Пасха. светлое христово воскресение. святая неделя
ПАСХАЛЬНЫЙ ГИМН
Христос воскресе! Христос воскресе!
Сон смерти - глуше, чем спит скала...
Поют победу в огне экспрессий,
Поют Бессмертье колокола.
Светло целуйте уста друг другу,
Последний нищий - сегодня Крез...
Дорогу сердцу к святому Югу! -
Христос воскресе! Христос воскрес!
И. Северянин
Вот и наступило Светлое Воскресение - главный православный праздник года. "Праздников праздник и торжество из торжеств" - Пасха.
Удивительный праздник! Кому-то еще в детстве он запомнился расписанными яйцами, кому-то - полуночным Крестным ходом, кому-то - похожими на заклинание словами: "Христос воскрес!" - "Воистину воскрес!".
Смысл слова "пасха" не очень ясен, праздник не привязан к определенному числу и даже месяцу, и существовал еще до Рождества Христова. Кстати, Тайная Вечеря, на которой было установлено таинство Евхаристии, состоялась во время ветхозаветной Пасхи, отмечаемой Господом и его учениками.
Первоначально Пасха возникла как семейный еврейский праздник кочевого быта. "Четырнадцатого числа весеннего месяца нисана", ранее носившего языческое название месяца колосьев, в жертву Богу Яхве приносили ягненка. Его кровью мазали двери в знак охраны жилища, а мясо поспешно съедали. Участники короткой трапезы по ритуалу были в дорожной одежде. Потом с этим праздником кочевников-скотоводов слился праздник Опресноков, отмечаемый оседлыми земледельцами. В этот день неквасной хлеб использовался как приношение, символизируя очищение от старой закваски, ежегодное обновление и нравственную чистоту.
Еще позднее так называемую "ветхозаветную Пасху" стали связывать с исходом из Египта, с освобождением от многолетнего рабства. Поэтому чаще всего происхождение этого названия производят от еврейского глагола "пасах" (переходить), но нередко ссылаются на ассирийское слово "пасаху" (умиротворять), египетское "па-ш" (воспоминание) и даже греческое "пасхейн" (страдать). Пасхальный обычай приносить в жертву ягненка трансформировался в напоминание о том, как евреи метили кровью агнца свои двери, чтобы их дома легко было отличить от жилищ караемых богом египтян. Мясо жертвенного животного следовало есть стоя, торопливо и с посохом в руке. Теперь ритуал символизировал готовность к поспешному бегству. Перед Пасхой остатки квасного хлеба собирались и сжигались, и в течение празднества выпекался лишь опресненный хлеб, опресноки. Теперь это правило связывалось с тем, что перед исходом евреи семь дней питались без египетской закваски.
Отмечая с апостолами ветхозаветную Пасху, Иисус Христос внес в древний обряд совершенно иной смысл. Господь приносит в жертву самого себя и становится Божественным Агнцем, его смерть - это искупляющее пасхальное жертвоприношение, он дает верующим вкушать во время обряда Евхаристии свое тело (хлеб) и пить свою кровь (вино). В первые века христианской эры отмечались две Пасхи - в честь смерти и в честь воскресения. Первая проводилась в. скорби и строгом посте, вторая - с ликованием и обильной трапезой. Постепенно, после вековых споров, христиане стали праздновать одну Пасху, причем отдельно от евреев: в первый воскресный день после весеннего равноденствия и мартовского полнолуния. (Еврейская ветхозаветная Пасха празднуется в честь освобождения еврейского народа от египетского рабства).
В основе современного христианского празднования Пасхи лежит история чудесного воскресения Иисуса Христа, распятого на кресте по приговору иудейского суда - синедриона, утвержденного римским наместником в Иудее Понтием Пилатом. Согласно Евангелию, Иисус Христос воскрес рано утром в воскресенье. Смерть и воскресение его совпали с днями иудейского праздника Пасхи (Песах).
Пасха для христиан стала днем воспоминания о жизни, смерти и воскресении Иисуса Христа. Крестный ход вокруг церкви символизирует встречу с Господом вне храма, напоминая о девах-мироносицах, встретивших воскресшего Бога вне Иерусалима. Богослужение в пасхальную седмицу совершается при открытых царских вратах иконостаса в знак того, что своим воскресением Иисус Христос открыл верующим дорогу на небо.
Почему же непостоянен день празднования христианской Пасхи?
