Пути и методы Иблиса в искушении людей
Человек должен знать и всегда помнить о том, что у Иблиса масса методов искушения людей. Он заманивает менее предпочтительными делами, и он не успокоится, пока не доведет человека до многобожия.
Качества богобоязненных
1. Аллах упомянул, что богобоязненные люди отличаются своей твердой верой в сокровенное:
«Это Писание, в котором нет сомнения, является верным руководством для богобоязненных, которые веруют в сокровенное»(сура«Корова», аяты 2, 3).
2. Они прощают и извиняют:
«Если вы простите, то это будет ближе к богобоязненности»(сура «Корова», аят 237).
3. Также из качеств богобоязненных то, что они не приближаются к большим грехам и далеки от малых, а если и случаются ошибки, они спешат к покаянию:
«Воистину, если богобоязненных людей коснется наваждение от Сатаны, то они поминают назидание и прозревают»(сура «Преграды», аят 201).
4. Они правдивы в своих словах и поступках:
«Но тот, кто явился с правдой, и тот, кто признал ее истинность, действительно являются богобоязненными» (сура «Толпы», аят 33).
Тот, который явился с правдой, – это Мухаммад, да благословит его Аллах и приветствует, а тот, который признал его истинность, – это Абу Бакр Ас-Сыддык, р.
5. Они почитают обряды Аллаха:
«Вот так! И если кто почитает обрядовые знамения Аллаха, то это исходит от богобоязненности в сердцах» (сура «Хадж», аят 32).
Что значит «почитать обряды Аллаха»? Это когда человек почитает запреты Аллаха и не приближается к ним, а так же почитает приказы Всевышнего, стараясь совершать их в наилучшем виде. Он преподносит Аллаху наилучшее. И если он закалывает во время паломничества барана, он выбирает лучшего из имеющихся.
6. Они справедливы:
«И пусть ненависть людей не подтолкнет вас к несправедливости. Будьте справедливы, ибо это ближе к богобоязненности. Бойтесь Аллаха»(сура «Трапеза», аят 8).
Несмотря на давление и ненависть со стороны людей, мы должны быть справедливыми.
Однажды Али ибн Абу Талиб, Р, будучи вождем правоверных, в судебном порядке отстаивал свое право на кольчугу, которая находилась у иудея. Судья решил отказать Али из-за отсутствия доказательств, но кольчуга принадлежала именно ему. Али, р, предложил: «Мои свидетели – Аль-Хасан и Аль-Хусейн». Судья сказал: «Свидетельство сыновей в пользу отца не принимается». Али, р, возразил: «Как? Они же господа молодежи в Раю?!» Судья ответил: «Это в Раю!» Иудей изумился от происходящего и сказал: «О вождь правоверных! Я свидетельствую, что нет иного бога, кроме Аллаха, и свидетельствую, что Мухаммад – Посланник Аллаха. Это твоя кольчуга. Она выпала, когда ты отправлялся в поход на Сыффин. Это я подобрал ее». Если люди увидят справедливость мусульман, это может послужить причиной их прихода в Ислам.
7. Богобоязненные следуют пути пророков и праведников:
«О те, которые уверовали! Бойтесь Аллаха и будьте с правдивыми»(сура «Покаяние», аят 119).
Сторонники правды являются спутниками и братьями для богобоязненных.
8. Богобоязненные оставляют даже то, в чем нет особой опасности, из-за возможной опасности, потому что они помнят изречение Пророка, да благословит его Аллах и приветствует: «Оставь то, что внушает тебе сомнение, и стремись к тому, в чем нет сомнения».
Совершенство богобоязненности таится в отказе от дозволенного во избежание запретного. Однажды Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, нашел финик, однако он не съел его из-за боязни того, что он может быть милостыней.
