Зачатие Предтечи Христова Иоанна

(Лк 1:1-25)

Священники были разделены Давидом на 24 чреды, причем во главе восьмой чреды был поставлен Авия. К этой чреде причислялся и Захария. Жена его, Елизавета, происходила также из священнического рода. Хотя оба они и отличались истинной праведностью, но были бездетны, а это считалось у иудеев Божиим наказанием за грехи.

Каждая чреда проходила свое служение в храме дважды в год по одной седмице, причем священники распределяли обязанности между собой по жребию. Захарии выпал жребий совершить каждение, для чего он и вошел во вторую часть Иерусалимского храма, называемую Святое или Святилище, где находился жертвенник кадильный, в то время как весь народ молился в специально предназначенной для этого открытой части храма, или во Дворе.

Войдя в святилище, Захария увидел Ангела, и на него напал страх, так как по иудейским понятиям явление Ангела предвещало близкую смерть.

Ангел успокоил Захарию, сказав, что молитва его услышана, и жена родит ему сына, который будет Велик пред Господом.
Трудно предположить, что Захария, будучи старым, да еще в такой торжественный момент богослужения, при всей своей праведности, молился бы о даровании ему сына. Очевидно, он, как один из лучших людей того времени, молил Бога о скором наступлении Царства Мессии, и именно об этой молитве Ангел сказал, что она услышана. И вот молитва его получила высокую награду: не только разрешено скорбное его неплодство, но сын его будет Предтечею Мессии, прихода которого он так напряженно ожидал.

Сын его превзойдет всех в необыкновенно строгом воздержании и будет от рождения исполнен особых благодатных даров Святого Духа. Ему предстоит подготовить народ иудейский к пришествию Мессии, что он и сделает проповедью о покаянии и исправлении жизни, обратив к Богу многих из сынов Израилевых, почитавших Иегову лишь формально, но сердцем и жизнью далеко отстоявших от Него. Для этого сыну Захария, Иоанну, будет дан дух и сила пророка Илии, на которого он и будет похож своей пламенной ревностью, строгой подвижнической жизнью, проповедью покаяния и обличением нечестия. Он должен будет воззвать иудеев из бездны их нравственного падения, возвратив сердцам родителей любовь к детям, а противящимся деснице Господней — утвердиться в образе мыслей праведников.

Миссия его сына – возвратить сердца отцов детям. Что должен был вернуть Иоанн? Св. Игнатий Кавказский: «Сердечные чувствования родоначальников израильтян, Авраама и святых рода израильского».

Захария не поверил Ангелу, так как был он, как и жена его, слишком стар, чтобы надеяться на потомство, и попросил у Ангела какого-нибудь знамения в доказательство истинности его слов. Чтобы рассеять сомнения Захарии, Ангел называет свое имя: он — Гавриил, что значит сила Божия, тот самый, кто благовестил и пророку Даниилу о времени пришествия Мессии, указав сроки в «седьминах» (Дан 9:21-27). За неверие Ангел поражает Захарию немотой, а заодно, по-видимому, и глухотой, так как с ним потом объясняются знаками. Захария наказывается немотой и глухотой за неверие. Ведь Захария, будучи священником, знал, что и неплодные рождают. Авраам и Исаак обрели первых детей только в старости.

Замечательно то, что Захария не оставил своей чреды и продолжал служение до конца.

Благовещение Пресвятой Девы Марии

(Лк 1:26-38)

Рано лишившись родителей, Пресвятая Дева Мария, отданная ими на служение при храме, не могла вернуться к ним, когда Ей исполнилось 14 лет, и по закону Она не могла больше оставаться в храме а, следуя обычаю, должна была выйти замуж. Первосвященник и священники, узнав, что Она дала обет всегдашнего девства и не желая оставить Ее без покровительства, формально обручили Ее с Ее же родственником, известным своей праведностью восьмидесятилетним старцем Иосифом, который уже имел многочисленное семейство от первого брака (Мф13:55) и по ремеслу своему был плотником.
Войдя к Деве, Ангел назвал Ее Благодатной то есть обретшей благодать у Бога (см. ст. 30), т.е. особую любовь и благоволение Божие, помощь Божию, которая необходима для святых и великих дел. Слова Ангела смутили Марию своей необычайностью, и Она принялась размышлять о значении их. Ангел спешит рассеять смущение Девы, ибо в состоянии смущения Она не смогла бы дать Своего согласия на Воплощение от Неё Богочеловека.

