О родословии каинитов по матери
В фильме говорится, что, если до Ламеха родословие каинитов ведется по отцу ("Мафусал родил Ламеха"), то, начиная с детей Ламеха родословие ведется по матери: "Ада родила Иавала... Цилла также родила Тувалкаина..." (Бытие 4:20), и что это означает, что их отцами были не люди, а падшие духи.
Ответ. Еще о пра-прадеде Ламеха сказано, что его родила мать, а не отец: "И познал Каин жену свою; и она зачала и родила Еноха" (Бытие 4:17). В Библии рождением называется рождение и воспитание, которое нельзя отделять от рождения. Апостол Павел говорит, что женщина "спасется через чадородие" (1Тим. 2:15). Само рождение - это физический процесс, не имеющий спасительной силы. В Библии говорится, что Еноха родил не Каин, а его жена потому, что Каин не занимался воспитанием сына, видимо, потому, что он строил первый на земле город. В наше время многие тоже очень заняты и им некогда заниматься детьми, и из-за этого происходит деградация человечества. О сыне Еноха, т.е. о внуке Каина, вообще сказано, что он сам родился: "У Еноха родился Ирад". Согласно теории данного фильма, это означает, что у него вообще не было земных родителей, т.е. родился от демонов и вообще не был человеком. Но эти слова Библии означают, что ни Енох, ни его жена не заботились о воспитании своего сына. Они и назвали его в честь города, строительством которого были заняты. Имя "Ирад" означает "город". Но после этого Господь послал каинитам какое-то бедствие, и они на время смирились и обратились к Богу, а также стали заниматься своими детьми. Поэтому дальше сказано: "Ирад родил Мехиаеля (Малелеила); Мехиаель родил Мафусала; Мафусал родил Ламеха". Имя "Мехиаель" означает "пораженный Богом", а "Мафусал" - "муж Божий", т.е. испрошенный от Бога. Но Ламех забыл о скорбях, о Боге, взял себе две жены, жил для себя и стал пренебрегать своими родительскими обязанностями. Таким образом, уклонение мужчин от воспитания детей - это один из признаков каинитской цивилизации. К сожалению, это является признаком и современной цивилизации, которая подобно каинитам все больше забывает о Боге, а также и о своем долге перед другими, в том числе и перед детьми.
О сынах Божиих
В фильме говорится, что сыны Божии, о которых сказано в Бытии 6:2: «тогда сыны Божии увидели дочерей человеческих, что они красивы, и брали их себе в жены, какую кто избрал», – это падшие ангелы, которые вступили в сексуальный контакт с женщинами, и от этих браков родились исполины. В доказательство авторы фильма приводят три аргумента.
1) Согласно фильму, основанием для этого мнения является то, что во всех случаях, когда в Ветхом Завете говорится о сынах Божиих, этот термин относится только к ангелам, поэтому в Быт. 6:2 и 6:4 он относится к падшим ангелам, т.е. к демонам. Царева говорит, что «мест в Ветхом Завете, в которых говорится о сынах Божиих есть еще пять» (0:17:38). В подтверждение она приводит Иова 1:6 и Иова 38:6-7 и далее говорит: «В Книге Данила, в Книге Осии также говорится о сынах Божиих как об ангелах...» (0:18:49).
Ответ: в Библии сынами Божиими или сынами Господа называются не только ангелы, но и благочестивые и избранные Богом люди, и мест, в которых о них говорится в Библии, гораздо больше. В Иова 1:6 и 38:6-7 действительно прямо говорится об ангелах, но в Книге пророка Осии о сынах Божиих сказано следующее: «Но будет число сынов Израилевых как песок морской, которого нельзя ни измерить, ни исчислить; и там, где говорили им: "вы не Мой народ", будут говорить им: "вы сыны Бога живаго"» (Ос. 1:10). Сынами Божиими Господь здесь прямо называет не ангелов, а израильский народ, который сначала отступил от Бога и поэтому был назван "не мой народ", а затем после скорбей вернется к Богу и будет назван "сынами Бога живаго". В другом месте Книги пророка Осии также прямо сыном Божиим назван израильский народ: «Когда Израиль был юн, Я любил его и из Египта вызвал сына Моего» (Ос. 11:1). Т.е., ссылаясь на Книгу пророка Осии, что в ней говорится о сынах Божиих как об ангелах, Царева говорит откровенную неправду. Насколько очевидно, что в Книге Иова под сынами Божиими имеются в виду ангелы, настолько очевидно, что в Книге пророка Осии под ними имеются в виду люди и израильский народ.
