Важность познания цены страха
Ибн Кудама сказал: «Знай, что страх – это посох Аллаха, погоняющий рабов на постоянство в знаниях и поступках, чтобы обрести близость к Нему. Страх – это светильник сердец. Им высматривается, что есть плохо и что есть хорошо».
Если ты боишься кого-либо, то ты избегаешь его, кроме Всевышнего Аллаха. Поистине, если ты боишься Его, то мчишься к Нему. Всякий раз, когда страх покидает сердце, оно портится. И если боязнь поселилась в сердце, она сжигает все причины страстей, а также отдаляет от мирских увлечений. Сколько заложников своих увлечений были спасены по причине боязни, сколько было освобождено пленников страстей, потерявших всякие надежды, сколько пробудилось беспечных, оплетенных сетями разврата?! И сколько сыновей вернула боязнь к благочестию в отношениях с родителями?! И сколько грешников вытащила боязнь из тьмы разврата?! Сколько праведных рабов пролили слез из-за страха перед Аллахом?! И сколько кающихся сердец охватил страх?! И сколько путников к Всевышнему Аллаху взяли в попутчики боязнь перед Ним?! И сколько любящих рабов Аллаха пролили слезы на эту землю?! Клянусь Аллахом, нет качества важнее боязни для того, кто познал Величие Господа! Но это не является целью, мы не боимся, чтобы бояться. Это лишь средство улучшить наше положение. Если бы страх был целью, это качество осталось бы у обитателей Рая. Однако, когда преуспевшие входят в Рай, от них уже не требуются благие поступки и противоборство со страстями, и страх им уже не грозит. Поэтому Аллах сказал об обитателях Рая так:
«Они не познают страха и не будут опечалены»(сура «Корова», аят 112).
Тот, кто боится сегодня, ощутит безопасность завтра. А тот, кто считает себя в безопасности сегодня, ощутит страх завтра.
Страх напрямую связан с поступками, а любовь связана с сущностью Аллаха и Его атрибутами. Поэтому любовь верующих к Господу умножится в садах Эдема, а страх не будет ощутим вовсе.
Ибн Раджаб, да смилуется над ним Аллах, говорил: «Аллах создал создания, чтобы они познали Его, поклонялись Ему, страшились Его, боялись Его. И Он указал на знаки, доказывающие Могущество и Силу, чтобы навести страх и боязнь, основанную на возвеличивании. И Он описал ужас мук и мест мучений для тех, кто ослушивается Его, чтобы боялись, совершая благие поступки». Поэтому Аллах во многих местах упоминает об огне Ада, и о том, что уготовлено для Его врагов из мучений и наказаний, из плодов адских деревьев, из гноя, цепей и оков. Этим Аллах призывает своих рабов к страху и богобоязненности, к стремлению творить благие поступки, которыми Он доволен, и к оставлению всего того, что вызывает Его гнев. Тот, кто действительно размышляет над книгой Аллаха, увидит в ней для себя удивительные вещи, а также в Сунне Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, которая является толкованием и дополнением к Корану. Затем увидит многое в описании жизни наших предков, ученых и праведников из числа сподвижников и их последователей. Тот, кто размышляет над всем этим, поймет состояние этих людей, чем они занимались, боясь и страшась Всевышнего Аллаха, что и послужило причиной их высокой степени в поклонении и старании, в отказе от нежелательных поступков, не говоря о запретных действиях.
Степени и уровни страха
Существует требуемый минимум страха, а также недопустимый. Обязательный минимум страха – это тот, что способствует выполнению обязанностей и влияет на оставление запретных поступков. Результатом усиления этой степени страха является стремление совершать дополнительные поступки и оставлять нежелательные дела. Такой страх приветствуется, но если он переходит границы, и в результате человек подвергается болезни, вреду или даже смерти, или лишению последнего источника пропитания, то подобный страх порицаем. Поэтому не всякая боязнь приветствуется.
Некоторые люди из-за сильного восприятия предупреждений и из-за сильной боязни огня и наказания впадают в отчаянье, и в результате теряют желание творить праведные поступки. Они говорят, что нет от этого всего пользы. Подобный страх не требуется от людей, и этот перебор порицаем. Требуемая боязнь – это то, что влечет за собой совершение желательных поступков после обязательных и способствует отказу от не только запретных, но и сомнительных, и нежелательных действий.
Существует еще слабый страх, который не приводит ни к отказу от всего запретного, ни к выполнению всех предписаний, – это несовершенная боязнь.
Итак, мы имеем требуемый страх, излишний и несовершенный. Аль-Бухари в свой достоверный сборник включил главу «Страх перед Аллахом, Свят Он и Велик».
Ибн Хаджар говорил: «Это наивысшая степень, и это неотъемлемая часть веры». Аллах говорит:
«Не бойтесь их, а бойтесь Меня, если вы являетесь верующими»(сура «Семейство Имрана», аят 175).
Аллах также говорит:
«Не бойтесь их, а бойтесь Меня…»(сура «Корова», аят 150);
«Боятся Аллаха среди Его рабов только обладающие знанием»(сура «Ангелы», аят 28).
И как уже говорилось выше в хадисе, Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Я самый богобоязненный среди вас, и сильнее всех страшусь Его». С каждым разом, когда раб становится ближе к своему Господу, он сильнее испытывает страх к Нему. Аллах описал ангелов такими словами:
«Они боятся своего Господа, Который над ними»(сура «Пчелы», аят 50), а пророков словами:
«Они передали послания Аллаха и боялись Его и не боялись никого, кроме Аллаха»(сура «Сомны», аят 39).
Страх приближенных к Аллаху должен быть сильнее, поскольку от них требуется то, что не требуется от других, они понимают свою степень, и им необходимо благодарить Аллаха соответственно своей степени. В результате, чем выше положение, тем больше благодарности.