Р. Ф. Коттрелл (R. F. Cottrell)
(1814-1892)
|
«Такая доктрина, в которой одна личность – это три личности, и три личности – это одна личность, совершенно противоречит здравому смыслу и рассудку. Я верю, что сущность и качества Бога гораздо выше того, что могут понять мой разум и чувства, но доктрина, против которой я возражаю, противоречит, да, именно так – противоречит тому, что Бог Сам лично заложил в нас. И Он не просит нас верить в это. Чудо находится за пределами нашего понимания, и мы верим в чудеса, в чудеса, которые не противоречат нашему рассудку. То, что мы видим и слышим, убеждает нас в существовании силы, совершившей величайшее чудо творения. Таким же образом наш Творец сделал абсурдным для нас, что одна личность может быть тремя личностями, и три личности – одной. И в Его Слове, явленном нам, Он никогда не просил такому верить.
Сама вера в троицу не является таким уж ярким свидетельством пагубного влияния вина, которым упоены все народы. Тот факт, что эта доктрина была одной из главных, если не самой главной, на которой римский епископ вознёсся до положения папы, мало говорит в её пользу. И это должно стать причиной самостоятельного исследования этой доктрины, так как бесовские духи, творящие чудеса, прилагают усилия, чтобы внушить людям веру в бессмертие души. Если бы я никогда ранее не подвергал это сомнению, я бы сегодня исследовал это до основания с помощью слова, которое современные спиритуалисты ни во что не ставят…
|
|
Д. У. Халл (D. W. Hull)
БИБЛЕЙСКАЯ ДОКТРИНА БОЖЕСТВЕННОСТИ ХРИСТА
«Противоречивые положения, которых многие придерживались в отношении так называемой троицы, без сомнения, оказались первопричиной многих других заблуждений. Ошибочные взгляды на Божественность Христа являются частью того, что ведёт нас к заблуждению в отношении истины об искуплении…
Доктрина, которую мы предлагаем проверить, была принята на Никейском соборе в 325 году. И с того времени всех, кто не исповедовал этот особый догмат, служители церкви осуждали как опасных еретиков. За неверие в эту доктрину предавали анафеме, как это произошло с арианами в 513 году.
Мы можем проследить, что эта доктрина берёт начало от «человека греха», а также выяснить, что в то время она была введена силой, и не иначе. Поэтому, мы заявляем о нашем праве исследовать этот вопрос и выяснить, что об этом говорит Писание.
Но здесь я предвижу встречный вопрос, который очень часто задают: «Вы верите в Божественность Иисуса Христа?» Разумеется, мы верим. Но не так, как учит церковь М.Е., будто Христос – истинный и вечный Бог и, в то же время, истинный человек, что человеческая Его часть – это Сын, а Божественная – Отец.
Мы можем здесь добавить, что ортодоксальный взгляд на Бога, как он выражен у них в нескольких «пунктах веры», выражается в том, что «Бог без тела, частей, чувств, центра, периферии, или местоположения». Будет очень просто доказать, что такая точка зрения является чрезвычайно сомнительной, если не атеистической, по природе. Совершенно ясно, что такой Бог, как этот, должен быть полностью лишённым существования.
|
|
В Деян. 7:55,56 Стефан, воззрев на небо, «увидел славу Божию и Иисуса, стоящего одесную Бога», и сказал: «Вот, я вижу небеса отверстые и Сына человеческого, стоящего одесную Бога». Это показывает, что Бог, по крайней мере, имеет правую руку. Беспристрастен и сам факт, что человек сотворён по образу Божию (Быт. 1:27; 5:1; 9:6).
Но вернёмся к нашему вопросу. Мы беспристрастно выслушаем противоположную сторону, и также беспристрастно исследуем все основные заявления тринитариев.
«Ибо младенец родился нам; Сын дан нам; владычество на раменах Его, и нарекут имя Ему: Чудный, Советник, Бог крепкий, Отец Вечности, Князь мира» (Ис. 9:6). Сделаем особое ударение на выражениях «Бог крепкий» и «Отец вечности». Если бы было выражение «Бог Всемогущий», тогда бы это имело вес, но когда мы читаем о могучем человеке, не о том, который всемогущий, а который сильнее своих товарищей, мы должны понимать, что слово применено в ограниченном смысле. Хотя нам может быть и не понятно ограничение власти Христа, но Он ясно заявил: «Отец Мой более Меня» (Иоанна 14:28).
