Богобоязненность в совокупности со знанием дозволенного и запретного
Необходимо учесть один важный момент, а именно: чего нам необходимо бояться. Это и есть польза от знаний:
– они указывают нам на то, чего мы должны остерегаться. Мы понимаем законы религии, различаем между запретным и дозволенным;
– иногда люди из-за своего невежества называют дозволенные вещи запретными, в таких случаях нет места богобоязненности, это просто бесполезные самоограничения. Некоторые отказываются заводить семью, другие ежедневно соблюдают пост. Поэтому Знания очень важны.
Высказывание: «Когда ты не можешь проявлять богобоязненность, ты позволяешь себе расточительство. Когда ты не можешь проявлять богобоязненность, ты не опускаешь взора при виде девушки. Когда ты не можешь проявлять богобоязненность, ты взваливаешь меч на плечо». То есть попадаешь в смуту по своему невежеству. На протяжении всей истории Ислама мусульмане воевали друг с другом. Если бы у них было достаточно знаний, они бы избежали кровопролития. Как ни странно, многие из них очень предвзято относились к запретам, но что касается братоубийства, к этому они относились халатно.
Пренебрежение грехами
Есть важный момент, когда человек очень легко для себя переживает совершение грехов. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, в одном из своих изречений привел пример: «Подобно мухе, севшей на нос, которую он смахивает одним движением руки». В другом хадисе Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, говорил: «Остерегайтесь пренебрежения грехами».Он остерегал от совершения даже маленьких грехов, и говорил, что они подобны щепкам, которые собирает путник для ночного костра. Также и малые грехи, могут привести к огненным мукам Ада.
Имам Ахмад, р, говорил: «Богобоязненность, это когда оставляешь желаемое ради Того, Кого боишься». Человек удерживает свои страсти, боясь наказания в День Суда. О богобоязненности говорили и так: «Он не должен видеть тебя там, где тебе запрещено быть, и Он не должен потерять тебя там, где тебе следует находиться». Если человеку запрещено присутствовать в месте, где издеваются над словами Аллаха, то, там его не должно быть. И если человеку приказано совершать молитву в мечети с коллективом, то там его место.
Ценность богобоязненности
Безусловно, она очень велика, достаточно того, что богобоязненность – это назидание Аллаха для первых и последних. Всевышний говорит:
«Мы заповедали тем, кому было даровано Писание до вас, а также вам, чтобы вы боялись Аллаха» (сура «Женщины», аят 131).
Аль-Куртуби, р, сказал: «Приказ бояться Аллаха был общим для всех времен и народов». Некоторые ученые говорили, что этот аят – корень всего Корана, поскольку все с ним взаимосвязано. Любое благо, явное или скрытое, зависит от наличия богобоязненности, и от любого порока и зла, явного или скрытого, можно спастись с помощью богобоязненности. Шейх Аль-Ислям Ибн Таймия, р, комментируя хадис «Бойся Аллаха, где бы ты ни был», говорил: «Я не знаю более полезного совета для людей разумных, чем совет Аллаха: «Мы заповедали тем, кому было даровано Писание до вас, а также вам, чтобы вы боялись Аллаха»и наставление Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, Муазу, когда он отправлял его в Йемен: «О Муаз! Бойся Аллаха, где бы ты ни был, вслед за дурным делом соверши благое, которое сотрёт собой дурное, и придерживайся благонравия в отношениях с людьми».
Муаз был очень дорог Пророку, да благословит его Аллах и приветствует, однажды он сказал ему: «О Муаз! Клянусь Аллахом! Я люблю тебя!» Поэтому наставление Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, было искренним, от чистого сердца. Когда человек дает совет любимому человеку, он получается максимально искренним. Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «О Муаз! Бойся Аллаха, где бы ты ни был». Он был большим сподвижником, достойным предводителем мусульман, самым знающим о запретном и дозволенном. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, доверял ему, поэтому и отправил в Йемен, где он стал судьей и правителем. В Судный День он предстанет перед Аллахом во главе всех знающих. Он был подобен пророку Ибрахиму, С. Ибн Масуд, который тоже был ученым сподвижником, говорил так: «Воистину, Муаз был вождем, покорным Аллаху, и единобожником. Он не был одним из многобожников». Учитывая все это, еще раз рассмотрим наставление Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, Муазу: «О Муаз! Бойся Аллаха, где бы ты ни был, вслед за дурным делом соверши благое, которое сотрёт собой дурное, и придерживайся благонравия в отношениях с людьми». Что можно понять из наставления Пророка? То, что даже Муаз, который был ученым ученых, богобоязненным среди богобоязненных, нуждался в таком наставлении. Потому что человек попадает в разные ситуации, иногда он слабеет, и тогда он нуждается в усилении своей богобоязненности. «Бойся Аллаха, где бы ты ни был…»,будь ты в обществе или наедине с собой. «…вслед за дурным делом соверши благое, которое сотрёт собой дурное…». Почему Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, начал с упоминания дурного дела? Потому что о нем идет речь, и далеко не из предпочтения. В конце Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, упомянул о благонравии, что делает наставление всеобъемлющим не только в отношении с Аллахом, но и с людьми. Итак, выполнение хороших поступков стирает за собой греховные, поэтому суть высказывания не в том, чтобы совершать как можно больше благого, что хорошо подчеркнуто во многих других хадисах, а именно о процессе стирания грехов.
