Два возможных зла - 7 гл. римлянам или антиномианство
Если значение и смысл смерти и воскресения Христа и истина об отождествлении по вере не познаны, то последует одно из двух ужасных событий. Либо будет история, изложенная в Послании Римлянам 7-й гл. - история борьбы, томления и поражения: страх отпасть от веры во Христа, и в то же время, глубокое разочарование христианской жизнью, ведущей всё ближе к отчаянию и мраку; или будет иметь место то страшное, заглушающее совесть, угашающее дух зло, известное как антиномианство. Будет полезно изложить, что представляет собой это учение. Слово «анти» - против, а «номос» - закон. Этот термин был впервые использован Лютером как наименование последователей Иоганна Агриколы, который утверждал, что моральный закон не является обязательным, как таковой, для христиан. Но само учение существовало задолго до времени Лютера и названия, данного ему. С самых первых лет христианства существовали те, кто отрицал, что закон применим (или обязателен) в условиях евангельского завета. Из нескольких отрывков в Новом Завете (Рим. 3:8,31; 6:1; Еф. 5:6; 2 Петра 2:18,19) ясно, что учение было распространено даже в апостольские времена, так как Апостолы предостерегают своих новообращённых от извращения их учения к попустительству распущенности. В центре этой доктрины лежит ошибочное толкование доктрины оправдания верой. Некоторые, в прошлом, даже учили, что, будучи духовной, их природа не может быть испорчена, независимо от их нравственного поведения; или, что избранный человек не грешит, даже если он совершит действия, которые сами по себе зло.
Теперь никто не будет поддерживать такую доктрину намеренно, но эта идея, по-прежнему, в ходу. Оправдание верой; обладание полнотой совершенства во Христе; стойкость святых до конца (вечная безопасность), т.е. однажды в благодати - навсегда в благодати (спасён однажды - спасён навсегда), и тому подобные убеждения, могут, если их превратно понимать, - как это ни парадоксально звучит - произвести жёсткий и законнический вид христианства, и породить многие явления, которые могут быть либо определённо злом, либо сомнительными, - но в любом случае, иными, чем подлинная благодать Христа.
Две доктрины освящения
Из Писания можно сформулировать две взаимоисключающие доктрины освящения. Одна заключается в том, что наше освящение во Христе Иисусе, полное и совершенное, и, приняв Его, как нашу святость объективно, мы должны просто верить, что Он отвечает за нас всем Божественным требованиям и условиям. Мы не святы сами по себе; и если мы станем слишком поглощёнными вопросом личной святости, это может только противоречить вере, и являться нездоровым самоанализом или субъективизмом. Мы должны верить, что Его Крест сделал нечто, делающее нас хорошими в глазах Бога, несмотря на наше состояние, и «взирание на Иисуса», или позиция веры, - это путь, и единственный путь, избавления от отчаяния и смятения. Мы без сомнения заявляем, что такая позиция является смешанной и неопределённой. Она использует определённые возвышенные и славные истины, чтобы затмить другие истины, равно славные и величественные. Эта позиция, для тех, кто придерживается её, делает необходимым всегда быть настороже, как бы никто не взломал их защиту. Они вынуждены постоянно делать обходы вокруг своей позиции, чтобы убеждаться в её невредимости. Это, в действительности, не решает вопроса, когда они либо впадают в грех и его результат - позор, либо встречают другую, более близкую к истине позицию в учении, или тех, кто её придерживается. Они знают, что не могут принять альтернативную позицию, которая представляет другую крайность (относительно их позиции), и поэтому они с головой зарываются в то, что не вполне удовлетворительно.
Другая доктрина, существующая в нескольких вариациях, отличающихся незначительными оттенками слов и выражений, заявляет, что освящение является искоренением, уничтожением, очищением, истреблением всех грехов, и, следовательно, освящённый человек не грешит, и не может грешить; греховная природа полностью устранена. Для тех, кто придерживается этого взгляда, освящение - в употребленном здесь смысле, - это действие, решающее переживание в определённый момент; и его, также, как и рождение свыше, следует принять верой.
Здесь, опять же, мы должны сказать, присутствует смесь, и эта позиция привела великое число верующих в замешательство и отчаяние. Обе эти позиции используют Писание в свою поддержку, и когда вы смотрите в Писание поверхностно, может показаться, что такая поддержка имеется.
Отрывки, цитируемые из Послания Иоанна, выглядят противоречивыми:
«Если говорим, что не имеем греха, обманываем самих себя, и истины нет в нас».
«Кто делает грех, тот от диавола».
«Всякий согрешающий не видел Его и не познал Его».
«Всякий, пребывающий в Нём, не согрешает».
«Всякий, рождённый от Бога, не делает греха; ... он не может грешить».
Все эти слова следует рассматривать как адресованные христианам. Это видно в 7 ст. 1 главы: «Если же ходим во свете, ... Кровь Иисуса Христа, Сына Его, очищает (в греч. - настоящее время, активный залог) нас от всякого греха».
