Они знали, как обращаться с ковчегом
Библейский Ковчег представил древнему народу Израиля присутствие Бога. Существует много великих уроков в историях Ветхого Завета о Ковчеге. Уроки эти о том, как должно и как не должно относиться к присутствию Господа.Когда к Ковчегу относились как к святыне и несли его перед собой на битву, были одержаны великие и чудесные победы. Когда же к Ковчегу относились не как к святыне, а лишь как к талисману, битва была проиграна, а Ковчег утерян и захвачен врагами.
Одна из основных причин, почему Уэльское Пробуждение горело так ярко и так долго, в том, что лидеры знали, как нести «Ковчег» Божественного присутствия. Они знали, как оставаться открытыми, как подчиняться водительству Господа и как не оскорбить Духа Святого.
Те, кто так мощно был использован в этом пробуждении, испытывали отвращение ко всему, что могло бы привлечь внимание к ним самим и отвлечь, таким образом, от Спасителя. Как говорится в Псалме, 25:14: «Тайна Господня — боящимся Его». И они хотели быть к Нему как можно ближе, чтобы проникнуть в Его глубочайшие секреты, и поэтому учились уважать Его должным образом.
Вместе с великой Любовью к Господу у них был глубокий и священный страх оскорбить Его. Они Любили Ковчег Его присутствия и не могли чувствовать себя удовлетворенными без Него, но они также уважали Его настолько, что научились обращаться с ним должным образом.
Во время этого великого пробуждения не было саморекламы какого-то служения, не было гордыни в людях, все только в Господе. Когда Господня слава действительно сокрыта в земном сосуде, это не тот сосуд, который получает внимание! Мы должны принять во внимание предостережение Петра: «Итак, смиритесь под крепкую руку Божию, да вознесет вас в свое время» (1Пет.5:6). Смирять самих себя — вот наша работа, работа Бога — возносить. Если мы будем выполнять свою работу, Он будет выполнять Свою!
Поскольку лидеры Уэльского Пробуждения строго смиряли себя, Бог и возвысил их.Они отказывались посылать письма в газеты для построения своих собственных служений. Тогда Господь использовал первые полосы почти каждой крупной газеты в мире, чтобы распространить по всему миру известие о том, что Он совершает в Уэльсе. Как только Он находил людей, смиренных достаточно, чтобы правильно воспользоваться Его благодатью, Он давал им её.
Мы можем получить влияние при помощи самовосхваления, но Бог поощрит только тех, кто сам себя не восхваляет. То, что построено на самовосхвалении, вынуждено будет поддерживаться человеческими усилиями. Те, кто позволяет Богу построить дом, возьмут на себя ношу, которая легка, и бремя, которое не тяжело. Те, кто позволят Богу производить через себя работу, не устанут от нее, но будут укрепляемы ею.
Ни один человек не может разрушить то, что строит Бог. Когда мы выполняем работу Бога, мы не несем те заботы и страхи, которые, возможно, имеют те, кто все построил на самовосхвалении. «…все, что делает Бог, пребывает вовек» (Еккл.3:14). Плоды работы, начатой Богом, останутся навсегда. Работа, построенная на самовосхвалении, неизбежно оканчивается трагедией и разочарованием. Несмотря на то, что Уэльское Пробуждение как таковое не длилось долго, некоторые из его плодов нашли продолжение. Они смогли передать всемирной Церкви понимание путей Бога, что используется Церковью, и по сей день.
Когда пробуждение само по себе становится нашей целью, оно редко достигается, так как превращается в идола. Пробуждение никогда не должно становиться конечной целью, но средством к еще более высокому конечному результату: проявлению Господней славы и расширению Его Царствия.
Иногда Его Царствие расширяется и другими средствами. Конечно, нам нужно больше настоящих пробуждений, основанных на простом повиновении Его планам. Но весь Его план не вращается лишь вокруг пробуждения. Повседневное повиновение Церкви, произрастающее из настоящей духовной зрелости, так же важно для выполнения Божьих целей, как и великие всплески пробуждений. Когда облако Божьего присутствия поднимается и начинает двигаться, мы должны быть готовы двигаться с Ним. Но, когда облако недвижимо, мы должны быть готовы успокоиться в Нем.
Замечательно, что первая известная искра работы Бога, которая стала Уэльским Пробуждением, вспыхнула в Скрантоне, штат Пенсильвания. Уэльский пастор процветающей Церкви увлекал свою аудиторию ораторским искусством и интеллектом, когда он вдруг оказался разбитым перед Богом и понял, что он не является пророком, каких мы видим в Новом Завете. И когда он почувствовал раскаяние по поводу своего настоящего положения, он ощутил незабываемое чувство наполненности Духом Святым.
