Служба часов в эпоху императора Константина Великого
Большинство историков считают эпоху императора Константина, то есть время примирения империи с Церковью, переломным моментом в истории развития богослужения. Вот к каким основным процессам формирования богослужения сводит этот период прот. Александр Шмеман: «1) к развитию и усложнению внешней церемониально - обрядовой стороны богослужения, связанному в первую очередь с храмостроительством, 2) к усложнению литургических «кругов» - церковного года, седмицы и дня - к возникновению новых праздников и целых циклов праздников, новых литургических дней и новых служб, 3) к быстрому росту гимнографии, становящейся постепенно главным элементом богослужения и, наконец 4) к необычному развитию «месяцеслова» - почитания памятей святых, мощей и т.д.». В исследовательской работе нас больше интересует обрядово - церемониальная часть развития богослужения. Конечно это связанно с появлением храмов, теперь традиция совершать в определенное время частную домашнюю молитву переходит в общественное богослужение в храме. Как говорит проф. Михаил Скабалланович: «По крайней мере утреннее и вечернее богослужение совершалось ежедневно, если не во всех храмах, то в более значительных епископских, посещалось аккуратно. Кроме утра и вечера, соблюдались везде и установленные предшествующими веками молитвенные часы: третий, шестой и девятый. Они тоже чтились если не общественным богослужением, то сложною, определенною молитвою (молитвенным правилом), по крайней мере у подвижников и в монастырях». Безусловно на развитие богослужения в целом этого периода повлияло как храмовое богослужение, так и монастырское. Некоторые исследователи называют это соединение двух традиций - Византийский синтез. Мы же рассмотрим эти традиции по отдельности.
Влияние храмового богослужение на последование часов.
По мнению исследователей, храмовое богослужение имело в своем основании песенное последование. Песенная структура отправления служб отразилась и на отправлении служб часов. «Песенный чин часовой службы оставался в общецерковном употреблении до тех пор, пока его место не занял нынешний чин часов, развившиеся, правда, на основе того же песенного строя, но под сильным влиянием особенностей монастырской практики». Один из источников, который нам указывают на то, как происходило богослужение этого периода является «Паломничество по святым местам конца IV века». В нем ясно и раздельно представлен песенный строй церковных служб. Из этого описания видно, что в Иерусалиме в конце IV века господствовал песенный строй, состоит он из пения гимнов и антифонов, а разряжают их чтение молитв. При этом пели обычно по три псалма, или антифона, и читали столько же молитв. Мы это можем видеть из описанной Сильвией полуночной службы в храме Воскресения: «как только войдет народ (в храм), кто-либо из пресвитеров поет псалом, и все отвечают; затем произносится молитва. После этого поет псалом кто-либо из диаконов, и подобным же образом произносится молитва; поется и третий псалом кем-либо из клириков, произносится третья молитва, и совершается поминовение всех». Приблизительно так же совершается псалмопение и читаются молитвы на всех службах, не исключая и часов. «В шестой час - пишет Сивилья, - все подобным образом сходят в Воскресение, поют псалмы и антифоны, пока не известят епископа; он также сходит, и не садится, а тотчас идет за преграду в Воскресение, то есть в пещеру, где был и утром, и затем также прежде всего читает молитву, после чего благословляет верных, и затем, когда выходит из преграды, все подобным же образом подходят к его руки. То же делается и на девятом часе, что на шестом». Такое же упоминание делает паломница и о службе третьего часа. Что же касается содержания этих часов и молитв, то оно вполне соответствовало месту, времени и обстоятельству воспоминаемых событий. Вот как описывает идейное содержание Сильвия: «Особенно выдающимся между всем другим совершающимся является то, что псалмы и антифоны всегда поются подходяшие, как те, которые поются ночью, так, напротив, и те, которые утром; затем и поемые днем, в шестой, девятый часы и при вечерне, всегда так подходящи и осмысленны, что относятся к тому, что совершается». Из описания паломницы Сильвии мы видим, что уже к концу IV века строй часов уже вполне сформировался и активно применялся в иерусалимской церкви. «Установившейся в самое древнее время чин песенных часов десять с лишнем веков употреблялся в церковно-богослужебной практике, и только постепенно шаг за шагом уступал свое место позднейшему, нынешнему строю, передовая ему вместе с тем в наследие и некоторые отличительные особенности». Исследовав последовательность часов, которые совершали в храмах Иерусалима в рассматриваемый период, мы видим, что любое храмовое богослужение проходило в торжественной обстановке, с участием большого количества народа, при пении и чтении псалмов и молитв, которые делились на три части. В богослужении принимал участие, помимо пресвитеров и дьяконов, еще и епископ. Так же мы видим, что богослужения совершали довольно часто в течении дня. Конечно, вся эта торжественность присуща именно этому периоду, и внимание народа к богослужению можно объяснить тем, что христианство совсем недавно стало вседозволенным, и поэтому привлекало такой большой интерес. Но конечно среди просто любопытствующих на богослужения присутствовали и поистине благочестивые люди, которые среди всех прочих приходили в храм именно для молитвы, а не просто для созерцания красоты богослужения. Но, а со временем, от части конечно из-за того что стало пропадать внимание к богослужению среди народа, и уже некого было поражать такой торжественностью службы кроме Господа. А от части из-за оказанного влияния монастырских уставов на городское храмовое богослужение. В следующей рубрике мы подробнее рассмотрим влияние монастырей на богослужение часов.
