Христианин перед лицом смерти
Ужасна смерть, но в ней мера всего высокого, мера достоинства человека. Готовностью умереть измеряется храбрость, верность, надежда, любовь, вера. Истинный христианин готов принять как насильственную, так и обычную смерть от болезни или от старости. Принятием смерти измеряется его вера в Воскресение и во всеблагость Божию. Христианин должен иметь "память смертную", т.е. не забывать своей смертности и того, что конечное торжество света явится только по воскресении мертвых. Но готовность к смерти не означает, что земная жизнь теряет свою цену. Напротив, она остается величайшим благом, и христианин призван к полноте настоящей жизни, поскольку он может наполнить каждое мгновение ее светом Христовой любви. И только истинный христианин может это сделать.
Полнота христианской жизни. Умножение талантов
Только расцвет всех духовных сил человека в земной жизни, иначе - полное использование духовных дарований или талантов, дает надежду на участие в полноте жизни будущего века. Об этом Господь учит в притче о талантах (Мф.25:14-30) и в притче о минах (Лк.19:12-27). Человеку легче всего исполнить свое предназначение через деятельность по призванию. Призвания и таланты бывают разные. Это, во-первых, прямые дары Святого Духа, те харизмы, которыми были богаты первохристиане (дары пророчества, языков, исцелений и др.). Во-вторых, это личные способности, например, красноречия, организационные, педагогические, художественные. Это также призвания естественные, свойственные возрасту, полу, семейному положению (например: супружество, девство, отцовство, материнство). Творческая деятельность по призванию лучше всего образует, формирует личность человека и помогает осуществить общее для всех христиан призвание: строительство Царствия Божия в себе и в мире. Этой основной цели должны служить все таланты, как в отдельности, так и в их гармоническом сочетании. Без этого основного творчества, совершаемого со Христом и во Христе, всякая человеческая деятельность, хотя бы и по призванию, искажается и увядает. Так, вянет искусство, не питаемое религиозным духом, мертвеет государственное строительство, и даже военное дело при забвении Христовой Правды готовит гибель равно побежденным и победителям.
Но нельзя забывать, что всякое призвание есть крест, что оно требует усилия и жертв, без чего таланты не умножаются. Надо помнить, что крестный путь есть конечное жизненное призвание Самого Господа и что окончательное принятие Господом Своего Креста - это высшее напряжение жизни, предельный всплеск ее. "Крест есть воля, готовая на всякую скорбь", говорит один из древних Отцов. Но в то же время крест есть и благословение всякого призвания, и он неотделим для верных последователей Христовых от раскрытия их дарований и от умножения их талантов. Но крест каждого человека должен быть привит ко кресту Христову. Это лучше всего совершается тогда, когда крест любого творческого призвания становится служением Богу и Церкви. Тогда более всего умножаются данные человеку таланты.
Исполнение воли Божией
Если в жизненном (онтологическом) отношении христианская жизнь имеет целью обожение, т.е. соединение с Богом, и в нем - с другими людьми, в чем достижение Царства Божия, то в нравственном отношении эта цель в исполнении воли Божией.
Сам Господь дал нам тому пример и завещал нам это. "Я сошел с небес не для того, чтобы творить волю Мою, но волю пославшего Меня Отца" (Ин.6:38), говорит Господь о Себе, а нас предупреждает: "Не всякий, говорящий Мне - Господи! Господи! войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного" (Мф.7:21).
Для того чтобы творить волю Божию, надо ее знать; а для познания Божественного Откровения, в котором эта воля открывается, надо жить в Церкви, так как истина дана во всей полноте не отдельному человеку, а Церкви. Но для членов ее воля Божия открывается еще и через лично получаемые свыше указания.
На вершине духовной жизни христианин живет уже под непосредственным водительством Святого Духа, руководимый Его постоянными внушениями, ясно различая в сердце своем, чего хочет от него Бог. На менее высоких ступенях водительство Божие совершается менее ощутительно, но при духовном возрастании становится более различимым; например, внимая слову Божию, человек все более и более различает, что в нем относится к обстоятельствам его жизни, а при встрече с людьми все чаще извлекает из них указания на свою духовную пользу. Так, встречая кого-либо безобразно гневающегося, он может найти в этом предостережение против зреющих в нем самом обиды и недовольства. Для возрастания в духовной жизни и для все более ясного различения воли Божией и точного ее исполнения пригодны все средства, предлагаемые Церковью: участие в святых таинствах, чтение Слова Божия и духовных книг, общественные и частные молитвы, очищение своего сердца от помыслов, ограничение своих естественных потребностей (пост) и стремление к исполнению заповедей, хотя бы не было еще к тому настоящего расположения. Необходимо и личное общение с живущими церковной жизнью людьми и испрашивание у них духовных советов, особенно у своего духовного отца. Эти советы следует исполнять, как и все, в чем человек прозревает указание свыше. Необходимо еще развивать все свои дарования, следуя призванию и обращая его на служение Богу и людям. Среди всех указанных средств исключительное значение имеет молитва. В ней самая сердцевина духовной жизни, которой просто и нет без молитвы. Молитва бывает частная и общественная, а по содержанию - просительная, благодарственная и хвалебная. Прошения возносятся за себя и за других, как о даровании внешних, так и духовных благ, в особенности же о прощении грехов, о помощи в борьбе с искушениями и, наконец, об указаниях свыше о том, как поступить. Язычники более всего молятся о своей удаче, а христиане о том, как поступать по воле Божией. Бог отвечает на такую молитву, в особенности если она касается других. Молитва за других - путь к любви и плод любви. Еще выше совместная молитва - "если двое из вас согласятся на земле просить о всяком деле, то, чего бы ни попросили, будет им от Отца Моего Небесного. Ибо, где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них" (Мф.18:19-20).
