Что несопоставимо с терпением

Причитания, крики, потеря субординации, разрывание на себе одежды, самоизбиение –все это несопоставимо с терпением.

Каждый мусульманин должен бояться Аллаха и придерживаться пути терпеливых. Просим Всевышнего Аллаха, чтобы Он помог нам быть из их числа, и овладеть этим благим качеством.

Хвала Аллаху, Господу миров, вся слава и почет нашему Пророку Мухаммаду, да благословит его Аллах и приветствует, его семейству и всем сподвижникам!

Изучая поступки сердец, мы постепенно подобрались к благодарности. Чем является благодарность, ее важность, суть, степени, категории, высказывания и случаи из жизни праведников, связанные с данным поступком сердца – все это мы рассмотрим на протяжении данной главы.

Важность благодарности

Благодарность –это лучшее, что может быть в жизни счастливых людей. Именно она поднимает на высокие степени. Человек, взявший правым крылом терпение, а левым –благодарность, непременно долетит до райских блаженств.

Вера человека, желающего себе удачи и абсолютного счастья, поделена на две части:терпение и благодарность. И он движется по прямой дороге, балансирует благодаря этим качествам, ни на минуту не оставляя их и не забывая.

Определение благодарности

Благодарность – это благодарность Аллаху за полученные блага сердцем, словами и делами. Даже мизерные блага требуют большого количества благодарностей. Что же делать, если благ неисчислимое количество? Наше общество разделено на тех, кто проявляет благодарность Аллаху и на тех, кто этого не делает.

Сферы благодарности

Для обнаружения сфер благодарности необходимо поразмыслить над Кораном и хадисами Пророка да благословит его Аллах и приветствует:

1. Аллах поставил в один ряд поминание и благодарность, определив тем самым цель человеческого бытия. Терпение в данном случае является вспомогательным звеном. Всевышний говорит в Коране:

«Поминайте Меня, и Я буду помнить о вас. Благодарите Меня и не будьте неблагодарны Мне»( сура «Корова», аят 152).

2. Также Аллах упомянул благодарность вместе с верой, дав понять, что не подвергнет людей, обладающих этими качествами, наказанию:

«Зачем Аллаху подвергать вас мучениям, если вы будете благодарны и уверуете?»(сура «Женщины», аят 147).

3. Аллах поведал нам, что благодарные люди –это избранные рабы:

«Таким образом Мы искушали одних из них другими, дабы они сказали: „Неужели среди нас Аллах оказал милость только этим?“ Разве Аллах не лучше знает тех, кто благодарен?» (сура «Скот», аят 53).

4. Аллах разделил людей на благодарных и на тех, кто не проявляет благодарности, затем привил ненависть по отношению к невежеству и любовь к отзывчивости:

«Мы повели его путем либо благодарным, либо неблагодарным» (сура «Человек», аят 3).

5. Всевышний испытывает людей для выявления благодарных рабов. Аллах говорит в Коране устами Сулеймана (М):

«Мой Господь оказал мне эту милость для того, чтобы испытать меня, буду ли я благодарен или же буду непризнателен. Кто благодарен, тот благодарен во благо себе. А если кто непризнателен, то ведь мой Господь – Богатый, Великодушный» (сура «Муравьи», аят 40).

6. Аллах обещал благодарным рост и приумножение благ:

«Вот ваш Господь возвестил: „Если вы будете благодарны, то Я одарю вас еще большим. А если вы будете неблагодарны, то ведь мучения от Меня тяжки“» (сура «Ибрахим», аят 7).

7. Аллах доволен благодарностью людей:

«Если вы не уверуете, то ведь Аллах не нуждается в вас. Он не одобряет неверия для Своих рабов. А если вы будете благодарны, то Он одобрит для вас это» (сура «Толпы», аят 7).

Всевышний часто в Коране сравнивает благодарность с невежеством, которые являются антонимами:

«Вы действительно желали смерти, пока не встретились с ней. Теперь вы увидели ее воочию. Мухаммад является всего лишь Посланником. До него тоже были посланники. Неужели, если он умрет или будет убит, вы обратитесь вспять? Кто обратится вспять, тот ничуть не навредит Аллаху. Аллах же вознаградит благодарных» (сура «Семейство Имрана», аяты 143, 144).

Благодарными в этих аятах являются те, что твердо стоят на своей вере. Таким образом, существуют люди, которые не могут выдержать испытаний, и в результате забывают о наделенных благах. Однако существуют и те, что вспоминают о благодарности во время испытаний и трудностей.