И сразу же его проповеди изменились — красноречие сменилось страстью. Он почувствовал беспокойство о своем любимом Уэльсе и вернулся из своей Церкви в Скрантоне на родину. К ужасу религиозных людей Уэльса, которые знали его до отъезда в Америку, молодой пастор вернулся со странным чувством необходимости что-то сделать. Никогда больше он не проповедовал, чтобы произвести эффект, чтобы эмоционально всколыхнуть молящихся. Он теперь проповедовал, чтобы достичь результата — спасение душ и пробуждение Божьих людей. «Было, — сказал один наблюдатель, — странно видеть превращение Уэльских фестивалей проповедей в то, что очень приближалось к собраниям Освящения, когда он был там. Все верили в искренность проповедника, большинство не могли понять его, многие становились определенно враждебными по отношению к нему».
Это началось в 1879. Даже несмотря на то, что молодой проповедник был оклеветан и подвергнут гонениям, он не свернул с этого пути и вскоре стал оказывать сильное влияние на молодых проповедников своей деноминации. Страсть молодых людей к поиску присутствия Бога соединила их в Святое товарищество, которому было суждено продлиться годы. В начале 1903 года Провидение направило этих людей в приходы, расположенные близко друг к другу, чтобы их товарищество могло продолжаться.
Их страстное желание получить все, что Бог имеет для них, скоро обратилось в осознание присутствия Бога среди них. Эти пасторы стали замечать, что после страстных просьб наступал день, когда они получали невероятную силу в проповеди. Чудесный опыт порождал еще большую веру.Вскоре эта маленькая группа молодых пасторов пришла к убеждению, что среди них вот-вот должно случиться нечто чудесное.
Доктор Ф.Б. Мейер был использован удивительным образом для помощи этому союзу проповедников в Южном Уэльсе. Итак, они написали ему и пригласили его приехать и проповедовать у них на труднопостигаемые Божественные темы. Он ответил, что в этом году у красивого Уэльского источника в Лландридод Уэльс будет «Кесукское Собрание» и пригласил их посетить его, что они и сделали. Бог продолжал свою работу с этими молодыми людьми, и они пришли к еще более глубокому знанию святых деяний Бога. Оглядываясь назад, многие считают это собрание еще одной ступенью вверх к грядущему великому превращению.
Были и другие ступени. Все, кто являлся частью великого пробуждения или возрождения, могут, оглянувшись назад, увидеть тщательно продуманный план, которому они, не зная того, следовали. В августе 1904 года произошло второе собрание в Лландридод Уэльсе. Доктор Ф.Б.Мейер и доктор А.Т.Пирсон проводили службы. Снова здесь присутствовала сила и слава Господа. Уэльские святые были настолько охвачены Божьей славой, что пели вновь и вновь великий гимн: «Возложите венец на Него, на Господина всего сущего».
Некоторое время спустя, в Кардинганшире, в крошечной деревушке по имени Ней Куэй, Господь тихо готовил другие инструменты для грядущего пробуждения. Священник Джозеф Дженкинс был глубоко озабочен недостатком благодати в его собственных проповедях, что заставило его отчаянно искать более глубокой жизни во Христе. Ему в руки попала книга Эндрю Мюррея «С Христом в школе молитвы», что продвинуло его вперед невероятно. Все больше его волновало безразличие Христиан и апатия молодежи в его собственной Церкви. Он серьезно убеждал их подчиниться Духу.Это было в начале 1904 года.
ПРИЗНАНИЕ ЗАЖИГАЕТ ОГОНЬ
Лучина для растопки теперь была готова, но искра, чтобы разжечь пламя, придет из совершенно неожиданного источника. На воскресном молитвенном собрании молодых людей пастор Дженкинс попросил поделиться своим духовным переживанием. Несколько человек попытались говорить на другие темы, но пастор останавливал их.
Наконец, молоденькая девушка по имени Флори Эванс, которая была чудесным образом обращена несколько дней тому назад, встала и дрожащим голосом сказала: «Я Люблю Иисуса Христа всем сердцем».
