Человек по доброй воле подчиняется только этому нравственному закону, и в этом его свобода и принадлежность к миру ноуменов

Кант Иммануил

(1724-1804)

«Дерзновение искания истины, вера в могущество разума есть первое условие философских занятий».

«Мыслить – значит говорить с самим собой, слышать себя самого».

Человек по доброй воле подчиняется только этому нравственному закону, и в этом его свобода и принадлежность к миру ноуменов - student2.ru «Просвещение – это выход человека из состояния своего несовершеннолетия,… т.е. неспособности пользоваться своим рассудком без руководства со стороны кого-то другого. Решись быть мудрым! Имей мужество пользоваться собственным умом! Таков девиз Просвещения».

«Закон, живущий в нас, называется совестью. Совесть есть, собственно, применение наших поступков к этому закону».

«Когда справедливость исчезнет, то не останется ничего, что могло бы придать ценность жизни людей».

Дайте человеку все, чего он желает, и в ту же минуту он почувствует, что это все не есть все».

докритический период: идеи естественного развития Земли и Вселенной, диалектическая картина мира, развивающегося в пространстве и времени.

критический период: («Критика чистого разума» 1781, «Критика практического разума» 1788, «Критика способности суждения, 1790»).

Основатель трансцендентального идеализма: в основе этих произведений учение о ноуменах и феноменах, об априорных суждениях (умопостигаемых сущностях предметов) и апостериорных знаниях (послеопытных суждениях).

Философия – форма критики (выяснение границ рассудка, способности суждения, воли).

Духовные интересы человека выражаются в 4-х философских вопросах:

1) что я могу знать? (философия, гносеология)

2) что я должен знать? (этика)

3) на что смею надеяться? (религия)

4) что такое человек? (антропология)

· Философствование Канта начинается с проблем познания:

Ø чувственность (восприятие явлений, упорядоченное априорными формами чувственности: пространства и времени) Ø рассудок: логика суждений, источник понятия причинности осуществляет синтез чувст. данных в опыт Ø разум (способность оперировать всеобщими понятиями – Бог, свобода, бессмертие души. Выработка конечных целей, необходимых для реализации Ø свободной воли человека) 4 антиномии разума:  

Человек по доброй воле подчиняется только этому нравственному закону, и в этом его свобода и принадлежность к миру ноуменов - student2.ru 3 сферы познания

Человек по доброй воле подчиняется только этому нравственному закону, и в этом его свобода и принадлежность к миру ноуменов - student2.ru научное знание – синтез

Человек по доброй воле подчиняется только этому нравственному закону, и в этом его свобода и принадлежность к миру ноуменов - student2.ru Человек по доброй воле подчиняется только этому нравственному закону, и в этом его свобода и принадлежность к миру ноуменов - student2.ru Человек по доброй воле подчиняется только этому нравственному закону, и в этом его свобода и принадлежность к миру ноуменов - student2.ru внешние и внутренние

основания для агности-

Человек по доброй воле подчиняется только этому нравственному закону, и в этом его свобода и принадлежность к миру ноуменов - student2.ru цизма:

матер. мир:

Человек по доброй воле подчиняется только этому нравственному закону, и в этом его свобода и принадлежность к миру ноуменов - student2.ru «вещи в себе»

из опыта не познаваемы,

априорные (мыслимые)

формы рассудка (ноумены)

- конечности и бесконечности мира - необходимости и свободы - существования Бога и его небытия - единства сложного и простого и отсутствия этого единства
+ «вещи для нас»

(феномены)

апостериорно, неоргани-

зуемые рассудком, прио-

бретаемые знания

·

·

·

· Сфера нравственного познания ставится выше научного и сводится к области действия категорического императива – внутренне присущего человеку морального закона, требующего от человека:

o поступать согласно такой максиме, которая могла бы иметь силу всеобщего закона

o относиться к любому человеку только как к цели и никогда – как к средству

Человек по доброй воле подчиняется только этому нравственному закону, и в этом его свобода и принадлежность к миру ноуменов.

Наши рекомендации