Многие жаловались на болезни, на что старец говорил: «Болезни допускаются тогда, когда мы – НЕ СПОСОБНЫ к подвигам. Наше горе в том, что мы -- нетерпеливы и малодушны».
Как спасаться, если нет старцев? — «Все имеют скорби. Они заменяют старцев, так как их попускает Господь, зная сердце каждого. Начинать надо со ВНИМАНИЯ -- к языку и уму.
Если по приказанию врача приходилось так или иначе нарушать Пост, батюшка велел себя окаявать и молиться: "Господи, прости меня, что я, по предписанию врача, по своей немощи нарушила святой Пост", - а не думать, что это как будто так и полагается. Смирять -- себя нужно.
Однажды мне попало от старца за то, что ОСТАВЛЯЮ -- детей одних дома и, вместо того чтобы следить за их учебой и поведением, отправляюсь -- в храм. В результате сын Андрей стал плохо учиться, пропускал уроки, и, наконец, меня вызвали в школу для объяснений. Батюшка переживал, говоря: "Помни, я это сейчас говорю и на Страшном Суде скажу, что говорил тебе об этом. Тебя не спросят, какой ты была -- псаломщицей, а спросят, как ты детей -- воспитала".
Никогда не давай никаких обещаний. Как дашь, то тотчас враг и начнет мешать. Например, относительно употребления мяса. Не давай обета, а так - хоть всю жизнь не ешь.
Если мы не молимся и не призываем нашего Ангела-Хранителя себе на помощь, то мы этим -- оскорбляем Бога, Который нам со дня нашего рождения -- приставил его как хранителя души и тела, как доброго, верного друга.
Тот, кто занят грехами других и судит брата своего только по подозрению, не положил еще и начало Покаянию, не исследует свои -- собственные грехи, и даже -- НЕ ПОНИМАЕТ, насколько человек становится безчувственным ко грехам и НЕ ВИДИТ -- их и так погибает.
Если нет времени, читай половину правила или сколько сможешь, но только всегда с Благоговейным чувством, иначе ты прогневаешь Бога своей недостойной молитвой.
«Перед чтением Евангелия перекрестись и скажи: «Господи, вразуми меня, дай мне понять, «что тут есть». После этого бывает, что нечаянно находит как бы какое осенение и начинаешь понимать смысл того или другого. Тогда надо взять и записать эти мысли».
Одни из добродетелей телесные, а другие – духовные. Телесные – Пост, бдение, труд, добрые дела, служение и так далее. Духовные добродетели – любовь, долготерпение, кротость, воздержание, молитва и так далее. Итак, если по какой-то нужде или телесному состоянию, например по болезни и тому подобному, случится, что мы не можем исполнить добродетели телесные, которые привели выше, имеем прощение от Господа, знающего причины. Но, если мы не исполняем -- духовные добродетели, то ничем не сможем оправдаться.
Соблюдай -- Заповеди и обретёшь -- мир, возлюбишь Бога и сподобишься духовного знания.
Есть четыре вида богооставленности: Смотрительная, как это имело место при страданиях Господа, чтобы через кажущуюся Его оставленность спаслись те, кто в действительности был оставлен Богом. Далее – оставленность -- Испытательная, имеющая целью показать, как боголюбивые души поистине любят Бога, как это было в случаях с Иовом и Иосифом: первый показал пример мужества, а второй – благоразумия.
Богооставленность -- Вразумительная, как было с апостолом Павлом, чтобы хранил со смиренномудрием изобилующую в нем благодать. И, наконец, богооставленность -- по отвращению, как в случае с иудеями, чтобы через наказание смягчились и склонились к Покаянию. Все эти виды богооставленности -- спасительны и исполнены Божественной благости и человеколюбия.
Говори с кротостью, и не попустит Бог, чтобы тебя -- поносили и унижали. Если будешь поступать со всеми по любви, тогда и другие будут обходиться с тобой, как с другом своим. Избегай выставляться перед другими и ни в чем -- не преткнешься по Промыслу Божию. Если все с верой предашь в руки Промысла, не впадешь -- в искушение.
О молитве Иисусовой отец Алексий говорил:
«Число раз – НЕ ВАЖНО. Главное – как можно ЧАЩЕ. Ешь, пьешь, ходишь, говоришь, работаешь – все время надо ее читать про себя или в уме. Ночью проснешься – тоже. Только как можно проще, совсем-совсем просто». «…Все дело в том, чтобы читать ее с чувством Покаяния (речь о молитве Иисусовой). Все внимание – на слова: «Помилуй мя, грешную». Бывало, когда не слышишь, что читают, или не понимаешь, что поют в церкви, начнешь читать ее -- и рассеянность пропадет, мысли и помыслы куда-то -- исчезают и является молитвенное настроение».
Отец Алексий всегда требовал устной исповеди, так как, по его мнению, это лучше очищало душу. Труднее было, но полезнее. Отучал от самолюбия. Он не любил, чтобы даже для памяти имела записку у себя, так как выходило, что ты, значит, плохо готовилась, если не помнишь грехов своих.