Влияние монашеских уставов на последование часов.
Как мы знаем из курса по общецерковной истории, с первых времен христианства, в церкви появлялось что-то очень похожие на монашество. Примером этому был великий подвиг св. Иоанна Крестителя, который и открыл эру Нового Завета, и Спаситель и апостолы так же своей жизнью послужили примером для аскетических наклонностей некоторых христиан. У писателей II и III веков все чаще появляются указания на существовании в церкви людей, поставивших своей целью воздержание. От II века известны примеры удаления на более или менее продолжительное время в уединенные места для аскетических подвигов, иногда по внешним побуждениям, например из-за гонений на христиан, но чаще исключительно для подвига воздержания. Мы не будем в нашей работе подробно исследовать историю основания монашеской жизни и ее уклада, а переедем сразу к ее влиянию на богослужение, в частности на интересующие нас последование часов. Очевидно, что из-за удаленности от городов монашеское богослужение развивалось незовисимо от городского, и лишь по прошествии времени произошло соединение монашеской практики с храмовым богослужением, и получилось то, что некоторые литургисты называют - «Византийский синтез». Рассмотрим далее некоторые уставы монастырей, и их порядок совершения богослужения и часы молитвы.
Итак, мы видим из рассмотренных нами примеров городского последования часов и монастырского их отличия. Очевидно, что городское богослужение отличалось торжественностью, красотой и пением, а монастырское было гораздо скромнее, не было таким нарядным. Очевидно, что у храма, который находится в городе, под покровительством горожан, гораздо больше возможности. Они могут позволить себе совершать, даже службы часа в красоте и торжественности. Монахи же совершают эти службы более просто, а иногда и по домам. Мы наблюдаем, что «монастыри уклоняются от общецерковной нормы и вырабатывают свой особый строй келейно-одиночного характера, с однообразным рядовым чтением псалмов, без священнических молитв и дьяконских возглашений. Таким образом, уже в древнейшем чине псалмопения, употреблявшемся у египетских монахов, можно усмотреть значительное уклонение от песенного строя, приведшее в последствии к полному разложению этого строя. Да и по существу песенный строй не мог привиться в богослужебной практике египетских иноков, так как в египетских монастырях, основанных преп. Антонием и Пахомием, не было наличного состава исполнителей, нужных для совершения песенных служб». Совершено очевидно, что в богослужении городском и монастырском службы часов совершали. Конечно, эти службы отличаться друг от друга не только нарядностью, но и по своему составу, в них могли быть разные молитвы и псалмы. Различия были не только между городским уставом и монашеским, но так же отличия были и между храмами и монастырями. В древности виды часов были очень разнообразны, в зависимости от личного усмотрения старцев и настоятелей. В связи с этим начинают появляться попытки свести порядок служб к однообразию Нам известен рассказ о чудесном сообщении ангелом «чина 12-ти псалмов». Этот чин распространяется, по словам Кассиана по всему Египту. Этому последование занимает господствующие положение среди других чинов, и оказывает сильное влияние на богослужебную практику. Двенадцатипсалмие, как мы знаем свойственно, и обычным церковным службам. Так дневные часы первый, третий, шестой и девятый в сумме имеют двенадцать псалмов, повечерие имеет в себе двенадцать псалмов, на утрене положено приблизительно столько же псалмов. Здесь мы наблюдаем очевидное влияние устава совершения часов монахами на соборное богослужение, но так же и обратное влияние, т.е. «чин двенадцати псалмов образовался уже в зависимости от раньше установившегося в церковном употреблении двенадцатипсалмия».
Последоване часов складывалось довольно продолжительнее время. На протяжении многих веков часы служили в каждой церкви, и даже может в каждом храме со своими особенностями. Причина такого разнообразия заключается в отсутствии зафиксированного последования всех служб суточного круга. Такие сборники богослужений появляются позже, но все же разнятся между собой. Называются они Часословами.