На покров пресвятой богородицы
Оглавление
От издательства. 3
ЗАСТУПНИЦА УСЕРДНАЯ.. 3
НА ПОКРОВ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ.. 6
ПОКРОВ НЕТЛЕННЫЙ.. 9
СВЯТАЯ ИЗГНАННИЦА.. 10
СВЯТАЯ ВРАТАРНИЦА.. 13
ЗАВЕТНАЯ СВЯТЫНЯ.. 16
НЕБЕСНАЯ СТРАННИЦА.. 17
ЗА ПРЕЧИСТОЙ ДЕВОЙ.. 20
ИСТОЧНИК СЧАСТЬЯ.. 22
МАТЬ. 23
БЛАГОДАРНОСТЬ. 25
ПОД ВОДИТЕЛЬСТВОМ БОГОМАТЕРИ.. 28
ЕММАНУИЛ.. 31
ИНОЕ ПРЕДСТАТЕЛЬСТВО.. 33
ЛЕСТВИЦА.. 35
ТАЙНОЕ ВЕСЕЛИЕ. 38
Акафист Покрову Пресвятой Богородицы.. 41
ПРИЛОЖЕНИЕ. 41
АКАФИСТ ПОКРОВУ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ.. 41
КАНОН ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЕ ПРЕД ИКОНОЙ ЕЕ КАЗАНСКОЙ.. 48
От издательства
Дорогие читатели!
Издавая серию книг архимандрита Тихона (Агрикова), мы хотели шире ознакомить вас с творчеством автора, чья книга «У Троицы окрыленные» переиздавалась уже много раз за последние десятилетия и приобрела большую популярность у православного читателя.
Архимандрит Тихон — великий духовный писатель двадцатого столетия — столетия мучеников за веру. И каждая часть духовного пути батюшки: война, где была пройдена суровая школа жизни; семинария и Академия, где с трудом сначала давалась учеба, сформировавшая его глубокие богословские знания; монашеская жизнь в Лавре, а затем в гонении, — каждая веха этого пути была полна возрастающего по силе страдания.
Пройдя все тяготы войны, будущий пастырь постучался в двери Лавры, прося духовных знаний. В 1954 году, с отличием окончив Духовную академию, Василий решает остаться в ней преподавать. К этому времени он уже монах Тихон. Вскоре следует рукоположение во священника.
Нередко исповедовал он целыми ночами, силой проповеди обращал к Богу заблудших. Но в то время активные пастыри бьии неугодны власти, и отец Тихон был изгнан из Лавры, отправлен в скитания по отдаленным малым приходам. Однако и там писал батюшка свои наставления, вел духовные дневники.
«Приидите, трапеза уготована», — зоветевангельская проповедь. Придите, насладитесь духовной трапезой, уготованной добрым пастырем Христовых овец, — взываем и мы к вам, дорогие читатели, — много здесь найдете вы различных яств: и сладкие слова утешений, и горечь обличения пороков человеческих, и соль истинной веры, и терпкое вино любви христианской, — вкусите их, пусть на тернистом пути спасения подкрепится душа ваша пищей подлинной, духовной!
В качестве примечания добавим, что, редактируя текст, мы решили максимально бережно отнестись к приводимым отцом Тихоном цитатам святоотеческих творений. Они оставлены в авторском варианте, хотя и не всегда совпадают дословно с современными переизданиями.
Последние годы жизни отец Тихон провел в подмосковном селе Тайнинском. Там принял он схиму с именем Пантелеймон. Там 15 ноября 2000 года на утреннем богослужении со словами возгласа «Слава Тебе, показавшему нам свет!» замкнулись навеки уста батюшки. Но сердце его по-прежнему зовет нас в горняя словами его писаний. Откликнемся же на пастырский призыв проповедника любви Христовой!
ЗАСТУПНИЦА УСЕРДНАЯ
Если взглянуть на нашу землю духовным взором, то она явит собой очень печальное зрелище — она вся как бы покрыта мраком человеческих скорбей, грехов, всяких неправд и беззаконий. И страшно, безотрадно было бы жить, если бы не светила нам нежная любовь Матери Божией. Как тихие звездочки во мраке ночи, сияют по всей вселенной Ее чудотворные иконы, словно бы Она обошла всю нашу грешную землю и везде оставила залог Своей милости. Многие места освятила Матерь Божия Своими иконами, чтобы они, как благодатные маяки, проливали свет надежды, указывали путь спасения людям, бедствующим в житейском море. Она у нас одна — Царица Небесная, но сколько нежных, полных благодарности имен дал Ей православный народ: «Взыскание погибших», «Утешение» и «Отрада», «Всех скорбящих Радость», «Умягчение злых сердец» и много-много других. Но, кажется, нет более сильного, более точного имени для Нее, чем Заступница, Матушка, Заступница Усердная рода христианского. Мы по праву именуем Ее так потому, что Она заступается за нас везде и всегда. Мы настолько слабы, настолько немощны, во всем стеснены, что без Нее нам было бы совсем плохо. Она только и делает, что заступается за нас, откуда бы ни пришла беда. Она всегда скора на помощь, Она ведь Мать, родная Мать наша.