В 10 главе Евангелия от Иоанна мы находим, что хотя наш Спаситель и не сказал, что Он – Бог, а только Сын Божий, и что Он и Отец – одно, иудеи расценили Его слова как объявление Себя Богом. Перед этим они заявили, что Он Сам Себя делает равным Богу. Иисус же оправдал Свои заявления словами из Писания: «не написано ли в законе вашем: «Я сказал: вы боги»?». Но, так как я должен буду ещё обратиться к этому стиху, сейчас мы его пропустим.
В 18 главе книги Бытие читатель может увидеть, что Ангел, который действует как слуга или посланник Господа, часто назывался Господом.
Следующее выражение из Быт. 32:30 относится к Ангелу: «И нарёк Иаков имя месту тому: Пенуэл; ибо, говорил он, я видел Бога лицем к лицу, и сохранилась душа моя».
|
|
Наши оппоненты находятся в затруднении, пытаясь уладить этот вопрос, и показать, каким образом и почему Отец развивал Себя и возрастал так медленно. Это должно было быть время, когда Бога не было, или, что Бог должен был Себя разделить и управлять частью Самого Себя, как младенца, пока не разовьются его разумные способности. Они решают этот вопрос, говоря нам, что велика благочестия тайна: Бог явился во плоти и т. д..
…процитируем стих полностью: «И беспрекословно – великая благочестия тайна: Бог явился во плоти, оправдал Себя в Духе, показал Себя Ангелам, проповедан в народах, принят верою в мире, вознёсся во славе» (1Тим. 3:16). Мы должны верить, что Отец явил Себя только через Своего Сына и никого другого. Слово стало плотью и обитало с нами, говорит Иоанн, и без сомнения, это то Слово, Которое было в начале у Бога, и которое было Бог (Иоанна 1:1).
Почему слово названо Богом? Прочитаем третий стих: «Всё чрез Него начало быть». Так как было всегда известно, что Христос сотрудничал с Отцом, то, несомненно, что через Него создано все. Смотрите Кол. 1:15,16 и Евр. 1:2, сравните с Быт. 1:26. Но оппоненты настаивают, что Бог, явленный во плоти, не способен на страдания или существование, сравнимое с человеческим. Мы только заметим, что если одной частью Христа был Бог, а другою – Его человеческая природа, тогда мир был три дня без Бога. Ибо Пётр говорит нам: «Потому что и Христос, чтобы привести нас к Богу, однажды пострадал за грехи наши, праведник за неправедных, быв умерщвлён по плоти, но ожив духом» (1Петр. 3:18).
Если это был никто другой как Отец, явивший себя во плоти, то это был бы также Он, Который принял во плоти смерть. Но достаточно по этому вопросу. Должным образом я попытаюсь показать, что Христос умер полностью – телом и душой.
|
|
Но послушаем Спасителя, что Он говорит: «Не о них же только молю, но и о верующих в Меня по слову их: да будут все едино; как Ты, Отче во Мне, и Я в Тебе, так и они да будут в Нас едино, - да уверует мир, что Ты послал Меня. И славу, которую ты дал Мне, Я дал им: да будут едино, как Мы едино» (Иоанна 17:20-22).
Никто не спорит, что Христос молился за единство учеников, и за тех, которые впоследствии станут верующими через их слово. И очевидно, что Он желал им быть едиными в целях. Если бы этот отрывок был как следует оценен, то, я думаю, мы не услышали бы никого, кто благодарил бы Бога за множество сект и разделения.
Но здесь возникает вопрос: как Отец и Сын едины? Мы отвечаем. Они сотрудничают вместе, Они объединились. Сказано, что муж и жена станут одним, потому что их жизненные интересы связаны вместе. Отец и Сын тоже имеют один общий интерес, и поэтому они едины. Я опять замечу, что если бы вы увидели подобную фразу не в Писании, а где-нибудь ещё, то никакой опасности появления подобных недоразумений не возникло бы.
|
|
В Иоанна 5 против Господа выдвинуто такое же обвинение: «Иисус же говорил им: Отец Мой доныне делает, и Я делаю. И ещё более искали убить Его иудеи за то, что Он не только нарушал субботу, но и Отцем Своим называл Бога, делая Себя равным Богу». Если бы объявление Себя Сыном Божьим было равнозначно объявлению Себя Иеговой, иудеи обвинили бы в этом Иисуса. Но мы не находим ни такого обвинения, ни даже намёка, что иудеи так понимали Спасителя.
