Промыслительное отсутствие догматов по общественным вопросам при наличии основных данных для их решения
Жизнь отдельных христиан влияет на общественную жизнь. Отсюда может встать вопрос: какими должны быть, с христианской точки зрения, государство, экономика, социальная структура, и могут ли они быть христианскими? Церковь не имеет догматических решений этих вопросов, и христианские мыслители решают их по-разному.
Но отсутствие догматов в этой области предохраняет, в некоторой мере, людей от худшей формы тирании во имя Христа, не исключая, впрочем, некоторые бесспорные данные, помогающие находить верные решения.
Господь Иисус Христос и устроение общественной жизни
Христос пришел основать не земное, а Небесное Царство. "Царство Мое не от мира сего" (Ин.18:36), ответил Иисус на суде Пилату. Он не учил и не заботился об устроении общественной жизни. Но открыв людям законы нравственной жизни, тем самым Господь их установил. Во многом Господь Иисус Христос подтвердил ветхозаветный Закон. Апостолы и Отцы Церкви утверждают поэтому, что закон (нравственный, во всяком случае) лучше беззакония.
Евангельский нравственный закон
Христианский нравственный закон - не веление, а призыв, несовместимый ни с принуждением, ни с ссылкой на авторитет. Это "закон свободы" (Иак.1:25) и закон любви. Его исполнимость и его обязательность - плоды благодати; обретающий ее знает, что закон Христов есть закон жизни, а его нарушение - путь к смерти. В Царствии Божием не может быть иного закона, как и в Церкви, которая является начатком Царства Божия на земле.
Церковь, мир и Право
В мире, кроме нравственных, имеются и правовые отношения. Евангелие нигде их не отрицает и не отвергает Права. Господь сказал: "Отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу" (Мф.22:21). Человеческое общество управляется на основании Права, и "сыны Царства" подчиняются ему, но поскольку оно не противоречит закону евангельскому.
Что есть Право
Признаком правовых отношений и переживаний является не внешнее принуждение (санкция) и не ссылка на авторитет; принудительной и авторитарной может быть и мораль.
Основной признак Права это связь обязанности одной стороны с правом, принадлежащим другой. Например, чувствующий свою обязанность подать милостыню нищему сознает, что тот не имеет права ее требовать; но должник, знающий свою обязанность вернуть долг кредитору, признает, что последний вправе взыскать его. Первый случай показывает пример нравственного переживания и нравственной обязанности, второй - обязанности и переживаний правовых.
У большинства людей правовые переживания ярче, чем чисто нравственные. Особенно остро может переживаться лишение прав. Крупные исторические события, войны, революции, определяются в значительной мере правовыми эмоциями. Поэтому огромное значение имеет правовое законодательство, в котором, с одной стороны, отражается народное правовое сознание, а с другой - это сознание воспитывается. Правовое же сознание, в свою очередь, отражает нравственное сознание и в то же время подготовляет его развитие. В этом смысле Апостол Павел называет ветхозаветный закон "педагогом" (Гал.3:24), то есть воспитателем и подготовителем к восприятию более высокого нравственного закона Христова. Людям, не готовым для жизни в Царстве благодатных внушений, правовой закон необходим. Это относится и к утилитарной морали, подкрепляемой санкциями и авторитетами.
Право и нравственность
В отношении христианской, благодатной нравственности области Права и утилитарной морали являются сферой более низшей, но отнюдь не лишенной ценности. Не лишены ценности и те организации, в которых Право и утилитарная мораль получают оформление в виде объявленных законов, подкрепляемых санкцией и авторитетом. Наибольшее значение среди этих организаций имеет государство, а в нем отдельные органы власти. На самом деле существенным является отношение Права к царству благодати (христианской нравственности, или духовности), но так как выразителем первой области является государство и общество, а второй - Церковь, то чаще всего говорят об отношении государства и общества к Церкви.
Область правовых отношений, с точки зрения христианской, надо считать ни добром, ни злом, а средним, что может стать добром или злом. Область Права может склоняться к добру или злу, как в формальном отношении, так и по своему содержанию. Уклоны ко злу всегда заметнее, и на них легче указать.