В тот час, когда Она в безмолвной материнской скорби стояла на страшной Голгофе, где в муках умирал Ее возлюбленный Сын, Сын Божий, когда Она расставалась с Тем, Кто был Ее радостью, Ее утешением, Ее любовью, Она приняла от Него Материнство над всем родом человеческим. Умирая, Господь наш Иисус Христос всех нас вручил Ее попечению. И с тех пор Ее материнская любовь не знает покоя, Матерь Божия не знает другого дела, как заботиться о нас. Мы стали Ее детьми, родными, дорогими для Нее. Но надо сказать, мы очень непослушные, неблагодарные, трудные дети, да к тому же у нас столько врагов, столько угрожает нам напастей... Но разве Мать может не заступиться за нас?
«...Иже в напастех и в скорбех и в болезнех, обремененных грехи многими...» Ведь мы с вами, возлюбленные братья и сестры, бываем в жизни совершенно беззащитными. И если бы Она нас не защищала, то нам совсем было бы плохо, потому что скорбей и бед у нас бесчисленное множество и всякая человеческая помощь зачастую бывает тщетна.
От кого же Она нас защищает? Да от всех врагов — видимых и невидимых. Как порой тяжело бывает на душе от незаслуженной обиды, от напраслины, от клеветы или обманутого доверия. Сколько всего этого в жизни у каждого из нас! Как же отрадно излить в горячей, по-детски доверчивой молитве перед Ее иконой всё, что мучает, все свои огорчения. Поведать Ей обо всем, что на душе, как родной Матери, как самому близкому нашему сердцу. Она всё примет, всё поймет, успокоит мятущуюся, колеблющуюся душу, возвратит радость и бодрость унывающему, укрепит подвизающегося.
Сколько у Нее таких детей! Во все времена люди прибегали к Ее помощи и никогда не были постыжены.
Есть у нас особо страшные, особо сильные враги, те, которые невидимы, — наши страсти, греховные немощи, пороки долголетние, сомнения. Эти враги для души еще мучительнее, чем видимые, и грозят они не временными лишениями, а вечной погибелью. И нам непременно надо с ними сражаться и побеждать. Святой апостол пишет: наша брань не против крови и плоти, но против началъств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесных (Еф. 6, 12). Вот эти сонмы темных сил только и ищут нашей погибели. Мы порой и стараемся, и не хотим грешить, а вот никак не выходит у нас исправление. Мы слабы, малодушны, немудры и неопытны, а наш противник диавол ходит, как рыкающий лев, ища, кого поглотить (1 Пет. 5, 8). Если бы не благодатная помощь Матери Божией, то, кажется, ни за что бы нам не спастись. Но Она Сама бдит, Сама приходит туда, где душа изнемогает в борьбе с грехом или готова пасть под тяжестью земного несчастья.
Рассказывают про одну женщину. Она осталась одна с тремя малютками, и ей пришлось заниматься тяжелым трудом, чтобы хоть на что-то жить, кормить и растить своих деток Сама она была слабая. Нужда подтачивала ее силы, а люди пользовались ее беззащитностью. Сколько, бедной, пришлось перенести обид! Она всё терпела молча, заступиться-то было некому. Но и терпения у нее всё же не хватило. Отчаялась мать и не знала, что придумать, чем облегчить свою жизнь. В горьких слезах забылась она однажды и видит: на воздухе стоит Она — Царица Небесная. Стоит в глубоком сострадании, будто бы хочет укрыть и ее, и маленьких ее деток, спавших рядом. «Не отчаивайся, — слышит она голос, — видишь, какая у тебя Заступница...» Ободрилась бедная женщина душой, укрепилась сердцем, как бы набралась терпения, и вскоре дела у нее пошли лучше: люди словно бы заметили ее тяжелое положение, стали помогать. Выросли дети, вышли в люди. Так Заступница покрывает и спасает сирот.
А это история совсем юной девушки. Она осталась одна, без родных, без защиты. Злые люди обманули ее невинную, доверчивую душу, обидели, посмеялись над ней. Надругались над всем, что было у нее святого в жизни... Померк свет Божий для бедной, одинокой души, погасла радость, потерялся смысл жизни, исчезла надежда, а враг, всегда недремлющий, стал толкать ее в пропасть отчаяния: она решила покончить с собой. В глухую полночь заперлась в своей комнате... Какое смятение охватило душу! Стоит, прислонясь к стене, бледная, одинокая, держит стакан со смертельной отравой... Дрожит рука, не слушается. Вдруг со стены падает маленькая иконочка Божией Матери, ударяет по руке, выбивает стакан, и он разбивается. Бедная девушка поднимает иконочку и вспоминает, что это ведь благословение ее покойной мамочки. Не осталось оно напрасным, не пропала втуне материнская молитва. Девушка долго рыдала, благодарила Матерь Божию. Словно бы страшная тяжесть свалилась с ее души, она возродилась к новой жизни, по
чувствовала, что не так уж и одинока: Матерь Божия ее хранит и спасает.
