Как бороться с роскошеством?
Лечить этот недуг можно разными способами. Ниже упомянуты некоторые из них.
1. Избавление от слабости и приучение к полезному. Анас ибн Малик d передаёт, что Пророк r говорил: «О Аллах, поистине, я прошу у Тебя защиты от слабости, лени, малодушия и старческой дряхлости»[9] [Бухари, 2823; Муслим, 2706].
Слабость — это неспособность сделать что-то. А лень — это отказ от действия при способности совершить его.
Не видел я у людей порока, подобного
пороку тех, кто совершенным может быть…
Человек приучает себя к труду, будь то работа, домашние дела или что-то иное.
Аль-Асвад[10] передаёт: «Я спросил ‘Аишу g: “Что Пророк r делал в своём доме?” Она ответила: “Помогал своим домашним в их работе”» [Бухари, 676].
И очень хорошо, если девочка учится мыть посуду и убираться в доме, а мальчик — собирать урожай, ухаживать за садом, мыть машину, покупать необходимые вещи на рынке и так далее.
2. Равнодушие к мирским благам и умеренность в пользовании ими. Это один из важнейших способов борьбы с роскошеством. Человеку следует обращаться к Аллаху с мольбами за себя и членов своей семьи, дабы Аллах помог им оставаться равнодушными к мирским благам.
Абу Хурайра d передаёт, что Посланник Аллаха r говорил: «О Аллах, сделай удел семейства Мухаммада достаточным» [Муслим, 1055].
Если бы каждый из нас задумался о сущности мира этого, он понял бы, что на самом деле это мир ничтожен и не стоит усилий, которые прикладывают ради него. И он не стоит того, чтобы гнаться за ним.
Джабир ибн ‘Абдаллах (да будет доволен Аллах им и его отцом) передаёт, что однажды Посланник Аллаха r увидел дохлого козлёнка с очень маленькими ушами, коснулся его, взявшись за его ухо, и спросил: «Кто из вас хочет купить это за дирхем?» Люди сказали: «Мы не хотим покупать его ни за какие деньги, да и что нам с ним делать?» Он сказал: «А хотите ли вы, чтобы он достался вам просто так?» Люди сказали: «Клянёмся Аллахом, даже если бы он был жив, мы не пожелали бы взять его из-за его ушей, так что же говорить о дохлом?!» Тогда Пророк r сказал: «Клянусь Аллахом, что мир этот ещё ничтожнее для Аллаха, чем этот козлёнок для вас!» [Муслим, 2957].
Сахль ибн Са‘д d передаёт, что Посланник Аллаха r сказал: «Если бы мир этот стоил у Аллаха хотя бы комариного крыла, Он не дал бы из него неверующему и глотка воды» [Тирмизи, 2320].
Эта жизнь не стоит того, чтобы радоваться её блаженству или печалиться из-за упущенных в ней наслаждений. Имама Ахмада как-то спросили о человеке, имеющем тысячу динаров, может ли он быть равнодушным к мирским благам? Он ответил: «Да, при условии, что он не будет радоваться, если эта сумма увеличится, и не будет печалиться, если она уменьшится» [Мадаридж ас-саликин].
Михсан аль-Ансари d передаёт, что Посланник Аллаха r сказал: «Кто проснулся утром в безопасности, здоровым и имея дневное пропитание, тот как будто владеет всем этим миром» [Тирмизи, 2346].
Человек должен проявлять щедрость в отношении мирских благ, отдавая нуждающимся, расходуя на поддержку родственных связей, подавая милостыню и относясь к своему имуществу так, будто оно принадлежит не ему, а людям.
3. Человек должен смотреть на тех, чьё положение в этом мире ниже его собственного, а не выше. Это необходимо для того, чтобы человек ценил милости, которыми Аллах одарил его, и не тянулся к украшениям мира этого, которые есть у людей, утопающих в роскоши.
4. Ограничение мечтаний и стремлений. ‘Абдаллах ибн ‘Умар (да будет доволен Аллах им и его отцом) передаёт: «Пророк r взял меня за плечи и сказал: “Будь в этом мире, словно чужестранец или человек, идущий мимо”».
А сам Ибн ‘Умар говорил: «Если ты дожил до вечера, то не надейся дожить до утра, а если дожил до утра, не надейся дожить до вечера, и бери от здоровья то, что пригодится тебе, когда придёт болезнь, и бери от жизни своей то, что пригодится тебе для смерти» [Бухари, 6416].
