Современные проявления роскошества

В нашей сегодняшней жизни можно обнаружить самые разные проявления роскошества. Приведём примеры.

1. Чрезмерное внимание к волосам. Имеются в виду новые причёски, бесконечное расчёсывание волос, покупка огромного количества средств для ухода за волосами, чтобы они выглядели наилучшим образом.

Ислам велит придерживаться умеренности, в том числе и в вопросе ухода за волосами. Он велит тем, у кого есть волосы, заботиться о них, но запретил постоянно расчёсывать их и умащать благовониями каждый день — это можно делать через день.

Абу Хурайра d передаёт, что Посланник Аллаха r сказал: «Пусть тот, у кого есть волосы, заботится о них» [Абу Давуд, 4163].

‘Абдаллах ибн Мугаффаль d передаёт, что Посланник Аллаха r запретил ухаживать за волосами часто, то есть ежедневно, но разрешается делать это через день.

Ибн аль-Каййим[6] (да помилует его Аллах) сказал: «В действительности эти два хадиса вовсе не противоречат друг другу. Рабу Аллаха велено заботиться о волосах, но при этом ему запрещена чрезмерность в этом, переходящая в изнеженность. Он должен заботиться о волосах, но при этом изнеженность и роскошь не должны становиться привычными для него, и ему следует ухаживать за волосами через день».

2. Чрезмерность в гигиене и украшении себя. Бывает, что человек часами лежит в ванне, а некоторые добавляют в воду ароматические масла и пену для ванны и другие средства, придуманные сегодня для создания комфорта и неизвестные ранее.

Да, ислам действительно призывает к чистоте и украшению и даже настаивает на этом. Всевышний Аллах сказал: «О сыны Адама! Облекайтесь в свои украшения при каждой мечети» (сура 7 «Преграды», аят 31).

Однако при этом следует избегать чрезмерности и роскоши. Ибн ‘Абд-аль-Барр сказал: «Украшения и очищение разрешены при условии, что человек не доходит до чрезмерности, утопания в роскоши и подражания тиранам».

Если человек просто моется и соблюдает правила личной гигиены, пользуясь, например, дезодорантами, устраняющими запах пота, неприятный для окружающих, будь то в мечети или в любом другом месте, то это не имеет никакого отношения к роскошеству. Роскошество — это чрезмерность во всём этом, когда человек тратит на подобные средства и процедуры большие деньги и много времени.

3. Чрезмерность в покупке очень дорогой фирменной одежды. Не так уж давно были времена, когда многие люди не имели даже сменной одежды и, постирав свою, вынуждены были сидеть дома и дожидаться, пока она высохнет. А потом Аллах одарил людей так, что у человека появилось и две, и три, и десять одежд. Ничего страшного и греховного в этом нет — до тех пор пока это не выходит за пределы обычного и разумного.

Есть люди, которые носят исключительно одежду, которую модельеры создают специально по их индивидуальному заказу, чтобы быть уникальными и отличаться от всех остальных людей. Если это не роскошь и изнеженность, то что же такое роскошь?!

Нам было велено носить хорошую одежду, которая служит свидетельством тех милостей, которыми одарил нас Аллах, однако не выходить за пределы умеренности.

‘Абдаллах ибн Мас‘уд передаёт, что Пророк r сказал: «Не войдёт в Рай человек, в сердце которого есть высокомерие хотя бы весом с пылинку». Один человек воскликнул: «Но ведь человеку хочется, чтобы его одежда и обувь были красивыми!» Пророк r сказал: «Поистине, Аллах прекрасен, и Он любит прекрасное. А высокомерие — это отвержение истины и презрительное отношение к людям» [Муслим, 91].

Абу аль-Фарадж ибн аль-Джаузи сказал: «Наши праведные предшественники носили среднюю одежду, не очень хорошую, не очень плохую, и выбирали лучшую одежду для пятничных молитв, праздников и встреч с братьями по вере. И они не считали, что выбирать наилучшее — это плохо. Что же касается одежды, которая позорит носящего её и подчёркивает аскетизм и бедность, как будто он жалуется таким образом на Всевышнего Аллаха… эта одежда становится поводом для пренебрежительного отношения к носящему её, и она нежелательна, и она порицаема и запрещена» [Куртуби. Тафсир].

