История возникновения организации
Борьба против Соввласти со стороны православной церкви с начала Октябрьской Революции, нашла прежде всего свое отражение на деятельности церковного собора 1917-18 годов. Контрреволюционные силы пытались еще на Поместном Соборе использовать церковь в борьбе с Пролетарской Революцией.
На избранного на Соборе патриарха к.-р. церковники смотрели не только как на главу церкви, как на церковный центр, но и как на главу нации, пытаясь под знаменем патриаршества объединить к.-р. силы.
Эта борьба сказалась в первый период деятельности патриарха Тихона и особенно в период изъятия церковных ценностей в 1921-22 годов.
Внутри, так называемой «Тихоновской» церкви, сохранились наиболее непримиримо настроенные к Соввласти круги мирян, духовенства и иерархов, монархистов по убеждениям и связанных с к.-р. монархическими организациями, которые пытались и после покаяния и осуждения патриархом Тихоном своей к.-р. деятельности, сохранить прежнее к.-р. направление церковной политики, не мирились с происшедшей социальной революцией и пытались толкнуть церковь на путь борьбы с Соввластью.
Одной из таких влиятельных церковно-монархических групп являлась часть ленинградского духовенства и мирян, объединенных вокруг собора «Воскресения на крови», которые в период времени 1923-27 годов приобретает в Ленинграде значение центра самого крайнего, реакционного направления среди духовенства «Тихоновской» ориентации.
Еще до возникновения организации «Истинно-православных» группа пыталась сдвиги в настроении части духовенства Ленинграда в духе идей, выраженных митр. Сергием в его декларации 1927 года, возвратить на контрреволюционную «Тихоновскую» платформу. Один из видных впоследствии деятелей организации священник ВЕРЮЖСКИЙ, занимавший в группировке руководящее положение, пытался единоличной поездкой в 1926 году к митр. Сергию добиться назначения в Ленинград митр. Иосифа (ПЕТРОВЫХ), как одного из реакционнейших иерархов. Предполагалось, что митр. Иосиф в Ленинграде сыграет роль преграды прогрессивным настроениям духовенства.
Выступление митр. Сергия с его декларацией (1927 г.) послужило только толчком к отколу от него и от возглавляемой им церкви этой наиболее непримиримой, агрессивно-антисоветски настроенной части иерархов, духовенства и мирян и к ее последующему оформлению в виде к.-р. монархической организации церковников «Истинно-православных».
Из упоминаемой выше группы ленинградского духовенства, сложился вскоре церковно-административный центр организации, так как в Ленинграде, в кафедральном соборе «Воскресения на крови» имели место своего пребывания временно митр. Иосиф и постоянно архиепископ Димитрий ЛЮБИМОВ, епископы Сергий ДРУЖИНИН и Василий ДОКТОРОВ — церковные вожди к.-р. организации «Истинного православия».
Оформление церковно-административного
Центра организации
В оформлении церковно-административного центра организации «Истинно-православных» решающую роль сыграл представитель светской, монархической группировки московских церковников — профессор М. А. НОВОСЕЛОВ.
Указанная к.-р. группа церковников, решившая организовать под флагом церкви нараставшую в Союзе а/с активность классово-враждебных пролетариату сил, нуждалась в привлечении иерархов и влиятельного духовенства, которые согласились бы возглавить эту новую к.-р. организацию.
Из показаний самих обвиняемых видно, что профессор НОВОСЕЛОВ Михаил Александрович явился одним из идеологов и организаторов движения «Истинно-православных»; НОВОСЕЛОВ в течении нескольких лет, будучи на нелегальном положении, жил без прописки и скитался по разным местам. По этому вопросу обвиняемый ВЕРЮЖСКИЙ показал:
«НОВОСЕЛОВ был человеком борьбы… Он был одним из представителей той реакционной части русской интеллигенции, которая боролась с Соввластью через церковь…
От профессора А. И. БРИЛЛИАНТОВА, своего сослуживца по Духовной Академии, я слыхал и до этого времени (около 1925 года), что НОВОСЕЛОВ приезжал в Ленинград, что он не имел вида и ночевал в разных местах»
(л. д. 94, 261-263).