В Псалтири «сыны Божии» употребляются также в двух смыслах. В 88-м псалме ясно, что речь идет об ангелах, пребывающих на Небе: «Ибо кто на небесах сравнится с Господом? кто между сынами Божиими уподобится Господу?» (Пс. 88:7). А в 28-м псалме, очевидно, что речь идет о людях: «Воздайте Господу, сыны Божии, воздайте Господу славу и честь, воздайте Господу славу имени Его; поклонитесь Господу в благолепном святилище [Его]» (Пс.28:1-2). По единогласному толкованию святых отцов, здесь говорится о верующих, которые призываются поклониться Господу в храме. Ангелы кланяются Богу на Небе.
Более того, Бог не называет демонов Своими сыновьями. Выражение «сын Божий» указывает на подобие человека Богу и на его пребывание с Ним в близком общении и означает, что по духу он является родственником Богу: «А тем, которые приняли Его, верующим во имя Его, дал власть быть чадами Божиими, которые ни от крови, ни от хотения плоти, ни от хотения мужа, но от Бога родились» (Ин. 1:12-13). Люди называются сынами Божиими только тогда, когда они служат Богу: «Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими» (Мф. 5:9). В этом же смысле сынами Божиими называются и ангелы. Когда же люди отпадают от Бога, то они теряют это высокое и священное имя. Потомки Сифа названы «сынами Божиими» потому, что они были призваны к служению Богу, но потом они увлеклись внешностью каиниток, стали брать себе их в жены и под их влиянием развратились. Также потеряли это имя и падшие ангелы. Поэтому называть этим священным именем злых и нечистых духов, которые отпали от Бога, ненавидят Его и борются против Него, является прямым и грубым искажением Священного Писания.
В русском переводе в Быт. 4:26 сказано о сифитах, что они «начали призывать имя Господа». Бога люди призывали всегда, а эта фраза означает, что у сифитов началось общественное поклонение Богу, т.е. богослужение. Но по мнению авторитетных толковников (архимандрита Макария (Глухарева), свт. Филарета (Дроздова)), в древнееврейском тексте в этом месте дословно сказано, что сифиты стали называться именем Господа (Яхве), т.е. сынами Господа (см.: Кашкин А. Священное Писание Ветхого Завета. Общее введение в Св. Писание Ветхого Завета. Пятикнижие. Учебное пособие для II курса духовной семинарии - 2012). «…В то время, как поколение каинитов чрез основание города, изобретение светских ремесел и искусств клало первый камень мирского могущества, племя сифитов совокупным призыванием Бога полагает основание царству Божию на земле – Церкви как обществу людей, объединенных между собой верой в Искупителя…» (Толковая Библия Лопухина).
Вот места, в которых в Библии сынами Божиими названы люди:
Против учения Церкви о сифитах как о сынах Божиих Царева приводит следующие аргументы.
А) «Как сыновья Сифа могли быть благочестивыми и при этом жениться на порочных дочерях человеческих?» Ответ: так же, как ангелы, будучи святыми, стали демонами, и как Адам и Ева, будучи святыми и живя в Раю, также отпали от Бога. «В словах же сыны Божии увидели дочерей человеческих, что они красивы используется та же грамматическая конструкция, что и в предложении: И увидела жена, что дерево хорошо для пищи (Быт. 3:6). Это позволяет толкователям сделать вывод, что в смешении «сынов Божиих» с «дочерьми человеческими» проявился тот же мотив (похоть плоти), что в грехопадении прародителей» (Кашкин А. Свящ. Писание Ветхого Завета. Учебное пособие для II курса духовной семинарии - 2012).