Хафс ибн Сулейман (да помилует его Аллах) передаёт, что один человек вошёл к Абу Зарру d и, посмотрев по сторонам, сказал: «О Абу Зарр! А где же ваши вещи?» Он ответил: «У нас есть дом[11], в который мы отправляем наши хорошие вещи». Тот человек сказал: «Но ведь тебе необходимы вещи, пока ты находишься здесь». Он сказал в ответ: «Хозяин дома не оставляет нас в нём» [Шу‘аб аль-иман].
А однажды люди зашли к одному праведному человеку и, окинув взглядом его дом, сказали: «Твой дом похож на дом человека, который собрался уезжать!» Он сказал в ответ: «Я не уеду, но буду изгнан внезапно» [Джами‘ аль-‘улюм].
Любого из нас не попросят покинуть этот мир, а изгонят из него. Он покинет этот мир в одно мгновенье, и душа его покинет тело, не спрашивая разрешения и не медля, и никому из нас не будет предоставлена отсрочка и не будет дано время, чтобы приготовиться к последнему путешествию.
5. Знакомство с жизнеописаниями праведных и равнодушных к мирским благам людей. Читающий жизнеописание Пророка r обнаруживает беспримерное равнодушие к мирским благам и умеренность в пользовании ими, побуждающее следовать его примеру.
Анас ибн Малик d передаёт: «Пророк r никогда не ел за обеденным столом, до самой смерти, и он никогда не ел нежный белый хлеб, до самой смерти» [Бухари, 6450].
Абу Хазим передаёт: «Я спросил Сахля ибн Са‘да d: “Ел ли Посланник Аллаха r хлеб из очищенной белой муки?” Он ответил: “Посланник Аллаха r не видел белого хлеба с тех пор, как Аллах послал его к людям, и до тех пор, пока Он не забрал его из этого мира”. Я спросил: “А были ли у вас во времена Посланника Аллаха r сита?” Он ответил: “Посланник Аллаха r не видел сита с тех пор, как Аллах послал его к людям, и до тех пор, пока Он не забрал его из этого мира”. Я спросил: “Как же вы ели ячмень, не просеивая муку через сито?” Он ответил: “Мы мололи его, дули на него, и что улетало, то улетало, а из остального мы замешивали тесто и пекли хлеб, после чего ели его”» [Бухари, 5413].
Абу Бурда передаёт: «‘Аиша g показала нам одежду и изар из грубой ткани и сказала: “Когда Пророк r умер, на нём была эта одежда”» [Бухари, 5818].
Многие сподвижники и их последователи показали нам великолепные примеры равнодушия к мирским благам, отказа от роскоши и бесполезных развлечений и удовольствий.
Муса‘б ибн ‘Умайр d слыл одним из самых роскошествующих курайшитов, и ни у кого не было такой одежды и таких благовоний, как у него. Но однажды он оставил свою роскошную жизнь и присоединился к людям, которые были равнодушны к мирским благам. И когда он умер, люди не смогли найти для него в качестве савана ничего, кроме единственного плаща, и то короткого: когда они покрывали им его с головой, открывались ноги, а когда они покрывали ноги, оставалась открытой голова.
‘Умар ибн ‘Абд-аль-‘Азиз также подал людям прекрасный пример перехода от роскоши и изнеженности к скромной жизни и равнодушию к мирским благам.
Хаджжадж ас-Савваф рассказывал: «‘Умар ибн ‘Абд-аль-‘Азиз, будучи правителем Медины, велел мне купить для него ткань. Я купил для него разных тканей, и среди них была ткань за четыреста дирхемов. Ему сшили из неё рубаху, и он провёл по ней рукой и сказал: “Какая грубая и толстая ткань!” А потому он велел купить ему ткань, уже будучи халифом, и для него купили ткань за четырнадцать дирхемов, и он провёл по ней рукой и сказал: “Пречист Аллах! Какая мягкая и тонкая…”» [Табакат].
