Часы. Велико постные часы. Часы «царские» в канун Рождества. Богоявления в Великий пяток
Часы. Велико постные часы. Часы «царские» в канун Рождества. Богоявления в Великий пяток
Реферат по дисциплине: «Церковное чтение»
выполнил:
студент 1 курса
направления подготовки
48.03.01 – теология
заочной формы обучения
Закирьянов Иоанн Андреевич
Проверил преподаватель:
Чесноков Илья Константинович
г. Симферополь, 2017 г.
Оглавление:
1. Введение ……………………………………………………………….…. 3
2. Раздел 1 (название) …………………………………………………....... 4
3. Раздел 2 (название)………………………………………………….….. 14
4. Заключение ………………………………………………………..……. 33
5. Литература ……………………………………………………..………. 36
1.
2. Введение
В наши дни, когда мы видим в наших храмах все нарастающий приток народа, нужно сказать, что это, безусловно, должно нас радовать. Но мы не должны обольщаться просто удовлетворяющим нас числом прихожан. А должны понимать, что это огромная почва для семени - слова Евангельского. Человека, оказавшегося впервые на православном богослужении, конечно, вдохновят и посетят те же чувства, что и когда-то поразили послов св. князя Владимира, которые оказались на богослужении в соборе св. Софии в Константинополе, а по возвращении рассказали: «токмо то веемы, яко онде Бог с человеки прибывает, и есть служба их паче всех стран….». Любой, здравый, «живой» человек не должен ограничиваться лишь чувственным познанием богослужения, а должен стараться понять его богословский и догматический смысл, идею, которую пытается донести богослужение. Ведь наше богослужение есть и вероучение и утверждение веры. Поэтому мы должны быть внимательнее к службам, которые проходят в храмах православной церкви, и участниками, именно участниками, которых должен быть каждый христианин. Вот одними из таких служб суточного круга и являются Часы в православной Церкви. Они уже давно не имеют должного внимания в нашей приходской практики, а греки и вовсе убрали их из суточного круга приходского богослужения. Одна из причин этого не понимание, или не желание понимать их символического значения в православной церкви, не знание их идейного содержания. В данной работе мы попытаемся исследовать историческое развитие часов в православной церкви и их идейное содержание. Но невозможно часы исследовать вне суточного и годового круга богослужения и его развития. Поэтому разберем краткую историю развития православного богослужения. Для начала дадим определение богослужению, которое предлагает нам архим. Гавриил в своем руководстве по литургике: «под богослужением во внешнем его проявлении мы можем назвать внешнее Богопочтение какого-нибудь религиозного общества, или совокупность тех священных действий и обрядов, через которые непосредственно выражаются, во первых, внутренняя сторона религии, во вторых - чувство благоговения и в третьих молитвенное настроение». Из этого определения мы видим, что главная задача богослужения - это Богопочитание. Но не следует забывать и о других целях богослужения. Оно должно поддерживать дух религии в сознании людей, укреплять благоговение, благочестие и религиозную жизнь. По этому, богослужение есть путь к религиозному просвещению и назиданию общества верующих. Хороший вывод делает архиеп. Аверкий: «Богослужение совершается для верующих, и в союзе с ними, по установленному чину. Через богослужение верующие призываются выражать свои чувства веры в Бога, надежды и любви к Нему, вступают с Ним в таинственное общение и получают благодатные силы для прохождения христианской жизни, ведущей ко спасению.» И так мы видим, что любой православный христианин, если он не формально им является, должен не просто находиться или присутствовать на богослужении. Но так же должен участвовать в нем мысленно, чувственно, действенно и конечно разум его так же должен быть погружен в происходящие богослужение.
Раздел 1
Вседневные часы
В состав вседневных часов входят 1-й, 3-й, 6-й и 9-й часы. Совершаются они каждый в свое время, отдельно или совместно с другими суточными богослужениями. Если вечернее и ночное время освещается продолжительным богослужением, то дневное более короткими - часами. «Совершаются они в течении всего года, кроме тех случаев, когда положено совершать другие виды часов. Так как на остальные три вида часов приходится всего 45 дней в году, то вседневные совершаются 320 дней в году (в високосные годы - 321 день)». На службах этих часов положено двенадцать псалмов, они соответствуют количеству часов в продолжении дня (по восточному счислению). «На востоке под первым часом дня разумели три часа наши: 7-й, 8-й и 9-й утра; под третьем часом разумели 10-й, 11-й и 12-й час; под шестым часом - часы 1-й, 2-й и 3-й пополудни; под девятым - часы: 4-й, 5-й и 6-й пополудни нашего времени».