Набожность должна быть правильной, некоторые люди равнодушны к великим грехам, зато очень осторожны к малозначимым поступкам. Ибн Умар (Р) сказал: «Я удивлен вами, о жители Ирака! Вы убиваете сына дочери Пророка, затем спрашиваете о крови комара!» Набожность должна исходить из самых основ, недопустимо для человека, закрыв глаза на запретное, беспокоиться о сомнительном. Однажды имама Ахмада спросили о человеке, который при покупке товара, оговаривал даже стоимость веревочки, которой связывают мешки. Имам удивился этому вопросу, и ему сказали, что это Ибрахим ибн Абу Наым, тогда он сказал: «Да, это для него характерно». Нечестивцев это не касается. Имама так же спросили о человеке, мать которого требовала, чтобы он дал развод своей супруге. Имам ответил: «Если он благочестив к матери во всех делах и отношениях, пусть выполнит ее требование. А если он не проявляет должного благочестия родителям, то он может отказаться».
Плоды и пользы богобоязненности.
1. Богобоязненность – это решение всех проблем. Это источник пропитания. Всевышний обещал, а Его обещание не может быть тщетным:
«Тому, кто боится Аллаха, Он создает выход из положения. И наделяет его уделом оттуда, откуда он даже не предполагает»(сура «Развод», аяты 2, 3).
Это важно знать, особенно при нехватке рабочих мест, и чтобы найти достойную замену работе, которая была оставлена из-за наличия греха в ней, необходимо проявлять богобоязненность во всем. Бойся Аллаха, даже если придется лишиться чего-то. Будь честным, даже если это может принести тебе вред. Твой Господь даст выход из всех ситуаций. Один предприниматель, занимающийся куплей-продажей электротехники, рассказывал: «Раньше я думал, что без взяток невозможно построить свой бизнес, поэтому в каждой сделке я совершал этот грех. Но когда я осознал свою ошибку и узнал подробнее о последствиях, я полностью отказался от подкупа. И тогда Всевышний открыл мне грандиозные проекты, которые принесли мне хорошую прибыль». Это потому, что он был правдив в своей богобоязненности. Богобоязненность не может проявляться в некоторых делах, либо в отдельных запретах. Поэтому человек, желающий получить обещание Аллаха, должен пересмотреть все свои поступки и дела: проявил ли он в них должную богобоязненность. Нет сомнения в том, что человек, совершающий некоторые грехи и оставляющий другие, не проявляет настоящую богобоязненность, поэтому он не достоин обещания Всевышнего.
2. Из плодов богобоязненности – облегчение дел и помощь от Аллаха в осуществлении планов:
«Тому, кто боится Аллаха, Он облегчает дела»(сура «Развод», аят 4).
3. Также одним из подарков богобоязненности является полезное знание:
«Бойтесь Аллаха – Аллах обучает вас. Аллах ведает о всякой вещи»(сура «Корова», аят 282).
Всевышний учит различать между дозволенным и запретным, указывает на путь к успеху, обучает всему, что необходимо человеку. Причиной уменьшения знаний, забывчивости и беспечности по отношению к наукам, является ослушание Аллаха и грехи, которые становятся преградой между человеком и знаниями. Богобоязненность, напротив, служит причиной склонности к знаниям, любви к ним и общей предрасположенности.
4. Проницательность – это очень важное качество, которым наделен каждый богобоязненный человек. Он начинает отличать истину ото лжи, он имеет свет от Господа, который освещает ему путь, а он идет по нему, надеясь на Аллаха, минуя все греховные поступки.
«Если вы будете бояться Аллаха, то Он одарит вас способностью различать истину и ложь»(сура «Различение», 29).
5. Богобоязненность способствует любви Аллаха и ангелов:
«Конечно! Если кто выполняет обязательство и боится Аллаха, то ведь Аллах любит богобоязненных»(сура «Семейство Имрана», аят 76).
Когда Аллах начинает проявлять любовь к человеку, Он подзывает Джибраила и приказывает полюбить этого человека, затем все обитатели неба и земли начинают любить его.
«Тех, которые уверовали и совершали праведные деяния, Милостивый одарит любовью»(сура «Марьям», аят 96).
То есть одарит Своей любовью, а так же любовью ангелов и людей.
6. Богобоязненных ждет помощь Аллаха и Его покровительство.
«Бойтесь Аллаха и знайте, что Аллах – с богобоязненными»(сура «Корова», аят 194).
