Польза, которую приносит сопротивление влечениям
‘Умар ибн ‘Абд-аль-‘Азиз сказал: «Лучший джихад — джихад со своими страстями» [Адаб шар‘иййа].
А Суфьян ас-Саури сказал: «Самый отважный из людей — тот, кто отчаяннее всех сопротивляется своим страстям, ибо из незначительных прегрешений вырастают тяжкие грехи» [Адаб шар‘иййа].
Настоящее, действенное лечение недугов сердца заключается в противостоянии влечениям. Сахль ибн ‘Абдаллах сказал: «Влечения твои — недуг твой, и если ты противостоишь им, то это и есть лекарство» [Куртуби. Тафсир].
Какую же пользу приносит человеку сопротивление собственным влечениям?
1. Рай. Всевышний Аллах сказал: «Тому, кто преступил границы дозволенного и отдал предпочтение мирской жизни, пристанищем будет Ад. Тому же, кто боялся предстать перед своим Господом и удерживал себя от страстей, пристанищем будет Рай» (сура 79 «Вырывающие», аяты 37–41).
Тот, кто боролся с душой своей и приучал её терпеть и противостоять собственным влечениям, получит наилучшую награду в Судный день. Он войдёт в Рай, обретёт благую и приятную жизнь — это будет воздаянием ему за терпение и сопротивление страстям. Всевышний Аллах сказал: «А за то, что они проявили терпение, Он воздаст им Райскими садами и шелками» (сура 76 «Человек», аят 12).
Абу Сулейман ад-Дарани сказал о словах Всевышнего «А за то, что они проявили терпение, Он воздаст им Райскими садами и шелками» следующее: «То есть за то, что они проявили терпение и не стали потакать своим страстям» [Хильйа].
Страсти для разума беда, и тот, чей разум
Смог страсти одолеть, спасение обрёл…
2. Спасение от ужасов Судного дня. Абу Хурайра d передаёт, что Пророк r сказал: «Семерых укроет Аллах в тени Своей в тот День, когда не будет иной тени, кроме тени Его: справедливого правителя; юношу, росшего в поклонении Всевышнему Аллаху; человека, сердце которого связано с мечетями; двоих, которые любят друг друга ради Аллаха, встречаясь и расставаясь только ради Него; мужчину, которого позвала возжелавшая его знатная и красивая женщина и который сказал: “Воистину, я боюсь Аллаха”; того, кто подаёт милостыню настолько тайно, что его левая рука не ведает, сколько тратит правая; а также того, чьи глаза наполняются слезами, когда он в одиночестве поминает Всевышнего Аллаха» [Бухари; Муслим].
Ибн аль-Каййим сказал: «Если ты подумаешь о тех семерых, которых укроет Аллах в тени Своей в тот День, когда не будет иной тени, кроме тени Его, то поймёшь, что все они обрели это благодаря сопротивлению своим страстям. Правитель, обладающий силой и властью, может быть справедливым, только поступая наперекор своим страстям. И юноша, который предпочитает поклонение влечениям юности, тоже не смог бы добиться этого иначе, кроме как поступая наперекор своим страстям. И человек, сердце которого привязано к мечетям, — ведь привязанность эта обусловлена сопротивлением своим страстям, которые зовут его в те места, где можно получать наслаждения. И человек, который подаёт милостыню настолько тайно, что его левая рука не ведает, сколько тратит правая, — он не смог бы делать это, если бы не победил свои страсти. Так же и тот мужчина, которого позвала возжелавшая его знатная и красивая женщина, но он убоялся Аллаха, — он поступил наперекор своим страстям. И тот, чьи глаза наполняются слезами от благоговейного страха, когда он в одиночестве поминает Всевышнего Аллаха, — к этому состоянию его привело сопротивление своим страстям. И в Судный день на их долю не выпадут зной, пот и прочие тяготы, а те, кто следовал свои страстям, будут мучиться от зноя и пота и томиться так в ожидании попадания в тюрьму страстей» [Раудат аль-мухиббин].
3. Почёт и возвышение. Му‘авия d говорил: «Мужество — оставление страстей и противостояние влечениям. Следование страстям делает мужество хворым, а противоречие им оживляет его» [Раудат аль-мухиббин].
Аль-Мухаллябу ибн Абу Суфре сказали: «Что помогло тебе снискать почёт и возвышение?» Он ответил: «Следование решимости [в благом] и ослушание страстей».
А один из праведных сказал: «Благороднейший из учёных — тот, кто бежал с религией своей от мира этого и не позволял страстям управлять им» [Замм аль-хава].
Абу ‘Али ад-Даккак сказал: «Того, кто обуздывал свою страсть в молодости, Всевышний Аллах почтит в старости» [Раудат аль-мухиббин].
4. Укрепление решимости. Следование своим влечениям ослабляют решимость человека, тогда как сопротивление страстям, напротив, укрепляет его решимость, которая помогает рабу Аллаха идти к Нему и к миру вечному. А как продолжать путь, если твоё средство передвижения вышло из строя?..
Яхье ибн Му‘азу как-то задали вопрос: «Кто же из людей наиболее решительный?» Он ответил: «Тот, кто побеждает свои страсти» [Замм аль-хава].
5. Сохранение здоровья. Ибн Раджаб сказал: «Один из учёных прожил более ста лет, сохранив при этом свои силы и ясность ума. Однажды он совершил прыжок, требующий немалых усилий, и его упрекнули за это. Он же сказал в ответ: “Мы оберегали эти члены от ослушания Аллаха в юности, и Аллах оберегает их для нас в старости”. А один праведный человек, увидев старика, просящего подаяния, сказал: “Поистине, этот — слаб. Он пренебрегал [велениями] Аллаха в юности, и Аллах не стал заботиться о нём, когда он состарился”» [Замм аль-хава].
6. Защита от бед в этом мире. Ибрахим ибн Адхам сказал: «Самый трудный джихад — джихад со своими страстями, и тот, кто запретил душе своей следовать её влечениям, отдохнёт от мира этого и бед его, и будет он оберегаем и избавлен от вреда, который он причиняет» [Шу‘аб аль-иман].