Вопрос Марии: «Как будет это, когда Я мужа не знаю?» — был бы совершенно непонятен и не имел бы никакого смысла, если бы Она не дала обет Богу навсегда остаться девою. Ангел объяснил Ей, что Ее обет не будет нарушен, так как Сына Она родит сверхъестественным образом, без мужа. И хотя Пресвятая Дева не требовала никаких доказательств, Ангел сам в подтверждение истинности своих слов указал Ей на Елизавету, зачавшую сына в глубокой старости по изволению Божию, для Которого нет ничего невозможного. Из пророческих книг Пресвятая Дева знала, что Ее и Божественного Сына ожидает не одна только слава, но также и горе, однако, во всем покорная воле Божией, ответила: «Се, раба Господня; да будет Мне по слову твоему.»
Приняв благовестив, Пресвятая Дева ничего не сказала об этом Иосифу, справедливо опасаясь, как объясняет св. Златоуст, что он может не поверить Ей и подумать, будто Она желает подобным предупреждением лишь скрыть содеянное преступление. Отличие благовещения Марии от благовещения Захарии в диалоге с Ангелом: «Мария же сказала Ангелу: как будет это, когда Я мужа не знаю?» (Лк 1:34). В ответе Ангела прослеживается параллелизм для усиления мысли:

· Дух Святый найдет на Тя

· И сила Всевышнего осенит Тя.

Иоанн Дамаскин и Игнатий Брянчанинов считали, что в ответе Ангела содержится учение о дополнительном предочищении.

Иоанн Дамаскин:«Сын Божий, говорит святой Иоанн Дамаскин, из пречистых и девственных кровей образовал Себе начаток нашего естества, плоть, оживленную душой словесной и разумной, но образовал не из семени, а творчески»

Свидание Пресвятой Девы Марии с Елисаветой

(Лк 1:39-56)

Св. Амвросий Медиоланский и блж. Феофилакт пишут, что Мария спешила к родственнице вовсе не из маловерия, но по желанию удостовериться в осуществлении обещанного. Елизавета жила в городе Иутта, близ священнического города Хеврон.

Елизавета встретила Ее тем же необычайным приветствием, с которым обратился к Ней Ангел: «Благословенна Ты между женами,» — и добавила: «Благословенен плод чрева Твоего!» — хотя, как родственница, должна была бы знать о данном Марией обете девственности. Затем же Елизавета воскликнула: «И откуда это мне, что пришла Матерь Господа моего ко мне?» Блж. Феофилакт пишет, что Иоанн Креститель глаголал устами Елисаветы – младенец во чреве Елизаветы почувствовал близость иного Младенца — Того, к Чьему появлению в мире он и должен будет подготовить человечество. Сбылось пророчество о том, что Иоанн исполнится Духа Святаго ещё будучи во чреве. В чувстве умиления при мысли, что время пришествия долгожданного Мессии и избавления Израиля уже наступило, Пресвятая Дева прославила Бога в дивной вдохновенной песне, которая в честь Ее постоянно воспевается теперь у нас за утренним богослужением:
«Величит душа Моя Господа, и возрадовался дух Мой о Боге, Спасителе Моем...»

