Обращаясь к «внутреннему человеку»
Когда Господь Иисус был на земле, многое из того, что Он говорил, не было полностью понято Его последователями. И порой Ему приходилось упрекать Своих слушателей: «Почему у вас так мало веры? Неужели вы не видите этого? Неужели вы не понимаете этого?»
Природный ум с большим трудом принимает Божьи истины. И поэтому, в частности, Господь Иисус часто говорил притчами.
Господь Иисус знал, что, когда сойдет Святой Дух, ученикам откроется больше о Господе, чем в те дни, когда Он ходил с ними на земле. Святой Дух откроет Господа Иисуса их сердцу. И в результате этого они наконец смогут принять истину, сохранить ее и жить жизнью с избытком, которая есть у Спасителя для них.
Иисус, наш Господь, дал это обетование: «Когда же придет Он, Дух истины, то наставит вас на всякую истину; ибо не от Себя говорить будет, но будет говорить, что услышит, и будущее возвестит вам» (Иоан. 16:13).
И теперь, когда Святой Дух пришел, ты и я можем принять истину, которую многие старательно искали в древности и все же не могли найти. Но потому, что пришел Святой Дух, Божья истина доступна всякому жаждущему и ищущему верующему — истина, наполняющая наши сердца, а не только наши умы.
Ты был усыновлен
Когда я стал христианином, мой земной отец сделался для меня словно чужой: в то время он не мог понять, а уж тем более принять мою веру.
В те годы семейного конфликта у меня было лишь одно место, куда я мог обратиться за поддержкой. Через чудесную работу Святого Духа мой Небесный Отец стал для меня реальным, в изобилии давая то тепло и нежность, которых мне недоставало дома. Много раз, едва я произносил слово «Отец», я начинал плакать, Через Святого Духа у меня росло общение с Ним, и какое утешение это доставляло!
И что более важно, я был усыновлен в семью Божью. Я начал понимать, что имел в виду Господь Иисус, когда Он говорил: «Не оставлю вас сиротами: приду к вам» (Иоан. 14:18).
И именно Святой Дух изменит наш статус сирот на положение детей Божьих, со всеми соответствующими правами и привилегиями. Когда Он приходит, мы начинаем понимать любовь Отца и Его благодать. Павел сказал: «Потому что вы не приняли духа рабства, чтобы опять жить в страхе, но приняли Духа усыновления, Которым взываем: "Авва, Отче"» (Рим. 8:15).
Наше усыновление начинается в момент спасения. «А тем, которые приняли Его, верующим во имя Его, дал власть быть чадами Божиими» (Иоан. 1:12). И как дитя Божье я радуюсь каждый день, что я прощен, помилован и сотворен как Его собственность, ибо Библия говорит: «Предопределив усыновить нас Себе через Иисуса Христа, по благоволению воли Своей» (Еф. 1:5).
И помни, что именно Святой Дух делает это возможным для каждого верующего — быть принятым в семью Божью.
«Я хочу этого!»
Невозможно славить Господа Иисуса Христа, пока Святой Дух не откроет истину. Писание говорит: «Он прославит Меня, потому что от Моего возьмет и возвестит вам» (Иоан. 16:14). Превозносить имя Господа Иисуса — не значит просто говорить: «Я прославляю Тебя» или «Я восхваляю Тебя». Это нечто большее. Это проявляется в наших делах — с каждым словом и с каждым действием, по мере того как мы живем в силе Святого Духа и в Его истине каждый день. Когда это происходит, тогда мир обличается в грехе, и люди попадают под осуждающую силу Святого Духа за свой образ жизни.
Господь Иисус говорил также, что, когда придет Святой Дух, Он «обличит мир о грехе и о правде и о суде» (Иоан. 16:8).
Мой друг Джим Пойнтер любил рассказывать о великих евангелистах прошлого — о Джоне Весли, Чарльзе Финнее и Дуайте Л. Муди. Они несли в себе такое присутствие Божье, что, когда просто выходили на сцену, люди в зале начинали чувствовать пронизывающую силу Святого Духа.