Другими словами, Аллах помогает и защищает, так же как помогал пророкам и посланникам. Он сказал Мусе и Харуну, С:
«Не бойтесь, ибо Я – с вами. Я слышу и вижу» (сура «Та-Ха», аят 46);
«Со мной – мой Господь, и Он укажет мне прямой путь»(сура «Поэты», аят 62).
7. Богобоязненных Аллах наделяет благодатью неба и земли. Благодать – это умножение, увеличение, добро и здравие:
«Если бы жители селений уверовали и стали богобоязненны, Мы раскрыли бы перед ними благодать с неба и земли. Но они сочли это ложью, и Мы схватили их за то, что они приобретали» (сура «Преграды», аят 96).
Всевышний увеличил им блага и облегчил положение из-за их богобоязненности.
«Если бы они устояли на прямом пути, то Мы напоили бы их водой вволю…»(сура «Джинны», аят 16).
8. И напротив, отсутствие богобоязненности служит причиной распространения нечестия на земле:
«Зло появляется на суше и на море по причине того, что совершают людские руки…»(сура «Румы», аят 41).
Появляются новые болезни, невзгоды, беды:
«…чтобы они вкусили часть того, что они натворили» (сура «Румы», аят 41).
Как наказание и возмездие благодать исчезает по причине ослушания Господа. Часто мы видим, как богатство уходит без особой пользы, еда и роскошь оборачиваются болезнью.
9. Радостная весть, которую человек узнает перед смертью либо от ангелов, либо от людей:
«Воистину, угодники Аллаха не познают страха и не будут опечалены. Они уверовали и были богобоязненны. Им предназначена радостная весть в этом мире и в Последней жизни. Слова Аллаха не подлежат отмене. Это – великий успех»(сура «Йунус», аяты 62–64).
Радостной вестью может послужить хороший сон или хвала людей. Пророчество закончилось, но остались радостные вестники. И если человек услышал похвалу окружающих за дело, которое он не хотел совершить напоказ, это хороший знак для верующего.
9. Аллах защищает богобоязненных от козней врагов и завистников:
«Но если вы будете терпеливы и богобоязненны, то их козни не причинят вам никакого вреда» (сура «Семейство Имрана», аят 120).
10. Аллах награждает богобоязненных уже при жизни и оберегает их имущество и семьи после смерти:
«Пусть опасаются те, которые боялись бы за своих немощных потомков, если бы им пришлось оставить их после себя. Пусть они боятся Аллаха и говорят слово правильное» (сура «Женщины», аят 9).
Аллах побуждает отцов быть богобоязненными, если они боятся за будущее своего потомства.
«Что же касается стены, то она принадлежала двум осиротевшим мальчикам из города. Под ней находился их клад» (сура «Пещера», аят 82).
Стоит заметить важный момент:
«Их отец был праведником…» (сура «Пещера», аят 82).
Всевышний сохранил имущество сирот из-за праведности их отца.
Мухаммад бин Мункадир говорил: «Воистину, Аллах из-за праведности человека оберегает его ребенка и даже ребенка его ребенка, а так же деревню, в которой он живет и все соседние поселения».
Ибн Аль-Мусейб говорил: «О сынок! Я стараюсь лучше поклоняться Аллаху, с надеждой, что это послужит причиной твоей безопасности». Затем он прочитал слова Аллаха:
«Их отец был праведником…» («Пещера», аят 82).
Конечно, Его молитва была ради Всевышнего! Ибн Аль-Мусейб не мог в своих делах преследовать лишь мирскую выгоду. Аллах щедр, за поклонение он награждает в этом мире и в мире ином.
11. Богобоязненность – это причина принятия поступков Всевышним, и это немаловажный аспект:
«Воистину, Аллах принимает только от богобоязненных» (сура «Трапеза», аят 27).
Так ответил праведный раб Аллаха своему грешному брату, который в итоге убил его.
Праведные предки говорили: «Если бы я узнал, что Всевышний принял хоть один мой поклон, я бы пожелал себе смерти», потому что Аллах говорит:
«Воистину, Аллах принимает только от богобоязненных» (сура «Пещера», аят 27).
