Разница между состоянием и обстоятельством
Надежда – один из путей приближения к Аллаху,третье состояние, которое является одним из поступков сердца. Состояние сердца характеризуется такими качествами как постоянство и стойкость, а в противном случае это называется обстоятельством, повлиявшим на поступок сердца. Можно привести пример, чтобы увидеть разницу между состоянием сердца и обстоятельством, обусловившим поступок сердца. Однако это касается только поступков сердец, мы не затрагиваем естественных качеств человека. Страх не может быть естественным качеством, так же как и надежда, застенчивость, искренность, упование. Все это и многие другие качества являются приобретенными. Кто хочет изучать поступки сердец и размышлять над ними, тому необходимо обратить внимание на это наблюдение. К примеру, существование изначального цвета, такого как желтизна золота. Эта желтизна бывает как быстро приходящей, так и быстро исчезающей. У человека после сильного испуга бывает изменение цвета лица, также бывает временная желтизна во время болезни.
Когда мы говорим о поступках сердец, мы имеем в виду состояния, которые должны быть в сердце постоянно. Страх, надежда, искренность должны всегда иметь место в сердце, однако некоторые слабые люди обретают подобные качества лишь на короткий промежуток времени, это не является состоянием. Человек, воспитывающий в себе эти качества должен твердо закрепить их в себе.
Что такое надежда
Надежда – это довольство человека в ожидании желаемого, однако необходимо заметить, что это желаемое должно либо уже существовать, либо возможно его осуществление, в противном же случае это будет называться несбыточной мечтой. Человек, который выжидает что-то и не предпринимает меры для реализации желаемого, не является надеющимся, он лишь мечтатель.
Надежда – это радостный вестник щедрости Аллаха, это ощущение Его благ, это уверенность в Его великодушии. Она ведет наши сердца к любимому краю. Что же это за край? Это вечный Рай.
Разница между надеждой и мечтой
Необходимо знать разницу между надеждой и мечтой: много людей считают себя надеющимися на милость Аллаха, однако на самом деле таковыми не являются, потому что они лишь мечтают об этом. Мечты в основном сопровождаются ленью, они не требуют приложения усилий и стараний. К примеру, человек, не посеявший ни зерна, мечтает иметь урожайное поле. Что же касается надеющегося, то он вспашет землю, засеет ее и организует необходимый полив, после чего со стороны будет наблюдать и ждать урожая. Это и есть настоящая надежда, явно отличная от мечты.
Теперь мы видим, кто является обладателем ложных иллюзий, ждущим милости Аллаха, и кто действительно надеется, совершая поступки для достижения награды Аллаха. Первый однозначно потерпит крах, поскольку он лишь мечтает о Рае, не прилагая особых усилий:
«Этого не достичь посредством ваших мечтаний или мечтаний людей Писания. Кто творит зло, тот получит за него воздаяние…»(сура «Женщины», аят 123).
Аль-Хасан, R, говорил: «Вера – это не мечты, вера это то, что оседает в сердце и подтверждается действиями».
Надежда– это признак стойкости в религии
Надежда необходима для человека, стремящегося к Аллаху и поклоняющегося Ему. Если это чувство пропадет хоть на мгновение, все теряет смысл. Дело в том, что мусульманин всегда находится между грехами, надеясь на прощение; между минусами, желая, исправиться; между праведными поступками, стараясь, чтобы они были приняты; вокруг прямого пути, желая укрепиться на нем и в надежде заслужить расположение Аллаха. Надежда – самая весомая причина, помогающая человеку следовать по направлению к Господу и стойко держаться этого пути, особенно в наше время, время смуты и разврата, испытаний и неясностей. В этот трудный момент необходимы причины стойкости, чем и является надежда, поэтому мы должны правильно понимать ее, чтобы воплощать в жизнь и не быть из числа мечтателей.
Антоним надежды – отчаянье, а это упоминание об упущении милости Аллаха и удаление из сердца всех потребностей в ней, это явный грех. В Коране приведены слова Якуба, мир ему, который говорил своим сыновьям:
«…и не теряйте надежды на милость Аллаха, ибо отчаиваются в милости Аллаха только люди неверующие» (сура «Йусуф», аят 87).