С момента выпуска митр. Сергием своей декларации, вызвавшей протест со стороны монархически настроенной части православного духовенства, представитель московской группы к.-р. церковников М. А. НОВОСЕЛОВ развивает лихорадочную деятельность, стремясь объединить разрозненное, антисергианское духовенство и иерархов, придать их выступлениям организованный характер; побудить их увлечь за собой массы, на борьбу с Соввластью и за ее свержение путем выступлений и восстаний под религиозно-фанатическими лозунгами. Тот же обвиняемый ВЕРЮЖСКИЙ показывает:
«Кроме Ленинграда НОВОСЕЛОВ был верным деятелем по нашей организации и в других местах, в Москве, в Твери. Он разъезжал по Союзу с целью вербовки в организацию и создавал к.-р. группы с отходом от митр. Сергия, на местах».
(л. д. 264).
Естественно, что в поисках «духовных» вождей для организации московская к.-р. группировка церковников должна была ориентироваться на Ленинград, где кадры православного духовенства и иерархов отличались своей преданностью монархии и престолу. НОВОСЕЛОВ сохранил и поддерживал тесные связи с виднейшими, к.-р. церковниками Ленинграда (кружок профессора БРИЛЛИАНТОВА).
В Ленинграде НОВОСЕЛОВ вступает в тесную связь с группировкой «Тихоновцев», объединяемых храмом «Воскресения на крови», подчиняет своему влиянию наиболее агрессивно-антисоветски настроенных представителей этой группировки, убеждает их встать на путь нового к.-р. выступления под флагом церкви и «духовного» возглавления к.-р. монархической организации церковников «истинно-православных». Обвиняемый ВЕРЮЖСКИЙ показал:
«Один раз мы у БРИЛЛИАНТОВА чуть даже не встретились с НОВОСЕЛОВЫМ. Я был у БРИЛЛИАНТОВА, а НОВОСЕЛОВ шел к нему, но узнав от прислуги о моем присутствии, почему-то повернул назад».
«Пока было поручено протоиерею Феодору АНДРЕЕВУ вместе с НОВОСЕЛОВЫМ написать обращение к митр. Сергию. Через несколько дней это обращение и было заслушано в квартире епископа Димитрия ЛЮБИМОВА на собрании, на котором присутствовали и НОВОСЕЛОВ, и протоиерей Феодор АНДРЕЕВ, и некоторые другие лица из духовенства, в том числе и архиепископ Гавриил ВОЕВОДИН. Меня удивило тогда, что это было не просто обращение, а уже заявление о формальном отходе, чего не имелось в виду на предварительном совещании. По-видимому, в этом смысле дал наклон мысли протоиерею Ф. АНДРЕЕВУ НОВОСЕЛОВ».
«Таким образом, инициатива нашего отхода от митр. Сергия или, по крайней мере, последний толчок к нему, принадлежали, по моему мнению, М. А. НОВОСЕЛОВУ».
(л. д. 262-263).
По этому же вопросу обвиняемый священник СТРЕЛЬНИКОВ показал:
«Под видом «чаепития», после службы в соборе, в моей комнате контрреволюционная группа из указанных лиц епископа Димитрия ЛЮБИМОВА, прот. Феодора АНДРЕЕВА, прот. НИКИТИНА и прот. ВЕРЮЖСКОГО, вместе с НОВОСЕЛОВЫМ собиралась также примерно в конце февраля или начале марта 1928 года…
По его (ВЕРЮЖСКОГО) словам, здесь тогда говорили, что митр. Иосиф, епископ Димитрий и ядро организации в Ленинграде должны составлять «церковно-административный» центр организации «Истинно-право-славных», так как было уже известно, что митр. Иосиф согласился принимать всех отошедших от митр. Сергия не только из священников, но и епископов, так как он считал себя кандидатом на заместителя митр. Петра».
(л. д. 149)
Построение организации
Так как митр. Иосиф считался ленинградским митрополитом, то церковно-административный центр в Ленинграде превратился во всесоюзный, руководивший всей практической к.-р. деятельностью филиалов организации, раскиданных по всей территории Союза ССР.