Праздник Пасхи был установлен и праздновался уже в апостольской Церкви. Он начался с самого времени Воскресения Христа. В первые века христианства не везде в одно время праздновали Пасху. На Востоке праздновали ее на 14-й день весеннего месяца, а западные христиане совершали ее в первый воскресный день после весеннего полнолуния. По лунному календарю, он всегда приходится на одно и то же число, по нашему же, солнечному, - на разные числа, и, к тому же, на разные дни недели. В 325 г. Первый Вселенский Собор Христианской Церкви (Никейский Собор) постановил праздновать Пасху всегда по воскресеньям, а именно - в первое воскресенье, наступающее после первого весеннего полнолуния. Эта дата колеблется от 4 апреля до 8 мая. В Православной Церкви расчет пасхальных дат остается с тех пор неизменным; в западной же, католической, в форму расчета вносились некоторые дополнительные уточнения. Поэтому даже наступление Пасхи в православном и католическом календарях не всегда совпадает.
Церковь составляет специальные таблицы - пасхалии и определяет даты Пасхи на много лет вперед. Ряд церквей составляют пасхалии по юлианскому календарю (Православные Церкви), а католическая - по григорианскому.
ПАСХАЛИЯ НА 1996-2011 гг. (даты указаны по новому стилю)
Само начало празднования святой Пасхи в первые века христианства не во всех Церквах было одновременным.
Римские христиане прекращали пост и начинали празднование в самую полночь. Некоторые восточные христиане праздновали в средние часы ночи перед Пасхой, а иные - с 4-го часа утра. Разногласия по этому вопросу прекратил VI Вселенский Собор, на котором было определено прекращать пост и начинать празднование Пасхи в Великую Субботу, после полуночи.
Обрядовая сторона Пасхи и основные правила празднования окончательно определились в V в. В главном они дошли и до наших дней. В православной Византии праздник проходил особенно торжественно и пышно. Из Византии почитание Пасхи вместе с христианством пришло на землю Руси, где этот день стал праздником праздников. Путь верующих к празднику через самый длительный и строгий в году пост должен еще более усиливать значимость и духовное восприятие Пасхи.
Ночное пасхальное шествие представляет собой необыкновенно красивое зрелище.
"А радость пасхальная все ширилась, как Волга - в половодье... Стали готовиться к крестному ходу вокруг церкви. Из алтаря вынесли серебряный запрестольный крест, золотое Евангелие, огромный круглый хлеб - артос. (Артос, как обязательный символ церковной пасхальной службы, всегда готовили к празднику. Это - всецельная просфора, большой раскрашенный хлеб с изображением креста. В старину его даже золотили, писали стих "Христос воскресе". Артос помещается на аналое перед иконостасом и стоит до конца святой недели, потом разделяется на небольшие кусочки и раздается прихожанам. - Прим. сост.) Заулыбались поднятые иконы, и у всех зажглись красные пасхальные свечи. Наступила тишина... и среди этой тишины запели: "Воскресение твое, Христе Спасе, Ангели поют на небеси". И под эту воскрыляющую песню заструился огнями крестный ход. Тесно прижавшись друг к другу, ночными потемками, по струям воскресной песни, осыпаемые трезвоном и обогреваемые огоньками свечей, мы пошли вокруг белозорной от сотни огней церкви и остановились в ожидании у крепко закрытых дверей. Смолкли колокола, сердце затаилось... Все превратилось в ликующие пасхальные свечи! И вот то огромное, чего охватить не мог вначале, - свершилось! Запели "Христос воскресе из мертвых".
Три раза пропели "Христос воскресе", и перед нами распахнулись высокие двери... Вспыхнула Пасха Господня!" (В. Никифоров-Волгин. "Светлая Заутреня".).
В самом храме во время Светлой заутрени не замолкает ни на минуту хор. Облачения священнослужителей - белого цвета. И надевают их только на пасхальную службу. В пасхальную заутреню принято несколько раз менять ризы священников. Царские Врата, обычно закрытые во время богослужений, на протяжении всей Святой недели широко распахнуты. Нет преграды между небом и землей, ибо воскресением Христа "небо отверзто для всех". Храм полон света и благоухания. Иконы, паникадило, подсвечники - все украшено живыми цветами. Горит масса свечей. И свечи на Пасху употребляются особенные, разноцветные.
Евангелие в пасхальную ночь читается на разных языках: славянском, русском, древнееврейском, древнегреческом, латинском... Это должно символизировать, что проповедь о воскресшем Спасителе мира победно пронеслась над миром и покорила все народы.
Пасхальные обряды, в принципе, широко известны. Большая их часть сохранилась в быту до наших дней - всенощное бдение, крестный ход, христосование крашение яиц, печение куличей, приготовление пасох.