Припев «Четснейшую Херувим», употребляемый с этой песнию, означает следующее. Богоматерь исповедует пред всем человечеством, в Евангелии, читаемом всеми человеками, что рожденный ею Бог есть вместе и ее Спаситель. Если же Бог есть ее Спаситель: то Она зачата и рождена во грехе по общему закону падшего человечества. Бог – Творец и Ангелов и человеков; но Он – Спаситель одних человеков; относительно Ангелов, не подвергшихся падению, Он – Господь их, но не Искупитель и не Спаситель.
Родившийся от Марии Богочеловек соделал Деву Матерью, а Матерь сохранил Девой. Бог и Творец Девы соделался Ее Сыном, пребывая Её Богом и Творцом; соделавшись ее Сыном, Он соделался ее Искупителем и Спасителем. Первый Адам без участия жены произвел жену: Приснодева без участия мужа зачала и родила Нового Адама.

При всем величии Божьей Матери, Её зачатие и рождение совершились по общему закону человечества; следовательно, общее исповедание рода человеческого о зачатии в беззакониях и о рождении во грехе принадлежит и Богоматери.

Рождество Святого Иоанна Крестителя

(Лк 1:57-80)

Праведное священническое семейство поспешило совершить над новорожденным Предтечей установленный еще при Аврааме (Быт 17:11-14) и требуемый законом (Лев 12:3) обряд обрезания. При обрезании
новорожденному давалось имя, обыкновенно в честь кого-нибудь из старших родственников, поэтому не могло не вызвать всеобщего недоумения желание матери назвать своего сына Иоанном. Желание Елизаветы назвать сына Иоанном явилось плодом внушения Святого Духа. Откуда она могла знать назначенное от Бога имя?

Евфимий: Знала по наитию от Духа Святого.

блаженный Феофилакт: Как пророчица

Отец подтвердил правильность выбора имени. И тотчас же, по предсказанию Ангела, разрешились уста Захарии, и он в пророческом вдохновении, уже предвидя наступление Царства Мессии, стал прославлять Бога, посетившего народ Свой, и сотворившего избавление ему, Того, Который «Воздвиг рог спасения в дому Давида, отрока Своего». Как некогда в Ветхом Завете преступники, спасаясь от мстителей, прибегали к жертвеннику всесожжения и, ухватившись за его рог, считались неприкосновенными (3 Цар 2:28), так и весь род человеческий, угнетаемый грехами и преследуемый Божественным правосудием, находит себе спасение в Иисусе Христе. И это спасение — не столько избавление Израиля от политических врагов, как думало в то время большинство евреев, особенно книжников и фарисеев, сколько исполнение завета Божия, данного ветхозаветным праотцам; то исполнение, которое даст возможность всем верным израильтянам служить Богу «в святости и правде.» Под словом «правда» подразумевается здесь оправдание Божественными средствами через вменение человеку искупительных заслуг Христовых; под словом «святость» — внутреннее исправление человека, достигаемое усилиями самого человека при содействии благодати. Далее Захария предрекает сыну своему будущее пророка Всевышнего, Предтечи Божественного Мессии, указывает на цель служения его в том, чтобы дать уразуметь народу израильскому, что спасение его состоит ни в чем ином, как именно в прощении грехов.

По преданию, слух о рождении Иоанна Предтечи дошел до подозрительного царя Ирода и тот, издав впоследствии указ об уничтожении младенцев, распорядился отыскать и Иоанна. Елисавета с младенцем скрылась от преследования, и убийцы отправились в храм для допроса Захарии. Захария ответил лишь, что сын его теперь служит Господу Богу Израилеву. После угроз и издевательств слуги Ирода убили пожилого священника между храмом и жертвенником, о чем вспоминает Господь в Своей обличительной речи к фарисеям (Мф 23:35).

Поэтичность гимна Захарии необычна даже для Евангелия от Луки. Cуществует гипотеза о том, что в греческом Евангелии от Луки 1я глава переведена не с арамейского, а с иврита переводчиком, более поэтичным по стилю. Может быть, апостолом Павлом.