И сколько бывает в жизни таких посещений, незримых для людей, о которых знает лишь Матерь Божия да спасенные Ее любовью души!
Но, дорогие мои, это всё в земной жизни. А когда настанет для нас грозный смертный час, когда пойдем мы неведомым, но неизбежным путем к небу, на котором нас встретят бесовские мытарства, когда спросится с нас отчет о прожитом? Разве не потребуется нам Заступница, разве не будем мы искать сильной Помощницы и Ходатаицы для своей души?
Один юноша глубоко чтил Матерь Божию. Но когда он умер, то в воздухе встретили его полчища злых врагов — мерзких, страшных, наглых. Они окружили его, шумели, выли, свистели, кричали, грозили схватить его и увлечь в бездну. Юноша от страха совсем растерялся, насилу вспомнил имя Матери Божией и взмолился к Ней о помощи. И тотчас молния блеснула сверху. Она попалила и рассеяла бесовские полчища, а юноша увидел, как светлое облако сходило и покрывало его. То Сама Матерь Божия отозвалась на его мольбу и пришла заступиться.
Кто из нас, дорогие мои, не пожелает себе такой дивной, такой сильной Заступницы на пути в вечную жизнь? Она есть и у нас, Она и нас не оставляет, хотя мы и грешные, хотя мы и оскорбляем свою Небесную Матерь и ничем не заслужили Ее любви и заботы. Однако не оставляет Она нас, потому что мы христиане, потому что Сын Ее, возлюбленный Господь наш Иисус Христос, велел Ей помогать нам. Как бы ни было плохо, а всё же мы спасаемся, всё же хотим спастись, хотим смиряться, и воздерживаться, и чистоту хранить, и жить с любовью. Это всё Ее путь, Она прошла через всё это в Своей земной жизни, и про нас Она знает всё, знает, как нам порой трудно, как много у нас соблазнов, искушений и бед.
«Иже в напастех и в скорбех и в болезнех, обремененных грехи многими». Мы с полным доверием и надеждой можем просить Ее всесильной помощи и заступления. Она непременно услышит нас.
ПОКРОВ НЕТЛЕННЫЙ
Возлюбленные братия и сестры, как хотелось бы найти тот небесный, ангельский язык, которым можно было бы рассказать о дивной красоте Пречистой Девы, Ее смирении, Ее голубиной кротости, незлобии, Ее несравненной чистоте, Ее тихой торжествующей святыне, Ее великой славе на небе и на земле.
Как хотелось бы рассказать и о том нетленном счастье, которое льется на душу человеческую, верно служащую Ей. Она так милостива, что жалеет и милует всех, но особенно любит тех, кто старается подражать Ее добродетелям, кто глубоко чтит Ее Сына.
Полюбите Матерь Божию, и в вашей душе, как в зеркале, отразится свет Ее совершенства. Полюбите Ее, и на вашу жизнь прольются лучи Ее милости и заботы. Полюбите Ее, и Она научит вас всему доброму, высокому, святому. И насколько же доступно это счастье всякому, дорогие мои, сколь возможно! Ведь Она, Матерь наша, только и ждет, чтобы мы обратились к Ней за помощью. Она хранит верных, послушных чад Своих, но не отвращается и от нас, грешников, всем хочет спастись и прийти к вечной жизни.
Сколько счастья, сколько отрады в этом сознании Ее материнской близости и любви к нам. И если когда сердце наше переполнялось любовью к Пречистой, если мы думаем о Ней с волнением и слезами радости, то зачем же расставаться с ней, зачем хоть одним грехом неблагодарности оскорблять Ее и гнать от себя? Кто глубоко чтит Матерь Божию, тот знает Ее милость и с благодарностью хранит в сердце следы Ее благодатных посещений. И сейчас разве не пришла Она к нам, разве не стоит Она рядом с нами, пламенно молясь за весь грешный мир, за каждого из нас в отдельности?
Так будем искать следы Ее посещений в нашей жизни, будем внимательно стеречь, улавливать Ее приход, будем думать о Ней постоянно и с сыновней любовью, со смиренной благодарностью принимать Ее нежные прикосновения, хранить благодать Ее посещений, тихий дух любви, смирения и мира, который приносит Она в душу...
Есть такое поволжское сказание.