Благодаря этим простым словам Божья искра, мерцавшая в столь многих сердцах, превратилась в пламя, и великое Уэльское Пробуждение началось. Огонь быстро распространился в Блэнанерч, Нью Кэсл-Эмлин, Кэпл Дриндод и Туиргуин. Потоки распространялись за границу, как лава огромного вулкана, вскоре тысячи тысяч были охвачены пламенем Святого Духа.
И когда известие о благословении в Нью Куэй быстро разнеслось и за границей, двери стали распахиваться повсюду. Ведомая пастором, эта группа молодых людей, большинству из которых было от шестнадцати до восемнадцати лет, проводила собрания по всему югу страны. Пламя продолжало усиливаться, преодолевая все препятствия.Собрания и конференции проходили по всему Уэльсу, подчеркивая святость сердца и жизнь в Духе. Господь мощно использовал таких людей, как У. С. Джоунс, И. Кери Эванс, Джейк Тикенс, Сет и Фрэнк Джошуа, Джон Пью и Р. Б. Джоунс.
В августе 1904 года в городе Кардифф известный евангелист Р. А. Торрей провел службу, результатом которой было множество спасенных. Со всех сторон Господь, казалось, добавлял все больше и больше топлива в огонь. В ноябре того же года в Рос, Северный Уэльс, Церкви пригласили проводить кампанию уважаемого проповедника Р. Б. Джоунса. В прошлом году он был крещен Духом Святым, и все его богослужение изменилось. Он горел, обладая новым откровением, и новость о нем распространилась по всей Британии. В запланированный Богом момент этот пламенный евангелист присоединился ко всевозрастающей работе Духа Святого в Уэльсе.
В Росе Христиане открылись перед Богом и признали свое полное подчинение Христу и приняли Духа в Его полноте. Врата небес открылись, и Дух изливался ливнем.
Количество прихожан росло, и Церкви переполнялись каждую ночь. Четыре недели спустя после того, как Джоунс покинул Рос, Рэксманская газета писала, что «целый район охвачен невероятной духовной силой, которая не подает признаков ослабления своих объятий».
Уже тогда люди стали проводить собрания самостоятельно, пастор иногда присутствовал, иногда нет. Собрания начинались по утрам и длились до вечера. Потом они выплескивались на улицы, в дома, поезда, фабрики и шахты. Вскоре огромные процессии пробужденных Христиан и вновь обращенных маршировали по улицам городов, радуясь и распевая гимны Спасителю. К тому времени в Уэльсе насчитывалось уже примерно 40000 верующих, отчаянно желавших продолжения излияния Святого Духа. Большинство из этих святых были незнакомы друг с другом и разбросаны, но Дух начал соединять их вместе, чтобы совершить одну из величайших демонстраций силы Бога в ответ на их молитвы.
СВЕТ ЗАБРЕЗЖИЛ В ТЕМНОТЕ
В то время общая духовная обстановка в Уэльсе была темна как никогда, и казалось, что она становится темнее день ото дня. Бары процветали. Футбол, петушиные бои, азартные игры и проституция, казалось, полностью захватили души рабочего класса. Количество убийств, изнасилований и других преступлений, связанных с насилием, постоянно возрастало, и власти уже почти потеряли контроль. Темные тоннели Уэльских угольных шахт были подходящим символом того, что происходило со страной. Но Бог готовил юного полуобразованного шахтера, чтобы тот стал выдающимся голосом своего поколения. И когда он появился из шахт, чтобы проповедовать Евангелие, Уэльс стал выходить из темной греховной бездны. Вскоре этот молодой шахтер, Эван Робертс, и его крошечная страна Уэльс заставят целый мир остановиться и заметить удивительную работу Бога.
Эван Робертс родился 8 июня 1878 года в рабочем доме, под названием «Исландский дом». Это был скромный дом из восьми маленьких комнат. Десятилетиями потом соседи будут удивляться паломникам, путешествующим через континент, чтобы взглянуть на этот маленький домик и помолиться, чтобы небеса вновь открылись, как они открылись Эвану. Эван начал работать на шахте, когда ему было всего десять лет. Его отец, Генри, сломал ногу в шахте, поэтому сын должен был помогать ему в работе. Несколько месяцев спустя, Эван взялся за работу мальчика при дверях, чьей обязанностью было следить за дверями по всей шахте. Ему платили семьдесят пять центов в неделю. Потом он овладел ремеслом кузнеца и продолжал работать при шахте. Но Эван чувствовал жгучую страсть к проповедованию. Очень немногие когда-либо покидали шахту, даже те, кто хотел быть проповедником. Мечты были у многих, но мало кто превращал свои мечты в реальность. Пастор Эвана и его друзья поощряли его в этом желании, несмотря на то, что нехватка образования делала его перспективы весьма туманными. Но Эван был настойчив, и в двадцатишестилетнем возрасте поступил в подготовительную школу при Ньюкасл Эйлин, чтобы подготовиться к вступительным экзаменам в колледж Тревекка. Эван имел твердое намерение сделать всё, что зависело от него, а в остальном положиться на Бога. Эван так никогда и не закончил школу, но многие школы в один прекрасный день будут изучать Эвана и необычайное движение Бога, которому Эван оказал содействие. Бог не нуждался в знаниях Эвана — Он нуждался в податливом сосуде.