Между прочим, это выглядит странным: если Иисус когда-либо называл Себя Иеговой, то почему иудеи не обвинили Его в этом? Как было бы им удобно вдруг воспользоваться таким заявлением и обвинить Его так: «Теперь мы видим, что этот человек богохульник, так как Он сказал: «Я вечный и премудрый Иегова»». Но Спаситель не претендовал на то, чтобы быть равновеликим с Отцом, так как Он был только уполномочен на власть Отцом.
|
Согласно тринитариям, можно перефразировать следующие стихи следующим образом:
Стих 26: «Ибо как Моя Божественная природа имеет жизнь в Себе, так и Моей человеческой природе дала иметь жизнь в Себе».
|
Стих 43: «Моя человеческая природа пришла во имя Моей Божественной природы, и не принимаете её».
Такой подход делает некоторые места Писания кучей абсурда.
Читатель может убедиться, что об Отце и Сыне говорится как о двух отдельных Личностях. Вернёмся к стихам Иоанна 6:37-40. «Всё, что даёт Мне Отец, ко Мне придёт, и приходящего ко Мне не изгоню вон; Ибо Я сошёл с небес не для того, чтобы творить волю Мою, но волю пославшего Меня Отца». Мы можем здесь остановиться, чтобы выяснить, кто сошёл с небес. Прежде мы выяснили, что человеческая природа Христа считается рождённой (и мы в это верим). И наши оппоненты тоже не считают, что человеческое сошло с небес. Тогда мы спросим: кто был говорящий? Это был Тот, Кто сошёл с небес, и Которого назвали Божественной частью. Если Божественная часть была Божеством, или Отцом, тогда есть противоречие где-то в другом месте, ибо наш Спаситель сказал только что: «А вы ни гласа Его никогда не слышали, ни лица Его не видели».
|
«Воля Пославшего Меня есть та, чтобы всякий, видящий Сына и верующий в Него, имел жизнь вечную; и Я воскрешу его в последний день» (Иоанна 6:40. Мы снова и снова читаем стихи, которые показывают, что Иисус был послан Отцом, и это значит, что Божество не было объединено с человеком. Зачем нужно было бы говорить о Человеке, посланном от Отца, если бы это был Сам Отец в человеческой плоти? Это также показывает, как мы видели раньше, что Бог послал человека, и что этот Человек и Бог – две разные Личности. Мы считаем, что для тринитариев невозможно решить этот вопрос. Мы также находим и другие места, доказывающие, что Они – не одна личность.
|
«Ибо Сам Отец любит вас, потому что вы возлюбили Меня и уверовали, что Я исшёл от Бога. Я исшёл от Отца и пришёл в мир; и опять оставляю мир и иду к Отцу» (Иоанна 16:27,28). Что бы вы подумали о человеке, который переехал из одного штата в другой со своей семьёй, и через некоторое время заявляет, что собирается вернуться обратно, туда, где мог бы увидеть свою семью? Если вы не можете допустить такие несообразности у нас, у людей, как вы можете обвинять Спасителя в оставлении мира, чтобы пойти к Отцу, и в то же самое время утверждать, что Спаситель был Сам Иегова?
«И говорит им: чашу Мою будете пить, и крещением, которым Я крещусь, будете креститься; но дать сесть у Меня по правую сторону и по левую – не от Меня зависит, но кому уготовано Отцем Моим» (Матф. 20:23). Здесь Христос не мог взять на себя такие полномочия, чтобы дать обещание, не имея на то разрешения от Отца. Хотя Иисус и сказал им о том, что приготовлено для некоторых, но Он не имел власти это дать.
«Или думаешь, что Я не могу теперь умолить Отца Моего, и Он представит Мне более, нежели двенадцать легионов Ангелов?» (Матф. 26:53). Было бы бессмысленно, если бы Христос молился Сам Себе за Себя же. Наши друзья должны либо утверждать, что Христос был обманутым, либо, что Бог и Его Сын были двумя отдельными Личностями. Иначе, это был бы просто фарс Христа, молиться Самому Себе, чтобы послать Ангелов на помощь Себе же.