В зимнюю морозную ночь бедной одинокой странницей брела Она по занесенной дороге. В поле бушевала вьюга, ветер сбивал с ног. Выбиваясь из сил, Она добрела до первой деревенской хаты и робко постучала в окно. Но ее не впустили. «Много вас тут таких ходит», — услышала Она грубый ответ. Она пошла дальше, к следующей хате. Но и здесь Ей не открыли. Так Она шла от хаты к хате, но, увы, никто не хотел Ее пускать, — как тогда в родном Вифлееме, а Она была непраздной, гнали их вместе с Иосифом. Матерь Божия прошла всё село и вышла за околицу. Ветер рвал одежду, мороз сковывал члены... В изнеможении Она зашла на гумно и заплакала. Не о Себе, нет, Она-то привыкла терпеть, а о людях. «Сын Мой, — говорила Она, — что же они такие злые? Тебя, неповинного, гонят и Меня не принимают...»
И дошли эти слезы до неба, увидел их первый грозный ревнитель правды пророк Илия, воспылал он праведным гневом на жестоких людей, не стерпел... Понеслись по небу грозные крылатые кони, раздались громовые удары, огненные молнии стал метать разгневанный пророк. Загорелись хаты, забегали люди, заголосили жены, заплакали дети, взмолились к Ней, Милостивой Заступнице, зовут на помощь Матерь Божию... Тотчас же услышала Она этот стон, жаль Ей стало бедных людей. Она быстро сняла с плеч Своих покров и накрыла им море огня, несчастных селян, оградила их от небесной кары. Смягчился и грозный пророк Илия, уступил милосердию Пречистой, отнял свою кару, умчалась его грозная колесница, никто не погиб, и пожар прекратился.
Дорогие мои, Покров нетленный привлекается покаянием. Если мы не чувствуем себя Ее родными детьми, если не питаем к Ней горячей доверчивой любви, если не ощущаем над собой Ее незримого, но постоянного омофора, то нам надо каяться. Может быть, и к нам Она приходила, тихо, робко стучалась в наше холодное сердце, но мы не узнали Ее или просто не захотели Ее принять, не открылись Ее милосердию. Да где нам заниматься Тобой, говорим, у нас своих забот хватает... И Она уходила со слезами скорби за нас, неблагодарных, грубых, погибающих... Плачет Она, молится, и посещает нас Господь скорбями, чтобы мы совсем не погибли, чтобы мы обратились, раскаялись, взыскали небесной помощи и заступления Царицы Небесной. Раз уж мы такие непослушные, такие неисправимые, и Господь видит, что ничем нас не образумить, кроме как скорбью, то надо нам, дорогие мои, эти скорби принимать как милость Божию, как единственное средство спасения, надо больше каяться да больше просить: «Матерь Божия, помоги, защити, утеши! Покаяния двери отверзи нам, благословенная Владычица!»
Как не попросить прилежно Матерь Божию открыть нам покаянием доступ к Ее милости, к Ее материнскому Покрову? Разве мы не оскорбляем Ее святую материнскую любовь? Разве не нарушаем заповеди Ее Божественного Сына и этим снова распинаем Его? Разве не плачет Она от нашего жестокосердия, ослепления, неблагодарности? И всё прощает. Разве не воздевает Она ныне Свои пречистые руки к Богу со слезами о нас, грешных и недостойных? Вся наша надежда на то, что слезы Матери Божией дойдут до Ее Сына, и Он еще пощадит нас, еще помилует за мольбы нашей милосердной Заступницы.
«Притецем же, людие, к тихому сему и доброму пристанищу — Покрову Девы...». Восплачем перед Нею о грехах своих тяжких, оставим свои злые нравы, переменим греховные обычаи, возлюбим покаяние, обновимся душой, исправим свою жизнь. Она покроет нас Своим нетленным омофором, под которым никому не тесно, всем найдется место. Иначе рискуем погибнуть безвозвратно.
Только на Тебя, Владычица, наша надежда. Мы каемся, мы плачем, мы сетуем, мы вопием к Тебе. Избави нас от праведного гнева Божия, покрой нас от лютых бед и напастей. Мы, как повинные дети, молим: нетленным Покровом покрой нас от временной и вечной погибели.
СВЯТАЯ ИЗГНАННИЦА
Это было давно, в первые века христианства. Евангельская проповедь достигла Кавказа, и один молодой князь со своим небольшим народом принял учение Христа. Далеко в горах он построил женский монастырь для желающих проводить жизнь в чистоте и молитвенном подвиге. К небу возносилось тихое пение, святое славословие, молитвы — точно ангелы святые поселились на земле, в горах, рядом с небом.
Настал праздник Рождества Пресвятой Богородицы. Тихий звон благовеста доносился с гор. Князь собирался в церковь, но совсем другое задумала его дружина. «Князь, едем с нами, ведь у нас сегодня праздник винограда. Вино, веселье, гульба ждут нас...» Им на помощь поспешил старый жрец, служитель
оставленных языческих богов: «Князь, не отказывайся, не изменяй отеческим обычаям...»