Когда Джонатан Эдвардс произносил свою знаменитую проповедь: «Грешники в руках разгневанного Бога», слушатели громко кричали: «О Боже, помилуй меня!» Они буквально падали на колени, моля о пощаде.
Горящий огонь
Ты, возможно, чувствуешь себя маленькой свечкой в гигантском мире. Но чем темнее мир, тем ярче будет светить твой огонек, пронзая ночь истиной Духа Божьего. Иоанн говорит: «И свет во тьме светит, и тьма не обняла его» (Иоан. 1:5). В греческом оригинале слово «объять» означает: «схватить, обхватить, преодолеть, понять умом, осознать». И суть в том, что тьма не смогла ни понять свет, ни поглотить его. Люди вокруг тебя, живущие во тьме, не смогут понять тебя, но их тьма не сможет угасить твой свет. Свет имеет силу, а у тебя есть свет.
Соберись с духом и будь очень смелым: если ты — единственный источник света, то люди последуют за тобой и будут просить тебя: «Покажи нам путь». И ты по праву сможешь повести их, сказав им: «Его имя — Иисус».
Запомни, что ты не несешь свечку. Ты сам являешься свечкой. Господь Иисус живет в тебе, и через Святой Дух этот свет идет от тебя.
Согласно моим наблюдениям, мир погружается во тьму, а мы становимся ярче, и Святой Дух — это та сила, что заставляет сиять наш огонь.
Кто-то может подойти к тебе и сказать: «У тебя есть нечто такое, чего нет у меня. Что бы это ни было, я тоже хочу иметь его!»
Радуйся — суть в том, что у тебя есть Некто, а не нечто! И это работа Святого Духа.
Все, что есть у Отца, Он отдал Господу Иисусу, а все, что есть у Господа Иисуса, Он хочет дать тебе. И ты можешь получить это через Святого Духа. Господь Иисус сказал: «Все, что имеет Отец, есть Мое; потому Я сказал, что от Моего возьмет и возвестит вам» (Иоан. 16:15).
В этом стихе Господь Иисус говорит нам, что без Святого Духа мы ничего не сможем получить от Него.
И именно благодаря Третьей Личности в Троице мы можем молиться: «Святой Дух, скажи мне больше о Господе Иисусе. Покажи мне больше. Поведай мне о том, чего я еще не знаю».
Люди часто интересуются, что же делает христианскую жизнь такой замечательной? Я верю: причина в том, что Святой Дух всегда открывает что-то уникальное и новое. И, конечно, это не может быть печальным или монотонным.
Когда Господь Иисус собирался вернуться к Отцу, Он сказал ученикам, чтобы они не печалились, поскольку получат чудесные преимущества наполненной Духом жизни. «Но от того, что Я сказал вам это, печалью исполнилось сердце ваше. Но Я истину говорю вам: лучше для вас, чтобы Я пошел; ибо если Я не пойду, Утешитель не придет к вам; а если пойду, то пошлю Его к вам» (Иоан. 16:6).
День, когда пришел Дух
После того как Господь Иисус вознесся на небо, сто двадцать учеников собрались вместе в «верхней горнице» (Деян. 1:13). Они исполняли повеление Господа Иисуса, а Он сказал им: «Не отлучайтесь из Иерусалима, но ждите обещанного от Отца» (Деян. 1:4).
Кто же были эти верующие? В Библии записаны некоторые имена (Деян. 1:14).
• Мария, мать Господа Иисуса, была там. Она чувствовала, как сошла сила Боже на нее, когда был зачат Иисус, но теперь ей предстояло ощущать Святой Дух иначе.
• Там также были братья Господа Иисуса, которые теперь веровали в Него.
• Симон Петр, отрекшийся трижды от Господа, был там, и ему тоже предстояло принять обетование Отца.
• Иоанн, «сын грома», возлюбленный апостол, был там.
• Матфей, мытарь, оставивший свою работу, чтобы следовать за Господом Иисусом, также был там.
Кто же были остальные в числе тех ста двадцати преданных учеников? Библия не говорит нам этого, но я верю, что некоторые люди могли бы вполне быть там.
