Уникальность человека как создания
Во всём царстве творения человека делает уникальным не то, что он является душой, или имеет душу, но то, что он имеет дух и душу; и именно это сочетание души и духа в одном человеке делает его уникальнейшим созданием во всей Вселенной.
Бог есть Дух. Ангелы - это духи. В Писании есть много отрывков, которые указывают на разницу между внутренним «я» духа и внешним «я» души. Например, Павел говорит:
«Дух мой молится, но ум мой остается без плода» (1Кор. 14:14). Затем, в 1 Коринфянам 2:14, он говорит, что «естественный (душевный) человек не принимает того, что от Духа Божия... и не может разуметь, потому что о сём надобно судить духовно», или «об этом должны судить духовные (люди)».
Это различие является особо заметным в рассказе Павла о получении его особого откровения:
«Я приду к... откровениям Господним. Я [внешний человек] знаю человека во Христе [внутреннего человека], который назад тому четырнадцать лет (в теле ли - не знаю (я [внешний человек]), вне ли тела-не знаю: Бог знает) восхищен был [внутренний человек] до третьего неба. И знаю [внешний человек] о таком человеке [внутреннем человеке] (только не знаю в теле или вне тела (я [внешний человек]): Бог знает), что он [внутренний человек] был восхищен в рай и слышал неизреченные слова, которых человеку [внешнему человеку] нельзя пересказать. Таким человеком [внутренним человеком] могу (внешний человек) хвалиться; собою же [внешним человеком] не похвалюсь» (2 Кор. 12:1 - 5).
Здесь попутно отметим, что, если Господь не даст дар слова, то истины, открытые духу, не могут быть выражены внешним человеком.
В другом месте апостол просил молиться Божиих людей, чтобы Бог «отверз ему дверь для слова, возвещать тайну Христову».
Можно привести ещё много других мест, например, «по внутреннему человеку нахожу удовольствие в законе Божием», и вся 7 глава Римлянам.
Затем мы обращаем внимание на следующие:
«Я рад прибытию Стефана, Фортуната и Ахаика... ибо они успокоили (в англ. - ободрили, оживили) мой дух» (1 Кор. 16:17 - 18).
«Сей самый Дух свидетельствует духу нашему» (Рим. 8:16).
«Предать (такого человека) сатане во измождение плоти, чтобы дух был спасён в день Господа нашего Иисуса Христа» (1 Кор. 5:5).
«...чтобы быть святою и телом и духом» (1 Кор. 7:34).
В Новом Завете есть очень много случаев употребления терминов «душа» и «дух», и по мере того, как нашей настоящей и главной целью является различие между этими понятиями и определение их различий по слову Божиему, мы должны определить общие правила, по которым они разделяются.
Это общее разделение может быть отмечено таким образом: душа (часто переводится как «жизнь») относится к человеку в его собственной сознательной жизни в этом мире; его добру или злу; его силам, чтобы действовать, достигать, наслаждаться, получать прибыль, чтобы познавать и приобретать то, что есть в этом мире, и жить как ответственное, самосознающее существо, которое отвечает перед Богом за себя и свою жизнь, учитывая реальность определенного ему Богом высшего предназначения и намерения, а не просто живёт для себя в этой короткой земной жизни.
Душа может быть отзывчива к чему-то высшему, но это не является непосредственными отношениями с Богом. Такая связь является посредственной и вторичной.
Дух - это то, что, при необходимом «обновлении», непосредственно связывает человека с Божественной реальностью. Именно дух является той составляющей, которая даёт способность к отношениям с духовными существами и духовной реальностью.
Это широкое и общее правило, и если некоторые отрывки будут казаться противоречащими ему, трудности с пониманием обычно исчезают, если помнить условие, что, с одной стороны, Бог возлагает на человека ответственность, как на разумное, сознательное существо, которое может, по крайней мере, выбирать и искать; и, с другой стороны, когда дух обновлён и приведён в живой контакт с Богом, затрагивается и душа, которая получает от Бога и отдаёт всё Ему посредством духа.
Позже мы рассмотрим всё это гораздо подробнее.
Здесь уместно процитировать отрывок из послания апостола Павла Коринфянам:
«Не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его. А нам Бог открыл это Духом Своим, ибо Дух всё проницает, и глубины Божии. Ибо кто из человеков знает, что в человеке, кроме ДУХА ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО, ЖИВУЩЕГО В НЁМ? Так и Божиего никто не знает, кроме Духа Божиего. Но мы приняли... Духа от Бога, чтобы мы могли знать дарованное нам от Бога» (1 Кор. 2:9 - 12).
Каждая область регулируется и ограничивается её собственной природой. Зверь и человек не могут пойти далеко во взаимном общении. Что такое оратория Генделя для собаки?
До сих пор мы лишь прокладывали путь к нашей теме, и теперь переходим непосредственно к ней. Но повторимся перед началом новой главы, что наша задача - не научный или технический разбор вопроса. Для этого у нас нет ни возможности, ни желания.
Мы исполнены огромным желанием увидеть реальное изменение в сегодняшнем духовном состоянии, и наша цель является исключительно духовной, - для радости и удовлетворения Бога в Его народе.