Ценности терпения и тех, кто им обладает
Сунна Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, показывает нам величие блага для верующего за проявленное терпение:если человека постигает несчастье, в этом благо для него. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, уподобил терпение лучу света в следующих словах: «Молитва – это свет, милостыня–это аргумент, а терпение–это луч, а Коран–это довод либо за тебя, либо против».
Когда Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, проходил мимо женщины, рыдающей над могилой, он сказал ей: «Побойся Аллаха, прояви терпение!»Она, даже не обернувшись, сказала: «Оставь меня, тебя не постигло то, что постигло меня, и ты не ведаешь». Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, воздержался от споров с женщиной в этот момент, и это верное решение для проповедника в подобной ситуации. Когда он удалился, ей сообщили, что это был Пророк, да благословит его Аллах и приветствует. Тогда будто бы ее пронзила молния, потому что она поняла свою ошибку в разговоре с Посланником Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует. Женщина немедля отправилась к нему, и, не обнаружив у его дверей охраны, вошла и попросила прощения за свою беспечность. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Терпение должно быть на первых порах».
Когда скончался Абу Саляма, что сказала его жена Умм Саляма, в душе которой муж имел очень высокое положение? Она сказала слова, которые знала до этого: «Поистине мы принадлежим Аллаху и поистине к Нему возвращение. О Господь! Воздай мне за терпение в моем горе, и замени мне потерянное лучшим». Зная своего мужа, его безупречное отношение, его нрав, она спрашивала себя, есть ли лучше Абу Салямы, который может заменить его. Однако она, верующая женщина, полностью подчинившаяся религии, сказала эти слова, согласно своим знаниям. Впоследствии она говорила: «Заменил мне Аллах (Абу Саляму) Своим Посланником». Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сватался к ней, затем женился.
Что же касается терпения при потере ребенка, то Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Когда умирает чей-то ребенок, Аллах спрашивает у ангелов: „Вы забрали ребенка моего раба?“ Они отвечают: „Да!“ Он снова спрашивает: „Вы забрали плод сердца его?“ Ангелы отвечают: “Да!“ Аллах спрашивает: „Что сказал Мой раб?“ Тогда они говорят: „Человек прославил Тебя и признался, что только к Тебе возвращение“. После чего Аллах приказывает ангелам: “Постройте Моему рабу дом в Раю и дайте ему название ‚Дом восхваления’“». Верующего за терпение при потере близкого человека ждет вознаграждение Раем.
Люди испытываются Аллахом по мере их религии и терпения: «Самые большие испытания выпадают на пророков, затем на подобных им, затем на подобных им». Человек испытывается в соответствии со своей религией. Если он силен верой и обладает терпением, его испытания прибавляются, чтобы увеличить его награду. В День Cуда здоровые при жизни люди станут завидовать тем, которые были испытаны различными трудностями и неизлечимыми болезнями, в тот момент, когда им будут раздавать награду за их терпение. Люди, не видавшие в мирской жизни страшных болезней, будут сожалеть о том, что их тела не были подвержены порокам.
Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, научил нас в своей Сунне быть готовыми к трудностям, он говорил: «Поистине, после вас начнутся дни терпения, тот, кто будет держаться за то, что и вы сейчас, получит награду пятидесяти таких как вы».Дни терпения — это время испытаний в религии, страстей и смуты, тем не менее терпеливый человек не обращает на это внимания, и не оставляет свою религию, каким бы мучениям не был подвержен. Это название было дано не зря, поскольку в эти дни у людей нет другого выхода, кроме как проявлять терпение.
Верующие Мекки были подвержены серьезным испытаниям, они подходили к Пророку, да благословит его Аллах и приветствует, и говорили: «Попроси за нас у Господа. Почему ты не просишь за нас?» Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, утешал их историей людей из дальнего прошлого, одного из которых по пояс закопали в землю. Затем пилой его распилили пополам, и это никак не отвращало его от религии, а затем живьем снимали кожу и мясо с его костей – и это не влияло на его веру. Существует много примеров, в результате которых мы узнаем, что терпение – это руководитель, это удовольствие, это крепость, в которой можно спастись.