Молитва Господня
Пример должной молитвы - молитва Господня. Первое слово ее "Отец" учит молиться с любовью и доверием к Богу, второе же "наш" указывает, что надо молиться за себя и за других, и лучше - сообща.
Отец наш, Который на небе - указание на небо как на место пребывания Бога есть напоминание о превосходящем все земные понятия Божием совершенстве.
В силу этого нельзя не желать, чтобы самое имя Божие было свято для всех и чтобы мы сами, словом и делом прославляя Его, были достойными детьми Небесного Отца. Да святится имя Твое - в этих словах все наше воздыхание о святости.
В прошении Да приидет Царствие Твое - мольба о том, чтобы святость Божия просияла всюду, чтобы правда Божия восторжествовала внутри и вне нас и чтобы мир стал царством любви.
Но во всей полноте Царство Божие откроется в будущем веке, по всеобщем воскресении из мертвых, и доступ в него будет открыт лишь тем, кто творит волю Божию. А без помощи Божией мы не можем исполнить Его волю, откуда необходимо постоянно взывать: Да будет воля Твоя на земле, как на небе. Волю Божию следует творить охотно, радостно, как творят ее Ангелы и святые.
Говоря: Хлеб наш насущный дай нам сегодня, мы просим, прежде всего, хлеба духовного, т.е. евхаристического хлеба, пречистого Тела Господня, о котором Он Сам сказал: "ядущий хлеб сей жить будет вовек" (Ин.6:58). Хлеб насущный - это также Слово Божие, про которое сказано: "не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом Божиим" (Лк.4:4). Наконец, под хлебом насущным надо понимать все потребное для нашей земной жизни. Бог, конечно, знает наши нужды, но молитва о них необходима для нашей пользы: она укрепляет веру и ограничивает наши желания; молитва же о нуждах других людей возвышает нас.
В прошении о прощении грехов - И прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим - должна выражаться нищета духовная, без которой нет ни исправления, ни духовного роста. Прощение грехов же познается в освобождении от их власти над нами. А упоминание о том, что и мы прощаем - это, прежде всего, призыв прощать. Объясняя это прошение, Господь Сам сказал: "если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших" (Мф.6:15).
Не введи нас во искушение. - Бог зла не сотворил и не может быть причиной зла, но Он попускает сатане нас искушать для укрепления нашей доброй воли в борьбе за благо. Апостол Иаков пишет: "Блажен человек, который переносит искушение, потому что, быв испытан, он получит венец жизни, который обещал Господь любящим Его. В искушении никто не говори: Бог меня искушает, потому что Бог не искушается злом и Сам не искушает никого. Но каждый искушается, увлекаясь и обольщаясь собственною похотью" (Иак.1:12-14).
Искушение, побуждая нас с ним бороться, устремляет нас молиться, и Бог внимает такой молитве. Господь Иисус Христос, по словам Апостола, "быв искушен, может и искушаемым помочь" (Евр.2:18). Кроме того, Бог знает меру наших сил и не попускает никому искушаться свыше его возможностей. Апостол Павел пишет: "Верен Бог, Который не попустит вам быть искушаемым и сверх сил, но при искушении даст и облегчение, так чтобы вы могли перенести" (1Кор.10:13).
Словом "искушение" в Священном Писании и в духовной литературе обозначается не только греховный соблазн, но также испытание страданием. "Многими скорбями надлежит нам войти в Царствие Божие" (Деян.14:22).
В последнем прошении Но избавь нас от лукавого мы отрицаемся от всякого зла и, тем самым, от его носителя - сатаны, и обещаем, молясь о помощи Всевышнего, бороться за добро, как истинные воины Божиего воинства.
Заключительное славословие Ибо Твое есть царство и сила и слава свидетельствует о нашей вере в Бога Троичного в Лицах и в Его несомненное торжество над всяким злом.