Родословие Господа Иисуса Христа по плоти

(Мф 1:1-17), (Лк 3:23-38)

В двух Евангелиях — от Матфея и от Луки — содержится родословие Господа Иисуса Христа во плоти. Оба они одинаково свидетельствуют о происхождении Господа Иисуса Христа от Давида и Авраама, но имена в одном и в другом не всегда совпадают. Так как св. Матфей писал свое Евангелие для евреев, то ему важно было доказать, что Господь Иисус
Христос происходит, как это, согласно ветхозаветным пророчествам, надлежало Мессии, от Авраама и Давида. Он, св. Матфей, и начинает свое Евангелие с родословной Господа, причем ведет его только от Авраама и доводит до «Иосифа, мужа Марии, от которой родился Иисус, называемый Христос.» Возникает вопрос: почему Евангелие дает родословную Иосифа, а не Пресвятой Девы Марии? Потому что у евреев было не принято вести чью-либо родословную по линии матери. Но так как Пресвятая Дева, несомненно, была единственным ребенком у Иоакима и Анны, то, согласно требованию закона Моисея, Она должна была быть выдана замуж только за родственника из того же колена, племени и рода, а поскольку Иосиф был из племени царя Давида, следовательно, и Она — из того же рода.
Святой Лука ставил перед собой другую задачу: показать, что Господь Иисус Христос принадлежит всему человечеству и является Спасителем всех людей, поэтому он ведет родословную Господа от Адама до Самого Бога. В этой родословной, однако, есть некоторые разногласия с родословной от св. Матфея. Так, например, Иосиф, мнимый отец Господа, по Матфею — сын Иакова, а по Луке — сын Илия. Так же и упоминаемый обоими евангелистами Салафиил, отец Зоровавеля, по святому Матфею — сын Иехонии, а по святому Луке — Нирии. Древнейший христианский ученый Юлий Африкан прекрасно объясняет это законом ужичества, по которому, если один из братьев умирал бездетным, другой должен был взять на себя его жену, и «Первенец, которого она родит, останется с именем брата его умершего, чтобы имя его не изгладилось в Израиле» (Втор 25:5-6). Этот закон имел силу в отношении не только родных, но и сводных братьев, какими были Иаков и Илий. Отцы у них были разные, но мать одна, Эста. Таким образом, когда Илий умер, Иаков, взяв за себя его жену, восстановил род брата, зачав Иосифа. Отсюда и вышло разногласие, так как св. Лука ведет род Иосифа через Рисая, сына Зоровавеля, и Илия, а св. Матфей — через Авиуда, другого сына Зоровавеля, и Иакова.
Женщины, бывшие язычницами или даже грешницами, включены святым Матфеем в родословную Господа не случайно. Этим он хотел показать то, что Бог, не погнушавшийся причислить к избранному народу таких женщин, не гнушается призывать язычников и грешников в Свое Царство: не заслугами своими спасается человек, а силою все очищающей благодати Божией.

Рождество Христово

Откровение Иосифу тайны Воплощения

(Мф 1:18-25)

По древнему восточному обычаю, невеста ещё до брака могла жить в доме будущего мужа и при этом называлась женой, хотя они были лишь обручены и не имели брачного общения. Так что наименование Девы женой не должно смущать читателя – Мария была лишь формально обручена восьмидесятилетнему старцу.

Св. Матфей сообщает о том, что вскоре после обручения Пресвятой Девы со старцем Иосифом, «прежде, нежели сочетались они,» то есть прежде заключения полного настоящего брака между ними, Иосиф понял, что Мария беременна. Закон предписывал побить неверную жену камнями пред вратами города. После вавилонского плена эти требования смягчились, муж должен был дать жене разводное письмо и выгнать её с позором из своего дома. Иосиф не захотел так поступить. Праведность Иосифа, как отмечает св. Иоанн Златоуст, более всего проявилась в его милости.

Но когда он помыслил это, явился ему Ангел Господень и объяснил, что «Родившееся в Ней есть от Духа Святого,» а не плод тайного греха. Далее Ангел ссылается на древнее пророчество Исайи, которое свидетельствует о том, что это великое чудо бессеменного зачатия и рождение от Пресвятой Девы Спасителя мира было предопределено в предвечном совете Божием: «Се, Дева во чреве примет, и родит Сына...» (Ис 7:14). Почему же Бог не открыл Иосифу этого заранее? Иоанн Златоуст пишет, что это имело целью предотвратить такое же недоразумение, которое случилось с Захарией. Ангел подкрепляет доверие Иосифа напоминанием ему о том, что сам Иосиф происходит из рода Давида.

