Ход рассуждения в Послании к римлянам

В начальной части этого послания Павел приветствует своих читателей и говорит о своей надежде посетить их, чтобы благовествовать в Риме, как и во всем мире (Рим. 1:1-15). Затем Павел формулирует тему своего послания в Рим. 1:16-17: Благая Весть об избавлении от греха благодаря дарованию Божией праведности всякому, кто верует в Иисуса Христа.

В первом основном разделе послания формулируется не­обходимость оправдания в связи с греховностью человека (Рим. 1:18 — 3:20). Во второй половине Рим. 1 описывается беззаконие языческого мира, в Рим. 2 — самоправедность и греховность мира иудейского, а в первой половине главы Рим. 3 подводится итог, выявляется вина всего человечест­ва. Следует отметить, что для Павла «грехи» во множествен­ном числе служат симптомом коренной проблемы «греха» в единственном числе, как определяющего принципа нехри­стианского существования.

Оправдание — это Божие средство исцеления, говорится во втором основном разделе (Рим. 3:21 — 5:21). Во второй по­ловине Рим. 3 жертвенная смерть Христа представлена как основа для оправдания, а вера — как средство обретения тех благ для человечества, которые принесла Его смерть. Рим. 4 посвящена Аврааму, подавшему пример великой веры, и контрастирует с раввинистическим учением об Аврааме как кладезе добродетелей и заслуг, столь изобильном, что остальные иудеи могут из него черпать. В Рим. 5 перечисле­ны многогранные благословения оправдания — мир, ра­дость, надежда, дар Святого Духа и другие, а также противо­поставляется пребывание неверующих в Адаме, когда царст­вует грех к смерти, и пребывание верующих во Христе, ко­гда воцаряется праведность к жизни вечной.

В третьем основном разделе очередь доходит до темы освящения, то есть святой жизни (Рим. 6 — 8). Следует ли верующим грешить, чтобы Бог мог выказать больше благо­дати и тем самым больше прославить Себя? Нет! Крещение свидетельствует о смерти для греха и возрождении для пра­ведности (Рим. 6). Такое освящение заключается не в само­стоятельных попытках соблюсти Закон, которые могут окончиться лишь поражением, и отнюдь не в способности че­ловека преодолеть подчиненность своего поведения злому закону греховному (Рим. 7). Напротив, преодолевающую си­лу дает человеку Дух Христов. И Рим. 8 заканчивается куль­минационным прославлением Бога: «Кто отлучит нас от любви Божией?» Павел перебирает возможные препятствия и все их отвергает.

Однако Израиль, несмотря на свой завет с Богом и другие привилегии, видимо, все-таки окажется отлучен от любви к Христу. Поэтому в четвертом основном разделе Павел обра­щается к проблеме неверия Израиля (Рим. 9 — 11). В силу собственного иудейского происхождения Павел глубоко обеспокоен судьбой иудейских соотечественников. Он снова и снова проповедовал им, что Евангелие не есть неожиданное нововведение, оно восходит к Ветхому Завету и является ис­полнением всего того, что предвосхищали Авраам, Давид и пророки. Но если так, почему же иудеи в целом не приняли истину этой проповеди? Не подразумевает ли отвержение Евангелия большинством иудеев какой-то изъян в пропове­ди Павла? В качестве ответа в Рим. 9 излагается доктрина богоизбранности, учение о праве Бога избирать кого Он хо­чет. Суверенный Бог, доказывает Павел, полностью властен сделать с Израилем и с язычниками то, что Он хочет сделать. И точно так же Бог ныне обладает прерогативой избрать язы­чников, как раньше Его прерогативой было избрать Изра­иль. Однако Его нынешнее отвращение от Израиля — не прихоть, так как Израиль заслужил это за свою самоправед­ность и за отказ уверовать в Благую Весть, которую он слы­шал и знал (Рим. 10). Более того, отвращение Бога от Израи­ля — только временное и частичное. Уверовав во Христа, иудеи могут обрести спасение так же просто, как язычники; а в будущем Бог восстановит весь Израиль в Своем благово­лении. Тем временем язычники пользуются равными права­ми с иудеями (Рим. 11).