12. Богобоязненность спасает от наказания этого мира:
«А тех, которые уверовали и были богобоязненны, Мы спасли»(сура «Разъяснены», аят 18).
13. Богобоязненность приносит человеку известность и почет среди людей.
14. Богобоязненность ведет человека к довольству Аллаха, служит причиной прощения грехов, спасает от огня и заводит человека в Рай, это и есть предел желаемого:
«Если бы люди Писания уверовали и устрашились, то Мы простили бы им злодеяния и ввели бы их в Сады блаженства»(сура «Пещера», аят 65);
«Тому, кто боится Аллаха, Он простит злодеяния и увеличит награду»(сура «Развод», аят 5);
Богобоязненность – спасение от огня:
«Потом Мы спасем богобоязненных»(сура «Мария», аят 72).
Почет и достоинство следующей жизни не сравнится с этой:
«Мирская жизнь кажется неверующим прекрасной. Они глумятся над теми, кто уверовал. Но в День воскресения богобоязненные окажутся выше них. Аллах дарует удел без расчета, кому пожелает» (сура «Корова», аят 212).
Богобоязненные наследуют Рай, как сказал Всевышний: «Стремитесь к прощению вашего Господа и Раю, ширина которого равна небесам и земле, уготованному для богобоязненных»(сура «Семейство Имрана, аят 133);
«Таков Рай, который Мы отдадим в наследство тем из Наших рабов, которые были богобоязненны» (сура Мария», аят 63).
Богобоязненным не надо будет идти к Раю, он сам будет приближаться к ним:
«А Рай приблизится к богобоязненным и окажется неподалеку» (сура «Каф», аят 31);
«В тот день Мы соберем благочестивых перед Милостивым почтенной делегацией»(сура «Мария, аят 85»).
Богобоязненные группами будут сопровождены к Царю царей, и Он введет их в Свой Рай, где текут реки:
«Воистину, богобоязненных ожидает успех» (сура «Весть», аят 31);
«Воистину, богобоязненные пребудут в Райских садах и среди рек…» (сура «Месяц», аят 54).
Тот, кто боялся Аллаха, будет воскрешен в День Суда с тем, кого любил при жизни:
«В тот день врагами станут все любящие друзья, кроме богобоязненных» (сура «Украшения», аят 67).
Они будут восседать друг перед другом, как сказал Аллах:
«Воистину, богобоязненные пребудут в Райских садах и среди источников. Входите сюда с миром, будучи в безопасности. Мы исторгнем из их сердец злобу, и они, как братья, будут лежать на ложах, обратившись лицом друг к другу» (сура «Хиджр», аяты 45–47).
И войдут они в Рай группами, как сказал Всевышний:
«А тех, которые боялись своего Господа, толпами проводят в Рай»(сура «Толпы», аят 73).
Это все, что хотелось напомнить о богобоязненности, ее сути, пути ее достижения, степени, ценности и плодах. Просим Аллаха, чтобы Он зачислил нас среди богобоязненных. Труд в достижении богобоязненности, совершение повелений Господа и оставление запретов – это и есть суть нашего пребывания на земле, а все, что кроме этого, просто суета. Мирская жизнь проклята! Просим Аллаха, чтобы Он почтил нас богобоязненностью и очистил наши души, ведь Он лучший, Кто может их очистить.
Хвала Аллаху, Господу миров, мир и благословление нашему Пророку Мухаммаду, да благославит его Аллах и приветствует, а также его семье и всем сподвижникам.
Набожность. Это последнее качество из нашей серии лекций «Поступки сердец». Просим Аллаха, чтобы Он исправил наши сердца и причислил нас к богобоязненным.
Определение набожности
Набожность – это отказ от того, что внушает сомнение, защита от позора, выбор наиболее рационального решения, далеко от сомнительного и опасного. Шейх аль-Ислям Ибн Таймия, р, говорил о набожности так: «Когда боишься наказания от поступка, запрет которого не известен. Когда вред от отказа не превышает вреда совершения. Это правило очень кстати в сомнительных поступках». Ибн аль-Кайим, р, дал следующее определение: «Оставление того, что может принести вред в следующей жизни». Когда мы произносим слова Аллаха «Тебе Одному мы поклоняемся и Тебя Одного молим о помощи», мы подчеркиваем свою набожность. Всевышний сказал:
«О посланники! Вкушайте блага и поступайте праведно. Воистину, Мне известно о том, что вы совершаете» (сура «Верующие», аят 51).
