Старец Гавриил говорил, что Грех ВЕДЁТ -- к Безверию.
В частности, он сказал: "Любой человек склоняется -- ко Злу и Греху, но если замедлит, остался во Грехе, то тогда человек -- Подвигнется на большее Зло, и тем ЗАГЛУШИТ свою Совесть, дабы усомниться -- в Заповедях Божиих и разувериться в их правильности, и, наконец, он приходит -- к Неверию и ОТЧУЖДАЕТСЯ -- от Церкви и её спасительных Таинств, прежде всего, отказывается -- от Покаяния и исповеди".
Старец Иоиль говорил. "Нет большого или малого греха. Малый или большой грех – всегда -- есть Грех – НАРУШЕНИЕ Заповеди Божией – Непослушание Богу.
Маленькие грехи нам -- ДЕЛАЮТ больше зла, чем один -- большой Грех, потому что маленькие грехи проходят -- Незамеченными, и потому мы – НЕ СТАРАЕМСЯ их исправить и они – КОПЯТСЯ и сильно ВРЕДЯТ нам. Великий грех предо мною есть выну (Пс. 50; 4). Как, к примеру, плющ на дереве. Его нужно уничтожить, если мы не желаем, чтобы дерево засохло. Но маленькими паразитическими растениями на стволе -- мы пренебрегаем".
Старец Иаков убеждал христиан приступать к Таинству покаяния -- Решительно, без колебаний. Он говорил: «Не колеблитесь, не стесняйтесь. Сумели нагрешить – имейте Смелость и ИСПОВЕДЫВАТЬ эти Грехи! Что бы вы ни сделали, -- даже самый большой Грех, -- духовник имеет власть от самого Владыки Христа и апостолов -- ПРОЩАТЬ вас, накрыв своей епитрахилью».
Исповедавшемуся грешнику старец Амфилохий сказал: "Брате, забудь свои Грехи, наш Христос их вычеркнул -- из Книги Жизни".
Святой Анфим с о. Хиос советовал своим монахиням: "Будем прибегать к Исповеди не с оправданиями, да бы убедить духовника в том, что мы не виновны или в том, что другой нас подтолкнул на грех. Но будем бежать с Покаянием, с сокрушением, со смирением. Каждый раз, когда падаем, да прибегаем -- к Исповеди".
Достойны упоминания и следующие слова старца Порфирия: "Исповедь для человека - это способ прийти к Богу. Это приношение любви Божией человеку. Никто и ничто не может отнять у человека этой любви". "Меланхолик возится и занимается только самим собою. Грешник, который кается и исповедуется, перестает пребывать в себе. Вот то великое, что имеет наша вера: исповедник, духовник.
Не возвращайся к тому, что -- Исповедовал духовнику и в чём -- ПОЛУЧИЛ Прощение. Временами надо устраивать – ГЕНЕРАЛЬНУЮ подробную Исповедь, потому что различные психологические травмы и разные грехи -- СОЗДАЮТ в нас Телесные немощи.
На Исповеди будем говорить не только свои грехи, но и различные -- ПОМЫСЛЫ: к примеру, -- ПОМЫСЛЫ страха, скорби, радости, огорчения, которые вызваны разными событиями: землетрясением, смертью, свадьбой, маловерием и т.п.
Старец Иаков советовал: "Верующий – НЕ ДОЛЖЕН рассказывать другим -- ни о своей Исповеди, ни о своей жизни и своём Духовном подвиге. Всё да будет -- в ТАЙНЕ и с совета духовника". Тогда и бесы – мешать не будут.
Если не можем жить вполне так, как требует Слово Божие, по крайней мере – постараемся приносить искреннее и смиренное -- РАСКАЯНИЕ в своих Ошибках и Согрешениях с посильным -- Исправлением, чтобы на Страшном Суде – НЕ ОКАЗАТЬСЯ в числе НЕРАСКАЯННЫХ грешников.
О ПРИЧАСТИИ.
Говорил старец Амфилохий: "Человек, когда причащается, -- ПОЛУЧАЕТ Силу, просвещается, видит новые горизонты и чувствует радость. Каждый по-разному, в соответствии с расположением и горячностью своей души. Один чувствует -- Радость и покой, другой -- Мир, третий -- Дух верности и четвертый -- Неизреченное сострадание ко всему. Лично я часто бывал усталым, но после Божественного Причастия я чувствовал, что у меня -- нет никакой усталости".
Особенный интерес представляет следующий Духовный опыт старца Иакова: "Я начинал свое священнослужение в монастыре, уставом которого наряду с ежедневными службами, предусматривалось и совершение ежедневной Божественной Литургии. Рано-рано утром мы начинали службу и, прежде чем совсем рассветет, заканчивали Божественную Литургию.
Так, причащаясь ежедневно Пречистых Таин, я ЧУВСТВОВАЛ в себе такую -- СИЛУ, что был, как -- Лев. Такой Божественный огонь был в моей душе, что весь день я НЕ ЧУВСТВОВАЛ -- ни голода, ни жажды, ни жары. С утра до вечера -- я неустанно работал. И даже летом, в полдень, когда другие отцы уединялись в своих кельях, ища небольшой прохлады, я таскал -- чернозем и удобрял сады за монастырем, которые я возделывал".
Тот же старец нам открыл и следующий потрясающий факт: "Когда я причащаю людей, я никогда не вижу их лиц. Но однажды помысл мне сказал посмотреть на лица приступающих к Божественному Причащению. Тогда я увидел, что лицо одного -- как у Собаки, другого -- как у Обезьяны, и лица остальных людей были похожи -- на морды разных Животных, очень страшных. "Боже мой, говорю я, -- ведь они люди, почему же у них -- лица Зверей?"
Но некоторые приступали к Причащению -- с лицами Мирными и чистыми и после Причастия их лица -- СИЯЛИ, как Солнце". И тогда стало понятно, что одни причащаются – НЕЧЕСТНО, потому что – НЕ РАСКАЯЛИСЬ в своих Грехах и к Богу Равнодушны – потому и лица у них как -- у Животных. Другие – причащаются с любовью ко Христу – потому и лица у них после Причастия – как солнце Сияют!