Эван все время искал и находил более тесные отношения с Господом. Уильям Дэвис, дьякон в Церкви Мориа, советовал юному Эвану никогда не пропускать молитвенных встреч, чтобы, если Святой Дух придет, Эван не отсутствовал. Итак, Эван посещал по понедельникам вечерние собрания в Мориа, по вторникам — в Писга, по средам — в Мориа, а по четвергам и пятницам другие молитвенные собрания и классы по изучению Библии. Он это делал в течение тринадцати лет и молился о великом посещении Святого Духа.
ОТКРОВЕНИЕ
Однажды весной 1904 года перед началом занятий в школе, Эван испытал, как он, похоже, это сам называл, «опыт Горы Преображения». Господь проявился так необычайно, что Эван преисполнился благоговейным страхом. После этого у него стали наступать периоды неподдающихся контролю судорог, что вызывало озабоченность его семьи. В течение недель Бог посещал Эвана каждую ночь. Когда его семья просила рассказать о том, что он испытывал, Эван говорил, что это не поддается описанию. Когда приблизилось время поступать в школу при Ньюкасл Эмлин, Эван побоялся уезжать, так как он опасался пропустить эти встречи с Господом.
В то время проводилась встреча в Бленанерч в нескольких милях от его школы. Евангелист по имени Сэт Джошуа проводил собрания. Во вторник, 29 сентября 1904 года, Эван Робертс и несколько девятнадцатилетних молодых людей посетили собрание. По дороге на собрание Господь коснулся этой небольшой компании, и они начали петь: «Это приближается, это приближается сила Святого Духа, я получаю её, я получаю её, силу Святого Духа».
Во время семичасовой службы Эван был глубоко потрясен и к концу службы совершенно разбит. Когда Сэт Джошуа произнес слова: «Склони нас, о, Господь», Эван стал испытывать такие муки, что ничего больше не слышал. Позже он рассказывал, что Божий Дух прошептал ему: «Это то, что тебе нужно». «Склони меня, о Господи», — вскричал он. Но накал не стал меньше. На девятичасовом собрании Дух мольбы надвигался на молящихся с огромной силой. Эван отчаянно молится. Тогда Божий Дух велел сделать это публично. Со струящимися по лицу слезами Эван стал восклицать: «Склони меня! Склони меня! Склони меня! Склони нас». Затем Святой Дух снизошел на него мощным крещением, что наполнило Эвана Любовью распятия и Любовью к распятию. В ту ночь образ креста так запечатлелся в сердце Эвана, и стало основой для пробуждения, которое он вскоре помогал проводить. С той ночи Эван Робертс сконцентрировался на одной мысли — спасении душ. Историки позже назовут эту ночь «Великое собрание в Бленанерч».
Однажды в полночь, вскоре после этого, сосед Эвана по комнате и его ближайший друг Сидни Эванс вошел в комнату и увидел, что лицо Эвана озарено священным светом. В удивлении он спросил, что произошло. Эван ответил, что только что у него было видение — Уэльс, поднимающийся к небесам. Потом Эван пророчески сказал: «Мы вскоре увидим мощнейшее возрождение из всех, которые Уэльс когда-либо знал, и Святой Дух нисходит к нам прямо сейчас. Мы должны приготовиться. Нам нужна небольшая группа людей и мы должны отправиться по стране с проповедями». Вдруг он замолчал и, пронзительно глядя, воскликнул: «Верили, ли ты, что Бог может дать нам 100 000 душ — сейчас?» Чувство присутствия Господа так охватило Сидни, что он не мог не поверить. Позже в Церкви Эвану было видение: некоторые из его прежних товарищей и много других молодых людей и голос, обращаясь к нему, говорил: «Иди к этим людям». Эван сказал: «Господи, если на то воля Твоя, я пойду». Потом вся Церковь озарилась таким ярким светом, что он с трудом мог видеть проповедника на кафедре. Он был очень встревожен и хотел удостовериться, что это видение было от Бога. Он посоветовался со своим пастором, и тот поддержал его.