И князь поехал с ними, поддался минутной слабости, вспышке старых страстных привычек, послушался льстивых речей искусителей. Много было выпито вина, много сказано безумных речей, кипело веселье и страсти... А с гор лился тихий звон, точно будил уснувшую совесть. Дружине же не терпелось воспользоваться удобным случаем. «Ненавистно нам это черное гнездо, — говорили они князю. — Скажи только слово, мы расправимся с ним, разнесем его по камню...» Пьяная голова не давала отчета в действиях. Князь согласился, дружина не медлила; кони быстро донесли безумных всадников в тихий уголок земного неба, и пение смешалось с воплями и стонами умирающих, кровь полилась по ступеням храма, тихий звон сменился шумом и треском разрушения...
Последним на развалины приехал князь. Он уже отрезвел, уже заговорило сознание и совесть. Тоска снедала его. Одни развалины тлели на том месте, где он с такой любовью всё строил. Он сел на церковный помост, ночная тишина ничем не нарушалась, стоны страдалиц прекратились, дружина уехала торжествовать свою победу Он сидел... Страшно, безотрадно бьио на душе.
Вдруг тихий стон рядом заставил его поднять голову... Перед ним стояла Жена с Младенцем на руках. «Ты изгнал Меня из Моего дома, ты разорил Мою обитель...» — слова, полные упрека и неведомой силы, жгли сердце князя, а очи Ее!.. Они смотрели прямо в душу, и в них было столько печали, столько страдания, что князь содрогнулся от внутреннего трепета. Закрыв лицо руками, он упал ниц...
Когда он пришел в себя, никого уже не было. Тихий стон удалялся куда-то. Но образ видения всё еще стоял перед ним. Откуда он знает эти глаза, этот лик? Почему это так взволновало его?.. Он встал, шагнул, наступил на обломок доски — она перевернулась. На него взметнулись скорбные очи — то была икона Богоматери из иконостаса. Так вот эти глаза, вот Кто явился ему, вот Кого он оскорбил! «Ты разорил Мою обитель, ты выгнал Меня из Моего дома...» — звучало у него в ушах. «Что же я наделал!» — крик вырвался из его груди. Он упал, обливаясь слезами, перед поруганной святыней, перед оскорбленной им Небесной Владычицей... «Ты разорил Мою обитель, ты выгнал Меня из Моего дома...»
Дорогие мои, не слышится ли этот укор и в нашей душе? Может быть, и к нам обращен этот упрек? Не случилось ли с нами то, что мы свою дупгу, с детства чистую, полную устремления к небу и святой жизни, в угоду страстям, земным удовольствиям или обычаям мира опустошили, попрали всё святое, разорили этот свой храм как нечто ненужное, лишнее, отринули от себя всё благочестивое, спасительное? Не гнали ли мы от себя Матерь Божию своими дурными делами? Не нарушали ли святые заповеди Ее Божественного Сына? Ведь Она приходила к нам, часто приходила, и приходит, но мы по своему безумию предпочитаем оставаться со своими греховными привычками, со своими страстями, вместо того чтобы открыть душу тем святым чувствам, которые приносят Ее благодатные посещения.
Она особо отдаляется от нас, если в душе у нас гнездится гордость, самолюбие, гнев и прочие нехорошие чувства. Святые отцы говорят, что где гордость, там Матери Божией нет. Она даже не приходит в эти места. Она Сама смиренная и любит смиренных, а гордость Ею нетерпима, отвратительна.
А ведь как хорошо, возлюбленные, жить под постоянным Покровом Матери Божией, во всем довериться Ее нежной заботе. Сколько же у нас скорбей, сколько трудностей! Порой нам совсем некому помочь, некому защитить нас, и одна Она, Заступница наша, в силах нас покрыть, утешить, укрепить и сохранить во всех наших искушениях и переживаниях. Как печально, как тяжело бывает на душе, если мы теряем эту всесильную помощь, если наша Всеблагая Мать Небесная уходит от нас, гонимая нашей неисправимостью, нашей нравственной нечистотой, непокорностью, бесчинством...
Не изгоняйте святыню из своего сердца, чада мои, не оскорбляйте Матерь Божию! Помните: без Нее нам будет невыносимо тяжко, безотрадно, без Нее нам не спастись.
Дорогие мои, как хотелось бы, чтобы мы, неплодные душой, принесли бы наконец добрые плоды добродетелей, чтобы мы взялись наконец за возделывание своего сердца, чтобы оно произрастило святые благоуханные плоды смирения, чистоты, терпения, кротости, молчания... Пусть наша душа отрешится от обыденной жизненной суеты, пусть забудет свои огорчения и трудности, пусть коснется душой той радости, которую приносит на землю Пресвятая Дева Мария, пусть поверит, что и нам близко и доступно небо и над нами есть Покров и милость Матери Божией. Пусть Ее святой образ всегда живет в нашем сердце, обращает нашу жизнь к святости, к чистоте, ко всему доброму и святому. Пусть Ее святость украшает нашу душу, пусть в душе у нас отразится Ее дивная кротость, Ее глубочайшее смирение, Ее твердая вера, Ее несравненная чистота, Ее безграничная любовь к Богу.