‘Абдаллах, сын ‘Умара ибн ‘Абд-аль-‘Азиза, пришёл к своему отцу, когда тот уже был халифом, и попросил дать ему одежду, сказав: «О отец! Дай мне что-нибуть из одежды». Он ответил: «Иди к аль-Хияру ибн Рияху аль-Басри — у него есть одежда, принадлежащая мне. Возьми из неё что захочешь». Он пошёл к аль-Хияру ибн Рияху и сказал: «Я попросил отца дать мне что-нибудь из одежды, и он послал меня к тебе, сказав: “У аль-Хияра ибн Рияха есть одежда, принадлежащая мне”». Тот сказал: «Повелитель верующих сказал правду». И он принёс ему плотную длинную одежду (или же плотную красную с полосками), из грубоватой ткани. Это была скромная одежда. Он сказал: «Вот эта одежда, хранящаяся у меня, принадлежит повелителю верующих, возьми что-то из неё». Тогда ‘Абдаллах вернулся к своему отцу ‘Умару ибн ‘Абд-аль-‘Азизу и сказал: «О отец! Я попросил тебя дать мне что-нибудь из одежды, и ты послал меня к аль-Хияру ибн Рияху, и он показал мне одежду, которая не подобна моей одежде и одежде людей из моего окружения!» Он сказал: «Из того, что есть у этого человека, нам принадлежит только эта одежда». Тогда ‘Абдаллах ибн ‘Умар уже собрался уйти, и, когда он был уже перед самой дверью, ‘Умар окликнул его и сказал: «Если хочешь, я выдам тебе сто дирхемов из твоего содержания раньше положенного?» Он ответил: «Да, отец». И он занял ему сто дирхемов из его содержания, и когда пришло время ему получать своё содержание, из него вычли эту сумму [Тарих Димашк].
‘Умар ибн ‘Абд-аль-‘Азиз достиг высот в своём равнодушии к мирским благам. Малик ибн Динар (да помилует его Аллах) сказал: «Вот люди говорят, что Малик ибн Динар равнодушен к мирским благам… По-настоящему равнодушен к мирским благам ‘Умар ибн ‘Абд-аль-‘Азиз: мир этот сам пришёл к нему, но он отказался от него» [‘Абдаллах ибн Ахмад. Сунна].
6. Отказ от наслаждений, которые доступны человеку. Анас аль-Джухани передаёт от своего отца, что Пророк r сказал: «Кто отказался от [дорогой] одежды, имея возможность приобрести её, из скромности по отношению к Всевышнему Аллаху, того Всевышний Аллах призовёт в Судный день в присутствии всех творений и предложит ему выбрать из одеяний веры, какое он пожелает» [Тирмизи, 2481].
Абу ‘Усман передаёт: «‘Умар d написал нам: “Остерегайтесь роскоши, одежды многобожников и ношения шёлка, ибо поистине, Посланник Аллаха r запретил носить шёлк”» [Муслим, 2069].
Абу Умама d передаёт, что Посланник Аллаха r сказал: «О сын Адама, поистине, отдавать излишки — благо для тебя, а удерживать их — зло для тебя. Ты не заслуживаешь порицания за жизнь в достатке. Начинай же с тех, кто находится на твоём содержании. И та рука, что сверху[12], лучше той, что снизу» [Муслим, 1036].
7. Хороший способ борьбы с роскошеством — разделять трапезу с бедными людьми. Ибн ‘Аббас (да будет доволен Аллах им и его отцом) передаёт, что Посланник Аллаха r пришёл к источнику и попросил напоить его. Аль-‘Аббас сказал: «О Фадль, сходи к матери и принеси от неё напиток для Посланника Аллаха r». Но Пророк r сказал: «Напои меня». Он сказал: «О Посланник Аллаха, они опускают руки в эту воду!» Но он снова сказал: «Напои меня». И он попил этой воды [Бухари, 1636].
Аль-‘Аббас хотел принести Посланнику Аллаха r воды, в которую никто не опускал руки, однако он отказался и настоял на том, что попить вместе с остальными людьми.
Абу Хурайра r передаёт, что Пророк r говорил: «Если меня пригласят отведать ногу или лопатку, я приму приглашение, и если мне подарят ногу[13] или лопатку, я приму подарок» [Бухари, 2568].
То есть если мне подарят часть туши, на которой совсем мало мяса или вовсе нет мяса, я приму этот подарок.