Обряд христосования заключается в обмене поцелуями при произнесении пасхального приветствия "Христос воскрес!" - "Воистину воскрес!". Обряд идет еще от тех дней, когда первые христиане, узнав о воскресении Иисуса Христа, радостно передавали эту благую весть и братски целовали друг друга. В "Послании апостола Павла к римлянам" сказано: "Приветствуйте друг друга с целованием святым".
После службы происходит христосование и начинается обмен крашеными яйцами.
Крашеные яйца - неизбежная принадлежность пасхального разговения. Обычай дарить в день Воскресения Христова крашеные яйца очень древен; некоторые историки относят начало этого обычая к временам апостольским. В последовавшие затем века он распространился по всему христианскому миру. Уже в IV в. яйца вошли в церковный обиход. К XII в. яйцо сделалось обязательным атрибутом христианской Пасхи.
"Благослови, о Всевышний, умоляем Тебя, создание Твое - яйцо, чтобы стало оно благотворной пищей для верных слуг Твоих, чтобы, возблагодарив Тебя, поедали они яйцо ради воскресения Господа Нашего", - так говорили католические проповедники на страстной неделе в XVII в.
Почему же именно яйцо вошло в христианский обряд?
Многие народы считали, что яйцо символизирует тайну жизни, его первооснову. Символика пасхального яйца - еще шире. Яйцо - одно из звеньев бесконечной цепи рождений и смертей: из "неживого" яйца рождается живое существо, которое сносит неживое яйцо, из которого, в свою очередь... Иными словами, яйцо - символ не только рождения, но и возрождения. Поэтому яйцо стало пасхальным символом.
То красное яичко, которое украшает наш пасхальный стол и которым мы обмениваемся с друзьями и родственниками в праздник, окружено легендами и сказаниями, исходящими иногда из очень глубокой древности. Согласно одной из них, капли крови распятого, упав на землю, приняли вид куриных яиц и сделались твердыми, как камень. Горячие слезы Богоматери, рыдавшей у подножия креста, упали на эти кроваво-красные яйца и оставили на них следы в виде прекрасных узоров и цветных крапинок. Когда Христа сняли с креста и положили в гроб, верующие собрали Его слезы и поделили их между собой. А когда пронеслась радостная весть о Воскресении, они приветствовали друг друга словами: "Христос воскрес!", и при этом передавали из рук в руки Христовы слезы. После Воскресения обычай этот строго соблюдается первыми христианами, и знамение величайшего чуда - слезы-яйца - строго хранились у них и служили предметом радостного дара в день Светлого Воскресения. Позднее, когда люди стали больше грешить, Христовы слезы растаяли и унеслись вместе с ручьями и реками в море, окрасив в кровавый цвет морские волны... Но сам обычай пасхальных яиц сохранился и после того...
Другая легенда гласит следующее: Иисус Христос, будучи ребенком, любил кур, охотно играл с ними и кормил их. И Богоматерь, чтобы доставить Ему удовольствие, разрисовывала куриные яйца и дарила их Ему в качестве игрушек. Когда начался над Христом суд, Матерь Божия отправилась к Пилату и, чтобы умилостивить его, принесла ему в дар разрисованные с величайшим искусством яйца. Она положила их в свой передник и, когда пала перед Пилатом ниц, умоляя о Сыне, яйца выкатились из передника и покатились по всему свету... С тех пор они служат для нас воспоминанием о страданиях Христовых и о последовавшем вслед за тем Его Воскресением.
Одна из легенд объясняет обычай красить яйца таким случаем из жизни римского императора Марка Аврелия (121-180 гг.н.э.). Вдень, когда он родился, одна из кур, принадлежавших его матери, якобы снесла яйцо, помеченное красными точками. "Счастливое предзнаменование" было истолковано как рождение будущего императора. С 224 г. у римлян стало обычаем посылать в качестве поздравления друг другу окрашенные яйца. Христиане переняли этот обычай, вложив в него иной смысл: красный цвет символизирует кровь Христа.
Согласно другой легенде, после смерти Христа семь иудеев собрались на пир. Среди блюд были жареная курица и сваренные вкрутую яйца. Во время пира один из собравшихся, вспомнив про казненного, сказал, что Иисус воскреснет на третий день. На это хозяин дома возразил: " Если курица на столе оживет, а яйца станут красными, тогда он воскреснет". И в тот же миг яйца изменили свой цвет, а курица ожила.
Обычай дарения крашеных яиц связывают еще с таким эпизодом: Мария Магдалина начала проповедь в Риме с того, что преподнесла императору Тиберию красное яйцо со словами: "Христос воскресе".
К празднику Пасхи красили куриные, реже - гусиные яйца. Не принято красить яйца в темные, мрачные цвета. Как правило, преобладает красный цвет и его оттенки. Люди поздравляли друг друга с Воскресением Христовым, христосовались, обменивались крашеными яйцами и дарили их как символ Пасхи.