Б) «Почему же только сыновья Сифа и дочери Каина могли воспроизвести людей с искаженной генетикой, а дочери Сифа и сыны Каина нет?» Ответ: развращение людей состояло не в изменении генетики, о которой в Библии ничего не говорится, а в отступлении от Бога и Его заповедей. «И сказал Господь: не вечно Духу Моему быть пренебрегаемым человеками; потому что они плотью» (Быт. 6:3). Т.е. сифиты, женившись на каинитках, стали уподобляться им: руководствоваться только плотскими желаниями и совершенно пренебрегать Божественными духовно-нравственными внушениями через слово и совесть. Свт. Филарет говорит, что поскольку человек действует так, как будто он имеет только телесную природу «и никакой другой высшей, то весьма сообразно с сим состоянием называется он плотию»; «пренебрежение к Духу Божию есть крайняя степень упорства против Духа Святого…» (Свт. Филарет. Толкование на Книгу Бытия).
«Невозможно стало внутреннее, внутри сердца человеческого действие Духа Божия, невозможно было соединение человека с Богом. …«они плоть», – то есть целиком и полностью вся их жизнь, от макушки до пяток, посвящена земному, материальному. Нет в их жизни ничего такого, где бы мог действовать, где могло бы проявиться действие Духа Божьего, ни одного взгляда на небо у этих людей не было.
Если праведность мы увидели изображенную, как хождение пред Богом, Который есть Дух, то обратное состояние изображается как плотяность. Люди полностью потеряли свое человеческое достоинство, перешли в область, можно сказать, чисто животного мира. Человек, оказывается, способен доходить даже и до того, когда ничто духовное его совершенно не затрагивает, – в нем как бы даже и места такого нет, которое бы могло быть этим духовным затронуто…» (Егоров Г., иерей. Священное Писание Ветхого Завета. Ч. 1. 2004)
В) «…Тогда гнев Божий должен был обрушиться только на сыновей Сифа и их жен. Но ведь Господь уничтожил всю Землю. Бог уничтожил Землю…» Ответ: с развращением сифитов на Земле не осталось благочестивого племени, поэтому Господь и уничтожил все человечество, кроме Ноя и его семьи.
Г) «Как от обычных мужчин и женщин родились исполины?» Ответ: в наше время от обычных людей рождаются люди-великаны. Бог создал человека из земли, и Он же создал великанов от людей. «Творцу было угодно создать их для того, чтобы показать, что не только красота, но и величина и крепость тела не должны быть высоко ценимы мудрым, чье блаженство заключается в благах духовных и бессмертных…» (блж. Августин. О граде Божием).
2) Следующим аргументом является мнение некоторых святых отцов. Свящ. Андрей Горбунов говорит: «В Древней церкви было общепризнано, и даже никто не сомневался, что под сынами Божиими следует понимать ангелов». Прот. Олег Стеняев говорит, что об этом учили «некоторые святые отцы – к ним относится Климент Александрийский, Немезий, Амвросий Медиоланский и святой Иустин Философ». Царева добавляет, что мнение о том, что это сыны Божии – это потомки Сифа, а дочери человеческие – это потомки Каина, появилось «в начале V века, и первым его представил Августин блаженный» (0:16:25).
Ответ. Мнение о том, что сыны Божии – это ангелы, в Древней церкви не являлось общепризнанным. Климент Александрийский и Немезий не являются святыми, а Тертуллиан, на которого ссылаются в фильме, вообще не является православным; он монтанист. Амвросий Медиоланский и Иустин Философ являются святыми, но не являются учителями Церкви. Амвросий Медиоланский и Иустин Философ являются святыми, но не являются учителями Церкви.Амвросий Медиоланский и Иустин Философ являются святыми, но не являются учителями Церкви. О том, что сыны Божии – это потомки Сифа, в IV (а не в начале V) веке учили Иоанн Златоуст, Ефрем Сирин и Кирилл Иерусалимский, а в V веке – блж. Феодорит, блж. Иероним, блж. Августин. А сейчас это мнение является общепризнанным в Православной Церкви, а противоположное мнение двух святых является «частным богословским мнением», не принятым Церковью.
3) Свящ. Андрей Горбунов говорит, что «данное толкование вполне является допустимым. А толкование, что это сифиты, каиниты даже в учебниках, по которым учатся в семинариях православных, сказано, что это одно из толкований и ни в коем случае оно не является каким-то обязательным…» (0:20:20).
