Грех -- дает диаволу права над людьми.
Старец Паисий Святогорец.
В мире сегодня очень много беснования. Диавол разгулялся не на шутку, потому что нынешние люди дали ему много прав. Люди подвергаются страшным бесовским воздействиям. Один человек объяснил это очень верно. «Раньше, - говорит, - диавол занимался людьми, а сейчас он ими не занимается. Он выводит их на [свою] дорогу и напутствует: «Ну, ни пуха, ни пера!» А люди бредут по этой дороге сами». Это страшно. Посмотрите: бесы в стране Гадаринской -- спросили у Христа позволения войти в свиней, потому что свиньи -- не давали диаволу прав над собой и он не имел право войти в них без разрешения. Христос разрешил ему это, чтобы наказать израильтян, поскольку закон запрещал им употреблять в пищу свинину.
- А некоторые, Геронда, говорят, что диавола нет. -- Да, мне тоже один человек посоветовал убрать из французского перевода книги «Преподобный Арсений Каппадокийский» те места, где говорится о бесноватых. «Европейцы, -- говорит, -- этого не поймут. Они не верят в то, что диавол существует». Видишь как: они всё объясняют психологией. Если бы евангельские бесноватые попали в руки психиатров, они подвергли бы их лечению электрошоком!
Христос -- ЛИШИЛ диавола права делать зло. Он может делать зло, только, если сам человек -- ДАСТ ему на это Права. Совершая грехи, не соучаствуя в Таинствах Церкви, человек -- ДАЕТ лукавому эти Права и становится уязвим -- для бесовского воздействия.
- Геронда, а как ещё человек может давать диаволу такие права? -- Логика, прекословие, гордыня, упрямство, своеволие, непослушание, безстыдство, грубость, лживость, эгоизм, безжалостность -- всё это отличительные черты диавола. Человек становится уязвим -- для бесовского воздействия настолько, насколько он -- ИМЕЕТ в себе перечисленные выше свойства.
Однако, когда душа человека ОЧИСТИТСЯ -- Покаянием, в него вселяется -- Святый Дух, и человек наполняется Благодатью. Если человек испачкает себя -- Смертными грехами, в него ВСЕЛЯЕТСЯ -- дух нечистый. Если же грехи, которыми испачкал себя человек, не смертны, то он находится под воздействием -- лукавого духа извне.
К несчастью, в нашу эпоху люди – НЕ ХОТЯТ отсечь свои страсти, собственное своеволие. Они – НЕ ПРИНИМАЮТ советов от других. После этого они начинают говорить с безстыдством и ОТГОНЯЮТ от себя Благодать Божию. А затем человек -- куда ни шагни -- не может преуспеть, потому что он стал уязвим -- для бесовских воздействий. Человек уже не в себе, потому что извне им командует диавол. Диавол не внутри его -- Боже упаси! Но даже и извне он может командовать человеком и во всем добром ему МЕШАТЬ.
Человек, оставленный Благодатью, становится -- хуже диавола. Потому что диавол не делает всего сам, но подстрекает людей на зло. Например, он не совершает преступлений, но подбивает на это людей. И от этого люди становятся бесноватыми.
ДИАВОЛ -- ГЛУП.
- Геронда, знает ли тангалашка, что у нас в сердце?
- Еще чего! Не хватало еще, чтобы он ведал сердца людей. Сердца ведает только Бог. И только людям Божиим Он иногда для нашего блага открывает, что у нас на сердце.
Тангалашка знает -- только лукавство и злобу, которые он сам насаждает в тех, кто ему служит. Наших ДОБРЫХ помыслов и желаний он – НЕ ЗНАЕТ. Только из опыта он иногда догадывается о них, но и здесь в большинстве случаев дает маху! И если Бог не попустит диаволу что-то понять, то тангалашка постоянно во всем будет ошибаться. Ведь диавол -- это такая темнотища! «Видимость – ноль»! Предположим, у меня есть какой-то добрый помысл. Диавол о нем не знает. Если у меня есть помысл злой, то Диавол знает его, потому что он сам мне его всевает.