ОНИ ПОВИНОВАЛИСЬ ЕМУ
31 октября Эван вернулся поездом домой, имея очень небольшое представление о той огромной подготовительной работе, которую совершил Святой Дух до него. Его мать встретила Эвана у дверей и воскликнула с удивлением: «Где ты был? Почему ты не в школе? Ты болен?» «Нет», — ответил он. «Тогда почему ты вернулся домой?» «Мама, Дух направил меня обратно сюда работать среди наших молодых людей в Церкви Мориа». А затем, обернувшись к своему младшему брату Дену, добавил: «Ты увидишь, что в Лугоре произойдут огромные перемены меньше, чем через две недели. У нас произойдет величайшее пробуждение из всех, которые Уэльс когда-либо видел».
После этого Эван пошёл прямо к своему пастору и спросил позволения проводить службы для молодых людей. Этим вечером после молитвенного собрания для взрослых он попросил молодежь остаться, так как он хотел бы поговорить с ними. Остались шестнадцать взрослых и только одна девушка. Испытав первый порыв разочарования, Эван всё же начал объяснять тихим голосом причину своего возвращения домой. Он сказал, что просто покорился Святому Духу, и здесь, в Церкви Мориа, большое количество молодых людей будет спасено. И более того, великое пробуждение грядет в Уэльсе.
Вот как начались самые важные собрания в истории Уэльса. Прохладное отношение и недоверие, буквально повисли в воздухе. Результаты были столь огорчительные, что Эвану ничего не оставалось, как подумать, что его видения были лишь некими странными иллюзиями. Это было испытание, во многом похожее на то, которое было дано детям Израиля после того, как они покинули Египет.Им была обещана земля, омываемая молоком и медом, но первое место, куда они попали, было лишено даже воды. Когда же они, наконец, подошли к колодцу, вода в нёем оказалась горькой. Чему поверит молодой проповедник: видениям или голосам, которые говорят ему, что он обманулся иллюзиями. Это был тот поворотный момент, когда многие сворачивают с пути, ведущего к выполнению своего предназначения. А как поступит Эван?
Нет. Он решил, что предпочёт прослыть величайшим глупцом, чем пропустит возможность пробуждения в Уэльсе. Эван выбрал путь следования пророческим видениям. Через две недели Лугор изменился, и первые 100 000 молодых людей нашли путь к Богу. Только потому, что Эван не игнорировал малых начинаний, он был использован и в величайших деяниях Господа.
Глава 6
ПУТЬ НАЧАТ
На следующий день после неудачной службы для молодых людей службы проводились в Писга, в небольшой Церкви неподалеку от миссии Мориа. Это был вечер вторника, но аудитория, как ни странно, значительно увеличилась. Эван говорил о том, как важно быть наполненным Духом Святым. Это собрание длилось до десяти часов вечера.
ЧЕТЫРЕ ПРИНЦИПА
Второго ноября, Эван был в Мориа и вёл речь о четырёх великих принципах. Этому суждено было стать основной предпосылкой пробуждения. Позже они стали известны как «Четыре пункта». Это были четыре основных условия, которые требовались, как полагал Эван, для того, чтобы шло пробуждение. Вот они:
1. Во всех грехах необходимо исповедоваться перед Богом и раскаяться в них. Церковь должна быть очищена — невеста Бога будет без единого пятна, так что не будет места для греховных компромиссов. Если есть хоть что-то в нашей жизни, что вызывает сомнение, будь то добро или зло, — отбрось это!
2. Не должно быть ни чего, даже облака между верующим и Богом. Каждого ли ты простил? Если нет, не ожидай прощения и за свои собственные грехи. Писание говорит ясно, мы не можем быть прощены, пока сами не простим. Непрощение отделяет нас от Бога.
3. Мы должны подчиниться Святому Духу. Делай то, что подсказывает тебе Дух. Полное, безоговорочное повиновение Духу необходимо, если мы хотим быть использованы Им.
4. Должно быть публичное признание Христа, как Спасителя. Это не должно быть единичным случаем после нашего спасения или крещения — это должно стать образом жизни Христианина. (Эван также полагал, что существует различие между публичным признанием и профессиональным проповедованием.)