-й час «издревле совершался с восходом солнца, и освящал собой начало дня». Сейчас он завершает собой утреннюю группу служб и совершается сразу по окончании утрени, при закрытых царских вратах и завесе. После вседневной утрени 1-й час совершается в храме, как бы сливается с утренней в одно целое, а после утрени с великим славословием или полиелеем 1-й час совершается в притворе храма (см. Типикон гл. 9-ю и 2-ю). На этом часе все псалмы, все тропари и последняя молитва содержит в себе утренние молитвы, благодарение и моление о наставлении нас, о ниспослании нам светлости Господней и о совершении наших дел.
-й и 6-й час входят в дневную группу служб и совершаются всегда вместе непосредственно перед литургией, в храме. Во время чтения этих часов священник совершает проскомидию. При совершении третьего часа мы вспоминаем, как Спаситель был судим Пилатом, претерпел там бесчисленные поругания, бичевания и увенчание терновым венцом (Ин 19, 1-2). Вместе с этим воспоминаем и происшедшее в этот час, по свидетельству книги Деяний Апостольских, событие сошествие Святого Духа на Апостолов (Деян. 2, 1-4). Во время шестого часа мы воспоминаем происшедшее в тот час распятие Господа на кресте посреди двух разбойников, надругательства воинов над страдавшим Господом и тьму, покрывшую тогда землю (Мф. 27; Мк 15, 15-39). Так же в шестом часе мы слышим молитву христианина, выражающею упование на милость Божию.
-й час как правило совершается перед вечерней, которая открывает собой круг богослужения грядущего церковного дня, так же является последней службой уходящего суточного круга. Это подтверждает тропарь и кондакт, читаемые на 9-м часе. Девятый час может совершаться как в храме, так и в притворе (см. Типикон гл. 1-ю и 9-ю). «Если девятый час совершается в притворе, то на нем полагается малый отпуст, если в храме, то отпуста нет, сразу после молитвы часа следует вечерня». Итак цель установления этого часа, состоит в том, чтобы «этим временем напомнить верующим, что в 9-й час распят за нас Иисус Христос; поэтому 9-й час, как час смерти Его, был посвящен молитве еще Апостолами (Деян. 3, 11), и верные всегда чтили это придание, собираясь на молитву в этот час».
Все эти четыре часа составлены по совершенно одинаковому плану: сначала следуют три псалма, заключающиеся троекратным «Аллилуиа» три раза, «слава Тебе, Боже», затем на «Слава» следует тропарь праздника (или святого дня), а на «и ныне» богородичен часа, далее Библейские стихи. (На первом часе: Пс. 5, 2-4. На третьем часе: Пс. 8, 21-13. На шестом часе: Пс. 18, 2, 16. На девятом часе: Пс. 118, 169-170). Трисвятое по «Отче наш», далее кондак праздника (или святого дня), 40 раз «Господи, помилуй», заключительная молитва, общая для всех часов, повечерия и полуношницы: «Иже на всякое время и на всякий час…», опять троекратное «Господи, помилуй», «Честнейшую Херувим», «Слава и ныне», «Именем Господним благослови, отче» и возглас иерея: «Боже, ущедри ны»(на 1 и 9 часах) или: «Молитвами святых отец наших...» (на 3 и 6 часах) В заключение каждого часа читается особая, специально для данного часа заключительная, молитва. Обычные вседневные часы имею междочасия, последования которого мы рассмотрим ниже.
Междочасия.
Междочасия - это еще четыре службы, которые уместно совершать после вседневных часов, они составляют как бы продолжения их. Каждое междочасие есть принадлежность известного часа. Междочасия так же носят иногда название - «почасие». «Их положено совершать лишь в седмичные дни. В настоящее время они совершаются обычно только в православных монастырях, но не во всех». По составу междочасия похожи на часы вседневные. По благословлению священника, читается: «Трисвятое», «Отче Наш…», «Господи помилуй» трижды и три псалма, свои в каждом междочасии. После них - «Слава и ныне…», «Трисвятое», «Отче Наш…», тропарь Богородичен, «Господи помилуй» 40 раз, «Честнейшую херувим…», «Именем Господним благослови, отче». Затем священник глаголит конечный возглас, и читается заключительная молитва св. Василия Великого. Последование междочасия находятся в Следованной Псалтири. Как мы уже сказали выше, эти последования совершают далеко не во всех обителях, а в приходских храмах к сожалению и вовсе они забыты.