Ответ. О том, что в Быт. 6:2 говорится не об ангелах, а о потомках Сифа сказано:
- в трех толкованиях на Ветхий Завет:
1) свт. Филарет Московский. Толкование на Книгу Бытия,
2) Толковая Библия Лопухина,
3) Г.К. Властов. Священная летопись. Том 1. Вступление и Книга Бытия – 1879;
- в учебнике по Ветхому Завету:
4) А.С. Кашкин. Свящ. Писание Ветхого Завета. Общее введение в Св. Писание Ветхого Завета. Пятикнижие. Учебное пособие для II курса духовной семинарии – 2012. С. 167-169;
- в трех учебниках по догматическому богословию:
5) архим. Алипий (Кастальский), архим. Исаия (Белов). Догматическое богословие. Курс лекций для II и III классов Московской духовной семинарии – 1988,
6) митр. Макарий (Булгаков). Православно-догматическое богословие. Т.1 – 1883, 1999. С. 407-408,
7) прот. Н. Малиновский. Православное догматическое богословие. Т.2 – 1902. С. 259-260.
Таким образом, свящ. Андрей говорит откровенную неправду: ни одного учебника, в котором бы говорилось, что мнение о том, что в Быт. 6:2 сыны Божии – это ангелы, в Православной Церкви нет. Кроме того, в учебниках сказано, что такое понимание противоречит учению Библии «о духовной природе Ангелов (как светлых, так и падших), а также словам Христа о том, что Ангелы «не женятся» (Мф. 22:30)» (Кашкин А.С. Свящ. Писание Ветхого Завета. Общее введение в Св. Писание Ветхого Завета).
Вот цитаты из учебников по догматическому богословию, признанных в Русской Православной Церкви:
- духовная природа демонов «по их падении в своем существе не изменилась» (еп. Сильвестр. Опыт православного догматического богословия... Т. 3 – 1889. С. 383);
- «Так как падшие духи до падения своего были ангелами, то само собою следует, что и по природе своей они, подобно ангелам, суть духи бесплотные…» (митр. Макарий (Булгаков). Православно-догматическое богословие. Т.1 – 1883, 1999. С. 411);
- «Но самая мысль о супружестве ангелов с дочерьми человеческими есть раввинская, талмудическая и носит на себе видимые следы влияния греческого мифа о титанах. Она непримирима с духом и смыслом откровенного учения об ангелах. Поэтому отцы церкви, начиная с Оригена, решительно отвергали это мнение. «Не безумно ли говорить, пишет св. Иоанн Златоуст, будто ангелы низошли до сожительства с женами и бестелесная природа унизилась до совокупления с телами? Разве не слышишь, что говорит Христос о естестве ангельском: в воскресение бо ни женятся, ни посягают, но яко ангели Божии на небеси суть (Мф. 22, 30)? Да и невозможно, чтобы бестелесная (ангельская) природа возъимела когда-нибудь такое (плотское) вожделение. … кто, и самый безрассудный, согласится с этим богохульным и крайне безумным мнением, будто бестелесная и духовная природа имела совокупление с телами?» У бытописателя, по пониманию отцев церкви, говорится не о плотских сношениях ангелов с дочерьми человеческими, но о браках между потомками Сифа и дочерьми из потомства Каина» (прот. Н. Малиновский. Православное догматическое богословие. Т.2 – 1902. С. 260);
- «Ориген считал, что сначала Бог сотворил чистых духов, некоторые из которых остыли в любви к Богу, а поэтому, в зависимости от степени отступления от Бога, одни из них ниспали в низшую иерархию, другие для покаяния приобрели телесность и стали людьми, а третьи — демонами. Это учение осуждено Церковью» (архим. Алипий (Кастальский), архим. Исаия (Белов). Догматическое богословие. Курс лекций для II и III классов Московской духовной семинарии – 1988).
Итак, согласно учению Церкви, демоны – это бесплотные духи. Отпав от Бога, они не перестали быть духами, так же как человек, совершив смертный грех (убийство, воровство), не перестает быть человеком. Поскольку они духи, то у них нет и не может быть ДНК, которая является составной частью только физических живых существ, а следовательно, они не могут генетически соединиться с людьми. Демоны могут соединяться с людьми только духовно-нравственно: когда человек напрямую обращается к ним (через магию и оккультизм) и когда совершает грехи, отступая от Бога и уподобляясь им.