Эван ещё не знал, когда впервые проповедовал эти правила, что эти «Четыре пункта» задали направление пробуждению и помогли ему не сбиться с курса на всём его протяжении. Они закладывали основу раскаяния и затем строили личные, живые отношения с Господом. Движущей силой пробуждения была не доктрина или человеческая личность, а Святой Дух, пришедший обвинить мир в его грехе, а затем повести мир к покаянию и прощению греха. Святой Дух оставался всё время и с присущей Ему силой делал свою работу.
3 ноября Эван опять проводил собрание в Мориа и учил детей молиться «Пошли Святой Дух в Мориа ради Христа». Он говорил в тот вечер: «Просите, и дастся вам». «Этому нужно верить, — сказал он, — если мы хотим, чтобы работа была успешной. Мы должны верить, что Бог желает и может ответить на наши молитвы. Мы должны верить. Мы должны верить во всепобеждающего Христа, Который в состоянии разбить любую преграду». Эван подчеркивал это особенно настойчиво.
Теперь видение стало для Эвана более реальным, чем то, что он видел вокруг себя. Он чувствовал созидательную силу слова Господа, Который мог сказать: «Да будет свет!», когда света ещё не было.У Эвана была странная уверенность, что стоит всего лишь произнести и это случится. Он не всё понимал о пророчествах, но это не было нужно. Чтобы повернуть выключатель, вовсе не нужно понимать в электричестве. Эван собирался продолжать пророчествовать пока не наступит свет.
На следующий вечер, немного поговорив, Эван предоставил собрание для свидетельств и молитв. Было сильное присутствие Господа, и собрание длилось до полуночи. Было объявлено, что следующее собрание будет для молодежи, но в тот вечер Церковь была заполнена как молодыми, так и взрослыми. В воздухе носилось странное ожидание того, что Бог собирается совершить что-то чудесное, и люди боялись остаться в стороне.
Когда Бог не присутствует на встрече, она превращается в бремя, но, как сказано в Книге Деяний, когда Бог действует, всё, что хотят люди, — это собираться вместе. Собрания молодежи привлекали теперь также и старших. Многие дети стали чудесным образом преображаться, удивляя своих родителей. Эван комментировал Послание к Ефесянам, 5:18 о том, чтобы не упиваться вином, но быть наполненным Святым Духом. И снова это собрание длилось за полночь.
Меньше чем через неделю собрания поднялись от уровня бессилия до уровня, невиданного ранее ни молодым проповедником, ни прихожанами. Всего несколько дней назад, казалось, что слова Эвана просто падают на пол. Теперь его слова обладали силой проникновения, даже в самые чёрствые сердца и искреннее раскаяние катилось над людьми волнами.То, что являлось Эвану в видениях, становилось реальностью на его глазах.
В воскресенье, 6 ноября, приезжий священник из соседнего города занял кафедру на утренней службе. Эван сидел и слушал. Пастор, желая дать Эвану возможность повиноваться Богу, объявил, что Эван будет проповедовать вечером. Тема проповеди была «Необходимость покорности». В своей речи Эван олицетворял Святой Дух и отдал собрание в Его руки. Святой Дух снизошёл, и 60 молодых людей обрели спасение. Затем Эван вдохновил людей на молитву за наполнение Духом.Это собрание также длилось далеко за полночь, и известие о нём распространилось по всему Лугору. Настроение людей переменилось от недоверия к надежде, к ожиданию, к благоговейному страху. Казалось, что каждый вечер невидимая рука включает духовный термостат на несколько градусов больше. Пророчество становилось теперь историей.
ИСПЫТАНИЕ
Молитвенные собрания по понедельникам никогда не были в центре внимания в Мориа. Как и на большинстве молитвенных собраний было небольшое количество постоянных прихожан и несколько тех, кто заходил случайно. В понедельник, 7 ноября, Церковь была заполнена до отказа. Такого не было никогда в истории этой Церкви. В 8 часов приехал Эван Робертс. Он открыл свою Библию и прочитал из последней главы книги пророка Малахии, 4:2,3: «А для вас, благоговеющие пред именем Моим, взойдёт Солнце правды и исцеление в лучах Его, и вы выйдете и взыграете, как тельцы упитанные; и будете попирать нечестивых, ибо они будут прахом под стопами ног ваших в тот день, который Я соделаю, говорит Господь Саваоф». Затем Эван удивил присутствующих смелым заявлением, что эти слова из Писания исполнятся немедленно в Уэльсе!