Всевышний так же сказал:
«Одежды свои очищай!»(сура «Завернувшийся», аят 4).
Другими словами, очищай душу от всевозможных грехов, такое пояснение дают многие толкователи Корана. Гайлян Ас-Сакафи говорил: «Я, слава Аллаху, никогда не надевал одежду предательства и никогда ею не прикрывался».
Нет сомнений в том, что мы должны очищать себя от всяких мерзостей, в этом заключается совершенство наших поступков и нравственных качеств.
Набожность очищает сердце от моральной грязи, подобно тому как вода очищает испачканную одежду. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, определил набожность одной фразой: «Из хорошего проявления Ислама человеком – оставление того, что его не касается». Сюда входят отказ от слов, наблюдений, прослушивания, любопытства, подозрения и всех других явных и скрытых поступков, которых объединяет набожность. Ибрахим говорил: «Набожность – это оставление сомнительного, оставление того, что тебя не касается, а так же того, что не приносит пользы». Ат-Тирмизи приводил слова Пророка, да благословит его Аллах и приветствует: «О Абу Хурайра! Будь набожным, станешь самым покорным рабом Аллаха».
Человеку не суждено познать суть богобоязненности, до тех пор пока он не станет отказываться от дозволенных вещей из боязни попасть в грех. Некоторые праведники говорили: «Мы воздерживались от семидесяти дозволенных вещей из-за боязни попасть в грех».
Знание и набожность
Набожность содержит в себе очень важный момент, о котором мы не должны забывать. Это знание. Набожность не может существовать без наличия знаний, и подтверждением этому являются слова шейха аль-Ислама Ибн Таймии: «Совершенность набожности заключается в умении выяснить, где добро и где зло, а также в понимании того, что шариат построен для достижения и усовершенствования общих благ и для борьбы со всевозможным злом. Тот, кто не способен взвешивать между пользой и вредом в шариате, тот склонен к совершению запретов и оставлению обязательств под предлогом своей мнимой набожности…».
У одного человека умер отец, который оставил за собой долги и имущество, приобретенное сомнительным путем. Когда к нему пришли за долгом отца, он отказался расплачиваться сомнительным имуществом из-за своей набожности. Это ошибочная набожность, а этот человек невежда, поскольку не понимает, что возвращение долгов, несмотря ни на что, обязательно.
Невежество толкает людей на отказ выполнять обязательства из-за мнимой набожности, так, некоторые люди отказываются посещать коллективную молитву в пятницу, аргументируя это тем, что имам, за которым читают люди, еретик или грешник. Другие, обнаружив в знающих людях какие-то недостатки, отказываются получать от них знания.
Правилом в набожности является то, о чем предупредил нас шейх уль-Ислам Ибн Таймия, Р: «Обязательные и желательные поступки не приемлют аскетизма и набожности, в то время когда в запретных и нежелательных поступках это требуемый элемент». Он же, Р, говорил: «Что касается набожности, то это воздержание от того, что приносит вред (от запретного) или от того, что может принести вред (от нежелательных поступков). Сюда можно причислить запретные и сомнительные поступки. Что же касается всего сомнительного, то совершение его может привести к вреду. Остерегающийся сомнительного защищает этим свою честь и религию, а занимающийся сомнительным придёт к совершению запретного. Он подобен пастуху, который пасёт стадо своё около заповедного места и вот-вот окажется там. А что касается проявления набожности в безопасных вещах, либо в тех делах, в которых польза имеет явное преобладание над вредом, то это признак невежества и несправедливости. В трех вещах для набожности нет места: где польза сама по себе достаточна (все дозволенное), где польза имеет приоритет (все желательное), и в обязательных вещах, которые сами по себе несут только пользу. Набожность в вышеуказанных делах – большое заблуждение».