Люди и терпение
Люди в вопросе терпения разделяются на виды:
1.Терпящие и богобоязненные. Это те, которых Аллах наделил Своей благодатью и даровал счастье как в этой жизни, так и в следующей. Они терпят, находясь в подчинении Аллаху, и сдерживают себя перед Его запретами.
2. Богобоязненные люди, не проявляющие терпения. Человек может быть очень набожным, часто постящимся, раздающим милостыню, поминающим Аллаха, однако при несчастных случаях он разрывается от горя. Ибн аль-Джаузи говорил: «Я видел пожилого человека, достигшего восьмидесяти лет, который регулярно молился в мечети, но когда умер его внук, он сказал: “Не стоит никому просить, поистине, Он не отвечает…”».
Итак, существует категория людей, которые безупречны в поклонении, но когда их постигает горе, они не проявляют терпение и теряют самообладание. Один из подобных однажды сказал: «У меня есть дети, и я не боюсь за них, кроме как от Него!» Аллах выше всего этого. Обратите внимание на слова, несущие неверие, – это плохое представление о Всевышнем. Может ли помочь ему молитва, когда он несет в себе это мерзкое убеждение? Аллах говорит в Коране:
«Скажи: „Кто способен защитить вас от Милостивого днем или ночью?“Но они отворачиваются от поминания своего Господа»(сура «Пророки», аят 42);
«Есть у него (человека) ангелы, следующие впереди него и позади него и охраняющие его по повелению Аллаха»(сура «Гром», аят 11).
3. Существуют люди, имеющие терпение, но не отличающиеся богобоязненностью. Шейх аль-Ислям пояснил это положение. Рассмотрев сущности людей, он исключил из них некоторые личности, согласно своей степени знания в религии: «Существуют люди, имеющие терпение, однако не обладающие богобоязненностью. Например нечестивцы, они терпят трудности на своем пути, как воры или разбойники, которые выносят и боль, и невзгоды для достижения запретного. Подобны им борцы за власть и славу, проявляющие такое терпение на пути к цели, выдержать которое дано далеко не всем».
Если хорошо поразмыслить, то можно прийти к выводу, что люди, занимающие высокие посты, прошли нелегкий путь, чтобы добиться успеха: они проявляли старание, отличались постоянством, посещали немало тренингов, перечитали много литературы, и так вплоть до достижения цели. Сколько богатейших людей мира в прошлом были босыми бедняками, но благодаря терпению и упорству достигли вершин. Безусловно, они обладают терпением, однако не боятся Аллаха, они для достижения цели пренебрегают молитвами и употребляют запретное. Подобные им не ждут за свое терпение награды от Всевышнего, поскольку это качество (терпение) изначально заложено в них.
Некоторые люди, не являющиеся мусульманами, терпеливо выносят всякие трудности и невзгоды. В хадисе Амра ибн аль-Аса идет восхваление римлян: «Они самые быстрые в восстановлении после несчастий». Когда их постигает беда, они очень быстро приходят в себя. Ибн Таймия говорил: «Незаконно любящие друг друга любовники терпят трудности в своих запретных отношениях». Любовь заставляет людей мучиться и страдать, такие люди готовы любыми путями угодить возлюбленному. Они терпят, однако не страшатся Аллаха. Иногда люди проявляют терпение при серьезных болезнях или бедности, но не уделяют места богобоязненности, и когда их дела налаживаются, они снова становятся гордыми и бесстыдными.
4. Наихудшая категория людей – не отличающиеся богобоязненностью в здравии и не проявляющие терпения в испытаниях:
«Воистину, человек создан нетерпеливым, беспокойным, когда его касается беда, и скупым, когда его касается добро»(сура «Ступени», аяты 19–21).
Степени терпения
Терпение имеет свои степени. Сдерживание во время подчинения Аллаху степенью выше, чем терпение при оставлении грехов, которое превосходит терпение при соглашении с предопределением.
Терпение при выполнении обязанностей –наивысшая степень проявления данного вида поклонения, поскольку сама суть исполнения выше для Всевышнего, чем оставление запретного. Награда за воздержание от запретного – выше награды за стойкость в случившемся горе. Все это потому, что терпение при выполнении обязанностей и оставлении запретного несет в себе добровольный характер, тогда как в горе и бедах у человека нет выбора, и ему остается лишь сдерживать себя и терпеть.