Как хорошо с Ней идти по жизни через все испытания! Как отрадно чувствовать себя под Ее всесильным и вместе с тем нежным Покровом! Ведь грозные тучи застилают горизонт нашей жизни: и личной, и семейной, и общественной, и даже церковной. Ведьмрак ночи всё более сгущается вокруг нас. И только Она еще покрывает и ограждает нас Своим блистающим омофором, только Ее пречистый лик всегда склоняется над нами в материнской тревожной заботе, только Ее светлый образ, как яркая путеводная звезда, сияет нам на жизненном пути, ведет за Собой к небесным высотам, к спасению.
Что будем делать без Нее, родные мои? Кто защитит нас, если Она откажется от нас, утомленная нашими грехами? Кто позаботится о нас, таких беззащитных, таких слабых и одиноких в этом грешном, злобном мире? Ведь Она ведет нас за руку, как мать ведет свое маленькое дитя, через бурю жизни. И спасение наше в том, что Она бесконечно любит и жалеет нас.
Не оскорбляйте Матерь Божию! Не гоните Ее из своего сердца упорной неисправимостью, неблагодарностью! Ведь Она стоит над нами, в молитвенном восторге подняв Свои пречистые руки к Своему возлюбленному Сыну, нашему Господу Спасителю Иисусу Христу. Она для всех нас хочет спасения, но взор Ее печален: слишком много греха на земле, слишком много беззакония, и Ей тяжело молиться за людей, которые совсем забыли Бога и не хотят знать Его священного закона.
О Матерь Божия! Мы Тебя гоним своими грехами. Ты — Святая Изгнанница. Но не оставляй нас сиротами, не дай нам погибнуть в море житейском, не уходи от нас, сохраняй нас среди всех зол и напастей, веди нас за руку к вечной жизни! Матерь Божия, спаси нас!
СВЯТАЯ ВРАТАРНИЦА
Кто из нас не стоял перед закрытыми дверями? Сколько томления в этом ожидании, особенно в холодную зимнюю ночь, в ненастье, в бурю. Сколько страха быть неуслышанным, непринятым!
Говорят, один безродный старичок так и замерз со своей маленькой внучкой у закрытых дверей хаты. Их застигла вьюга на дороге, они долго стучались, обогреться хотели, переждать непогоду, но их не пустили, и они замерзли, занесло их снегом... Только по бугорочкам снежным нашли их...
Мы идем своим жизненным путем, и перед нами как бы закрытые двери, заключенные врата Небесного Царства, — заключенные с тех пор, как только мы сознательно стали грешить, оскорблять правосудного Бога. Но по милости Божией эти грозные и блистающие врата райских селений могут открыться для нас, как открылись они благоразумному разбойнику, как открылись они всем праведникам, искупленным крестным подвигом Господа нашего Иисуса Христа. И Господь всех нас призывает в Свое Царство, всех нас туда ведет и ждет и никого не лишает награды. Но всё же может случиться, дорогие мои, нечто страшное, непоправимое, и когда мы придем к этим заключенным дверям, они не откроются перед нами, нас не впустят или же извергнут вон, как негодного раба, не имевшего брачной одежды (см. Мф. 22,11-13).
«Чертог Твой вижду, Спасе мой, украшенный, и одежды не имам, да вниду вонь...» В эти светлые селения праведных не войдет ни одна душа, опутанная грехами и падениями, не омытая покаянными слезами, одетая в жалкое рубище страстей. Если мы не поспешим, не позаботимся приготовиться к этой вечере в Царстве Божием, то двери прекрасного брачного чертога не откроются перед нами. Да не будет этого!
Есть такая евангельская притча, ее нельзя читать без слез — притча о десяти девах (см. Мф. 25, 1-13). Пятеро были разумные, запасливые; когда пришел замедливший Жених, они сразу зажгли свои светильники и вошли с Ним на брак, и затворены были двери. А неразумные проспали, не позаботились о своих светильниках. Когда пришел Жених, им не с чем было встречать Его, пошли покупать елей и опоздали, пришли к затворенным дверям. Они стучались, просились, но им отвечали: «Мы не знаем вас, идите, здесь нет вам места». О ужас! Они остались вне прекрасного чертога, лишились наслаждения, награды, остались навсегда вовне, на холоде, во мраке... Господь да сохранит каждого, дорогие мои, от этой страшной участи.
Сколько слез позднего раскаяния, сколько терзаний совести и безплодного сожаления у тех, кто опоздает, не войдет. Это самое страшное, безотрадное состояние — опоздать по собственной лености, по неразумию, по безпечной медлительности.