Пятый основной раздел содержит практические указа­ния о христианской жизни, в том числе наставления подчи­няться светским властям и предоставлять свободу в вопро­сах соблюдения ритуала (Рим. 12 — 14). В завершение по­слания Павел излагает свои дальнейшие планы и передает приветствия (Рим. 15 — 16).

План-конспект Послания к римлянам

Вступление (Рим. 1:1-17)

A. Приветствие (Рим. 1:1-7)

Б. Намерение Павла посетить Рим (Рим. 1:8-15)

B. Указание темы (Рим. 1:16-17)

I. Греховность всего рода человеческого (Рим. 1:18 — 3:20)

A. Греховность язычников (Рим. 1:18-32) Б. Греховность иудеев (Рим. 2:1 — 3:8)

B. Греховность всех, и иудеев, и язычников (Рим. 3:9-20)

II. Оправдание грешников, уверовавших в Иисуса Хрис­та (Рим. 3:21 — 5:21)

А. Основа оправдания в умилостивлении через смерть Иисуса (Рим. 3:21-26)

Б. Вера как путь к оправданию (Рим. 3:27 — 4:25)

1. Уничтожение законом веры того, чем бы хвалить­ся (Рим. 3:27-31)

2. Ветхозаветные примеры веры: Авраам (в особен­ности) и Давид (Рим. 4:1-25)

В. Многогранные благословения оправдания (Рим. 5:1 -11) Г. Противопоставление Адама, в котором грех и

смерть, и Христа, в Котором праведность и жизнь

(Рим. 5:12-21)

III. Освящение грешников, оправданных верою в Иисуса Христа (Рим. 6:1 — 8:39)

A. Крещение как знак соединения верующего с Хри­стом в Его смерти для греха и в Его жизни для пра­ведности (Рим. 6:1-14)

Б. Рабство греху и свобода от праведности в противопо­ставлении рабству праведности и свободе от греха (Рим. 6:15-23)

B. Смерть для закона через соединение с Христом в Его смерти, сравниваемая с расторжением брака вслед­ствие смерти одного из супругов (Рим. 7:1-6)

Г. Неспособность закона породить праведность, вы­званная неспособностью человека преодолеть живу­щий в нем грех (Рим. 7:7-25)

Д. Праведная жизнь по духу для тех, кто оправдан ве­рою в Иисуса Христа (Рим. 8:1-27)

Е. Выражение уверенности и торжества любящих Бога (Рим. 8:28-39)

IV. Неверие Израиля (Рим. 9:1 — 11:36)

A. Скорбь Павла об Израиле (Рим. 9:1-5)

Б. Неверие Израиля как часть предопределенного за­мысла Божиего (Рим. 9:6-33)

B. Неверие Израиля как следствие его стремления к собственной праведности (Рим. 10:1-21)

Г. Нынешний остаток праведных в Израиле (Рим. 11:1-10)

Д. Грядущее возрождение и спасение Израиля (Рим.11:11-32)

Е. Прославление Бога за Его ведение и премудрость (Рим. 11:33-36)

V. Практические наставления (Рим. 12:1 — 15:13)

A. Освящение для Бога (Рим. 12:1-2)

Б. Различные служения в Церкви (Рим. 12:3-8)

B. Любовь в христианском сообществе и ее добродетели (Рим. 12:9-13)

Г. Отношение к неверующим (Рим. 12:14-21)

Д. Покорность властям (Рим. 13:1-7)

Е. Любовь (Рим. 13:8-10)

Ж. Эсхатологическое бодрствование (Рим. 13:11-14) 3. Свобода и предупреждение огорчений в ритуальных вопросах, таких как употребление определенной пи­щи и соблюдение священных дней (Рим. 14:1 — 15:13)

Заключение (Рим. 15:14 — 16:27)

A. Намерение Павла посетить Рим после доставки пода­яния для христиан в Иерусалиме (Рим. 15:14-33)

Б. Отзыв о Фиве (Рим. 16:1-2)

B. Приветствия (Рим. 16:3-16)

Г. Предостережение относительно лжеучителей (Рим.

16:17-20)

Д. Благословение (Рим. 16:20) Е. Дополнительные приветствия (Рим. 16:21-24) Ж. Прославление Бога (Рим. 16:25-27167)

Наши рекомендации