Не следует думать, что пророчество не исполнилось, если пророк говорит: «нарекут ему имя Эммануил,» а Рожденного от Девы Марии нарекли Иисусом. Эммануил — имя не собственное, а символическое, означающее «с нами Бог,» то есть, когда совершится это чудесное рождение от Девы, люди будут говорить: «С нами Бог»; ибо в Его лице Бог сошел на землю и стал жить с людьми — это лишь пророческое указание на Божество Христово, указание на то, что этот чудесный Младенец будет не простым человеком, но Богом.

Убежденный словами Ангела Иосиф «принял жену свою,» то есть отказался от намерения отослать Ее от себя, оставил жить в своем доме как жену, и «не знал Ее, как наконец Она родила Сына Своего первенца.» Это не значит, будто после рождения Иисуса он «познал» Ее и стал жить с Ней как с женой. Справедливо замечает Златоуст, что просто невероятно допустить, чтобы такой праведник, каким был Иосиф, решился бы «познать» Пресвятую Деву после того, как Она так чудесно сделалась матерью. В греческом тексте слово «эос» и в церковнославянском — «дондеже», означающие пока, до того как, никак нельзя понимать так, как хотят понимать их те, кто не чтит Пресвятой Девы: протестанты и сектанты; будто до рождения Иисуса Иосиф «не знал» Ее, а потом «познал.» Он совершенно никогда не знал Ее. В Священном Писании слово «эос» употребляется, например, в описании об окончании потопа: «не возвратился ворон в ковчег доколь («эос») не иссякла вода от земли» (Быт 6:8), но ведь он и потом не возвратился. Или также, например, слова Господа: «Я с вами во все дни до («эос») скончания века» (Мф 28:20); ведь не значит же это, справедливо замечает блаженный Феофилакт, что после скончания века Христос уже не будет с нами. Нет! Тогда-то именно тем более будет.
«Первенцем» же Иисус называется не потому, что Пресвятая Дева имела после Него других детей, а потому, что Он родился первым и притом единственным. В Ветхом Завете, например, Бог повелевает освятить Себе «всякого первенца,» независимо от того, будут ли после него в семье другие дети или нет. А если в Евангелиях упоминаются «Братья Иисуса Христа» (Мф 13:55), (Ин 2:12), то это совсем не значит, будто они были Его родные братья. Как свидетельствует предание, это были дети Иосифа-обручника от первого брака.

Св. Игнатий Кавказский:«Иосиф – праведный старец неспособный на молодую похоть и злодеяние». Существует также предание, согласно которому Иосиф был девственником, а братья – это либо его собственные братья, либо это его племянники. Эти племянники, если учесть почтенный возраст Иосифа, вполне могли быть старше даже Самой Девы Марии.

Обстоятельства и время Рождества Христова

(Лк 2:1-20)