Изобразительные с Вседневными часами.
«Когда почему либо нет возможности совершать литургию, то вместо нее после шестого часа отправляется последование изобразительных, известных под именем обедницы». Совершаем в этом случае изобразительные в таком порядке: после молитвы шестого часа сразу читаем 102 псалом. После него первый лик вышшем гласом поет: Слава, затем второй лик - И ныне. Первый лик: «Благослови, душе моя, Господа…». За этим читается: «Слава…» - и 145 псалом, после псалма - «И ныне…», «Единородный Сыне и Слове Божий… Во Царствии Твоем помяни нас, Господи… Блажени нищии духом, яко тех есть Царство Небесное…» итак дальше по Часослову, оканчивая словами: «Радуйтеся и веселитеся, яко мзда ваша многа на небесех». Изобразительные с вседневными часами имеют следующие особенности: «Если последование изобразительных приходится отправлять в такой день, на который 48 глава Типикона не назначает особых песнопений, известных под именем блажен, то Евангельские изречения читаются или поются без всяких к ним добавлений; если же положены блаженны, то сначала надобно читать или петь: «Во царствии Твоем…» и т.д. просто, а потом в соединении с песнопениями, известными под названием блажен, так, как положено петь на литургии; в заключении - «Слава…» и блаженна, «И ныне…» и блаженна. Непосредственно после блаженн следует читать Апостол и Евангелие так, как они читаются на литургии, т.е. с обычными возглашениями, прокимном и аллилуарием. Засим читается: «Помяни нас, Господи, егда приидеши…». «Помяни нас, Владыко, егда приидеши… Помяни нас, Святый, егда приидиши… Лик небесный поет Тя… Приступите к Нему… Лик небесный поет Тя… Слава, Лик святых ангел… И ныне, Верую во Елиного… Ослаби, остави… Отче наш… Яко Твое есть Царство… аминь. Кондаки по уставу. Господи помилуй 49 раз. Всесвятая Троице… Буди имя Господне 3 раза. Слава и ныне. Пс.: Благословлю Господа… Слава Тебе, Христе Боже, упование наше… Слава, и ныне. Господи, помилуй три раза. Благослови, отче. И отпуст.»». Последование изобразительных находятся в Часослове, Следованной псалтири и в молитвословах некоторых изданий.
Великопостные часы
Как мы можем видеть из названия - эти часы Православная Церковь совершает во время Великого поста, в следующие дни: «понедельник, вторник, среду, четверг и пятницу великой Четыредесятницы, в понедельник, вторник, среду страстной седмитцы (за исключением немногих праздничных дней), а также в среду и пятницу сырной седмицы». Последования этих часов находятся в часослове. Они состоят из тех же трех псалмов, что и вседневные часы. Но несмотря на это, у них множество особенностей. Первый час служим вместе с утренней, а часы третий, шестой и девятый вместе без паузы. Так же к девятому часу присоединяем последование изобразительных. На каждом часе читаем кафизму, кроме первого часа в понедельник и первого и девятого в пятницу. Каждый час имеет великопостный тропарь, который священник произносит на сале перед великими вратами (исключая праздник Благовещения Пресвятой Богородицы и полиелейного святого в седмичный день, когда вместо великопостного тропаря читаем тропарь праздника); по «Отче наш…» читают особые тропари, текст которых дается в последовании часа на ряду; перед молитвой часа священник на сале совершает молитву св. Ефрема Сирина с шестнадцатью (или тремя) поклонами. На шестом часе после Богородична чтец произносит тропарь пророчества, прокимен, читает паремию и второй прокимен.
Изобразительные с Великопостными часами.
Великие часы
Великие часы, как мы уже упоминали выше имеют название Царские часы. Совершаются они только три раза в году. А именно в Навечерие Рождества Христова и в Навечерие Богоявления (или в пятницу перед этими праздниками, если навечерие случиться в субботу или воскресенье) и в Великую пятницу. «Великие часы имеют ту особенность, что на них два псалма из трех особые, пророческого содержания, и после богородична на каждом часе поются особые предпразднственныя стихиры, возглашается прокимен, читается паремия, Апостол и Евангелие, и читаются все эти часы: первый, третий, шестой и девятый, подряд, составляя одну службу вместе с последующими изобразительными». Из опыта церковной жизни, мы видим, что совершаются великие часы при открытых святых вратах. Священнослужители исходят на середину храма, на аналое в центре храма полагается Евангелие. Во время чтения псалмов совершается каждение: на первом - каждение священником всего храма, на третьем и шестом, девятом - малое каждение, совершаемое дьяконом. После Богородична часа поют стихиры, с особыми припевами, далее следует прокимен, установленный чтец читает паремия, дьякон Апостол и священник читает Евангелие. В навечерие Рождества Христова и Богоявления на 9-м часе полагается многолетие (см. Типикон 24 декабря).