Красное яичко создало вокруг себя в нашем народе множество разного рода поверий и суеверий. Первому пасхальному яйцу, полученному при христосовании, приписывали охранные свойства: способность останавливать пламя во время пожара, предохранять имущество от воров. Считали, что если первое яйцо не испортится, то год пройдет благополучно.
По народным поверьям, пожар потухнет, если бросить в огонь освященное яйцо. Перед выгоном скота гладили его пасхальным яйцом, чтобы скотина не болела, и шерсть у нее была гладкой. Умывались водой, в которую опускали крашенку, чтобы быть здоровыми и красивыми. При посеве конопли разбрасывали по полю яичную скорлупу, чтобы лен был белым, как яйцо. Любимой пасхальной забавой являлось катание яиц с бугорочка или специального лотка.
Если в первый день Пасхи пройти с первым снесенным яйцом, катая его по углам двора, то можно выгнать нечистую силу. Однако, следует осторожничать, чтобы нечистый не хватил. Вообще-то, считалось, что в Светлое Воскресение вся нечистая сила бессильна. Но на всякий случай...
Очень популярно было гадание на яйцах у девушек. Берут теплую воду, стакан и распускают в нем яичный белок. При этом появляются различные фигуры, и по ним-то начинается гадание. Так, фигура, похожая на церковь, предвещает девушке скорую свадьбу, а пожилой женщине - смерть. Корабль предвещает замужней женщине скорое прибытие мужа, девушке - выйти замуж на сторону, молодому человеку - путешествие. Если белок вдруг опустится на дно стакана, это предупреждение об опасности (смерти, пожаре).
Помимо расписных натуральных яиц, к Пасхе еще готовились и специальные подарочные. Их делали из стекла, хрусталя, фарфора с росписью. Ювелиры вытачивали миниатюрные яички даже из драгоценных металлов. В изготовлении таких подарков особо преуспела фирма знаменитого Карла Фаберже. Эти подарки сделались изящной роскошью; вместо обыкновенных яиц появились металлические, сахарные, картонные и восковые, растворчатые, убранные блестками и канителью, даже зеркальные яйца, прятавшие в недрах своих разные лепные изображения касаемо до страстей Христовых и, собственно, до Воскресения Его, с разными приличными тому надписями и обстановкою. Роскошь дорогих яиц сделалась даже излишнею. Приготовления подобных яиц перенято православными у католиков, которые так щедры на эффект. У православных, собственно, христово-воскресное яичко есть красное, означающее радость, веселие, для окрашивания его употребляют сандал, луковые перья, разноцветный шелк (под мрамор), издерганные лоскутки разных тканей и пр.
В Малороссии и у некоторых южных славян пасхальные яйца не просто красятся, как у россиян: они пишутся, т. е. разрисовываются при помощи особых технических приемов. Отсюда и самое название - "писанки", не употребляемое в центральной России.
Изображение и узоры, воспроизводимые на писанках, весьма разнообразны, и возникли еще в древности. Некоторые из этих изображений и узоров свойственны только той или иной местности. Многие из этих изображений столь наивны и так осложнены вплетающимися в них узорами и украшениями, что расшифровка их - дело нелегкое. В каждой местности имелись специалисты по этой части, доведшие свое искусство до совершенства и пользующиеся громкой известностью. Орнаменты и рисунки писанок так разнообразны и характерны, что заслуживали бы отдельного художественного обзора. В них отразились и художественный вкус народа, и его верование, и влияние самых давних веков христианства.
Существует множество способов окраски яиц:
1. Самый популярный способ окрашивания яиц - луковой шелухой. Собирают шелуху и варят в ней яйца 10 минут. Яйца после окраски аккуратно протирают масляной тряпочкой, чтобы навести блеск.
2. А вот другой способ красить яйца луковой шелухой. Яйца сначала сварить, потом каждое яичко, еще горячим, обложить со всех сторон луковой шелухой, завернуть в ткань и варить еще 10 минут, прибавив в воду уксус. Яйца получатся золотистые, мраморные.
3. Окраска шелковыми тряпочками. Для этого заранее собирали маленькие кусочки ярких шелковых тканей. Затем их расщипывали, смешивали, подбирая различные яркие цвета, и накладывали на яйца. Затем заворачивали ветошью и обвязывали нитками. Это сооружение кипятили не менее 10 минут, и затем вынимали, остужали вместе с оберткой, разворачивали. Получались красивые и не повторяющиеся рисунки.
