И все-таки, какую роль играет личный грех? Может ли болезнь быть наказанием за личный грех или стать сдерживающим от личного греха фактором?

Авторы: Светлана Гаврилова

Наталья Кутузова

«ГОВОРЮ ВАМ ТАЙНУ…»

Господь и святые апостолы посвятили верующих в неизреченную тайну Воскресения: «…не все мы умрем, но все изменимся, вдруг, во мгновение ока, при последней трубе; ибо вострубит и мертвые воскреснут нетленными, а мы изменимся…» (1Кор. 15:51). Новый завет провозглашает победу Жизни над смертью: «Смерть! Где твое жало? Ад! Где твоя победа!», восхваляется Виновник победы: «Благодарение Богу, даровавшему нам победу Господом нашим Иисусом Христом!» (1Кор. 15:55, 57). Святой Иоанн Златоуст говорит: «Итак, когда умираешь, не бойся из-за этого, как будто не воскреснешь». Значит для верующего человека земная кончина – это не предел существования. Но всегда ли на деле сталкиваясь со смертельной опасностью, тяжелой прогрессирующей болезнью мы живем непреложным упованием на Жизнь, ищем помощи у Того, Кто действительно ее может подать? В ситуации стресса нас часто мучают вопросы: Почему со мной? Почему мой ребенок? В чем я виноват? Где выход? В нашем материале мы попытались через призму христианской веры дать на них ответ.

Прот. ОЛЕГ ДАВЫДЕНКОВ, профессор Православного Свято-Тихоновского Гуманитарного Университета, кандидат философских наук, доктор богословия, доцент.

Отец Олег, что такое смерть с богословской точки зрения?

В православном богословии слово «смерть» употребляется в двух разных значениях. Есть смерть физическая, т.е. разделение души и тела, после которой тело человека теряет чувство, способность движения и разрушается, а его душа сохраняет свое существование. И есть смерть духовная, которая происходит, когда душа человеческая совершенно отделяется от Бога и становится неспособной жить духовной жизнью, воспринимать божественную благодать. В состоянии духовной смерти человек всецело погружается в духовный мрак и воспринимает воздействие только демонических сил. Хронологически духовная смерть может предшествовать смерти телесной, человек может умереть духовно, будучи еще живым физически. Духовную смерть нельзя понимать, как уничтожение души. Если тело после физической смерти разрушается, то душа, умирая грехом, «лишается духовного света, радости и блаженства, но не разрушается, не уничтожается, а остается в состоянии мрака, скорби и страдания» (Пространный Катихизис. Чл. 3).

Что является причиной болезни и смерти: первородный грех или же личный грех человека?

Отцы Церкви учат, что люди болеют и умирают не по закону естества, а вследствие грехопадения, то есть отпадения человека от Бога. По замыслу Творца, человек – существо иерархическое: его тело должно находиться в подчинении души, душа – в подчинении духа, то есть высших духовных способностей человека, а дух, в свою очередь, должен находиться в единстве с Богом и Ему подчиняться. Первородный грех эту изначальную иерархию опрокидывает, дух утрачивает связь с Богом, и духовное в человеке подчиняется душевному, душевное - телесному, а тело порабощается стихиями тварного мира. Поскольку человеческая природа тварна, она, очевидно, несамобытна. Без благодатной помощи свыше ресурс человеческой природы с течением времени начинает истощаться, в ней начинаются процессы тления, порождающие немощи, болезни и приводящие, в конечном счете, к смерти.

Таким образом, причиной тления и смерти является наследственное повреждение человеческой природы, которое вошло в нашу природу в результате грехопадения прародителей и передается от предков к потомкам вместе с самим человеческим естеством. Своими личными грехами человек может только усугубить это состояние. Например, греховным образом жизни преждевременно разрушить свое здоровье. Однако никакой образ жизни не может привести человека к физическому бессмертию.

И все-таки, какую роль играет личный грех? Может ли болезнь быть наказанием за личный грех или стать сдерживающим от личного греха фактором?

Несомненно, может. Сами по себе болезни и смерть – это несомненное зло, поскольку противоречит замыслу Бога о человеке. Мы знаем, что «Бог не сотворил смерти» (Прем 1. 13), и «создал человека для нетления» (Прем 2. 23). Однако Промысл Божий может и зло, возникающее вследствие того, что разумные существа злоупотребляют своей свободой, направлять к благим последствиям. Например, смерть – это и главное следствие греха, и в то же время способ его ограничения. Если бы смерть не полагала предела физическому существованию падшего человека, то он, постоянно совершенствуясь во зле, в конечном счете, уподобился бы демонам. Именно неотвратимость смерти побуждает человека задуматься о смысле жизни, приводит его к покаянию. То же самое можно сказать и о болезнях. Бог может использовать болезни и для воспитательных целей, например, для вразумления человека. Болезнь может быть дана человеку и как испытание, как некоторый жизненный крест, достойно неся который человек своими скорбями уподобляется Самому Христу и тем самым обретает спасение. Болезни могут посылаться человеку как помощь в борьбе с греховными страстями.

Наши рекомендации