Шейх аль-Ислям Ибн Таймия (Р) сказал по поводу Юсуфа, мир ему: «Воздержание Юсуфа перед грехом, когда его хотела соблазнить жена вельможи, можно считать более совершенным, нежели то, что он испытал, будучи брошенным братьями в колодец. Он сдержал себя перед возможностью совершить большой грех, и этот поступок более совершенен, лучше и достоин большей награды, чем проявленное терпение в темнице или в сыром колодце. Причиной этого является то, что в первом случае проявленное терпение имеет добровольный характер. В тот момент Юсуф испытал внутреннюю борьбу с самим собой, тем более что нужно учитывать тот факт, что он был молодым, неженатым, бездольным рабом, не боящимся упреков, тогда как женщина была очень красивой, знатной, и именно она была инициатором греха. Кроме того, она пообещала в случае отказа заключить Юсуфа в тюрьму. Что же касается ее мужа, то он не отличался ревностью:
«Йусуф (Иосиф), забудь об этом! А ты проси прощения за свое прегрешение, ибо ты совершила грех»(сура «Йусуф», аят 29).
Он не помешал им, и не стал беспокоиться по поводу этого инцидента. Когда все двери были заперты, и не было посторонних глаз, возможность совершить прелюбодеяние возросла, однако Юсуф сумел сдержать себя и проявил терпение, которое выше того, что он испытал позже, будучи в темнице или раньше, когда был брошен в колодец».
Случаи проявления терпения
• Терпение, проявленное в мирских испытаниях. Аллах говорит:
«Мы создали человека с тяготами» (сура «Город», аят 4).
То есть с трудностями, испытаниями, смутами. Аллах также говорит:
«Мы непременно испытаем вас незначительным страхом, голодом, потерей имущества, людей и плодов. Обрадуй же терпеливых»(сура «Корова» аят 155).
2. Терпение перед естественными желаниями:
«О те, которые уверовали! Пусть ваше имущество и ваши дети не отвлекают вас от поминания Аллаха»(сура «Лицемеры», аят 9).
Именно поэтому праведные предки говорили: «Мы были испытаны трудностями и вытерпели, но когда мы были испытаны благом, не смогли терпеть». Некоторые люди способны проявлять терпение, даже будучи в неволе, но стоит им попасть под искушение этого мира имуществом или потомством, они не могут вытерпеть и устоять. Люди неодинаковы в этом виде поклонения, и не зря было сказано: «При испытаниях верующим свойственно терпеть, а терпеть во благе свойственно лишь искренним из них».
В терпении перед естественными желаниями необходимо учесть четыре вещи, как упомянул Ибн аль-Кайим (р):
– не стоит брать желания за основу и обольщаться ими;
– не подобает проявлять излишний труд в целях их получения и изучения;
– следует учитывать долю Аллаха в желаниях;
– не желать запретного.
Если кто-то спросит, как можно проявлять терпение при земных искушениях, связанных с имуществом и украшениями, мы отвечаем, ссылаясь на эти четыре пункта:
– не стоит брать желания за основу и обольщаться ими;
– не подобает проявлять излишний труд в целях их получения и изучения, что свойственно некоторым богачам, которые из-за своей занятости не находят времени для молитвы и поминания Аллаха. Они все свое время проводят в собраниях, командировках, и не уделяют Аллаху особого внимания;
– некоторые чиновники, крепко ухватившись за свое кресло, забывают о поклонении, о шариатских обязанностях. Напротив, они все больше погружаются в запреты, считая работу самой главной целью в жизни. Как сказал один английский мыслитель: «Люди в Великобритании шесть рабочих дней поклоняются центральному банку, и лишь по воскресениям посещают церковь».
Итак, не стоит выдавать желаемое за основу, и не подобает терять львиную долю сил и времени ради его осуществления. При достижении желаемого необходимо выплачивать долю, определенную Всевышним: закят, помощь близким и милостыня. И запрещено растрачивать имущество на запрещенные греховные дела. Все это есть терпение перед естественными желаниями. Также стоит отметить терпение при оценке чужого имущества, когда ослепляет довольство людей имуществом и детьми. Современники Каруна не смогли проявить терпения, они говорили:
«Вот если бы у нас было то, что даровано Каруну» (сура «Рассказ», аят 79).