«О дне же том и часе никто не знает, ни Ангелы небесные, а только Отец Мой один» (Матф. 24:36). Мы не верим, что Сын никогда не должен был об этом узнать. Но Он не знал этого в тот момент, когда говорил, а узнать должен был и, возможно, узнал сразу после Своего воскресения. «Дана Мне всякая власть на небе и на земле» (Матф. 28:18) – и это должно включать необходимость полного знания. Но очевидно, что эта власть Ему делегирована (т.е., передана). И сам факт сообщения Своим ученикам того, что Ему дана всякая власть, подразумевает, что прежде, хотя Он и имел большую власть, Он не обладал всей властью.
«И ныне прославь Меня Ты, Отче, у Тебя Самого славою, которую Я имел у Тебя прежде бытия мира» (Иоанна 17:5). Здесь Христос молит о славе и, это очевидно, что молит Он о той же самой славе, которая у Него уже была до бытия мира. «Ибо слова, которые Ты дал Мне, Я передал им, и они приняли и уразумели истинно, что Я исшёл от Тебя, и уверовали, что Ты послал Меня» (Иоанна 17:8). Если Христос и Отец – одна личность, то можно справедливо спросить: зачем Он так горячо молился?» (D. W. Hull, Nov. 10, 1859, Review & Herald, vol. 14, page 193-195).
«Библейская доктрина о Божественности Христа (заключение).
Таким образом, мы выяснили, что Отец и Сын – две разные Личности. И сейчас мы приведём другие стихи, прямо указывающие на это.
|
|
«Ибо вкрались некоторые люди, издревле предназначенные к сему осуждению, нечестивые, обращающие благодать Бога нашего в повод к распутству и отвергающиеся единого Владыки Бога и Господа нашего Иисуса Христа» (Иуды 4). Как ещё более ясно можно было использовать человеческую речь, чтобы показать, что «единый Владыка Бог» отличен от «нашего Господа Иисуса Христа».
«Ибо в вас должны быть те же чувствования, какие и во Христе Иисусе: Он, будучи образом Божиим, не почитал хищением быть равным Богу; но уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам и по виду став как человек (здесь идёт речь не о человеческой природе, но о Нём самом).Смирил Себя, быв послушным даже до смерти (нет, говорят тринитарии, Его тело стало послушным до смерти, но Его Божественная природа никогда не умирала в страданиях), и смерти крестной. Посему и Бог превознёс Его и дал Ему имя выше всякого имени, дабы пред именем Иисуса преклонилось всякое колено небесных, земных и преисподних, и всякий язык исповедал, что Господь Иисус Христос в славу Бога Отца» (Филип. 2:5-11).
|
«Боже Мой, Боже Мой! Для чего Ты Меня оставил?» (Марка 15:34). Здесь, пока наш Спаситель страдает на кресте, мы видим, что Он называет Своего Отца Богом Своим, но Его Бог оставил Его. Здесь тринитарии утверждают, что Его Божественная природа оставила Его. В таком случае, Христос был жив, когда Его Божественная природа оставила Его. Значит, умерла только человеческая природа. В итоге мы имеем всего лишь человеческую жертву.
«Благодать вам и мир от Бога Отца и Господа нашего Иисуса Христа, Который отдал Себя Самого за грехи наши, чтобы избавить нас от настоящего лукавого века, по воле Бога и Отца нашего» (Гал. 1:3,4).
«Бог же мира, воздвигший из мёртвых Пастыря овец великого Кровию завета вечного, Господа нашего Иисуса (Христа)» (Евр. 13:20). Здесь опять говорится о Боге, как о Существе, отличном от Иисуса Христа. Из этого нам ясно, что пока Иисус был мёртв, Бог мира оставался жив, иначе Он не смог бы воскресить Христа из мёртвых.
|
Мы сказали, что Христос должен был умереть. Причина для такого нашего утверждения в том, что человек грешник должен умереть. И если нет никого другого, кто бы мог заплатить своею смертью за его грех, то нет надежды на воскресение (смотрите 1Кор. 15:26). Адам, согрешив, навлёк смерть на всю человеческую расу. Христос Своею смертью вернул нам жизнь опять. Но Он не может вернуть бессмертие тем, кто всю свою жизнь живёт, нарушая святой Божий Закон.