Руководители организации намечали вовлечение в организацию епископата и виднейшего духовенства, которые в свою очередь должны были увлечь за собой массы и двинуть их под лозунгом защиты «Истинного православия» на активную борьбу с Соввластью.
Для этой цели организация завязывала сношения с наиболее реакционным иногородним и провинциальным духовенством. К иерархам православной церкви посылались специальные агенты с письмами, призывающими к присоединению и вступлению в организацию «Истинно-православия». По этому вопросу обвиняемый св. СТРЕЛЬНИКОВ показал:
«Так, прот. Федор АНДРЕЕВ привлек к организации живущего в Киеве священника Анатолия ЖУРАКОВСКОГО...
Через ЖУРАКОВСКОГО в Киеве создалась контрреволюционная группа священников в составе около 6 человек. Приезжавший из Москвы на посвящение к епископу Димитрию Измаил СВЕРЧКОВ также, по-видимому, был привлечен к контрреволюционной организации Федором АНДРЕЕВЫМ…
Московские священники ГОЛОШАПОВ и СВЕРЧКОВ имели связь с епископом Димитрием также через АНДРЕЕВА. В Твери контрреволюционная группа священников образовалась также через прот. АНДРЕЕВА, через приезжавшего к нему священника ЛЕВКОВСКОГО…
Что касается других лиц — епископов, которые вступили в контрреволюционную организацию «Истинно-православных», то таковыми были епископ ВИКТОР из Вятской губ., епископ АЛЕКСИЙ из Воронежской губ., епископ ИОСАФ из Екатеринославской губ, епископ ПАВЕЛ из Харьковской губ., епископ ВАСИЛИЙ ДОКТОРОВ из г. Каргополя, епископ ВАРСОНОФИЙ и епископ СИНЕЗИЙ. Всех этих епископов принял в общение с собою, как я полагаю, сам митр. Иосиф и, как я думаю, контрреволюционная директива этим епископам давалась самим митр. Иосифом…
Там, где были контрреволюционные вожди — епископы, там ими образовались и контрреволюционные кадры духовенства. Особенно в этом отношении контрреволюционного элемента из духовенства было много в Вятской губ, где был епископ ВИКТОР».
(л. д. 160, 162).
Подтверждая это обвиняемый священник ВЕРЮЖСКИЙ показал:
«Организация распространялась и на другие места Союза. В Москве наиболее ярким деятелем ее был прот. Валентин СВЕНЦИЦКИЙ; в Твери — прот. Александр ЛЕВКОВСКИЙ; в Серпухове — св. Александр КРЕМЫШАНСКИЙ, а потом — епископ Максим ЖИЖИЛЕНКО; в Великом Устюге — св. Михаил ШИЛОВ; на Кавказе — св. Алексей ШИШКИН. Все они связаны были с архиеп. Димитрием ЛЮБИМОВЫМ. СВЕНЦИЦКИЙ и ЛЕВКОВСКИЙ были связаны также с НОВОСЕЛОВЫМ; ЛЕВКОВСКИЙ, КРЕМЫШАНСКИЙ, ШИШКИН — с прот. Феодором АНДРЕЕВЫМ. В Киеве представителями нашей организации были: прот. Анатолий ЖУРАКОВСКИЙ, прот. Андрей БОЙЧУК. Связаны были с архиеп. Димитрием. ЖУРАКОВСКИЙ, кроме того, — с прот. Феодором АНДРЕЕВЫМ, БОЙЧУК — со мной. Наша организация существовала также в Вятке. Главным деятелем там был епископ ВИКТОР. После его ареста его епархия была связана с архиеп. Димитрием ЛЮБИМОВЫМ. В Воронеже главным деятелем организации был епископ Алексий БУЙ. После его ареста его епархия была связано с архиеп. Димитрием ЛЮБИМОВЫМ. «Истинно-православные» церкви существовали также под Харьковом. Здесь главным руководителем был Харьковский епископ Павел КРАТИРОВ. В Подмосковье «Истинно-православным» епископом был Иосаф ПОПОВ, тоже имевший несколько церквей в своем ведении».
(л. д. 280)