Пасхальный час
В Православной Церкви есть время, в годовом круге богослужение, когда бывают дни, которые отмечается особым, не похожим на другие богослужения чином. Об одном из таких периодов мы уже упомянули - это время Великого поста, и второй особенный период - это время от Пасхи - до Пятидесятницы. В особенности же - это светлая седмица. Вот одной из таких особенностей светлой седмицы является - Пасхальный час. Это последование поем за первый час в неделю Пасхи, и в последущие дни Светлой седмицы за все часы, а последний раз поем его вместо шестого часа в субботу Светлой седмицы. Это Пасхальное последование поем не только вместо часов, но и вместо повечерия, полунощницы, утренних и вечерних молитв. Вследствие величины и торжественности события, которое празднуется на протяжении этого периода, все молитвословия Пасхального часа поются. Начинается этот час с пения тропаря Пасхи 3 раза, затем «Воскресение Христово Видевши…» 3 раза. Далее следуют ипакои Пасхи, кондак «Аще и во гроб снисшел…», «Во гробе плотцки…». Затем на «Славу» «Яко Живоносец…», а на «И ныне…» Богородичен. И в завершении «Господи помилуй» 40 раз, «Слава и нине…», «Честнейшую Херувим…» обычное окончание, и бывает малый воскресный отпуст.
Раздел 2
Историческое развитие часов
Заключение
В данной работе мы рассмотрели историю развития часов в православной церкви, и их идейное содержание. В ходе работы мы увидели, что последование часов, которое сегодня использует наша церковь складывалось на протяжении многих веков. Традиция посвящать определенные часы дня молитве была взята первыми христианами еще из богослужения Ветхого Завета. Сами апостолы, как мы видим из Священного Писания (Деян.), по Откровению Божиему посвящали определенные часы дня, а именно третий, шестой и девятый молитве. Первые учителя церкви, так же наставляли своих учеников в непрестанной молитве, и особенно учили их чтить те же дневные часы, только наделяли эти молитвенные правила христианским смыслом. Далее часы были взяты в практику первых монастырей, они стали символом непрестанной монашеской молитвы. В практике одних монастырей они совершались двадцать четыре раза в сутки, а монахи других монастырей совершали их как и сейчас четыре раза в день. Так же, как мы знаем из работы часы были частью и городского соборного богослужения. И в отличие от монастырской практики, городское последование часов было более нарядно и торжественно. Так как городское духовенство могло позволить себе и красивый многоголосный хор, и множество обученных чтецов. Благодаря таким возможностям часы в городских соборах как правило пели. А в связи с тем, что монастыри того времени, не только не могли себе позволить красоты в богослужении, но даже не всегда был обученный чтец на богослужении. Часто и храм использовался только исключительно для общей богослужения - Литургии. Поэтому службу часов монахи совершали по кельям. Таким образом, проведя исследование богослужение часов, мы видим, что они с древних времен являются неотъемлемым богослужением. Которое совершалось как в храмовой, так и в домашней практике. К сожалению, сегодня мы видим ослабевающий интерес к часам православной церкви. Конечно, как мы уже говорили в начале нашей работы, это связано со многими обстоятельствами. От части интерес пропал из-за того, что наш русский народ-богомолец в течении семидесяти лет вообще не участвовал в жизни нашей церкви. Так же причина скрывается еще в том, что у основной массы наших верующих людей отсутствует интерес к смыслу богослужения, им достаточно мистического ощущения, чувствования присутствия Бога на богослужении. А символическое значение богослужения и идейное содержание уже не так интересует наш православный народ. Верующие люди знают, что самое главное богослужение церкви - это воскресная Литургия, даже наверняка знают и его символическое содержание, и немного и историческое развитие. Так же представляют и величие и значимость таинства, которое происходит на литургии. Так же наш православный народ участвует и в так называемом Всенощном бдении накануне воскресного дня и двунадесятых праздников. Весь же остальной суточный круг богослужения остается почти без внимания у верующих людей. По нашему мнению это происходит по тому, что люди сами не проявляют интереса к православному богослужению, мало интересуются им и не пытаются самостоятельно узнавать немного больше о нем. Так же пастыри церкви не уделяют должного внимания богослужебному вопросу, и очень мало просвещают наш народ, рассказывая ему о православном богослужении. Конечно, в последнее время вопрос с просвещением наших верующих людей обстоит все лучше. Появляются и православные телеканалы, и православные радиостанции которые главным своим направлением считают просветить русский народ, в том числе они рассказывают о православном богослужении. Так же появляется множество печатной продукции, которая так же помогает всем желающим разобраться во многих интересующих православных людей вопросах, в том числе множество книг посвященных богослужению. Книги рассчитаны на разный уровень просвещения людей. Так что в целом ситуация может измениться, при должном интересе ко всем предлагаемом нашему народу возможностям просвещения. Возможно, что интерес к православному богослужению усилится, и народ перестанет теряться и бездумно стоять на службе и не понимать, что сейчас происходит на службе, или, что сейчас читают. Мы надеемся, что и данная работа поможет тем, кто ее прочтет лучше разобраться в понимании последования и идейного содержания службы часов православной церкви. А описание исторического развития часов заставит более серьезно отнестись к этим службам.