«И как человекам положено однажды умереть, а потом суд, так и Христос, однажды принесши Себя в жертву, чтобы подъять грехи многих, во второй раз явится не для очищения греха, а для ожидающих Его во спасение» (Евр. 9:27,28). Нет никакого недостатка в этой смерти за людей, чтобы дать каждому воскресение. Христос здесь представлен как Жертва. Если бы какая-нибудь часть агнца, приносимого в жертву, изымалась от тела, тогда бы и какая-то часть Христа не умирала. Но нам говорят, что душа Христа не умирала. Мы утверждаем, что для того, чтобы уплатить за человека долг и воскресить его к жизни, Он должен был умереть той же смертью, какая полагалась человеку за грех. Неужели наши друзья тринитарии так невнимательны, чтобы получить соединение из четырёх элементов вместо трёх? Первая часть у них – Божественная природа Христа, затем идёт Его человеческая природа, которая делится на две части – тело и душу, и, наконец, четвёртая часть – Святой Дух.
«Оттого возрадовалось сердце моё и возвеселился язык мой; даже и плоть моя успокоится в уповании; ибо Ты не оставишь души моей в аде и не дашь святому Твоему увидеть тление» (Пс. 15:9,10). Было бы абсурдом сказать, что душа Христа не останется в аде, если она там никогда не была. В доказательство того, что это относится ко Христу, обратимся к свидетельству Петра: «Ибо Давид говорит о Нём: «видел я пред собою Господа всегда, ибо Он одесную меня, дабы я не поколебался»» (Деян. 2:25). Затем идёт цитирование Псалма 15:9,10. Далее он продолжает, чтобы показать, что это не Давид, потому что гроб его у нас до сего дня (свидетельство того, что душа Давида осталась в аде). Пётр продолжает: «Он прежде сказал о воскресении Христа, что не оставлена душа Его в аде (могиле), и плоть Его не видела тления». Это указывает на то, что Давид относил эти слова ко Христу. Но далее апостол продолжает: «Ибо Давид не восшёл на небеса, но сам говорит: «сказал Господь Господу Моему: седи одесную Меня»». Это свидетельствует о том, что живой ли, мёртвой ли, душа Христа вошла в безмолвную гробницу.
|
|
|
«На подвиг души Своей (Его душа страдала до смерти) Он будет смотреть с довольством; чрез познание Его Он, Праведник, Раб Мой, оправдает многих, и грехи их на Себе понесет. Посему Я дам Ему часть между великими, и с сильными будет делить добычу» (Ис. 53:11,12). Почему? Потому, что «предал душу Свою на смерть, и к злодеям причтён был, тогда как Он понёс на Себе грех многих и за преступников сделался ходатаем». Всё так ясно, что нет нужды в комментариях.
Если читатель вернётся к 1 Кор. 15, он заметит, что Павел основывает нашу надежду на воскрешении Христа из мёртвых: «А если Христос не воскрес, то проповедь наша тщетна» - говорит апостол. Но современные теологи могли бы ответить, и не только Павлу, что единственно важная часть природы Христа вернулась на небо в момент Его смерти на кресте.
|
Давайте посмотрим, что Сам Спаситель думал об этом. «Ибо как Иона был во чреве кита три дня и три ночи» (Матф. 12:40). Каким образом Иона был во чреве кита? Была ли его душа на небе в то время, когда тело было в чреве кита? Как Сын человеческий должен был попасть в сердце земли? Нам отвечают, что Его тело положили в гроб, а Его душа, Божественная Его природа или что-то ещё, ушла в рай. Но у нас есть ещё свидетельство по этому вопросу. «Иисус говорит ей: не прикасайся ко Мне, ибо Я ещё не восшёл к Отцу Моему» (Иоанна 20:17). Это было через три дня после того как Господь дал обещание разбойнику. Этого вполне достаточно, чтобы беспристрастно определиться в этом вопросе.
Мы надеемся, что честно исследовали этот вопрос, многократно обращаясь к Писанию. Мы нашли положительные свидетельства, чтобы показать:
- что Бог есть Личность;
- что Иисус Христос был Его Сыном;
- что Он и Его Отец были разными Личностями, имеющими общий интерес;
- что Иисус Христос умер телом и душой и снова воскрес.
|