Когда Господь впервые читал пророчества из Исаии в Своей синагоге в Назарете, те, кто слышал Его, были удивлены Его смелостью. Господь говорил с властью, которая требовала или поверить Ему или отвергнуть Его. Они избрали отвергнуть Его. Те, кто слышал Эвана Робертса в эту ночь в Мориа, были поставлены его смелостью перед подобным же выбором. На несколько коротких мгновений это великое движение Господа замерло. Перед ними был молодой человек, которого они знали с детства, с которым работали на шахте, а теперь он заявлял слово Божье со смелостью, какой они никогда ещё не видели. Эван говорил так, что они должны были или поверить в посланное Богом чудесное и беспрецедентное пробуждение или отвергнуть эту весть вовсе. Они избрали поверить. Ещё одно огромное препятствие было преодолено. Духовная атмосфера в Уэльсе достигла своей критической точки. Теперь пробуждение было неизбежно.
ОНИ ПРИНЯЛИ ЕГО ПОСЛАННИКА
Возможно ли, что пробуждение целиком зависело от откровения одного лишь этого человека? Да! Если мы верим в Библейские и исторические случаи пробуждений, очень вероятно, что великое Уэльское пробуждение зависело от откровения посланника Господа, который был избран чиркнуть спичкой, чтобы разжечь приготовленное топливо.
Одно из величайших Библейских пробуждений произошло в безнравственном, языческом городе Ниневия, жители которого избрали поверить в наиболее маловероятные пророчества самого своенравного пророка Ионы. Наше получение милости Божьей часто зависит от нашей способности позволить Ему использовать глупца, чтобы ставить в тупик мудреца, слабого — чтобы ставить в тупик сильного.
Иисус Христос Сам прежде чем отправиться в Своё Царство, провозгласил, что «…не увидите Меня отныне, доколе не воскликнете: благословен Грядый во имя Господне!» (Матф.23:39). Этим Он заявил, что с той поры и впредь мы не увидим Его, пока не благословим тех, кого Он ниспослал нам.
Уэльское Пробуждение — классический пример того, как люди услышали Господа, когда он постучался у их дверей, как они открыли Ему и смогли почувствовать Его присутствие в течение какого-то периода времени. Многие пробуждения начинались, чтобы быстро завершить круг с помощью амбициозного человека, использовавшего пробуждение в своих собственных целях. Многие другие пробуждения так никогда и не начались, так как люди проявляли свои эгоистические амбиции, отвергая посланника Бога.
Это верно, что мы желаем, чтобы Бог получил славу, но это не означает, что мы не должны вовсе не получать никакого внимания или признания. Величайшая ирония в истории Церкви в том, что наиболее рьяные в контроле за тем, чтобы никто из людей не украл славы Господа, почти никогда не испытывали движения Господа, так как отвергали Его посланников.
Павел был смел, защищая своё призвание как Апостола, потому что он не смог бы должным образом руководить Церковью до тех пор, пока она не осознает, с какой целью он пришёл к ним.
Мы должны принять пророка, отдавая себе отчёт в том, что это — пророк, если мы хотим получить награду от пророка. Если мы принимаем пророка как учителя или брата, мы потеряем то, что Бог мог бы нам дать. Это справедливо для любого служения. Мы должны принимать пастыря как пастыря, если мы хотим получить награду его служения. Это же касается и евангелистов, и учителей и апостолов. Мы должны распознать Божий дар в посланнике, чтобы получить этот дар, посланный нам Богом.
Получить Божий дар через другого — это распознать в нём работу и цель Бога. Это демонстрация, каким должно быть смирение, чтобы получить Божью благодать, потому что «Бог гордым противится, а смиренным даёт благодать» (Иак.4:6). Требуется смирение, чтобы получить послание от Бога через другого человека, особенно через того, кого мы давно уже знаем.
Это то смирение, которое ищет Бог, чтобы доверить нам Свою благодать. Чем больше смирение, тем больше благодать.
Ниневия проявила необычное смирение и получила невиданную благодать. Израиль первого века проявил невероятную духовную гордыню, отвергнув Того, Кто его создал, поэтому получил те разрушения, которых Ниневия избежала.
Наша манера следить за Телом Христа, чтобы удостовериться в том, что другие не возвышаются, есть ужасная форма духовной гордыни. Часто это вызывает то, что мы лишаемся Божьей благодати, отвергая тех, кого Он послал нам в качестве Своего посланника. Апостол Павел хвалил Галатов за то, что они приняли его «как ангелов от Бога», несмотря на то, что его плоть явилась испытанием для них. Люди Уэльса продемонстрировали невиданное смирение, приняв одного из тех, кто вырос среди них, как пророка от Бога.Результатом этого смирения явилась соответствующая благодать Божья, благодать столь великая, что вызвала изумление во всём мире.