4. Расписные яйца. Чтобы в домашних условиях сделать несложную роспись яйца, сварите его в течение 8 минут, а затем, не снимая кастрюли с огня, одно из яиц возьмите, вытрите насухо и поставьте в фарфоровую рюмку. На горячее сухое яйцо наносится нужный рисунок акварельной краской. Когда вы закончите расписывать одну часть яйца, его надо повернуть белой частью наверх, а расписанной - вниз, и продолжать раскраску. На горячем яйце краска мгновенно высыхает и не расплывается. Потом вынимается второе яйцо из кастрюли и расписывается в том же порядке. Не огорчайтесь, если у вас нет таланта рисовальщика, - простые точки, линии, полосы, нанесенные кисточкой, образуют мраморный рисунок.
5. Более сложный способ раскрашивания яиц позволит получить настоящие украинские "писанки". На сыром холодном яйце выводят узоры горячим воском при помощи стального перышка. Сделав узор, яйцо макают в разведенную холодную краску, начиная с самой светлой, обтирают и делают новый узор воском, и опять макают в другую краску. Когда все узоры наведены, надо осторожно "стопить" воск с яйца - или над пламенем газовой горелки, или над свечой. По мере того, как воск тает, его надо вытирать мягкой бумажкой или тряпочкой.
Обрядовая сторона Пасхи находит свое отражение в церковной пищевой символике. Традиционный для православной России набор ритуальных блюд включает кулич и творожную пасху. Обычай выпекания пасхальных хлебов-куличей восходит к обряду празднования Пасхи древними кочевыми семитскими племенами, когда приготовлялись пресные лепешки - маца. Маца легла в основу выпечки христианами пасхального хлеба, но из квашеного теста, что явилось составной частью обрядового размежевания ветхозаветной и новозаветной Пасхи.
Кулич - это главное непременное украшение пасхального стола. Куличи выпекают из сдобного дрожжевого теста, разных размеров, но высокими и круглой формы. На верху кулича выкладывают крест из теста. По преданию, саван Иисуса Христа был круглой формы. Этим объясняется традиционная форма кулича. До смерти Христа он и его ученики ели пресный хлеб, а после Воскресения Христа из мертвых - квасной (дрожжевой) хлеб, что отразилось на приготовлении пасхальных куличей; поэтому кулич называют "домашним артосом", по подобию пасхального церковного артоса.
В прошлом хозяйки, когда пекли кулич, надевали чистую рубаху, как бы подчеркивая значимость процедуры. Считалось, что если пасхальный хлеб удался, то все в семье будет благополучно.
При еде кулич разрезают не вдоль, а поперек, причем верхушку сохраняют и покрывают ею оставшуюся часть кулича.
В старой России пасхальный стол без творожной пасхи был просто невозможен. Главный компонент пасхи - протертый творог, к которому добавляют сливочное масло, сметану или сливки, яйца и сахар.
Творожные пасхи традиционно делали в виде четырехгранной пирамиды, которая олицетворяла Голгофу - горную возвышенность в Иерусалиме, где был распят Иисус Христос. Поэтому подготовленную пасху выкладывали в специальную форму - пасочницу (по В. Далю - род деревянного, развалистого книзу ящичка, с приличными делу резными украсами внутри, для отжима в нем пасхи), и оставляли в холодном месте на сутки, чтобы стекла сыворотка. Пасочница представляла собой четыре деревянные дощечки с резьбой на внутренней стороне, символизирующей смысл праздника. На пасочнице вырезали крест, буквы X. В. (Христос Воскрес), цветы, виноградные гроздья. Кроме того, нужны чашечки-подставки, на которые эти пасочницы, уже наполненные, ставятся, чтобы стекала излишняя жидкость. Пасочница еще описывается как усеченный деревянный конус, состоящий из 4 сторон, который можно собирать и разбирать. Две из сторонок имеют ушки, а в двух других сделаны прорези, в которые входят ушки. Закрепляются они обычно колышками в отверстиях ушек.
Кулич и пасха нашли свое отражение даже в архитектуре. В Санкт-Петербурге есть церковь, храмовое здание которой - круглой формы, а отдельно стоящая колокольня - в форме четырехгранной пирамиды. В народе эту церковь называют "Кулич и пасха" - Свято-Троицкая церковь Кулич и Пасха (Пр. Обуховской обороны, 235).
