Проявления любви к миру этому

Любовь к миру этому имеет разные проявления. Ниже перечислены главные из них.

1. Упорство людей в стремлении к мирским благам. ‘Абдаллах ибн аль-Харис ибн Науфаль передаёт: «Однажды я стоял вместе с Убаййем ибн Ка‘бом, и он сказал: “Люди постоянно будут состязаться друг с другом в стремлении к мирским благам”» [Муслим, 2895].

2. Совершение ради мирской выгоды дел, обычно совершаемых ради спасения в мире вечном. Мутарриф сказал: «Поистине, самое скверное стремление к мирским благам — когда их стараются обрести посредством дел, которые должны совершаться ради мира вечного» [Шу‘аб аль-иман].

Аль-Фудайль ибн ‘Ийяд сказал: «Поедать мир этот с помощью барабана и свирели милее для меня, чем поедать его посредством моей религии» [Шу‘аб аль-иман].

Аль-Джунайд сказал: «Я слышал, как ас-Сарри порицал тех, кто наживается за счёт своей религии, и говорил: “Это низость — когда раб кормится за счёт своей религии”» [Шу‘аб аль-иман].

Малик ибн Анас говорил: «Раби‘а[44] сказал мне однажды: “О Малик, кто низок?” Я ответил: “Тот, кто кормится за счёт своей религии”. Он спросил: “А кто нижайший из низких?” Я ответил: “Тот, кто улучшает чужую земную жизнь за счёт собственной религии”. И он отвёл мне почётное место» [Шу‘аб аль-иман].

Ибн аль-Мубарака как-то спросили: «Кто настоящие люди?» Он ответил: «Учёные». Его спросили: «А кто настоящие цари?» Он ответил: «Равнодушные к мирским благам». Его спросили: «А кто низок?» Он ответил: «Тот, кто наживается за счёт своей религии» [Шу‘аб аль-иман].

3. Роскошество в одежде, еде и питье. Му‘аз ибн Джабаль d передаёт, что Посланник Аллаха r, отправляя его в Йемен, сказал ему: «Остерегайся роскоши, ибо поистине, [истинные] рабы Аллаха не роскошествуют!» [Ахмад].

4. Любовь к имуществу, влиянию, власти и известности. Всевышний Аллах сказал: «Ту Последнюю обитель Мы определили для тех, которые не желают превозноситься на земле и распространять нечестие. Добрый исход уготован только для богобоязненных» (сура 28 «Рассказы», аят 83).

Ка‘б ибн Малик аль-Ансари передаёт, что Пророк r сказал: «Два голодных волка, пущенные в стадо овец, причинят ему меньше вреда, чем стремление человека к богатству и влиянию причиняют его религии» [Тирмизи, 2376].

Причины любви к миру этому

Причин любви к миру этому много. Ниже перечислены главные из них.

1. Прекрасный, привлекательный вид. Всевышний Аллах сказал: «Богатство и сыновья — украшение мирской жизни, однако нетленные благодеяния лучше по вознаграждению перед твоим Господом, и на них лучше возлагать надежды» (сура 18 «Пещера», аят 46).

Абу Са‘ид аль-Худри также передаёт, что Пророк r сказал: «Поистине, этот мир — сладок и свеж, и, поистине, Аллах сделал вас наместниками в нём и смотрит, что вы делаете. Остерегайтесь же мира этого и остерегайтесь женщин, ибо поистине, первым искушением израильтян были женщины!» [Муслим, 2742].

2. Сердечная привязанность и склонность души. Всевышний Аллах сказал: «Приукрашена для людей любовь к удовольствиям, доставляемым женщинами, сыновьями, накопленными кантарами золота и серебра, прекрасными конями, скотиной и нивами. Таково преходящее удовольствие мирской жизни, но у Аллаха есть лучшее место возвращения» (сура 3 «Семейство ‘Имрана», аят 14).

Абу Хурайра d передаёт, что Пророк r сказал: «Сердце пожилого человека остаётся молодым в любви к двум вещам. Это любовь к жизни и к имуществу» [Муслим]. А в другой версии говорится: «Дряхлеет потомок Адама, но две вещи остаются в нём молодыми. Это любовь к имуществу и любовь к жизни» [Муслим].

Он также передаёт, что Посланник Аллаха r сказал: «Если бы владел потомок Адама двумя долинами, наполненными золотом, он пожелал бы иметь третью, и не наполнит чрево потомка Адама ничего, кроме земли, а Аллах примет покаяние тех, кто покается» [Муслим]. А в другой версии говорится: «Если бы потомок Адама владел долиной, наполненной золотом, он пожелал бы иметь ещё одну, и не наполнит рот его ничего, кроме земли, а Аллах простит тех, кто покается» [Бухари].

3. Предпочтение мира этого миру вечному. Всевышний Аллах сказал: «Но нет! Вы отдаёте предпочтение земной жизни, хотя Последняя жизнь — лучше и дольше» (сура 87 «Всевышний», аят 17).

Ибн аль-Каййим сказал: «Он направил к ним Своих посланников и ниспослал им Свои Писания и разъяснил им, что угодно Ему, а что вызывает Его гнев. И Он обещал им за сопротивление своим страстям и своим склонностям совершенное наслаждение в обители блаженства. Однако умам многих не хватает сил предпочесть грядущее, ожидаемое, которое появится после исчезновения мира этого, тому, что уже присутствует и осязаемо. Они говорят: “Как можно променять монеты, которые сейчас в руках, на то, что, как нам обещано, мы получим только после завершения этой жизни и разрушения мира?” Положение многих из них говорит: “Бери то, что видишь, и оставь то, о чём слышал”. Однако божественное содействие помогает тому, о ком Он знает, что он достоин Его милости, и Он наделяет его силой веры и проницательностью, благодаря которой он видит истинную сущность мира вечного и его постоянство, и то, что приготовил в нём Аллах для тех, кто покорен Ему, и тех, кто ослушивается Его, и он видит сущность мира этого, быстроту его исчезновения, его изменчивость, притеснение его приверженцев, и понимает, что он, как описал его Всевышний Аллах, есть игра и потеха, и похвальба между его приверженцами, и стремление обрести побольше богатства и детей. Этот мир подобен дождю, растения после которого восхищают сеятелей, но потом они высыхают, и ты видишь их пожелтевшими, после чего они превращаются в труху. Мы родились в этой обители и мы — часть её, мы — её сыновья, не привыкшие ни к чему иному. Обычаи взяли верх, власть страстей возобладала, ей помогли душевные склонности и свойственные человеческой природе устремления, и чувства подчинили себе разум и одержали победу» [Шифа аль-‘алиль].

Таким образом, любовь к миру этому и предпочтение его миру вечному имеет две главные причины. Первая причина — расстройство веры и религии. Причина вторая — расстройство разума.

Наши рекомендации