Подробнее всего об обстоятельствах Рождества Христова и о времени, когда произошло оно, говорит св. Евангелист Лука. Рождество Христово он приурочивает к переписи всех жителей Римской Империи, проведенной по велению «кесаря Августа,» то есть римского императора Октавиана, который получил от римского сената титул Августа — «священного.» К сожалению, точной даты этой переписи не сохранилось, но время правления Октавиана Августа, личности, хорошо известной в истории, дает нам возможность
хотя бы приблизительно, а при помощи других данных, о которых будет сказано дальше, с точностью до нескольких лет определить год Рождества Христова. Принятое у нас теперь летоисчисление «от Рождества Христова» было введено в VI-м веке римским монахом Дионисием, названным Малым. В основание своих исчислений Дионисий поставил тот расчет, что Господь Иисус Христос родился в 754-м году от основания Рима, но, как показали более тщательные исследования, расчет его оказался ошибочным: Дионисий указал год, по крайней мере, на пять лет позже действительного. Однако, эта дионисианская эра, предназначавшаяся в начале только для церковного употребления, с 10-го века стала общераспространенной в христианских странах и принята в гражданском летоисчислении, хотя и признается ошибочной всеми хронологами. Действительный год Рождества Христова можно определить более точно на основании нижеследующих данных из Евангелия:
1) Время царствования Ирода Великого. Из (Мф 2:1-18) и (Лк 1:5) совершенно ясно, что Христос родился, когда Ирод был у власти. Царствовал же он с 714-го года от основания Рима и умер в 750-м, за восемь дней до Пасхи, вскоре после лунного затмения. По вычислениям астрономов затмение это произошло в ночь с 13 на 14 марта, и иудейская Пасха приходилась в том году на 12 апреля. Следовательно, Ирод умер в начале апреля 750-го года от основания Рима, то есть, по крайней мере на четыре года раньше нашей эры.
2) Народная перепись, упомянутая в (Лк 2:15), начата эдиктом Августа в 746-м году от основания Рима. В Иудее эта перепись началась еще при Ироде, потом приостановлена в следствии его смерти и была продолжена и закончена в то время, когда Сирией управлял Квириний, упоминаемый в (Лк 2:2). В результате переписи в Палестине произошло народное восстание, и зачинщика его, Февду, сожгли по велению Ирода 12 марта 750-го года от основания Рима. Следовательно, перепись началась немного раньше.
3) Правление Тиверия Кесаря, в пятнадцатый год которого, по свидетельству (Лк 3:1), св. Иоанн Креститель выступил на проповедь, а «Иисус, начиная Свое служение, был лет тридцати» (Лк 3:23). Август принял Тиверия в соправители за два года до своей смерти в январе 765-го года от основания Рима, и, следовательно, 15-й год его царствования начинался в январе 779-го. Так как по выражению ев. Луки, Господу Иисусу в то время было лет «тридцать,» то следовательно, Он родился в 749г.
4) Астрономические исчисления показывают, что годом крестной смерти Христа Спасителя мог быть только 783 г., (а она, по данным Евангелия, произошла в тот год, когда еврейская Пасха наступила вечером в пятницу). А так как Господу в то время шел тридцать четвертый год от рождения, то, следовательно, родился Он в 749 году от основания Рима.
Таким образом, все вышеприведенные данные единогласно свидетельствуют, что с большей долей вероятности следует признать 749-й год от основания Рима — годом Рождества Христова.
По недостатку данных в Четвероевангелии нельзя точно определить и день Рождества Христова. Восточная Церковь первоначально праздновала его в один день с Богоявлением под общим названием «Епифания» — «Явление Бога в мир» — 6 января. В Западной же Церкви Рождество Христово издавна праздновалось 25 декабря. С конца IV-ro века и Восточная Церковь начала отмечать этот день 25 декабря. Дата эта была выбрана по следующим соображениям.
Есть предположение, что Захария был первосвященником и что явление Ангела было ему за завесой во Святая святых, куда первосвященник входил лишь один раз в году — в день очищения. Этот день приходится по нашему календарю на 23 сентября, каковой день и стали считать днем зачатия Предтечи. На шестой месяц после этого произошло Благовещение Пресвятой Девы Марии, которое стали праздновать 25 марта, а через девять месяцев, то есть 25 декабря, родился Господь Иисус Христос. Однако, ничто не подтверждает тот факт, что Захария был первосвященником, поэтому более вероятно другое, символическое, объяснение. Древние считали, что Христос, как второй Адам, был зачат от Пресвятой Девы во время весеннего равноденствия — 25 марта, когда, по древнейшему преданию был создан и первый Адам. Явился же миру Христос-свет, солнце правды, через девять месяцев во время зимнего солнечного поворота, когда день начинает увеличиваться, а ночь — уменьшаться. В соответствии с этим, зачатие Иоанна Крестителя, который был на шесть месяцев старше Господа, положено праздновать 23 сентября, во время солнечного равноденствия, а рождение его — во время солнечного поворота, 24 июня, когда дни начинают сокращаться. Еще святой Афанасий указывал на слова Иоанна Крестителя в (Ин 3:30): «Ему должно расти, а мне умаляться.»

