В ДОБРОДЕТЕЛИ – НАШЕ СЧАСТЬЕ.

«Всяк делающий грех, есть -- раб греха! (Ин.8:14) Он греху -- СЛУЖИТ, греху -- работает, сначала добровольно, а затем и невольно, как пленник, связанный греховными привычками. Напротив, кто творит добро, тот – сын добродетели, благодатное чадо Божие: он всем сердцем любит -- добро, о добре только и думает, в добре находит он своё счастье, своё блаженство. Грех овладевает душой как жестокий господин; добродетель обитает в сердце как сладостное веяние благодати Божией; грех -- отравляет, добродетель -- услаждает; грех -- разрушает и убивает, добродетель -- укрепляет и животворит душу человека. Самый отчаянный грешник, самый ожесточенный злодей – раб греха – никогда не может убить свою совесть так, чтобы она его не обличала, оставила в покое: никогда ему, пленнику сатаны, не найти истинного счастья на земле, если он не покается!

В добродетельной душе, напротив, всегда царит -- Мир небесный, и никакие невзгоды житейские, никакие скорби и болезни не могут отнять у нее этого Мира, этого счастья, в котором упокоевается сердце благодатного чада Божия. Оттого он и любит добро, любит и каждый час, каждую минуту ищет случая сделать доброе дело, как заботливый купец -- не упускает случая купить или продать что повыгоднее.

Да, други мои, добродетель сама в себе заключает награду: она так прекрасна, так сладостно утешительна для души человеческой, что ради нее все забудешь: и почести, и выгоды, и всякие удовольствия земные, – она все заменит для тебя! Вот почему, читая жития святых Божиих и древние сказания о подвижниках благочестия, невольно удивляешься, как крепко любили они добродетель, как они были находчивы в делании добра -- во славу Божию.

Вот, например, один юноша, в сердце которого обитала добродетель. Это был искусный золотых дел мастер. Какой-то вельможа заказал ему сделать крест для церкви из чистого золота и украсить его драгоценными камнями. Юноша взял у него золото, идет домой и рассуждает: «Какой счастливец этот вельможа! Ведь вот как много золота жертвует для Господа. Велика ему будет за то и милость Божия. А почему бы и мне от себя не прибавить на крест сколько-нибудь золота? Тогда и меня не лишит Господь Своей милости и примет от меня Царь усердие, как принял две лепты вдовицы, о которой упоминается во Святом Евангелии». Подумал он так, да так и сделал: было у него своего золота злотников десять, он и употребил его на тот же крест. Окончив золотую работу, он пришел показать крест заказчику. Тот положил крест на весы и видит, что потянуло больше, чем сколько он дал золота.

– Что это значит? – гневно сказал он молодому мастеру. – Ты меня обмануть вздумал! Ты украл из моего золота и взамен его подмесил чего-нибудь?

Тогда юноша принужден был открыть ему всю правду.

– Бог-Серцеведец знает, – сказал он вельможе, – что я не только не крал твоего золота, но и своего прибавил; мне хотелось вместе с тобой получить от Бога награду за доброе дело.

Вельможа немало подивился доброму усердию юноши и сказал ему:

– Правда ли, сын мой, что ты сделал такое доброе дело?

– Ей, господин, так!

– В таком случае, – сказал добрый вельможа, – если уж ты желаешь иметь от Бога награду вместе со мной, то будь же отныне мне за родного сына и моего наследника!

Так Бог наградил усердие добродетельного юноши еще здесь, на земле, хотя он вовсе и не думал о такой награде.

И как бы хорошо было, если бы каждый из нас -- СТАРАЛСЯ подражать этому юноше! Нет у тебя злата и серебра -- зато есть усердие, есть старание, приложи их к делу: сделай за рубль для церкви Божией так, как сделал бы только -- за два, и верь, друг мой, Господь благословит тебя Своим благословением небесным, благословит невидимо, и ты сам будешь удивляться: отчего это так -- всё тебе удается, всё у тебя -- спорится, и сам будешь благословлять имя Божие!

Ведь не напрасно же сказано: «Благочестие -- на всё полезно», и в сей жизни и в будущей! Добрые дела -- НИЗВОДЯТ Божие благословение -- на доброго человека, а через то и сердце человеческое ещё больше располагается -- творить добрые дела. Хочешь испытать это не себе? Положи себе за правило из каждого рубля, честным трудом тобой нажитого, уделять на добрые дела по нескольку копеек: пусть эти копейки -- идут или на свечку в церковь Божию, или на помощь бедняку соседу, или же на вдовиц и сирот бесприютных.