Если я сейчас хочу куда-то пойти и сделать доброе дело, например, спасти какого-то человека, то тогда диавол – НЕ ЗНАЕТ об этом и помешать – НЕ МОЖЕТ. Однако, если сам диавол подскажет человеку: «Иди и спаси такого-то», то есть подбросит ему такой помысл, то он сам подстегнет его гордость и поэтому будет знать о том, что у этого человека -- на сердце.
Все это очень тонко. Помните случай с Аввой Макарием? [1] Однажды он встретил диавола, который возвращался из ближайшей пустыни. Он ходил туда искушать живших там монахов. Диавол сказал Авве Макарию: "Вся братия очень жестока со мной, кроме одного моего друга, который слушается меня и, когда видит меня, крутится, как веретено". - "Кто этот брат?" - спросил Авва Макарий. "Его имя Феопемпт", - ответил диавол. Преподобный пошел в пустыню и нашел этого брата. Очень тактично он привел его к откровению помыслов и духовно помог ему. Снова повстречавшись с диаволом, Авва Макарий спросил его о братьях, живущих в пустыне. "Все они очень жестоки со мной, - ответил ему диавол. - И что хуже всего, тот, кто прежде был моим другом, не знаю отчего, изменился и сейчас он самый жестокий из всех". Диавол не знал, что Авва Макарий ходил к брату и исправил его, потому что Преподобный действовал смиренно, от любви. Диавол не имел прав относительно доброго помысла Аввы.
Но если бы Преподобный -- Возгордился, то он бы своей Гордыней -- ОТОГНАЛ от себя Благодать Божию и диавол -- ПОЛУЧИЛ бы эти права. Тогда он знал бы -- о намерении Преподобного, потому что в этом случае тангалашка -- сам подстегивал бы его гордость.
- А если человек где-то высказал свой добрый помысл, то может ли диавол его подслушать и потом искушать этого человека?
- Как же он подслушает, если в сказанном -- нет ничего от диавола? Однако, если человек высказал свой помысл с тем, чтобы -- ПОГОРДИТЬСЯ, то диавол обязательно -- вмешается. То есть, если у человека есть предрасположенность -- к Гордости и он гордо заявляет: «Я пойду и спасу того-то!», то диавол -- подключится к делу. В этом случае диавол БУДЕТ -- ЗНАТЬ о его намерении и всё сделает -- наоборот, испортит и помешает.
Но, если человек -- побуждаем любовью и действует смиренно, то диавол об этом – НЕ ЗНАЕТ и потому – НЕ МОЖЕТ помешать. Необходимо -- внимание. Это дело очень тонкое. Недаром Святые Отцы называют -- Духовную жизнь «Наукой -- из наук».
- Геронда, однако, бывает, что колдун предсказывает, к примеру, трем девушкам, что одна выйдет замуж, другая тоже, но будет несчастна, а третья останется незамужней, и это сбывается. Почему?
- У диавола есть опыт. Например, инженер, видя дом в аварийном состоянии, может сказать, сколько еще времени он простоит. Так и диавол видит, как человек живет, и из опыта заключает, чем он кончит.
У диавола нет остроты ума, он очень глуп. Он весь сплошная путаница, конца-края не сыщешь. И ведет себя то как умный, то как дурак. Его плутни -- топорной работы. Так устроил Бог, чтобы мы могли его раскусить. Надо быть сильно помраченным гордостью, чтобы -- не раскусить диавола.
Имея смирение, мы в состоянии – УВИДЕТЬ и распознать -- диавольские Сети, потому что смирением человек – ПРОСВЕЩАЕТСЯ, становится Мудрым и сродняется с Богом. Смирение -- это то, что делает диавола -- Бессильной калекой.