Второй важный вопрос, который до сих пор остаётся открытым в современной библеистике, можно условно обозначить как проблему переписи.

(Лк 2:1-2) «В те дни вышло от кесаря Августа повеление сделать перепись по всей земле. Эта перепись была первая в правление Квириния Сириею». Евангелист, таким образом, пишет о вселенском масштабе переписи (так назывались переписи населения Римской Империи) и упоминает имя правителя Сирии – Квириний. Историки Кесаря Августа не пишут о всеобщей переписи по Римской империи и молчат о переписи в Иуде. Иосиф Флавий упоминает, правда, некую перепись иудеев, и в это время Квириний действительно правил Сирией, но эта перепись проводилась уже после царствования Архелая (тем более после правления Ирода Великого). Однако Лука хронологически точен, и если доверять его свидетельству, то перепись проводилась не ранее 6 или 10 г. по Рождестве Христовом. В это время Сирией правили иные люди, и о переписи такой нам ничего не известно. Под вопрос ставится вообще достоверность свидетельства Евангелиста Луки.

Первая гипотеза связана со спецификой греческого текста. В (Лк 2:1-2) указательное местоимение снабжено ударением не на том слоге, на котором обычно его ставят. Меняется смысл указательного местоимения. Рисуется иная картина: перепись начали, затем её прервали в связи с кончиной Ирода Великого, и затем продолжили. В древности переписи могли продолжаться от 15 до 40 лет.

Вторая гипотеза. Согласно свидетельству Иосифа Флавия, перепись Квириния была имущественная, то есть проводилась в целях переписи имущества. В Римской Империи переписи проводились в два этапа: сначала подушная перепись, затем имущественная. Перед имущественной должна была проводиться подушная перепись. Квириний в то время занимал должность легата, то есть был полномочным представителем императора на всей территории Римской Империи, имел огромные полномочия, сравнимые с полномочиями правителей диоцезов. Вполне могло случиться так, что Квириний, только-только прибыв в Иудею, велел тут же приниматься за подушную перепись, а затем уже, став правителем, довёл всю перепись до конца.

Почему же Иосиф Флавий умалчивает о таких важных событиях? У Иосифа Флавия находим сообщение о принесении некоей присяги на верность царю. Эту присягу отказались принести 6 тыс. человек. Квириний наложил на отказавшихся штраф. Штраф уплатила жена Ирода Ферарра, за что фарисеи предсказывали переход царства к ней. За это Ирод умертвил всех причастных, в том числе евнуха Багоя, о котором ходили слухи, что он сможет зачать. Формально присяга означает подданство – люди подпадают под перепись.

Зачем Апостол Лука пишет, будто перепись проводилась по всей вселенной? Возможно, Лука хотел написать как по всей вселенной в том смысле, что иудеи совершенно подпали под власть Рима и с ними обращаются так же, как и с остальными подчинёнными Риму народами по всей вселенной.

К тому же патриарх Иаков прорёк, что «не оскудеет князь от Иуды и законодатель от чресл его, дондеже придут отложенная ему, и той чаяние языков». Ирод, этнический идумеянин, вовсе не был князем от Иуды в привычном смысле этого слова. Он знал о пророчестве Иакова и жестоко расправлялся с хасмонеями.

Иосиф идет в Вифлеем. С ним идет Мария. Зачем? Ни римские обычаи не требовали переписи женщины, ни иудейские. А мы видим, что Мария идет за мужем на последнем сроке беременности. Женщине тяжело не только ходить на этом сроке беременности, но даже просто лежать.

Еп. Михаил (Лузин):«Хотя и закон не требовал, Мария шла за Иосифом, дело ее сопутсвования объясняется высшими целями, то, что Спаситель должен родиться в Вифлееме. Теперь когда был объявлен указ Кесаря. Не могло ли было благочестивое чувство подсказать, на пророчество о том, что Сын должен родиться в Вифлееме».

Наши рекомендации