Как же прекрасны эти райские селения! Святой тайновидец, апостол Иоанн Богослов, созерцал однажды в дивном видении Небесный град Иерусалим, где всё новое (см. Откр. 21, 5). Он был украшен, весь сиял красотой, славой, блаженством. Там не было ничего нечистого, ничего печального, там вместо солнца светила слава Божия, и праведники в великой радости наслаждались славословием Бога, а вне ворот этого прекрасного, столь желанного города — псы, и чародеи, и любодеи, и убийцы, и идолос- лужители и всякий любящий и делающий неправду (Откр. 22, 15). И как страшно, как бесконечно печально не войти в этот город, остаться вне навсегда...
Закрытые двери... Святые отцы потоки слез проливали, представляя себе то страшное состояние, тот страшный миг, когда может быть услышан ответ: «Не знаю тебя!..» (ср. Мф. 25,12; Лк 13, 25; Ин. 5, 42 и др.). «Слыша это, — говорит преподобный Ефрем Сирин, — будешь стоять пристыженным. В то же время дойдет до ушей твоих глас радования и веселия, узнаешь голос каждого из друзей твоих и горько воздохнешь тогда, говоря: увы мне, несчастному. Какой славы лишился я и от какого содружества отлучен за злые и непотребные дела! Но воистину праведен суд Божий. Они жили воздержно, а я гонялся за всякого рода удовольствиями... Зато они теперь радуются, а я плачу, они будут царствовать со Христом бесконечные века, а я с антихристом ввержен буду в огонь вечный...» Это и подобное сему будешь говорить, терзаясь, и никакой не получишь от того пользы, потому что нет там пользы и в покаянии...
Возлюбленные братия и сестры! Для нас с вами, таких ленивых, таких неисправимых, не было бы никакой надежды войти в этот Небесный Иерусалим, если бы у ворот его не стояла наша Вратарница...
Вот история Иверской иконы Божией Матери. Эта икона находилась у одной вдовы в Никее. В период иконоборчества эта женщина, чтобы уберечь эту святыню от поругания еретиков, со слезной молитвой и глубокой верой принесла ее на берег моря и пустила по волнам. Каково же было ее изумление и радость, когда икона, никем не поддерживаемая, двинулась по поверхности моря, удаляясь от берега.
Долгие годы эта икона находилась неизвестно где, но наконец однажды она в сиянии небесного света приблизилась по морю к Афонской Горе. Иноки с благоговением приняли небесный дар, принесли икону в храм и поставили в алтаре. Но на другой день ее нашли над воротами обители. Ее каждый раз уносили в алтарь, но она всё возвращалась на то место, которое выбрала сама, — над воротами обители. Наконец Матерь Божия в видении объявила одному иноку, что не хочет быть охраняема ими, но Сама будет их Хранительницей и в этом веке, и в будущем. Икону так и назвали — Вратарница. И сколько отрады, сколько надежды для нас с вами, возлюбленные, в этом наименовании.
«Радуйся, благая Вратарнице, двери райския верным отверзающая».
Вратари бывают жестокие, злые, а Она бесконечно жалеет нас, всем хочет спастись.
Есть такое церковное предание. Святой апостол Петр, которому Господь вверил ключи рая, стал замечать там души тех, кого он не впускал, которые попали в рай неизвестно каким путем и не должны бы были там находиться. Он долго недоумевал, следил, но не мог найти причину, а грешные души всё появлялись неведомо откуда. Долго ходил апостол и наконец что же он увидел? У ограды рая стояла Божия Матерь. Она печально глядела, а в руках Ее была лестница. Эта лестница опускалась вниз, прямо в адскую пропасть, и по ней с трудом, медленно поднимались души грешников, которым удалось вырваться из адских мучений. С какой благодарностью кланялись несчастные своей милостивой Спасительнице! А Она всё стояла, и из Ее очей текли слезы жалости и сострадания. Долго наблюдал апостол эту картину, наконец он тихо удалился, не смея препятствовать милосердию Царицы Небесной...
А ведь говорят, возлюбленные, однажды Она Сама, одинокая Путница, брела через силу по заснеженному полю, дошла наконец до села и долго стучалась в окна домов. Всё село прошла, и никто Ее не впустил, никто не открыл Ей двери своего теплого жилища. Она так и осталась на холоде, на морозе.
Может быть, и мы с вами были среди тех жестоких людей, которые не захотели впустить Ее к себе, может быть, в наше сердце стучалась Она, хотела нам помочь, обрадовать, успокоить, но мы не открыли Ей, мы не поверили Ей, прогнали от себя... И можем ли мы надеяться, что Она поможет нам, сжалится и впустит в желанные врата небесного чертога?