Лучшее во всём — умеренность и золотая середина.

4. Чрезмерность в еде и питье. Роскошествующие люди покупают деликатесную еду и напитки и едят и пьют лишь то, что стоит больших денег. Им подавай только дорогие и изысканные яства.

Они не довольствуются в каждый приём пищи одним-двумя блюдами, а требуют, чтобы стол непременно был уставлен разными блюдами, и если перед ними поставят какой-нибудь один вид еды, они не станут есть его и возмутятся.

Аль-Куртуби упоминает «запрет есть сверх достаточного, а также то, что относится к роскоши» [Куртуби. Тафсир].

К проявлениям роскошества в пище и питье относится и то, что многие люди едят только свежеприготовленную еду, а если эта еда постояла в холодильнике, то они ни за что не возьмут её в рот, а просто выбросят в мусорное ведро. Они считают недостойной себя еду, которая пролежала ночь в холодильнике, даже если от этого ничуть не изменился её вкус и внешний вид. Это просто роскошество, да убережёт нас от него Аллах.

Нет ничего греховного в том, что человек время от времени позволяет себе хорошую еду или покупает какой-нибудь относительно дорогой деликатес. Однако это не должно превращаться в привычку. Если человек делает это постоянно, каждый день, то это неприемлемо с точки зрения Шариата и просто неразумно.

Ещё одно проявление роскошества, связанное с едой, — использование дорогой посуды. Некоторые зажиточные семьи едят исключительно из посуды дорогих марок, покупают сковородки и кастрюли исключительно самых известных фирм и так далее. Они отказываются использовать обычную, среднюю по красоте посуду — тарелки, кастрюли, стаканы и так далее.

Ещё одно проявление роскошества — посещение дорогих, всемирно известных ресторанов, которые в действительности отличаются от других заведений только названием и красивым декором.

К проявлениям роскошества, связанным с едой и питьём, относится и регулярное употребление газированных напитков. Есть люди, которые запивают газировкой завтрак, обед и ужин. Да и как же без этого? Ведь людям необходимо какое-нибудь средство, способствующее пищеварению, после того, как они предаются чревоугодию, набивая желудок разными видами еды и сладостей, и объедаются так, что их желудки просто не в состоянии переварить всё это без посторонней помощи!

Ибн Сирин (да помилует его Аллах) передаёт, что один человек спросил Ибн ‘Умара (да будет доволен Аллах им и его отцом): «Не приготовить ли для тебя джавариш?» Он спросил: «А что такое джавариш?» Тот ответил: «Средство от тяжести в желудке после переедания»[7]. Он сказал: «Я не ел досыта уже четыре месяца и не потому что мне нечего есть, а потому что застал людей, которые то ели досыта, то голодали» [Ахмад. Зухд].

5. Свадебные торжества. К сожалению, свадебные торжества почти повсеместно отличаются излишествами и многочисленными проявлениями роскоши. Каждый старается придумать что-то новое и люди соревнуются друг с другом, организуя эти торжества.

Залы для проведения торжества арендуют за космические цены. Стоимость свадебного платья — это вообще отдельная история. Причём в большинстве случаев вся эта подготовка ложится тяжким грузом на плечи жениха.

Проявления роскоши на свадебных торжествах не ограничиваются пусканием денег на ветер и распространением зависти и ненависти среди людей. Это явление внушает многим молодым людям отвращение к браку и ставит их перед выбором: жить холостой жизнью с её искушениями или жениться, забравшись в долги…

6. Дорогие телефоны, аксессуары и номера. К проявлениям роскошества, часто встречающимся в современной жизни, относится приобретение новейших моделей мобильных телефонов и разных дополнений к ним. Стоит добавить сюда и распродажи оригинальных номеров, которые продаются с молотка и приобретаются за бешеные деньги.