С праздником Пасхи всегда поздравляли. Книга "Хороший тон" (СПб, 1881 г.) рекомендовала делать это так: "На Пасхе принято поздравлять всех знакомых, и хотя теперь все более и более сокращают число делаемых визитов, но этого следует избегать - приличия требуют этих визитов, и они необходимы для поддержания хороших отношений с домами, в которых, в продолжение года, бываешь довольно редко. Если не принимают, достаточно оставить карточку. В дома, где знакомы с дамами, неприлично делать визиты до 12 часов и даже до часу". Впоследствии, помимо самых необходимых визитов, стали ограничиваться поздравительными открытками, которых в продаже имелось великое множество и с самыми разнообразными пасхальными сюжетами.
Неделя за Пасхой носит название Светлой (Святой).
Всю Светлую пасхальную неделю звонят во все колокола. Звучит беспрерывный колокольный звон, поддерживая радостное праздничное настроение. Пасхальные песнопения поются в церквах до праздника Вознесения Господня, который отмечается на 40-й день после первого дня Пасхи.
По народным поверьям, от Пасхи до Вознесенья по земле странствуют Христос и апостолы в нищенском одеянии. Они испытывают людское милосердие, награждают добрых и карают жадных и злых.
Русская Пасха характеризуется целым рядом обычаев, которые вошли в быт как игры, праздничные развлечения. Большинству известен обычай битья яиц на Пасху. Игра совсем простая: один держит в руке яйцо носиком вверх, а другой бьет его носиком другого яйца. Тот, у которого яйцо остается целым, продолжает игру уже с другим участником.
В Великий Пост игры были запрещены, а с Пасхи начинались веселые развлечения молодежи. Одна из самых распространенных и любимых игр - катание яиц. Еще у поколения наших бабушек оно занимало большое место в праздновании Пасхи. Доставьте удовольствие своим детям. Ставился лоток с определенным наклоном, по лотку скатывали яйцо на одеяло. Можно играть на столе или на полу. Игра будет интереснее, если в ней участвует много народу. Каждый подходит с яйцом и пускает его по лотку. Если яйцо, скатившись с лотка, ударяет уже лежащее на одеяле, то это выигрыш. Чтобы направить движение яйца, нужна определенная ловкость. Игра вызывает много веселья и смеха и доступна всем, даже самым маленьким в семье. Можно играть на улице, в саду, на балконе.
Еще одна пасхальная игра - игра в кучки - считалась игрой для девушек. Насыпалось несколько кучек песка, но не меньше, чем по две на каждого играющего. Затем под одну из пар кучек песка клалось яйцо (девушкой, которая в игре не участвовала). После этого играющие подходили и угадывали, и, естественно, выигрывала девушка, которая указывала на ту кучку, где и было яйцо. Правду сказать, не очень захватывающая игра. Может быть, поэтому особого распространения и не имела (по крайней мере, в Санкт-Петербурге), и знаем мы про нее только из старой литературы.
Можно играть и так: кто-нибудь из старших заранее прячет в доме или саду яички с сюрпризами - картонные, пластиковые или склеенные конвертики в форме яичек, в которые вложены маленькие выигрыши. Если детей много, они могут разделиться на команды, и каждая старается выиграть, найдя как можно больше яиц в отведенное для этого время.
С Пасхи гуляния молодежи переносятся на открытый воздух. В Москве и С.-Петербурге дореволюционной России на все дни Святой недели для простого народа устраиваются качели, карусели, балаганы, где дают свои представления комедианты. Везде танцуют, поют, водят хороводы. Пасхи не бывало без качелей. Едва ли не в каждом дворе устраивали качели для детей, а в традиционном месте загодя вкапывались столбы, навешивались веревки, прикреплялись доски - возводились общественные качели. Из разных местностей собиратели конца XIX начала XX в. сообщали о чрезвычайной популярности качелей на Пасху: "... На качелях катаются решительно все", возле них "образуется нечто вроде деревенского клуба: девушки с подсолнухами, бабы с ребятишками, мужики и парни с гармониками и "тальянками" толпятся здесь с утра до ночи...". На Святой неделюшке повесили качелюшки. Сначала покачаешься, потом и повенчаешься.
На горе стоят качели,
Пойду покачаюся.
Нынче лето отгуляю,
Зимой повенчаюся.
Скоро Пасха придет,
Кто нас покачает ?
Как у нонешних ребят
Веревок не бывает!
В западных губерниях России на Пасху совершался обход дворов, напоминающий святочное колядование. Нередко он так и назывался "зеленые святки". Там, где этот обряд жил активной жизнью, исполнялся он группой мужчин-волочебников (по В.Далю-певчий, песенник..., поющий с прочими под окнами, ночью на понедельник светлого воскресенья...). Волочебные песни пелись в течение первых трех дней Святой недели. По своему содержанию они схожи с украинскими колядками. Точно так же в колядках величают под окнами хозяина дома, жену его и детей.