Она готова всех нас впустить, Она только и делает, что ищет нашего спасения, но есть одно, что не допускает, препятствует Ее помощи, — это наша неисправимость. Самое страшное, самое пагубное для нас — это то, что мы плохо исправляемся, никак не оставим грехи свои. А плохо исправляемся мы потому, дорогие мои, что забываем свои прошлые грехи, мы каемся, и Господь нас прощает, но помнить грехи и плакать о них надо всю жизнь. Какие бы добродетели мы ни стяжали, какие бы подвиги ни совершали, они малы по сравнению с нашими грехами. О, если бы мы всегда живо сознавали, что ведь я великий грешник или великая грешница! Это помогло бы нам исправиться, это сохранило бы нас от осуждения ближних, от всякого превозношения и гордости.
Один раз пал великий царственный пророк, но принес покаяние, которое принял Господь; и всё же он не перестал оплакивать свое падение всю жизнь, даже и теперь еще оплакивает. Беззаконие мое аз знаю, и грех мой предо мною есть выну, — смиренно исповедует он (Пс. 50, 5). Святой апостол Петр всю жизнь вставал в полночь, в час своего малодушного отречения от Спасителя, плакал, и потоки слез оставили глубокий след на его лице.
Мария Египетская сорок семь лет провела в пустыне в жестоких трудах покаяния. Терпела зной, стужу, боролась со своими страстями... А мы? Мы ничего не делаем, чтобы загладить свои грехи, мы не только прошлые грехи не помним, но и настоящих не замечаем, живем так беспечно, так рассеянно, мы настолько низки в духовном отношении. Оттого и на исповедь идем, не страшась, не только слез нет, нет и искреннего покаяния, даже грехи свои собрать не можем, не умеем.
Но как же помнить свои грехи, возлюбленные? Святые отцы учат, что не надо вспоминать подробности падений, что нельзя останавливаться мыслями на старых искушениях, чтобы не быть наветником самому себе, чтобы не увлечься вновь, чтобы не ожили в сердце страстные движения. Надо лишь всегда помнить и сознавать, что мы перед Богом преступники, прах, и притом грешны, нечисты. Да разве это не так?
Ну чем мы можем похвалиться, чем оправдаться перед Богом, нашим Создателем, Господом и Судией, мы, немощные, грешные, смертные люди? Чем? Но Господь так милостив, что не воспомянет наших грехов, если мы сами их помним, лишь бы это привело нас в состояние искреннего, постоянного покаяния и глубокого смирения. Покаяние и смирение — два крыла, на которых душа поднимается из своего гибельного нечувствия, освобождается от уз греха и возлегает прямо на самое небо.
Но бывает так, возлюбленные, что иногда при нашей невнимательной, рассеянной жизни мы совсем запутываемся, погрязаем в грехах и не чувствуем всю опасность своего положения. Хотим встать, но ничего у нас не выходит, не знаем, с чего начать, как положить начало покаяния. И всё потому, что не видим ясно своих нынешних грехов, а прошлые забыли. В таком случае, возлюбленные, говорю вам: просите Ее, Матерь Божию. Просите настойчиво, дерзновенно. Она «полагающих начало покаяния грешников верная Предстательнице». Она «крепкое возбуждение спящих совестей».
Она поможет нам вспомнить все наши грехи, может быть, давние, совсем забытые, — грехи детства, юности. Она всё напомнит, всё откроет, Она поможет покаяться и стать на путь исправления.
Будем же помнить, дорогие мои, помнить постоянно о закрытых дверях прекрасного чертога, будем помнить о страшной участи неразумных дев, опоздавших на брачный пир к Жениху. Будем помнить и исправлять ея, чтобы и нам не опоздать, не лишиться вечного райского наслаждения.
Будем с верой просить Матерь Божию, Всеблагую Вратарницу: «Милосердия двери отверзи нам...» Она откроет нам спасительные двери покаяния и Божиего милосердия, Она откроет нам и светозарные врата небесного чертога, где все мы, по милости Божией, сподобимся вечной радости и блаженства со всеми святыми и праведными.
«Радуйся, благая Вратарнице, двери рай- ския верным отверзающая!»
ЗАВЕТНАЯ СВЯТЫНЯ
НЕБЕСНАЯ СТРАННИЦА
Когда Господь наш Иисус Христос сошел с неба на нашу грешную землю во имя совершения великого дела нашего спасения, когда Он жил на земле, когда Он ходил, проповедовал, утешал, Его собственная жизнь совсем не была легкой и спокойной. Он не имел покоя и не искал его. Он не требовал (и почти не получал) благодарности. Он постоянно ходил по городам и селам, совершая всюду добро, оказывая милость. Сам Он при этом не имел, где приклонить главу (см. Лк. 9, 58).
Вслед за Ним ходила Его Пречистая Матерь, Пресвятая Дева Мария. Она так любила Своего Божественного Сына, так желала всегда Его видеть, так томилось Ее материнское сердце опасениями за Его жизнь (Она ведь знала, с какой злобой встречали Его проповедь любви и милосердия жестокосердные люди), что не могла оставить Его. Она незаметно следовала за Ним в отдалении, не искала Себе почета как Мать Божественного Сына, при этом забывая о покое и отдыхе. Ее странствия начались еще зад