Случаи из историй искренних людей
На протяжении всей истории в обществе было много искренних людей, которые стали примером для подражания последующим поколениям, поэтому Аллах сохранил память о них и об их поступках, чтобы брать с них достойный пример. Во главе всех стоят пророки, а среди них Мухаммад, да благословит его Аллах и приветствует. Затем следуют апостолы пророков, во главе которых сподвижники Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует, которые с искренностью распространяли Ислам, становясь причиной принятия веры для многих. Затем их последователи и т.д.
Абдуллах ибн Мубарак
Абдата ибн Сулейман говорил: «Мы были в походе с Абдуллой ибн аль- Мубараком на землях римлян, когда встретились с врагом лицом к лицу, и наши ряды сомкнулись. Со стороны римлян вышел воин и предложил поединок, один из нас вызвался на бой. Поединок продолжался некоторое время, в итоге мусульманин мечом поразил соперника. Затем вышел на поединок второй римлянин, и тот же самый человек направился к нему и зарубил его. И третьего воина из числа римской армии, вышедшего на бой, постигла смерть от меча того же героя. Люди столпились вокруг воина, чтобы узнать его, но он всячески старался скрыть свое лицо. Я был среди толпы. Потянув за край его одежды, я узнал в нем Абдуллу ибн аль- Мубарака, тот в свою очередь с порицанием сказал: «И ты, о Абу Умар, среди тех, кто пытается опорочить нас».
Аль-Хасан Аль-Басри и тайные поступки
Аль-Хасан говорил: «Бывало, человек заучивал Коран, и об этом никто не знал. И бывало, что человек становился очень осведомленным в своей религии, и никто об этом не догадывался. И бывало, что, человек выстаивал ночную молитву так, что находящиеся в доме посетители даже не замечали этого. Мы застали людей, которые все свои поступки старались совершить тайно, однако они стали явными навсегда».
Мусульмане много усердствовали в своих молитвах, и не было слышно ничего, кроме шепота между ними и их Господом, Который говорит:
«Взывайте к Господу своему со смирением и в тайне»(сура «Преграды», аят 55).
Али ибн Баккар и боязнь притворства
Али ибн Баккар Басрийский, известный своим аскетизмом, говорил: «Для меня встретить Сатану намного лучше, чем человека, перед которым я стану притворяться, пав из-за этого в глазах моего Господа».
Наши праведные предки боялись притворства перед людьми.
То есть человек встречает друга и показывает свою вежливость и хороший нрав, а дома жене и детям приходится терпеть его отвратительное отношение к ним. Поэтому подобное притворство порицается, поскольку порождает в людях неестественность.
Абу Аль-Хасан Аль-Каттан и страх обнародовать о своем знании
Ибн Фарис вспоминал, что Абу Аль-Хасан Аль-Каттан говорил: «В Басре я сильно заболел, и думаю, это наказание за то, что я много говорил во время поездки». Аз-Захаби в комментарии этим словам говорил: «Клянусь Аллахом! Он был прав. Те, кто имел благое намерение и цель, боялись разговоров и выявления знаний на показ».
Хишам Ад-Даставаи и поиск хадисов
Хишам Ад-Даставаи говорил: «Клянусь Аллахом, не могу сказать, что хоть раз отправился за хадисом, стремясь при этом к Лику Аллаха!» Удивительно, подобные люди стали учеными, за которыми следуют, однако они продолжали обвинять самих себя!
Умар ибн аль-Хаттаб, да будет доволен им Аллах, говорил: «Тому, кто очистил свое намерение, Аллах наладит отношения с людьми ».
Хозяин тоннеля
Одной из удивительных историй искренних мужей является случай с хозяином тоннеля. Мусульмане держали в осаде крепость врага, и когда отпор усилился, один из верующих принялся рыть тоннель, который послужил причиной победы мусульман. Он пробрался в крепость и отворил врата для братьев. Имя героя осталось в тайне, и тогда Маслама пожелал узнать его, чтобы щедро вознаградить. Он обратился к народу, попросив героя, ради Аллаха, вызваться на встречу. Ночью к нему явился человек, пообещавший назвать свое имя при условии, что его не будут беспокоить. Маслама согласился, и впоследствии он говорил: «О Господь! Воскреси меня вместе с хозяином тоннеля». Он увидел настоящую искренность. Таким образом, наши предки предпочитали тайные поступки явным.
Скрытые слезы
Хаммад ибн Зейд говорил: «Когда Аюб рассказывал хадисы, они затрагивали его душу, в результате чего его глаза наполнялись слезами, он сморкался и говорил: „Ох! Какой сильный насморк!“ Он ссылался на болезнь, скрывая свои слезы».
Аль-Хасан Аль-Басри говорил: «Если человек прослезился в собрании, он должен скрыть это. Если он боится, что не сможет сдержать слезы, пусть выйдет».
Мухаммад Аль-Васиа говорил: «Бывало так, что человек рыдал двадцать лет (взывая к своему Господу по ночам), а его жена не знала об этом».