7. Автомобили, украшения к ним и их номера. Сегодня многие зажиточные люди стремятся приобрести новейшие модели дорогих автомобилей. Богатые люди меняют машины каждый год и платят большие суммы, чтобы приобрести оригинальный номер для своего автомобиля. По всему миру организуются аукционы, на которых продаются такие номера, и на их приобретение тратятся миллионы…

8. Чрезмерность в строительстве дома и обстановке. Многие семьи меняют мебель регулярно, и этот процесс идёт практически постоянно. Некоторые меняют мебель раз в полгода, другие — раз в год, тогда как остальные делают это раз в три года или в пять и так далее — в соответствии с финансовыми возможностями каждой семьи.

А уж о приобретении различных украшений и предметов роскоши для дома можно говорить бесконечно. Что только не привозится и не приносится в дома из предметов как местного производства, так и привезённых из-за границы, и дизайнеры интерьеров зарабатывают на этом большие деньги.

В наше время даже ванные комнаты стали украшать, как парадные залы: мозаика, мрамор, хрусталь…

9. Чрезмерность в найме прислуги. Сегодня многие уже не ограничиваются тем, что нанимают помощницу, которая помогает хозяйке дома справляться со своими обязанностями и выполнять домашнюю работу. Некоторые нанимают уже несколько служанок: одну для уборки, другую для приготовления пищи, третью для присмотра за детьми и так далее. Нанимают садовника для ухода за деревьями в саду, нанимают охранника и водителя, а то и несколько — для каждого члена семьи.

В некоторых домах прислуги оказывается больше, чем членов семьи.

10. Чрезмерность в отдыхе и развлечениях. Строительство и оборудование развлекательных комплексов и гостиниц требует огромных средств. А теперь попробуйте представить, сколько средств тратят на эти весьма популярные объекты их посетители, приезжающие туда пожить, отдохнуть, поесть, поиграть, покататься на аттракционах и так далее.

11. Приобретение вещей, принадлежавших знаменитостям. Платок Умм Кульсум был продан за пять миллионов долларов. Ручку, которой Наджиб Махфуз писал свою ересь и неверие, продали за шесть тысяч долларов. Одежду принцессы Дианы разрезали на маленькие кусочки и продали каждый за 25 долларов, и получилась прибыль в миллионы долларов. Это очень выгодная торговля, посредством которой можно нажиться на богатых людях.

Все эти проявления роскошества встречаются в современном мире и представляют огромную опасность. Мы должны быть бдительными и помнить о них, чтобы вовремя остановиться.

Причины роскошества

Причин роскошества очень много. Ниже упоминаются некоторые из них.

1. Далеко летящие мечты и забвение смерти.

2. Слепое подражание и влияние общества, в котором живёт человек. Многие люди живут, слепо подражая другим и совершенно не задумываясь о том, правильно ли они поступают и разумно ли их поведение.

Известно, что каждый человек стремится быть частью общества, в котором он живёт. А в обществе полно проявлений роскоши и расточительства. Некоторые люди считают, что в этом они должны быть «как все» и проявляют чрезмерность в еде, питье, одежде и жилище.

Подражание может постепенно перейти в хвастовство. Многие люди стремятся перещеголять друг друга.

3. Плохое воспитание. Многие родители не указывают детям правильный путь в жизни, особенно если учесть, сколько разновидностей роскоши и расточительства видят они вокруг себя.

4. Состоятельность и изобилие благ. Богатство ослепляет и оглушает человека. Оно зовёт его к безделью, наслаждениям и отдыху, подталкивая его к расточительству, к ненужным тратам. Всевышний Аллах сказал: «Но нет! Человек преступает границы дозволенного, когда ему кажется, что он ни в чём не нуждается» (сура 97 «Сгусток», аяты 6–7). К наиболее очевидным проявлениям выхода за установленные Всевышним пределы относятся высокомерие, когда человек кичится дарованными ему благами, бесполезные траты, хвастовство и экстравагантность.