Аллах Всевышний говорит:
«Неужели они думают, что Мы поддерживаем их богатством и сыновьями, потому что спешим одарить их благами? О нет! Однако они не ощущают этого» (сура «Верующие», аяты 55, 56);
«Не заглядывайся на то, чем Мы наделили некоторых из них (неверующих), чтобы подвергнуть их этим искушению. Это – блеск земной жизни, а удел твоего Господа лучше и долговечнее» (сура «Та Ха», аят 131).
Аллах дает блага для испытания, а что касается его награды, то она лучше и навсегда.
3. Терпение в подчинении Аллаху. Это наивысшая степень терпения, и в то же время сложная для людей:
«…и будь стоек в поклонении Ему»(сура «Марьям», аят 65);
«Вели своей семье совершать намаз и сам терпеливо совершай его»(сура «Та Ха», аят 132).
Проявляй терпение в молитве, и терпи , когда побуждаешь семью совершать поклонение.
Терпение в подчинении Аллаху имеет три состояния:
1). Терпение перед поклонением путем исправления намерений и борьбы с примесями лицемерия.
2). Терпение во время поклонения путем беспрерывной концентрации и безупречного выполнения с учетом всех обязанностей и условий.
3). Терпение по завершению обрядов поклонения путем избегания распространения вести о совершенном, а также боязни обольщения и хвастовства:
«Не делайте ваши подаяния тщетными своими попреками и оскорблениями»(сура «Корова», аят 264).
«…не делайте тщетными ваши деяния»(сура «Мухаммад», аят 33).
Итак, терпение в поступках имеет три положения: перед совершением, в процессе и после совершения поступка. Перед поступком необходимо исправить намерение, во время совершения стоит следить за качеством выполнения, а совершив поступок, необходимо воздержаться от обольщения, хвастовства и всего того, что портит праведные дела.
4. Считается, что одним из великих случаев проявления терпения является выносливость перед трудностями, возникающими в призыве к Аллаху. Не секрет, что сегодня люди очень отдалены от религии, и это говорит о большой нагрузке, которая ожидает призывающих.
Умар ибн Абдулазиз, когда осознал масштабы ответственности в исправлении ереси, распространившейся в течение предыдущих лет, сказал: «В деле исправления ошибок никто не может мне помочь, кроме Аллаха…»
На этом выросло целое поколение, пока это не стало частью религии. Эти отклонения возникли в результате миграций, бедуины распространяли ересь повсюду, другие перенимали от них, и впоследствии ересь стала частью их религии. Многие дожили до глубокой старости, считая это своей религией, и Умар принялся исправлять эти мерзкие обычаи.
Пророк Нух (с) девятьсот пятьдесят лет с терпением призывал свой народ к поклонению Единому Аллаху, встречая на своем пути множество испытаний:
«Он сказал: „Господи! Я призывал мой народ ночью и днем. Но мои проповеди лишь увеличил их бегство“»(сура «Нух», аяты 5, 6).
Он призывал тайно и открыто, не упуская ни единой возможности осуществить очередной призыв.
Призыв – это нелегкое дело, поскольку зачастую человек встречает козни своих противников. Люди, возможно и близкие, завидуют его положению, желают всего плохого и надеются на прекращение деятельности призывающего. Ввиду всего этого призывающий обязан терпеть как близких родственников, так и чужих людей, тех, которые открыто противятся, и тех, кто делает это скрыто:
«Вы непременно будете испытаны своим имуществом и самими собой, и вы непременно услышите от тех, кому было даровано Писание до вас, и от многобожников много неприятных слов»(сура «Семейство Имрана», аят 186).
Выход один:
«Но если вы будете терпеливы и богобоязненны, то ведь в этих делах надлежит проявлять решимость»(сура «Семейство Имрана», аят 186);
«Терпимо относись к их словам и сторонись их красиво» (сура «Закутавшийся», аят 10).