Это некоторые способы борьбы с роскошеством, которое получило широкое распространение в наше время. Мы должны использовать эти средства, особенно когда воспитываем наших детей, потому что они — наше будущее, и если они будут изнеженными и бездеятельными, то нас ждёт мрачное будущее, если только Аллах не помилует нас…
Заключение
Жизнь, которую ведут роскошествующие люди, — всего лишь украшения мира этого, преходящее блаженство, минутное наслаждение. Аллах пожелал испытать посредством этих благ Своих рабов, и среди Его рабов мало благодарных.
Нафтавайхи сказал:
Если облачён ты в одежды благополучия
и есть у тебя пропитанье благое, приятное,
то не завидуй утопающим в роскоши, ибо
сколько даровано им, столько и будет отобрано…
Остерегайтесь же роскоши и роскошества, которые влекут за собой скверные последствия, ибо они приводят к бедности и унижению и позорят тех, кто предаётся им.
Привычка к роскоши порицаема для любого человека, однако ищущего знание и проповедника религии Всевышнего это касается в первую очередь. Это недуг, распространившийся среди людей, как занимающих особое положение, так и самых обыкновенных, и мало кто избежал его пагубного влияния.
Лучшее во всём — умеренность и отказ от чрезмерности в пользовании благами, которая приводит к роскошеству и высокомерию, а роскошествующий человек рискует впасть в сомнительное, потому что привыкший к благам не в состоянии вытерпеть их отсутствие и будет стремиться к их обретению и может дойти до запретного.
Но и тот, кто отказывает себе во всех благах, может дойти до чрезмерной щепетильности и строгости, которые запрещены и противоречат Сунне.
Просим Всевышнего Аллаха сделать благими наши намерения и наших потомков, и сделать наш удел достаточным и вести нас правильным путём. И последние слова наши: «Хвала Аллаху, Господу миров!»
И да благословит Аллах и да приветствует нашего Пророка Мухаммада, членов его семьи и его сподвижников!
Проверьте себя
Ниже приводятся два типа вопросов. Ответ на вопросы первого типа не требует усилий, тогда как для ответа на вопросы второго типа требуются размышление и обдумывание.
Вопросы первого типа
1. Дайте определение роскошества.
2. Назовите три проявления роскоши и изнеженности, распространённых в современном мире.
3. Назовите причины распространения такого явления, как роскошество.
4. Приведите три примера того, как привычка к роскоши влияет на отдельного человека и общество.
5. Для каждой болезни есть лекарство. Чем лечится роскошество?
Вопросы второго типа
1. Почему в Коране порицается роскошество?
2. Верно ли, что роскошество и богатство неразделимы? Объясните.
3. Как роскошество порабощает сердце человека, делая его рабом мирских благ, а не Аллаха?
4. «Аллах знает: я не видел человека, жизнь которого была бы лучше…» Кому принадлежат эти слова? Что послужило поводом для них?
5. Верно ли, что роскошество развращает общество? Объясните.
6. Можно ли совместить равнодушие к мирским благам и любовь к накоплению имущества?
Глава вторая. Лицемерие
Введение
Хвала Аллаху, Господу миров, мир и благословения благороднейшему из посланников, нашему Пророку Мухаммаду, его семье и всем его сподвижникам.
Лицемерие — губительный недуг, опасное отклонение и распространяющееся зло. Это один из самых опасных недугов сердца, если не сказать самый опасный.
Человек может не желать для себя лицемерия, но впасть в него, сам того не зная. Особенно это касается той разновидности лицемерия, которая называется лицемерием действий. Это не означает, что человек не в состоянии противостоять лицемерию и сопротивляться ему, и неправильно поступает тот, кто относится к нему пренебрежительно, не пытаясь защититься от него, потому что лицемерие лишает человека всех благих качеств и удерживает его от совершения благих дел. Оно забирает у него все возвышенные ценности и оставляет его никчёмным и жалким. В сурах Корана разоблачаются лицемеры и упоминаются их качества.
В этой главе мы приведём определение лицемерия, расскажем о его видах, а также о признаках лицемеров и о том, как уберечься от лицемерия.
И мир и благословения нашему Пророку Мухаммаду!
Определение лицемерия
Арабский глагол, от которого образовано это слово, указывает на прерывание и исчезновение чего-либо, а также на сокрытие. Тот же корень и у слова нафак, которое означает ‘туннель, проход в земле, в котором скрываются, прячутся’. Лицемерие названо так, потому что лицемер скрывает своё неверие [Лисан аль-‘араб].
У этого слова нет специального значения в Шариате, а его основное значение в языке хорошо известно.