетельствовал Иоанн, говоря: я видел Духа, сходящего с неба, как голубя, и пребывающего на Нем» (ст. 31-32, Сопоставление). |
6. «И сказал Бог: Сотворим человека по образу Нашему... И сотворил Бог человека по образу Своему...» | 6. О Вочеловечении Слова. «И Слово стало плотню, и обитало с нами, полное благодати и истины; и мы видели славу Его, славу, как Единородного от Отца» (ст. 14, — Сопоставление). |
1 . «И почил Бог в день седьмой от всех дел Своих, которые делал» (Бытие 2:2). | 7. Пришествие Слова на землю. Слава Спасителя: «Отныне будете видеть небо отверстым и Ангелов Божиих восходящих и нисходящих к Сыну Человеческому» (Иоан. 1:51, — Сопоставление). |