5. Любовь к удовольствиям, наполняющая человеческую душу. Эта любовь инстинктивна по своей природе. Всевышний Аллах сказал: «Приукрашена для людей любовь к удовольствиям, доставляемым женщинами, сыновьями, накопленными кантарами золота и серебра, прекрасными конями, скотиной и нивами. Таково преходящее удовольствие мирской жизни, но у Аллаха есть лучшее место возвращения» (сура 3 «Семейство ‘Имрана», аят 14).

И сама по себе эта инстинктивная любовь не порицаема, однако запрещается превозносить любовь к этим вещам над любовью к Аллаху и Его Посланнику: «Скажи: “Если ваши отцы, ваши сыновья, ваши братья, ваши супруги, ваши семьи, приобретённое вами имущество, торговля, застоя в которой вы опасаетесь, и жилища, которые вы облюбовали, милее вам, чем Аллах, Его Посланник и борьба на Его пути, то ждите, пока не наступит предопределённое Аллахом. Аллах не наставляет на прямой путь нечестивых людей”» (сура 9 «Покаяние», аят 24).

Все наслаждения в этом мире подобны вину: однажды пристрастившемуся к ним очень трудно отказаться от них. Этот мир — вино шайтана, и пристрастившийся к нему протрезвеет, только оказавшись в рядах умерших. Тогда вместе с другими оказавшими в убытке он будет горько сожалеть о содеянном.

6. Козни врагов. Понимая, что привычка к роскоши — причина гибели народов, недоброжелатели стали строить планы, цель которых — приучить мусульман к роскоши и мирским благам таким образом, чтобы заставить их проявлять лояльность по отношению к ним и любить их, так как большинство мирских благ и удовольствий сосредоточено в их руках.

Влияние роскоши на сердце

Радость, вызванная мирскими благами, наслаждение ими и изнеженность удовольствиями мира этого — смертельный яд, который бежит по жилам и оказывает очень вредное влияние на сердце человека. Ниже приводятся некоторые примеры.

1. Порабощение сердца. Здравое сердце — то, которое свободно от ширка (придавания Аллаху сотоварищей), сомнений, любви к миру этому и привязанности к нему. Поэтому обладатель такого сердца окажется в числе спасённых в Судный день — в отличие от этих роскошествующих людей, сердца которых порабощены страстями и наслаждениями. Абу Хурайра d передаёт, что Пророк r сказал: «Несчастен раб динара, и раб дирхема, и раб бархата, и раб дорогой одежды. Если ему дают, он доволен, а если не дают, он недоволен. Да будет он несчастным и да опрокинется он, а если уколет его колючка, да не извлечёт он её!» [Бухари, 2887].

Посланник Аллаха r сказал о роскошествующих, что они — рабы динаров, дирхемов и дорогой одежды, потому что они любят ради этих вещей, и ненавидят из-за этих вещей, и делают всё ради них.

2. Привязанность к миру этому и отвлечённость от мира вечного. Сердце роскошествующего человека привязано к удовольствиям. Всевышний Аллах сказал: «Но нет! Вы отдаёте предпочтение мирской жизни, хотя Последняя жизнь — лучше и дольше» (сура 87 «Всевышний», аяты 16–17).

Ибн аль-Каййим (да помилует его Аллах) сказал: «Если сердца равнодушны к накрытым столам мира этого, они сядут за столы мира вечного вместе с приверженцами этого призыва, а если они удовольствуются столами мира этого, то лишатся столов мира вечного» [Фаваид].

3. Занятость сердца попытками обрести счастье. Цель многих людей, стремящихся к удовольствиям и разным видам роскоши, — стать счастливыми. Не имея счастья, сердце человека пребывает в состоянии тревоги и беспокойства до тех пор, пока не обретёт желаемое. Но счастье, обретаемое посредством мирских благ, — мираж, который никогда не станет реальностью. Человек бежит и бежит за ним, но счастливым так и не становится.

Зайд ибн Сабит d передаёт, что Пророк r говорил: «Дела того, чья цель — мир этот, Аллах приведёт в расстройство, и поместит его бедность меж глаз его, и не достанется ему из мира этого ничего, кроме предопределённого ему. А дела того, чьё намерение [связано с] миром вечным, Аллах приведёт в порядок, и поместит его богатство в сердце его, и придёт к нему мир этот против воли своей» [Ибн Маджа, 4105].