Вот истинная позиция. Дитя Божие должно ходить во свете, исповедовать свои грехи, признавать свою греховность; и, если человек поступает так, то кровь поддерживает очищение. В то же время, «Кто делает грех, тот от диавола», и «Всякий согрешающий не видел Его и не познал Его». И всё же, повторюсь, в то же время, «Всякий, рождённый от Бога, не делает греха, ... он не может грешить».
Обычный способ разрешения кажущейся дилеммы - исправить перевод, и это, безусловно, помогает; но это ничего не даёт для окончательного прояснения. Полезнее будет придерживаться максимально точного и буквального перевода отрывков. В определённых местах для понятий, выраженных в русском (как и в английском) переводе одним словом, в греческом подлиннике употреблены различные слова; и некоторые греческие слова значат больше, чем русские (и английские) слова, употреблённые для их перевода.
(1 Иоанна 2:29) «Всякий, делающий (или: практикующий) правду (праведность), рождён от Него».
(1 Иоанна 3: 4) «Всякий, делающий (или: практикующий) * грех, делает (или: практикует) беззаконие». (В английском использовано настоящее продолжительное время - прим. пер.)
* СНОСКА: А. Т. Робертсон говорит: «Активный залог настоящего времени, применённый здесь, означает привычку делать».
(1 Иоанна 3: 6) «Всякий, пребывающий в Нём, не отклоняется от правильного пути» («не грешит» - греч. harmartano = потерять путеводный знак или правильный путь). Или, «Всякий, пребывающий в Нём, не теряет из виду указатель».
(1 Иоанна 3: 7) «Кто делает (или: практикует) праведность, праведен».
(1 Иоанна 3: 9) «Всякий рождённый от Бога не практикует грех (или: не теряет из виду путеводный знак, или: не отклоняется от маршрута), потому что семя Его пребывает в нём, и он не может практиковать грех (моральное уклонение)».
Знание слов, использованных в оригинале, помогает увидеть суть вопроса, заключающуюся, главным образом, в слове «практиковать», представляющем привычный образ действий и настоящее постоянное поведение.
Подлинный ключ к освящению
Но всё это не исчерпывает вопроса. Поэтому мы утверждаем, что ключом к этой дилемме является различие между душой и духом. Уже было сказано, что то, что начинается в возрождении, продолжается в освящении. Продолжающееся действие искупления как освящающей силы таково: в возрождённом духе есть стремление к святости, а также новая жажда Господа. Когда дух оживлён и обновлён, что-то происходит. Дух человека - это как раз то, что является образом или подобием Бога (духа). Он был мёртв, то есть он был отделён от своей жизни в Боге, и прекратил функционировать во всяком Божественном направлении. Святой Дух, посредством искупительной силы, прежде всего, обновляет наш дух, оживляя и очищая его, а также наделяет Божественной жизнью (вечной жизнью) во Христе, таким образом, делая его единым по природе и общению с Богом. Дух, с которым происходит всё это, и есть то семя, или, можно сказать, имеет то семя Бога, охарактеризованное апостолом как не способное делать (практиковать) грех - «не может грешить». Этот новый «внутренний человек» не может совершать, или делать грех. Дилемма многих в том, что в верующих есть две природы и два потока жизни. Один изливает сладкую воду, а другой - горькую; Библия же говорит, что один источник не может этого делать. «Может ли эфиоплянин переменить кожу свою, и барс пятна свои?» (Иер. 13:23). Следовательно, должно быть два источника.
Душа, которая является источником естественной жизни, отравлена и нечиста. Она всегда склонна ко злу, подобно «плоти», находящейся в ней. Душа это то, что должно быть постоянно покоряемо, побеждаемо и, в конечном счете, спасено (Евр. 10:39 и т.д.).
Обновлённый дух склонен к добру; он естественно устремляется ввысь. Жизнь в нём делает его тяготеющим к его источнику - Богу. Дух судит и осуждает все движения плоти. Он стремится, вдохновлённый обитающим в нём Святым Духом, направить всего (целостного) человека к Богу. Его природа Божественна, хотя он не становится Божественной Личностью. Именно он назван «новым творением» (2 Кор. 5:17), и тем, «который обновляется ... по образу Создавшего его» (Кол. 3:10).
Как мы уже указывали в другом месте, это несравненно более глубокая реальность, чем жизнь и движения души, и она постоянно направлена против естественных стремлений. Существуют этапы духовной жизни, по определённым причинам более или менее выраженные в разных случаях. Первый этап может быть великой переполняющей радостью, с восхитительным чувством освобождения. На этом этапе часто делаются поспешные заявления, например, о полном избавлении и окончательной победе. С приходом Святого Духа часто дается залог окончательной победы. Он (Святой Дух) и является этим залогом, и Его сошествие в человеческий дух встречается с торжествованием.
Затем может наступить (и часто наступает) фаза, главной отличительной чертой которой является внутренний конфликт. Этот конфликт соответствует написанному в 7 гл. Римлянам. Это под рукой Господней приводит к нескольким моментам. Прежде всего, к более полному познанию значения отождествления со Христом, согласно с Римлянам 6. Блажен человек, который был наставлен в этом с самого начала!