Волочебникам выносили яйца, сало, деньги, пироги, молоко. В адрес скупого хозяина могли прозвучать очень неприятные слова, которых боялись:
Кто не дает нам яйца - околеет овца,
Не дает сала кусок - околеет телок,
Нам не дали сала - коровушка пала.
На Смоленщине песни волочебников назывались "куралесными". Вот один такой "куралес".
Ай шли, прошли волочебники.
Христос воскрес, Сыне Божий!
Аны шли, пройшли, волочилися.
Христос воскрес, Сыне Божий!
Волочилися, намочилися.
Христос воскрес...
Аны пыталися до того двора, до Иванова.
Христос воскрес...
Ти дома, дома сам пан Иван?
Христос Воскрес...
Он не дома, а поехал в столен город.
Христос Воскрес...
Соболева шапка головушку ломит.
Христос Воскрес...
Куння шубка по пятам бьется.
Христос Воскрес...
Вы дарите нас, не морите нас!
Христос Воскрес...
Пару яиц на ясминку.
Христос Воскрес...
Кусок сала на подмазочку.
Христос Воскрес...
Конец пирога на закусочку.
Христос Воскрес,
Сыне Божий!
Предки наши вполне были уверены, что в Светлое Воскресение вспышка утренней зари на востоке небосклона бывает краснее, розовее, нежели в обыкновенные дни, и что солнце при восхождении трепещется, играет. Многие старались подкараулить это мгновение. В средней полосе России дети даже обращались к солнцу с песенкой:
Солнышко, ведрышко,
Выгляни в окошечко!
Солнышко, покатись,
Красное, нарядись!
Масса примет, суеверий, обычаев приурочена народом к Пасхе.
В конце пасхальной заутрени во всех православных храмах священники читают "Огласительное слово Иоанна Златоуста" . Поучение это уже много веков входит в состав праздничного богослужения. В нем в сжатой форме выражена сущность пасхальных идей - равенство всех перед Богом, всепрощение и примирение со своими врагами.
Пасхальное слово Св. Иоанна Златоуста.
"Все, кто был благочестив и боголюбив, - пусть наслаждаются этим добрым и светлым торжеством.
И все, кто был благоразумен, - пусть войдут в этот день в радость Господа своего.
Кто трудился и постился - пусть получит сегодня награду.
Последнего и первого в этот день Господь принимает с одинаковой радостью.
Пусть богатые и бедные в этот день радуются друг с другом.
Прилежные и ленивые - пусть одинаково чтут этот день.
Постившиеся и непостившиеся - пусть все одинаково веселятся.
Пусть никто в этот день Пасхи не рыдает о своем убожестве - потому что явилось общее царство.
Пусть никто о грехах своих не плачет - потому что в этот день Бог дал людям Свое прощение.
Пусть никто не боится смерти, всех освободила смерть Христова".
Пасхальная неделя - самое "вкусное" время года. И раскрашенные пасхальные яйца, и куличи, и пасха, и сдоба самая разнообразная - от всего этого трепещет утомленный постом желудок. Пасхальный стол не имеет никаких запретов на продукты. В России в зажиточных семьях традиционно на покрытый светлой скатертью пасхальный стол подавали куличи и пасхи нескольких сортов, крашеные яйца в блюде со свежими ростками пшеницы или овса, или со специально выращенной травкой, окорок ветчины, телятину, индейку и другие кушанья. Особенностью именно пасхального стола было множество разнообразных холодных закусок. Принято было сначала есть освященное, а потом - другую пищу.
Традиционно пасхальный стол на Руси - очень сытный и обильный. Никогда так много не ели на Руси, как на Пасху. Осталось в веках свидетельство о пасхальном застолье князя Николая Васильевича Репнина, вельможи эпохи Екатерины II.
"На средине огромного стола лежал цельный ягненок, изображавший агнца Божия. Затем стояли четыре больших кабана, соответственно четырем временам года. Внутри каждого кабана были колбасы, куски ветчины и поросят. Двенадцать оленей с золотыми рогами, зажаренные тоже целиком и начиненные дичью, изображали двенадцать месяцев года, иногда вперемешку с оленями лежали и зубры, убитые в Беловежской Пуще. Вокруг этих чудес кулинарного искусства было 365 куличей; затем мазурки (это нечто вроде сладких лепешек), жмудские пироги и лепешки, украшенные сушеными в сахаре фруктами. За ними столько же баб; бабы эти были украшены вензелями и надписями". (М. И. Пыляев. "Старое житье".)
Пасха всегда считалась семейным праздником. Праздновали в кругу семьи, ходили к ближайшим родственникам, обязательно - к старшим. Пасхальный стол накрывается на целый день, и все приходящие в дом приглашаются хозяевами к угощению.