Ибн аль-Каййим рассказывал о своём наставнике Ибн Таймийи, который подвергался преследованиям и которого мучили и держали под стражей. У него забрали его свитки, перья и чернила и лишили его возможности поддерживать связь с внешним миром. Это было во время его заключения в Дамаске. Ибн аль-Каййим сказал о нём: «Аллах знает: я не видел человека, жизнь которого была бы лучше; несмотря на суровые условия и полное отсутствие удобств и комфорта, несмотря на заключение, угрозы и мучения — несмотря на всё это он относился к числу людей, ведущих самую замечательную жизнь. Он был спокоен и счастлив, в сердце его была сила, в душе — радость, а на лице — сияние благоденствия. Когда страх наш усиливался, и у нас появлялись скверные предположения, и земля начинала казаться нам тесной, мы шли к нему. И стоило нам увидеть его и услышать его слова, как всё это разом улетучивалось и появлялось спокойствие, сила, уверенность, умиротворение. Пречист Тот, Кто показывает Своим рабам Рай ещё до встречи с Ним и распахивает перед ними врата его в обители деяний, и доносит до них благоухание его, заставляя их отдавать все силы ради обретения его и опережать друг друга в стремлении к нему… Один из них говорил: “Если бы правители и сыновья правителей узнали о нашем положении, они сражались бы с нами своими мечами, лишь бы обрести его”» [Вабиль].

4. Роскошество влечёт за собой другие недуги сердца. Это высокомерие, хвастливость, бахвальство, нарциссизм. И роскошество гонит прочь скромность и мягкость.

5. Роскошество побуждает человека присоединяться к нечестивым. Причина в том, что нечестивых, порочных и развратных людей обычно много там, где удовольствия и наслаждения, тогда как люди религиозные и равнодушные к мирским благам, напротив, обходят эти места стороной и не стремятся посещать их.

Одного из благочестивых как-то спросили: «Что сделало тебя равнодушным к миру этому?» Он ответил: «В нём мало верности, много грубости и соучастники его[8] низки» [Мадаридж ас-саликин].

6. Вред, который роскошество наносит телу. Тела роскошествующих людей лишены выносливости и подвержены болезням, потому что Аллах приспособил тела людей к перенесению трудностей, и если человек поступает наперекор своей инстинктивной природе, то болезни постигают его одна за другой.

Ибн Раджаб (да помилует его Аллах) сказал: «Ему не было велено избегать холода таким образом, чтобы вообще никогда не чувствовать его, ибо в этом тоже заключается вред. Один из правителей так берёг себя от зноя и холода, что ему вообще никогда не доводилось чувствовать их, и внутренность его испортилась, и он быстро умер» [Лятаиф].

Роскошество сказывается на здоровье, ослабляя иммунитет человека и лишая его способности справляться с трудностями, которые встречаются ему на жизненном пути.

7. Роскошество заставляет человека напрасно тратить время. Роскошествующий человек попусту тратит время в поисках новых удовольствий и наслаждений, и если бы он понимал важность и ценность времени, он не стал бы растрачивать его на мимолётные наслаждения.

Ибн ‘Аббас (да будет доволен Аллах им и его отцом) передаёт, что Пророк r сказал: «Две милости люди не ценят должным образом: здоровье и свободное время» [Бухари, 6412].

8. Роскошество делает человека ленивым в поклонении. Роскошествующий человек стремится ублажать себя всеми возможными способами и не находит времени для чтения Корана. То же самое можно сказать и о посте, ночных молитвах и других видах поклонения.

9. Роскошество развращает общество. Роскошество членов общества делает это общество ленивым, уменьшая производство и оказывая влияние на все сферы человеческой деятельности — сельское хозяйство, промышленность, торговлю и так далее, потому что привычка к роскоши заставляет людей растрачивать время и здоровье впустую.

Наши рекомендации