Истории погрязших в омуте страстей
В противоположность историям терпеливых до нас дошли и истории погрязших в омуте страстей людей, которых проклинают и ругают и по сей день.
Так, в 278 году хиджры умер ‘Абдуху ибн ‘Абд-ар-Рахим. Этот несчастный нечестивец принимал участие в борьбе на пути Аллаха в ромейских землях. И вот когда во время одного из походов мусульмане осадили один из городов, он увидел в крепости одну женщину, и страсть к ней одолела его. Он нашёл способ связаться с ней и спросил: «Как добраться до тебя?» Она ответила: «Принимай христианство и поднимайся ко мне». И он сделал то, что она сказала, и, ничуть не заботясь о мусульманах, поднялся к ней. Мусульман сильно опечалил его поступок. Им стало тяжко и грустно. Спустя некоторое время, проходя мимо крепости, в которой он по-прежнему находился вместе с этой женщиной, они крикнули ему: «О такой-то! Где твой Коран? Где твоё знание? Где твой пост? Где твой джихад? Где твоя молитва?» Он ответил: «Знайте, что я забыл весь Коран, кроме Его слов: “Неверующие непременно пожелают оказаться мусульманами. Оставь их — пусть они едят, пользуются благами и увлекаются чаяниями. Скоро они узнают”» [Бидайа].
Рассказывают, что в Египте был один человек, который много времени проводил в мечети, произнося азан и совершая молитву, и на лице его лежала печать покорности Аллаху, и свет поклонения озарял его. Однажды он по своему обыкновению поднялся на минарет. А внизу был дом какого-то христианина. Посмотрев вниз, он увидел дочь хозяина дома и, очарованный, не стал произносить азан, а спустился и вошёл к ней в дом. Она спросила: «Что с тобой? Чего ты хочешь?» Он ответил: «Мне нужна ты». Она спросила: «Зачем?» Он ответил: «Ты лишила меня рассудка и пленила моё сердце». Она сказала: «Я никогда не соглашусь на прелюбодеяние». Он сказал: «Тогда я женюсь на тебе!» Она сказала: «Ты мусульманин, а я — христианка, и отец не выдаст меня за тебя». Он сказал: «Тогда я приму христианство!» Она сказала: «Если ты сделаешь это, тогда я согласна». И этот человек принял христианство и переселился в их дом. В тот же день, поднявшись на крышу дома, он сорвался оттуда и погиб. Он не получил то, к чему стремился, и при этом лишился своей религии… [Джаваб].
Просим у Аллаха стойкости!..
Заключение
Поистине, страсть, от которой страдают юноши и девушки, создана не только для развратников и нечестивцев. Её испытывают и праведные мужчины и женщины, которые живут скромно и целомудренно, занимаются призывом к религии Аллаха, приобретением и передачей полезного знания и распространением блага. Более того, иногда страсть, которую испытывают эти люди, сильнее той, что испытывают люди порочные, однако они сдерживают её, будучи покорными Господу и стремясь к Его награде.
Тот, кто смотрит на этот мир здраво, обретает благо его и избегает зла его, а кто не думает о последствиях, того одолеют собственные чувства, которые в итоге причинят ему боль.
Просим Всевышнего Аллаха возвести надёжную преграду между нами и запретным, и сделать нас одними из тех, кто, поступив скверно, просит у Него прощения, а поступив хорошо, радуется, и помочь нам направить наши страсти и желания к тому, что угодно Ему и чем Он доволен.
И мир и благословение нашему Пророку Мухаммаду его семье и всем его сподвижникам!
Проверь себя
Ниже приводятся два типа вопросов. Ответ на вопросы первого типа не требует усилий, тогда как для ответа на вопросы второго типа требуются размышление и обдумывание.
Вопросы первого типа
1. Что подразумевается под страстью?
2. Назовите три причины возникновения запретной страсти.
3. Потупление взора приносит верующему много пользы. Приведите примеры.
4. Как бороться с запретной страстью?
Вопросы второго типа
1. Для чего была создана страсть?
2. Если в твою жизнь вошла запретная страсть, то как следует поступить с ней?
3. Почему о потуплении взора упоминается прежде упоминания об оберегании половых органов?
4. Как поступать со скверными мыслями?
5. Какие выводы мы можем сделать из истории Юсуфа u и жены вельможи?
Глава пятая. Следование влечениям
Введение
Хвала Аллаху, Господу миров, мир и благословения благороднейшему из посланников, нашему Пророку Мухаммаду, его семье и всем его сподвижникам.
Поистине, следование влечениям отвращает от благого и противоречит разуму, потому что оно портит нравственность человека и побуждает его к отвратительным деяниям, лишая его мужественности и благородства и открывая путь ко злу.
Влечения вводят в искушение, а мир этот — обитель испытания, и пусть влечения твои не обольщают тебя пустыми развлечениями, и пусть мир этот не завораживает тебя своими украшениями, которые ты берёшь в нём напрокат. Развлечения однажды кончатся, а взятое напрокат придётся вернуть. И после этого останутся лишь твои запретные деяния и грехи.
Влечения — величайший враг, с которым человек должен сражаться и бороться так, как только можно бороться с врагом. Абу Хазим сказал: «Сражайся со своими влечениями так яростно, как только можно сражаться с врагом» [Хильйа].