Основным запасом посланников было терпение перед издевательствами их же народов, однако это еще более укрепило их, они говорили людям:
«Мы непременно стерпим причиняемые вами мучения. Пусть же уповающие уповают только на Аллаха!» (сура «Ибрахим», аят 12).
«До тебя посланников также считали лжецами, но они терпели то, что их называли лжецами и обижали, пока не являлась к ним Наша помощь» (сура «Скот», аят 34).
Именно так и терпит призывающий на своем длинном пути, полном неприятностей, ожидая долгожданную помощь:
«Или вы полагали, что войдете в Рай, не испытав того, что постигло ваших предшественников? Их поражали нищета и болезни. Они переживали такие потрясения, что Посланник и уверовавшие вместе с ним говорили: „Когда же придет помощь Аллаха?“ Воистину, помощь Аллаха близка» (сура «Корова», аят 214);
«Когда же посланники приходили в отчаяние и полагали, что их отвергли, к ним приходила Наша помощь, и спасались те, кого Мы хотели спасти. Наше наказание нельзя отвратить от грешных людей!» (сура «Йусуф», аят 110).
6. Необходимо проявлять терпение в трудные моменты, например при встрече с врагом, когда от этого зависит исход поединка, ввиду всего этого Аллах приказал быть стойкими:
«Когда вы сталкиваетесь с отрядом, то будьте стойки»(сура «Добыча», аят 45).
Аллах предостерегает от бегства с поля брани, в тот момент, когда проявлять терпение крайне сложно:
«Или вы полагали, что войдете в Рай, пока Аллах не узнал тех из вас, кто сражался и кто был терпелив?» (сура «Семейство Имрана», аят 142);
«Мухаммад является всего лишь Посланником. До него тоже были посланники. Неужели, если он умрет или будет убит, вы обратитесь вспять? Кто обратится вспять, тот ничуть не навредит Аллаху. Аллах же вознаградит благодарных»(сура «Семейство Имрана», аят 144).
Аллах сообщил нам об отряде верующих в истории с Талутом, когда с ним остались лишь избранные после сильного отсева:
«Аллах подвергнет вас испытанию рекой»(сура «Корова», аят 249).
Люди продолжали проявлять непослушание, пока с ним не осталась небольшая группа:
«Когда же он и уверовавшие вместе с ним перебрались через нее…»(сура «Корова», аят 249).
Даже после отсева нашлись те, которые были готовы сдаться:
«Когда Талут (Саул) отправился в путь с войском, он сказал: „Аллах подвергнет вас испытанию рекой. Кто напьется из нее, тот не будет со мной. А кто не отведает ее, тот будет со мной. Но это не относится к тем, кто зачерпнет пригоршню воды„. Напились из нее все, за исключением немногих из них. Когда же он и уверовавшие вместе с ним перебрались через нее, они сказали: „Сегодня мы не справимся с Джалутом (Голиафом) и его войском„. Но те, которые твердо знали, что встретятся с Аллахом, сказали: „Сколько малочисленных отрядов победило многочисленные отряды по воле Аллаха!„ Аллах – с терпеливыми»(сура «Корова», аят 249).
Мусульмане всегда отличались терпением при встрече с врагом, и между ними ходило выражение: «Победа — это час терпения». И каким бы ни было противостояние, победы удостаиваются наиболее терпеливые. Аллах завещал быть терпеливыми в моменты, когда от людей исходит вред, и указал на недопустимость возмещения злом на зло:
«Не равны добро и зло. Оттолкни зло тем, что лучше» (сура « Разъяснены», аят 34).
Учитель должен терпеть своих учеников, а призывающему необходимо переносить вред, исходящий от призываемых. Воспитатель терпелив по отношению к своим подопечным, именно поэтому Хизр сказал Мусе:
«У тебя не хватит терпения находиться рядом со мной. Как ты сможешь терпеливо относиться к тому, что ты не объемлешь знанием?» (сура «Пещера», аяты 67, 68).
Муса в свою очередь обещал:
«Если Аллах пожелает, то ты найдешь меня терпеливым…» (сура «Пещера», аяты 67, 68). Однако, несмотря на обещание, Муса не смог проявить терпение в нужные моменты.
Итак, нам необходимо проявлять терпение во всех случаях, в любое время и во что бы то ни стало.