• Как Иаир мог быть в стороне? Ведь его маленькая дочка воскресла (Лук. 8:41-56).
• А как насчет Закхея, начальника мытарей, у которого Господь Иисус остановился в Иерихоне? (Лук. 19:1-10).
• А как же Мария Магдалина, которая была избавлена от демонической силы? (Лук. 8:1-3).
• А Вартимей, чьи слепые глаза прозрели. Разве мог он не оказаться там?
• А те многие, кого Господь коснулся и исцелил. Как могли они не быть там?
Десять дней они ждали и молились об обещанном.
Затем, когда «все они были единодушно вместе», пришел Святой Дух в силе и мощи. «И внезапно сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного века, и наполнился весь дом, где они находились» (Деян. 2:2). О, что за момент это был!
Ветер и огонь
Сразу же появились словно языки пламени; которые разделились и опустились на каждого из них (Деян. 2:3). «И исполнились все Духа Святого и начали говорить на иных языках, как Дух давал провещевать» (ст. 4).
Дух Божий был излит обильно в тот день. Он пронесся по той комнате, словно небесный смерч, — но не для разрушения, а для созидания. И «огонь», что начал опускаться из того воздушного водоворота, сошел на голову каждого человека, и они исполнились Святого Духа.
Бог соединил ветер и огонь — невидимое и видимое, — как и было обещано. Господь описывал Святой Дух как нечто подобное ветру (Иоан. 3:8), и сказал, что идущий за Иоанном Крестителем «будет крестить вас Духом Святым и огнем» (Мат. 3:11).
О, как бы я хотел быть там, чтобы видеть выражение лиц Иакова, Андрея, Филиппа и Фомы, когда подул этот могучий ветер, и языки огня опустились на их головы. Я лишь могу представить, что они могли чувствовать, когда их жизнь была изменена посещением Святого Духа.
Когда я вспоминаю тот первый день, когда меня коснулось славное присутствие и сила Святого Духа, меня наполняет радость, ибо в те драгоценные часы моя судьба была изменена! Что за невероятное переживание должно было охватить собравшихся в «верхней горнице», когда начал дуть ветер Святого Духа и сто двадцать человек были крещены Святым Духом и огнем.
Джон Ри говорит: «Пятидесятница ознаменовала начало новой работы Духа в двух направлениях: Его приход был для всех и навсегда».
Сила Воскресения начала течь из них, словно река. Они подняли руки и возвысили голоса к Богу и начали восхвалять Его на иных языках. И шум их голосов был таким, что слышал его весь Иерусалим (Деян. 2:5,6).
Что происходит?
Пятидесятница пришлась на Праздник недель — четвертый из четырех праздников в Иерусалиме (после Пасхи, Опресноков и Первых плодов). Историки сообщают нам, что на эти мероприятия стекались до ста пятидесяти тысяч человек со всего известного тогда мира. Это были люди «из всякого народа под небесами», объединенные верой в Бога Авраама, Исаака и Иакова (Деян, 2:5).
И среди них почти сто двадцать тысяч были пилигрим, которые говорили на разных языках. «Что происходит?» — удивлялись люди, устремившись на шум голосов. Они пришли в смятение, когда услышали, как исполненные Духом верующие «говорят их родным наречием» (см. Деян. 2:6).
Люди из Парфии уверяли: «Они говорят по-парфянски». Жители же Памфилии замечали: «Они говорят по-нашему». А римляне утверждали: «Они разговаривают на латыни».
До этого славного момента последователи Христа заплатили слишком высокую цену за свое посвящение: их Учитель был распят, а их самих презирали как римское гражданское правительство, так и еврейское духовное руководство. Их выгоняли из синагог, от них отрекались родные, их терзали страхи и беспокойства. Но когда они вышли из «верхней горницы», то были уже другими людьми — они начали провозглашать благую весть с силой — с силой, сотрясающей миры.
Петр возвысил голос и обратился к толпе: «Они не пьяны, как вы думаете, ибо теперь третий час дня; но это есть предреченное пророком Иоилем» (Деян. 2:15,16).
