Происходит ПОТЕРЯ христианских ценностей, потеря смыслов, и в этом процессе на место здравого смысла встаёт некая схема. А схема – это не жизнь, это всего лишь -- некий способ ПРИСПОСОБЛЕНИЯ к жизни.
ХРИСТИАНСТВО: ЖИЗНЬ ИЛИ СХЕМА?
Приходя в Церковь и становясь православными христианами, мы часто идём по очень простому и лёгкому пути, не осознавая, не понимая, не осмысливая до конца то, что с нами происходит. Бывает так, что на вопрос “Почему мы христиане? Почему мы православные? Что для нас значит верить в Бога?” Мы не можем ничего толком сказать. Это только знак того, что мы не приучены во всём искать смысл, отвечать за каждое слово. Мы уже в каком-то смысле продукты Пустоты, продукты Бессмыслицы. Скажем, многие из нас жили в советское время -- время, когда смыслы были затемнены, оболганы и изуродованы; очень многие настоящие смыслы уходили, прятались, а вместо них подавалась ложь, иллюзия, фальшивка. Всё это сейчас очень востребовано, как ни странно, -- оказалось, что даже ценности советского общества были более осмысленны, чем то, ради чего люди живут сейчас во время демократии. Парадокс, но тем не менее это так.
Мы не приучили себя задавать вопросов и искать правильных ответов, а зачастую нам просто лень и нам это не нужно; мы привыкли пользоваться готовеньким, тем, что нам предлагают, и принимать это легко и просто, не оценивая и не осмысляя.
За долгие годы советской власти мы просто -- ПРИВЫКЛИ к тому, что, кто-то ДОЛЖЕН за нас ДУМАТЬ, решать и принимать решения, а своей головой жить и думать мы уже -- НЕ ХОТИМ – это ведь ТРУДНО, да и ОТВЕЧАТЬ придётся за свои поступки и дела, а так, всегда можно – ОПРАВДАТЬСЯ и свалить ВИНУ на других, что дескать это не мы виноваты, а те, кто за нас -- думал и принимал решение.
Мы и сегодня всю полноту Ответственности за свою жизнь – ПЕРЕЛОЖИЛИ на священников – дескать вы сами за нас ДУМАЙТЕ и решайте -- как нам жить и что делать. Хорошо, если священник добрый и мудрый попадётся – он хоть может – ПРАВИЛЬНО наставить на Добрую жизнь и вас в этом тяжком Грехе обличит – заставит раскаяться.
Но ведь встречаются и малоопытные, да и просто равнодушные -- и к людям и к Богу священники, и впавшие в Прелесть гордыни, так называемые «Младостарцы» -- эти священники -- могут только навредить своими наставлениями и усугубить дело. Вот почему Господь и сказал – «Не сотвори себе -- Кумира». Головой надо своей учиться думать.
Удобно жить СТРАУСАМИ, как все – НИЧЕГО не знаю и знать не хочу и ни за что -- НЕ ОТВЕЧАЮ, моя хата с краю! Только вот Господь такого Инфантильного ГРЕШНОГО образа жизни -- не принимает. Потому, когда мы приходим в Церковь, с нами из-за происходят неприятные вещи.
Мы не утруждаем себя поиском -- смыслов духовной жизни, значения наших поступков, нашей молитвы, нашего участия в Евхаристии, в богослужении, нашего участия в жизни церковной и приходской.
Мы ищем СХЕМУ, и последствия этого бывают страшными и катастрофическими – особенно, когда дело касается -- ВОСПИТАНИЯ наших детей в вере. Мы, оказывается, не Веру, не любовь и уважение к Богу и страх Божий -- своим детям ПЕРЕДАЕМ, а мы ПЕРЕДАЁМ им уже готовую СХЕМУ – способ, как можно спокойно жить и быть Православными – то есть УЧИМ детей – КАЗАТЬСЯ Православными.
Ведь Покаяние есть один из глубочайших моментов серьезного осмысления и понимания своей жизни в Боге, и именно Покаяние -- даёт человеку возможность по-настоящему себя увидеть, осознать, осмыслить, оценить. То есть на деле, в жизни при попытке передать наш опыт следующему поколению, этот наш христианский опыт – оказывается мёртвым, пустым, нежизненным.
Когда мы переходим к тому, чтобы что-то ПЕРЕДАТЬ другому, мы это делаем в виде некоей.схемы, и… часто очень неудачной. Скажем, придя к Богу в моменты осмысленные и осознанные, мы потом всё очень быстро превращаем сами для себя в лёгкий путь, то есть в схему.
Например, Исповедь, которая для многих людей -- ПРЕВРАТИЛАСЬ именно в такую -- чисто формальную Схему. И вот, мы читаем книги с бесконечным перечислением грехов, составляем списки грехов, как будто -- ЗАПОЛНЯЕМ квитанцию в прачечную, стараемся, чтобы эти грехи были как можно подробнее перечислены и высказаны священнику.
Превращаем саму Исповедь -- в некий особый ПРОПУСК -- к Причастию: вместо Покаяния -- формируем Схему, забывая о главном – о настоящем СМЫСЛЕ Покаяния.
Зачем мы тогда -- вообще ходим на Покаяние? Только для того, чтобы только Причаститься – и этим ИСПОЛНИТЬ некий ОБРЯД? Но Господь -- не Благословляет подобное Причастие – ради Причастия – и пользы от этого человеку – НЕ БУДЕТ.