Существует очень тонкая граница между ложным возвеличиванием человека и принятием его должным образом.Господь сказал, что то, что мы делаем для меньших Его, мы делаем для Него. Когда люди принимают посла нации с почестями, они отдают почести нации. Не принимать его соответственно протоколу — значит проявить пренебрежение к его нации. С какими же почестями должны мы принимать посла Господа?Существует разница между должным почитанием кого-либо и поклонением.
Господь чтит людей и возносит их. И на самом деле, Он обещает вознести их: «...ибо всякий возвышающий сам себя унижен будет, а унижающий себя возвысится» (Лук.18:14). Иаков сказал: «Смиритесь пред Господом, и вознесёт вас» (Иак.4:10). Это наша работа — смирять самих себя, работа Бога — возвышать нас.
Он чётко сказал, что, если мы будем стараться делать Его работу, то Он будет выполнять нашу. Однако Он не сказал, что мы должны унижать других! Это основная форма гордыни! Основной вопрос в том, чтобы найти баланс между достойным почитанием посланцев Бога и поклонением им.
В Уэльсе Церковь, казалось, нашла этот баланс на короткое время. Люди не только чтили главных евангелистов, они чтили даже самых смиренных святых, которых избрал Господь. Во время этого возрождения они быстро распознали и приняли Божий дар, не глядя на личность посланника. Главные евангелисты были настолько готовы к смирению самих себя, что и Господь, и люди могли чтить их должным образом. Они использовали внимание, которое им было дано, чтобы направлять людей к Господу.Люди, которые на самом деле используются Святым Духом, не ищут почестей или внимания, но это придёт, и они должны иметь такт, чтобы обращаться с этим должным образом.
ПРИСУТСТВИЕ НИСХОДИТ
Почти все присутствующие на собрании вечером в понедельник, 7 ноября, были растроганы до слез. Многие плакали до изнеможения. К полуночи присутствие Господа было настолько сильным, что невозможно это было сдерживать в себе. Люди никогда не испытывали столь сильного раскаяния и такую глубокую радость.Невозможно было отличить плачущих от угрызений совести за совершенные грехи от плачущих в восторге от близости Бога. Только после трех часов ночи собрание разошлось.
На следующий вечер люди приходили заранее лишь для того, чтобы найти свободные места. Все говорили о новом великом пробуждении,может быть, даже новой Пятидесятнице! Но в эту ночь собрание было холодным и безжизненным. Эван и несколько преданных ему остались до трех часов ночи, изнемогая в молитве — «Почему Господь покинул их так скоро?» Около шести утра Эван и Ден, наконец, отправились домой спать. По возвращении домой они были потрясены криками своей матери: «Я умираю! Я умираю!» Разочарованная, она рано покинула собрание прошлой ночью. Теперь она рыдала в ужасе, что она чувствует на своей душе всю тяжесть Распятия. Позже она объяснила, что, покинув собрание прошлой ночью, она начала чувствовать обреченность Господа, когда Он переносил холод и тяжесть Гефсимании, которые даже его ученики не разделили с ним. Она почувствовала, что её уход из Церкви в такой критический момент был тем же самым отказом от возможности стоять рядом с Господом. Она была опустошена. Эван был мудр, Он не старался её утешить — он старался помочь ей раскаяться.
Так же Святой Дух работал и над другими. Конечно же, Господь присутствовал на собрании, но Он пришёл незаметно и они не узнали Его. Господь не всегда приходит, чтобы взволновать, иногда Он приходит в тишине и требует тишины. Иногда Он не желает говорить с нами, а хочет, чтобы мы научились просто ждать.Люди Лугора быстро получили послание. Теперь пришло время Эвану удивиться людям.
Едва заснув, Эван и его брат были разбужены странным шумом на улице. Выло всего 6 утра, но на улицах шумели толпы направляющихся на ранние утренние молитвенные службы. Всё население города откликнулось раскаянием, точно так же, как мать Эвана. Они преображались в молящуюся толпу, которая не могла спать в присутствии Господа. Случалось ли когда-нибудь прежде нечто подобное?
Глава 7
СПОНТАННОЕ ВОСПЛАМЕНЕНИЕ
9 и 10 ноября Эван Робертс проповедовал в Церкви Бринт<