Список использованной литературы
1.Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета. - М.: РБО, 2004. 1296 с.
2.Антология. Отцы и учители церкви III века.: В 2 т./ Сост. Иеромонах Илларион (Алфеев). М.: Либрис, 1996. Т. 2. 464 с.
.Лукиан Самосадский. Сочинения.: В 2 т. / Под ред. А.И. Зайцева. СПб.: Алитейя, 2001. Т. 2. 538 с.
.Плиний Младший. Письма. Перевод М.Е. Сергеенко, А.И. Доватура и В.С. Соколова. М-СПб.: Изд. Академии наук СССР, 1950. 577 с.
.Следованная псалтирь. - М.: изд. Московская патриархия, 1988. 467 с.
.Типикон. - СПб.: Соборный разум, 1992. 590 с.
.Часослов учебный. / Репринт изд. 1911 г. - СПб, 2008. 190 с.
.Библейская энциклопедия. /Под. Ред. Арх. Никофора. Репринт. Изд. М.: Изд. Свято-Троицкой - Сергиевой Лавры, 1990 763 с.
.Тим Даули. Библейский Атлас. /Пер. РБО.: Angus Hudson Ltd, 2003. 95 с.
.Антонов Н.Р. свящ. Храм Божий и церковные службы. /2-е издание. СПб.: Тип. М.А. Александрова, 1912. 236 с.
.Арранц Михаил, проф. О.И.. Как молились Богу древние византийцы. Суточный круг богослужения по древним спискам византийского евхология. Л.: ЛДА, 1979. 309 с.
.Авербах Яков. Сходство обрядов и постановлений православной церкви с обрядами и постановлениями церкви ветхозаветной. СПб, 1870. 30 с.
.Аверкий (Таушев), архиепископ. Литургика. 150 с.
.Александр (Федоров), игумен. Церковное искусство как пространно-изобразительный комплекс. - СПб.: Сатис, 2007. 222 с.
.Бриллиантов Л.И. Краткое руководство к изучению священного писания Ветхого Завета. Могилев.: Типография М.Б. Клаза и М.Л. Кагана, 1914. 398 с.
.Гавриил (Голосов), архимандрит. Руководство по литургике или наука о православном богослужении. Тверь.: Типо-Литография Ф.С. Муравьева, 1886. 581с.
.Голубцов А.П. Из чтений по церковной археологии и литургике. - Сергиев Посад, 1918. 286 с.
.Вениамин, архиепископ. Новая Скрижаль или объяснения о церкви, о литургике, о всех службах и утварях церковных.: В 4 ч. - М.: изд. Братства свв. Филарета митр. Московского, 1999. 305 с.
.Диаковский Е.П. Последование часов и изобразительных. - К.: Тип. Т.Г. Мейнандера, 1913. 302 с.
.Кашкин Алексей. Устав православного богослужения. - Саратов.: изд-во Саратовской епархии, 2010. 686 с.
.Никольский Константин. Пособие к изучению устава богослужения православной церкви. / изд. Седьмое. - С.-Петербург.: Синодальная типография, 1907. 878 с.
.Настольная книга священнослужителя. В 8 т. М.: Изд. М.П., 1977. Т. 1. 754 с.