Ах, как иногда много можно и на копейку, на одну копейку сделать добра! Вот что пишет один священник: «Был у меня один прихожанин, страдавший много лет от запоя; сколько горя его семья терпела, сколько раз сам он с клятвой давал обещание не пить больше водки, но все было напрасно, он продолжал пить и буянить. Раз жена его купила где-то за одну копейку лист, в котором был напечатан рассказ о том, как один офицер -- ИЗБАВИЛСЯ от запоя, читая по одной главе из Евангелия каждый раз, как только его начинала томить жажда к водке, – она купила и дала мужу прочитать.Семя доброе запало в его сердце: бедняк стал поступать по примеру того офицера. И что же? С каждым днем -- все реже и реже стало являться у него побуждение к вину, и он, читая благодатное Слово Божие, совсем -- исцелился от запоя. Так вот какое великое благодеяние оказала жена мужу, купив ему за копейку этот лист!»

Купи и ты на свой трудовой пятачок -- хорошую книжку для того сироты мальчика, который читать выучился, а книжку ему купить не на что; сколько радости-то ему будет, сколько благодарности!Да мало ли еще добра можно сделать на эти трудовые гроши, которые ты уделишь из трудового рубля? Трудовой грош тем и хорош, что на нем есть как бы печать Божия благословения: на рубль, легко нажитый, столько добра не сделаешь, сколько на этот грош трудовой! Лишь бы это делалось во славу Божию, во имя Божие, просто, без похвальбы, без тщеславия: и всего лучше будет, если никто о таком твоем правиле и знать не будет, кроме отца твоего духовного.

А если не бывает у тебя денег в руках, то делись -- самым трудом своим, делись куском хлеба с тем, у кого нет его, и опять-таки положи себе за правило: непременно каждый день поработать -- для бедняка соседа, хоть полчаса, хоть четверть часа -- помочь ему в трудах его непосильных, – удели ему хоть малую часть семян твоих огородных овощей. Поверь, брат мой: не пройдет и года, как душа твоя так полюбит добродетель, что ты только о том и думать будешь, как бы кому помочь, как бы сделать дело доброе ради Господа. Только трудись в этом делании неустанно: не пропускай дня, не сделав дела доброго!

Об одном святом старце рассказывали: когда он ещё жил в своем селе и замечал, что кто-нибудь из соседей по бедности не мог засеять своего поля, то он вставал ночью, выходил тайно с волами на поле такого соседа и засевал его своими семенами. Живя в пустыне, старец часто выходил на дорогу, ведущую от Иордана к св. граду Иерусалиму, и выносил хлеб и воду для усталых путников. И когда видел, что кто-нибудь утомлялся, он брал его ношу и провожал его до самой горы Елеонской. Возвращаясь назад, он брал еще у кого-нибудь ношу и нес до Иерихона, что близ реки Иордана. И случалось видеть, как он иногда нес на плечах тяжелое бремя или усталого мальчика, а то и двоих. Иногда старец садился и чинил обувь прохожих, для чего всегда имел при себе и нужный инструмент. Одного, бывало, напоит водой, другого накормит хлебом. Если попадался ему навстречу обнаженный, он отдавал ему и одежду с себя. А если находил он умершего на пути, то отпевал его и предавал тело земле. Так весь день у него проходил в трудах ради Господа, в делах любви и милосердия; так прошла и вся святая жизнь этого старца-труженика.

Вот что значит крепко, всем сердцем, всей душой полюбить добродетель! Полюбите, други, добро, и Бог вас полюбит: делитесь с Богом, кто чем может, и Он благословит ваши занятия добрым успехом.

Только будьте -- ПОСТОЯННЫ в Доброделании: чем чаще будете -- делать добро, тем оно сладостнее будет для вашего сердца, тем БЛИЖЕ будет к вам -- благодать Божия, и верьте: она согреет ваше сердце -- неизъяснимым Миром, и вы поймете, опытом изведаете и детям своим заповедаете, что в Доброделании – всё наше счастье здесь на земле и вечное блаженство – на Небе. «Вкусите и» сами увидите, -- «яко благ Господь!»

Наши рекомендации