Скатерть должна быть светлой или яркой, посуда - самая красивая, парадная.
Стол обязательно украшается цветами.
Украшаются искусственными цветами из цветной бумагой куличи, пасхи, все мясные блюда, подаваемые на стол. В России к Пасхе было принято специально делать искусственные цветы. Изготовляли их из цветной бумаги. Вырезали кружок с рубчиками по краям, затем его складывали гармошечкой или просто сминали бумагу снизу и заматывали проволокой. Если была зеленая бумага, то проволоку оборачивали ею, и получался стебелек. Более современные цветы можно делать из обрезков парчи, яркой хлопчатобумажной ткани всех цветов. Пасхальный стол украшается также и живыми цветами, цветами в горшках, которые ставятся в комнатах и на столы с угощениями.
Продумайте загодя, как будут выглядеть на столе расписанные яйца все вместе. Можно положить их в вазу, а можно на тарелку вокруг кулича, чтобы в поле зрения было несколько яиц. Крашеные яйца еще ярче выглядят на фоне зеленой травки, и такую тарелку с травой можно приготовить самим. За неделю до Пасхи на тарелку надо насыпать немного земли, с землей смешать пшеничные зерна, или зерна овса, или кресс-салата. Полить смесь так, чтобы трава росла прямо. К Светлому Воскресению тарелка будет покрыта густой зеленой травкой, на которую можно положить крашеные яички.
Несколько отличается пасхальный стол на Украине. Пасхой именуют там то, что у нас называют обыкновенным куличом, а творог ставят на стол без особого приготовления, величая его сыром. Особое внимание - высоте кулича (бабы). Классическая украинская пасха сверху покрывается виртуозной кружевной сладкой глазурью. Украинский пасхальный стол не обходится без поросенка с хреном; традиционным был прежде барашек из масла, домашняя колбаса, сало. Кроме высокой бабы, на стол ставят лепешки, очень высокие (иногда до 70-80 см), покрытые сверху сахаром, и небольшие лепешки с орехами. В западной части Украины традиционными являются мазурки, сделанные по самым различным рецептам.
Для приготовления пасхальной трапезы необходимы определенные кухонные предметы. Это, прежде всего, - пасочница. Пасочница выкладывается куском сырой марли. Когда пасха выложена, то края марли загибают, на них кладут небольшое блюдечко, а сверху прижимают камушком (гнетом).
Но если нет пасочницы, можно просто подвесить готовую пасху в марле на холоде, а потом выложить на тарелку.
Для приготовления куличей нужны специальные металлические формы, лучше разъемные. Можно использовать металлические банки, старые кастрюли. Очень большими размерами не увлекайтесь. Современная газовая плита не позволит вам выпекать такие изделия, которые можно было приготовить в русской печи. Максимальная высота современной формы - 20-25 см. Перед тем, как уложить в форму тесто, она обкладывается бумагой, смазанной маслом и посыпанной мукой. Вынимать куличи надо на мягкую подушку, покрытую салфеткой. Только после того, как тесто остыло, можно снять бумагу и поставить кулич на доску. Если печете бабу из легкого теста, то после освобождения от формы ее слегка покатывают по подушке, и только когда она затвердевает, ставят на стол. Все куличи перед подачей на стол посыпают сахарной пудрой.
Кулич
1 кг муки, 50 г дрожжей, 1-1,5 стакана молока, 10 желтков, 3 белка, 250 г сахара, 200 г сливочного масла, 100 г изюма, 25 г коньяка, 25 г цукатов, 3 ч. ложки лимонной цедры или 1 ч. ложка молотого кардамона и 0,5 ч. ложки тертого мускатного ореха, 1 ч. ложка шафрановой настойки, 3-4 ч. ложки ванильного сахара, 1 г соли.
Тесто для куличей очень капризно. Подходить должно неоднократно. Вымешивают его очень тщательно, в теплом месте, но ставить на теплое нельзя - расти вверх не будет и расплывется, тепло должно быть кругом (прибл. +25° С.).
В полстакана кипяченого молока сыпать Юг муки и бить в это время лопаткою, чтобы не было комков. Дрожжи развести в полстакане теплого молока, смешать со 100 г муки и оставить на 10 мин. Обе смеси соединить и поставить на 1 час и более, чтобы поднялось.
Желтки, сахар, соль хорошенько растереть добела, половину влить в дрожжевую смесь, добавить 250 г муки, вымесить и дать подойти в течение 1 часа; затем долить вторую половину, добавить 500 г муки и месить, пока тесто не будет отставать от рук. В готовое тесто влить постепе<