И он процитировал ветхозаветного пророка: «И будет в последние дни, говорит Бог, излию от Духа Моего на всякую плоть, и будут пророчествовать сыны ваши и дочери ваши; и юноши ваши будут видеть видения, и старцы ваши сновидениями вразумляться будут; и на рабов Моих и на рабынь Моих в те дни излию от Духа Моего, и будут пророчествовать» (Деян. 2:17,18).
Пятидесятница не просто состоялась после Вознесения, но она зависела от него, ибо Святой Дух не мог прийти, пока Господь Иисус не воссел одесную Отца на небесах!
Несомненно, последователям Христа сильно не хватало Его после Вознесения, но Святой Дух был всем Тем, что о Нем говорил Господь Иисус. По словам известного христианского лидера А. Дж. Гордона: «Все почтение и признание, которое ученики питали к своему Господу, они отдавали теперь Святому Духу, Его верному Представителю, Его невидимому «Я», живущему в теле верующих».
Более великие дела?
Одно из обещаний Господа было особенно замечательным. Однажды он сказал: «Истинно, истинно говорю вам: верующий в Меня, дела, которые творю Я, и он сотворит; и больше сих сотворит, потому что Я к Отцу Моему иду» (Иоан. 14:12).
Когда Господь говорит «Истинно, истинно», то мы знаем, что Он имеет в виду: «Обратите особое внимание. Это очень важно».
Первое очень важное воззвание о том, что служение верующих должно выглядеть подобно служению Господа Иисуса. Он сказал: «Дела, которые творю Я, сотворит и верующий». Господь Иисус был человеком действия. Он поступал так, как учил. Слово записало то, «что Иисус делал и чему учил от начала» (Деян. 1:1).
Господь Иисус учил людей и затем демонстрировал чудесами, которые Он творил, Свою власть Учителя. Замечательно, по-моему, то, что религиозные лидеры времен Иисуса принимали Его способность исцелять, но отвергали Его власть прощать грехи. Сегодня же как раз наоборот: многие верующие не имеют проблем с верой в то, что Иисус прощает грехи, но они упорно сопротивляются идее, что Он хочет исцелять людей. Но Библия объявляет, что Господь Иисус Христос «вчера и сегодня и во веки Тот же» (Евр. 13:8). И поскольку Он не меняется, Он все так же спасает, исцеляет и освобождает Своих людей сегодня. Ибо Он есть Бог чудес, а не только был Богом чудес, Он по-прежнему есть, а поскольку Он есть, чудеса все еще происходят.
Вторая, особо важная вещь состоит в том, что после вознесения Господа Иисуса к Отцу и послания Святого Духа верующие в состоянии творить более великие дела: «И больше сих сотворит; потому что Я к Отцу Моему иду» (Иоан. 14:12).
Когда некоторые люди читают: «и больше сих дел вы сотворите», то они ошибочно полагают, что Бог переносит Свою духовную силу на них. Но у нас нет способности спасать, исцелять или освобождать. Напротив, мы — инструменты в руках Всемогущего, и творит чудеса Он.
Могу я сказать тебе, что обижает и ранит меня очень сильно? Я очень не люблю, когда люди называют меня «целителем верой» или просто «целителем». Я хочу быть точным. Есть только один Целитель, и его имя не Бенни Хини; Его имя — Господь Иисус. Независимо от того, евангелизационное собрание ли это, богослужение, телепрограмма, служение в госпитале или просто чтение этой книги, не сосредотачивайся на мне. Исцеляет только Господь Иисуса
Какие же «дела», сотворенные Иисусом Христом, будут перекрыты Его последователями? Конечно, не спасение, исцеление, избавление или освобождение узников. Как же можно сделать это более великим образом, чем сделал Господь Иисус?
Итак, поскольку Господь Иисус воскрешал мертвых, изгонял демонов, приказывал шторму утихнуть, то что же это такое, чего Иисус Христос не мог сделать, а мы можем? Он не мог встать перед толпой и сказать: «Я был потерян, но сейчас я нашелся. Я был слеп, а сейчас я могу видеть».