Влечения — основа всякого искушения и причина всякой беды. Суфьян ас-Саури говорил:
О душа, покайся, ибо смертный час наступил,
И не слушай голоса влечений, ведь они всегда искушают…
Если влечения таковы, то мы должны непременно поговорить о них, дабы отдаляться от этого опасного недуга и повсеместно распространившегося зла.
В этой главе мы приведём определение влечений и расскажем о вреде, который они способны причинить, а также о пользе, которую приносит противодействие и противоречие им. Мы упомянем причины, по которым люди следуют своим влечениям, и укажем способы борьбы с этим явлением, а также отделим порицаемое от похвального в этом вопросе.
Одновременно воспользуюсь возможностью поблагодарить всех, кто участвовал в подготовке этого материала, и обратиться к Аллаху с доброй мольбой за них.
И мир и благословения нашему Пророку Мухаммаду, его семье и всем его сподвижникам!
Определение влечений
В арабском языке это существительное, образованное от глагола, означающего ‘любить, желать’.
Влечения (хава — هوى) как термин — это склонность души к удовольствиям без побуждений со стороны Шариата.
Ибн аль-Каййим сказал: «Влечения — это естественная склонность человеческой природы к тому, что подходит ей. Эта склонность сотворена в человека как нечто необходимое для самого его существования, потому что, если бы он не испытывал тяги к пище, питью и половой близости, он бы не ел, не пил и не вступал в половую близость. Влечения побуждают человека к тому, потребность в чём испытывает его душа, подобно тому как гнев защищает его от того, что беспокоит его» [Раудат аль-мухиббин].
Запрет следовать влечениям
Многочисленные шариатские доказательства подтверждают запрет бездумно следовать влечениям и потакать желаниям, причём доказательства эти разнообразны.
1. Иногда приводится доказательство запрета следовать влечениям в общем. Всевышний Аллах сказал: «Не потакайте желаниям, чтобы не отступить от справедливости» (сура 4 «Женщины», аят 135).
И Всевышний Аллах сказал: «О Давуд! Поистине, Мы назначили тебя наместником на земле. Суди же людей по справедливости и не потакай порочным желаниям, а не то они собьют тебя с пути Аллаха» (сура 38 «Сад», аят 26).
2. А иногда приводится доказательство запрета следовать влечениям неверующих и заблудших. Всевышний Аллах сказал: «И не потакай желаниям тех, которые считали ложью Наши знамения, которые не веруют в Последнюю жизнь и равняют других со своим Господом» (сура 6 «Скот», аят 150).
И Всевышний Аллах повелел Своему Пророку r сказать неверующим: «Я не стану потакать вашим желаниям. В противном случае я собьюсь с пути и не окажусь в числе следующих прямым путём» (сура 6 «Скот», аят 56).
И Всевышний Аллах сказал: «И не потакайте желаниями людей, которые ещё раньше впали в заблуждение, ввели в заблуждение многих других и сбились с прямого пути» (сура 5 «Тапеза», аят 77).
Всевышний также сказал: «Суди же их согласно тому, что ниспослал Аллах, и не потакай их желаниям, уклоняясь от явившейся к тебе истины» (сура 5 «Трапеза», аят 48).
И Всевышний Аллах сказал: «Посему проповедуй и следуй прямым путём, как тебе было велено. Не потакай их желаниям…» (сура 42 «Совет», аят 15).
Всевышний также сказал: «И не повинуйся тем, чьи сердца Мы сделали небрежными к Нашему поминанию, кто потакает своим желаниям и чьи дела окажутся тщетными» (сура 18 «Пещера», аят 28).
Всевышний Аллах упомянул именно желания неверующих и многобожников, потому что их желания и влечения заблудились, отдалились от истины, в отличие от верующего. Все желания и влечения неверующего ложные, тогда как влечения верующего могут возвыситься настолько, что начнут совпадать с тем, что повелел Всевышний Аллах, и следовать за тем, что принёс Пророк r, и если он склоняется к чему-то, то это оказывается Сунной и проявлением покорности Аллаху или, по меньшей мере, относится к разрешённому. Всевышний Аллах сказал: «Разве тот, кто следует ясному доказательству от своего Господа, подобен тем, которым представилось прекрасным зло их деяний и которые потакали своим желаниям?» (сура 47 «Мухаммад», аят 14).
3. А иногда в доказательстве порицаемости упоминаются желания души, побуждающей к дурному. Абу Я‘ля Шаддад ибн Аус d передаёт, что Посланник Аллаха r сказал: «По-настоящему слаб тот, кто позволяет душе своей потакать её влечениям» [Ибн Маджа, 4260].
4. Иногда приводится доказательство с упоминанием влечений сердца. Хузайфа d передаёт: «Я слышал, как Посланник Аллаха r сказал: “Искушения приходят к сердцам [одно за другим] подобно прутикам, из которых [постепенно] сплетается циновка, и на сердце, которое впитывает их, появляется чёрная точка, а на сердце, которое отвергает их, появляется белая точка. В конце концов сердце человека становится либо белым, как чистое облако, и ему не повредят искушения, пока существуют небеса и земля, либо чёрно-пепельными, как [закопчённый] перевёрнутый кувшин, и оно не будет побуждать к одобряемому и удерживать от порицаемого, но будет следовать только своим страстям”» [Муслим, 144].