8. Аллах связал прибыль с благодарностью. Блага Аллаха не знают границ, как и благодарность, которая должна быть бесконечной. Во многих аятах мы видим, что Аллах возмещает согласно Своему усмотрению:

–«…то Аллах обеспечит вас богатством из Своей милости, если пожелает»(сура «Покаяние», аят 28);

–«Если Он пожелает, то избавит вас от того, по поводу чего вы станете взывать к Нему»(сура «Скот», аят 41);

–«Он прощает, кого пожелает» (сура «Корова», аят 284);

–«Аллах дарует удел без расчета, кому пожелает» (сура «Корова», аят 212);

–«Аллах прощает, кого пожелает…» (сура «Покаяние», аят 15).

Что касается благодарности, то Аллах обещает награду наверняка:

«Мы вознаградим благодарных» (сура «Семейство Имрана», аят 145);

«Аллах же вознаградит благодарных»(сура «Семейство Имрана», аят 144).

9. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, разъяснил нам, что основной задачей Иблиса является отвратить людей от благодарности Всевышнему. Проклятый Иблис пообещал Владыке Миров, сказав:

«А затем я буду подходить к ним спереди и сзади, справа и слева, и Ты не найдешь большинство из них благодарными» (сура «Преграды», аят 17).

10. Аллах дает нам понять, что благодарные рабы находятся в значительном меньшинстве:

«Но среди Моих рабов мало благодарных»(сура «Саба», аят 13).

Имам Ахмад передает, что Умар ибн Аль-Хаттаб однажды услышал от одного человека: «О Аллах! Определи меня среди меньшинства!» Умар попросил объяснить странную молитву, и собеседник ответил следующим образом: «О правитель правоверных! Разве Всевышний не говорил:

«Но уверовали вместе с ним лишь немногие» (сура «Худ», аят 40);

«Но среди Моих рабов мало благодарных»(сура «Саба», аят 13);

«…кроме тех, которые уверовали и совершают праведные деяния. Но таких мало» (сура «Сад», аят 24).

Услышав ответ, Умар сказал: «Ты прав!»

Благодарность – это качество присущее пророкам и праведникам, к сожалению, многие им не обладают, получают блага в полной мере, однако благодарность от них не исходит.

11. Аллах, прославляя Нуха, первого посланника отправленного на землю с благодарностью, говорит:

«О потомки тех, кого Мы перенесли вместе с Нухом! Воистину, он был благодарным рабом»(сура «Перенос ночью», аят 3).

Аллах упоминает Нуха в этом аяте, побуждая нас следовать его примеру. Всевышний будто бы говорит: это ваш второй праотец, который был благодарнейшим рабом, так следуйте ему, берите с него пример и благодарите Меня!

12. Аллах поясняет, что поклоняющиеся рабы – это и есть Его благодарные создания:

«…будьте благодарны Аллаху, если только вы поклоняетесь Ему» (сура «Корова», аят 172).

13. Всевышний приказал Своему рабу Мусе с благодарностью воссоединить то, что ему дано от пророчества и обязанностей:

«О Муса (Моисей)! Я возвысил тебя над людьми благодаря Моему посланию и Моей беседе. Посему возьми то, что Я даровал тебе, и будь одним из благодарных» (сура «Преграды», аят 144).

14. Первый завет, полученный человеком, – это благодарность Всевышнему, вслед за которым идет благочестие к родителям:

«Мы заповедали человеку делать добро его родителям. Его мать носила его, испытывая изнеможение за изнеможением, и отняла его от груди в два года. Благодари Меня и своих родителей, ибо ко Мне предстоит прибытие» (сура «Лукман», аят 14).

15. Довольство Аллаха зависит от благодарности Ему:

«А если вы будете благодарны, то Он будет доволен Вами» (сура «Толпы», аят 7).

16. Аллах в Коране показал нам благодарность Ибрагима за полученные блага:

«Воистину, Ибрагим был вождем, покорным Аллаху и единобожником. Он не был одним из многобожников. Он был благодарен Аллаху за благодеяния, и Он избрал его и повел прямым путем» (сура «Пчелы», аяты 120, 121).

Вождь должен быть примером для подражания, чтобы воцарилась справедливость на земле. Ибрагим был искренним рабом Аллаха, а благодарность стала одной из его целей.

• Аллах дал понять, что благодарность – это основная цель нашего бытия:

«Аллах вывел вас из чрева ваших матерей, когда вы ничего не знали. Он наделил вас слухом, зрением и сердцами, – быть может, вы будете благодарны» (сура «Пчелы», аят 78).

Целью повелений также является благодарность:

«Аллах уже оказал вам поддержку при Бадре, когда вы были слабы. Бойтесь же Аллаха, – быть может, вы будете благодарны»(сура «Семейство Имрана», аят 123).

Подводя итог, можно сказать, что целью нашего бытия и всех повелений, является благодарность:

«Поминайте Меня, и Я буду помнить о вас. Благодарите Меня и не будьте неблагодарны Мне» (сура «Корова», аят 152).

Наши рекомендации