Необходимо стремиться к богобоязненности, и если человек согрешил, он знает, как все исправить: необходимо сразу совершить нечто благое. Это наставление охватывает как обязанности по отношению к Аллаху, так и обязанности по отношению к людям.
Аль-Ирбад, Р, говорил: «Однажды Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, прочитал нам трогательную проповедь, от нее наши глаза наполнились слезами, и затрепетали наши сердца. Один из нас сказал, что, возможно, это прощальная проповедь. И попросил у Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, наставление, на что он сказал: «Я завещаю вам богобоязненность, а также слушаться и повиноваться». Первое с чего начал Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, это богобоязненность. Когда к Пророку, да благословит его Аллах и приветствует, пришел человек за советом, он сказал ему: «Я завещаю тебе богобоязненность, она голова всех дел». Шесть дней Пророк, С, говорил Абу Зарру, Р: «Возьми во внимание то, что я скажу тебе позже, о Абу Зарр!» На седьмой день он, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Я завещаю тебе богобоязненность в явных и скрытых поступках».
Сподвижники постоянно завещали друг другу богобоязненность. Абу Бакр, Р, не исключение, он говорил: «Я завещаю вам богобоязненность». Находясь на смертном одре, он подозвал к себе Умара, Р, и сказал ему: «Бойся Аллаха, о Умар!» Позже, уже Умар писал своему сыну: «Я завещаю тебе: бойся Аллаха!»
Али ибн Абу-Талиб, Р, в свое время наставлял одного из своих полководцев: «Я советую тебе бояться Аллаха, с Которым ты рано или поздно встретишься».
Умар бин Абдулазиз писал одному человеку: «Я завещаю тебе богобоязненность, потому что только ее принимает Аллах, только богобоязненных коснется Его милость и награда. Завещающих ее много, но придерживающихся мало. Прошу Всевышнего, чтобы мы были из числа богобоязненных». Он же однажды сказал: «Я завещаю вам богобоязненность, она может все заменить, но ее ничто не может заменить».
Один человек попросил совета у Йунуса ибн Убейда, он сказал: «Я завещаю тебе богобоязненность и благодетельность. Воистину, Аллах с богобоязненными и с теми, кто творит добро».
Один из наших праведных предков написал своему брату: «Завещаю тебе и себе богобоязненность. Она – наилучший запас этого и следующего мира. Используй ее в совершении всего благого и в оставлении всего дурного. Аллах обещает спасение богобоязненным и пропитание оттуда, откуда они даже не ожидают».
Ибн Саммак писал своему брату: «Завещаю тебе богобоязненность, которая для тебя верный друг в твоих секретах и которая наблюдает за твоими поступками. Постоянно помни об Аллахе, днем и ночью. Бойся Аллаха по степени твоей близости к Нему и степени Его мощи по отношению к тебе. Знай, ты никогда не сможешь выйти за пределы Его власти и за пределы Его владения. Поэтому усиливай свой страх перед Ним и свою смиренность». Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, умолял Аллаха в своих молитвах: «О Господь! Я прошу у Тебя прямого пути, богобоязненности, скромности и достаток». В молитве путешественника говорится: «О Господь! Воистину, мы просим, чтобы Ты придал нам в этом путешествии благочестия и богобоязненности, а из поступков только те, которыми Ты доволен». Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, наставлял путников словами: «Я завещаю тебе богобоязненность, и всегда, поднимаясь на холм, возвеличивай Аллаха».
Итак, в путешествии богобоязненность имеет особую важность. Путник меняет свое местоположение и состояние, он оказывается в местах, где ему угрожают опасности. Находясь на родине, человек боится позора, что останавливает его от совершения греховных поступков, а когда путник находится на чужбине, его ничего не сдерживает, кроме богобоязненности. В любом случае человек должен просить у Аллаха богобоязненности. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, говорил: «О Аллах! Надели наши души богобоязненностью, очисть их, ведь Ты лучший из очищающих, Ты их Хозяин и Покровитель».
Все посланники заповедали богобоязненность. Всевышний говорит:
«Вот их брат Нух (Ной) сказал им: „Неужели вы не устрашитесь“»(сура «Поэты», аят 106);
«Вот их брат Худ сказал им: „Неужели вы не устрашитесь“»(сура «Поэты», аят 124).
«Вот их брат Салих сказал им: „Неужели вы не устрашитесь? “»(сура «Поэты», аят 142).
«Вот их брат Лут сказал им: „Неужели вы не устрашитесь? “»(сура «Поэты», аят 161).
«Вот их брат Шуайб сказал им: „Неужели вы не устрашитесь? “»(сура Поэты, аят 177).
Пророку Мусе, С, было сказано: «Вот твой Господь воззвал к Мусе (Моисею): „Ступай к несправедливому народу, к народу Фараона. Неужели они не устрашатся? “»(сура «» Поэты, аяты 10, 11).
Это и есть ценность богобоязненности, которую мы познали из завещаний и предупреждений посланников Аллаха.