.Настольная книга священнослужителя. В 8 т. М.: Изд. М.П., 1977. Т. 8. 800 с.
.Розанов Василий. Богослужебный устав православной церкви. М.: Изд. Свято-Тихоновский Университет, 2005. 676 с.
.Скабалланович Михаил. Толковый типикон. М.: изд. Сретенского монастыря, 2004. 815 с.
.Смирнов Феодор, доцент. Богослужение христианское со времени апостолов до четвертого века. Киев: Тип. С.Т. Еремеева, 1876. 472 с.
.Смирнов А.В. Проф., прот. Курс истории религий./ Изд. второе. - М.: Изд. ФондИВ, 2009. 384 с.
.Хосроев А.Л. Пахомий Великий (Из ранней истории общежительного монашества в Египте). СПб, Кишинев, Париж.: Нестор-История, 2004. 508 с.
Часы. Велико постные часы. Часы «царские» в канун Рождества. Богоявления в Великий пяток
Реферат по дисциплине: «Церковное чтение»
выполнил:
студент 1 курса
направления подготовки
48.03.01 – теология
заочной формы обучения
Закирьянов Иоанн Андреевич
Проверил преподаватель:
Чесноков Илья Константинович
г. Симферополь, 2017 г.
Оглавление:
1. Введение ……………………………………………………………….…. 3
2. Раздел 1 (название) …………………………………………………....... 4
3. Раздел 2 (название)………………………………………………….….. 14
4. Заключение ………………………………………………………..……. 33
5. Литература ……………………………………………………..………. 36
1.
2. Введение
В наши дни, когда мы видим в наших храмах все нарастающий приток народа, нужно сказать, что это, безусловно, должно нас радовать. Но мы не должны обольщаться просто удовлетворяющим нас числом прихожан. А должны понимать, что это огромная почва для семени - слова Евангельского. Человека, оказавшегося впервые на православном богослужении, конечно, вдохновят и посетят те же чувства, что и когда-то поразили послов св. князя Владимира, которые оказались на богослужении в соборе св. Софии в Константинополе, а по возвращении рассказали: «токмо то веемы, яко онде Бог с человеки прибывает, и есть служба их паче всех стран….». Любой, здравый, «живой» человек не должен ограничиваться лишь чувственным познанием богослужения, а должен стараться понять его богословский и догматический смысл, идею, которую пытается донести богослужение. Ведь наше богослужение есть и вероучение и утверждение веры. Поэтому мы должны быть внимательнее к службам, которые проходят в храмах православной церкви, и участниками, именно участниками, которых должен быть каждый христианин. Вот одними из таких служб суточного круга и являются Часы в православной Церкви. Они уже давно не имеют должного внимания в нашей приходской практики, а греки и вовсе убрали их из суточного круга приходского богослужения. Одна из причин этого не понимание, или не желание понимать их символического значения в православной церкви, не знание их идейного содержания. В данной работе мы попытаемся исследовать историческое развитие часов в православной церкви и их идейное содержание. Но невозможно часы исследовать вне суточного и годового круга богослужения и его развития. Поэтому разберем краткую историю развития православного богослужения. Для начала дадим определение богослужению, которое предлагает нам архим. Гавриил в своем руководстве по литургике: «под богослужением во внешнем его проявлении мы можем назвать внешнее Богопочтение какого-нибудь религиозного общества, или совокупность тех священных действий и обрядов, через которые непосредственно выражаются, во первых, внутренняя сторона религии, во вторых - чувство благоговения и в третьих молитвенное настроение». Из этого определения мы видим, что главная задача богослужения - это Богопочитание. Но не следует забывать и о других целях богослужения. Оно должно поддерживать дух религии в сознании людей, укреплять благоговение, благочестие и религиозную жизнь. По этому, богослужение есть путь к религиозному просвещению и назиданию общества верующих. Хороший вывод делает архиеп. Аверкий: «Богослужение совершается для верующих, и в союзе с ними, по установленному чину. Через богослужение верующие призываются выражать свои чувства веры в Бога, надежды и любви к Нему, вступают с Ним в таинственное общение и получают благодатные силы для прохождения христианской жизни, ведущей ко спасению.» И так мы видим, что любой православный христианин, если он не формально им является, должен не просто находиться или присутствовать на богослужении. Но так же должен участвовать в нем мысленно, чувственно, действенно и конечно разум его так же должен быть погружен в происходящие богослужение.
Раздел 1