Заповеди блаженства (Мф.5:3-12)
В заповедях блаженства Господь указывает на те духовные свойства, которые нужны для достижения Царствия Божия. Они являются одновременно плодами и признаками истинной жизни; в них и через них уже в земной жизни предвкушается блаженство будущего века.
Для возрастания в истинно христианской жизни необходимо, прежде всего, смирение, т.е. сознание своих грехов и собственного бессилия в борьбе с ними без помощи Божией. Происходящее от этого сознания постоянное покаянное состояние души и есть то, что называется нищетою духовной; Блаженны нищие духом, ибо их есть Царствие Божие.
Образ противоположного состояния самодовольства запечатлен в притче о Мытаре и Фарисее (Лк.18:10-14).
"Восчувствовавший грехи свои лучше того, кто молитвой воскрешает мертвых", а "кто сподобился увидеть самого себя, тот лучше видевших Ангелов", говорит преподобный Исаак Сирин. Знание самого себя и своих грехов приводит к покаянному плачу, который омывает грехи и приносит утешение. Некоторые святые имели "дар слез", постоянно оплакивая свои грехи. Чем больше света в душе, тем яснее видит человек свои пятна, замечая малейшие оплошности. О таких людях Господь сказал: Блаженны плачущие, ибо они утешатся. К ним принадлежат и те, кто плачет из сострадания и умиления.
Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю. - Нищие духом и оплакивающие свое недостоинство не осуждают других, прощают обиды, становятся кроткими. Таким терпеливым, кротким людям всюду хорошо; они всюду как дома, как наследники. Легко уживаясь, они нередко переживают других, но настоящее наследство их - это новая земля будущего века, куда не войдут враждующие.
Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся. - Это, во-первых, все те, которые хотят, чтобы каждый их поступок был бы согласен с волей Божией, имел бы смысл и чтобы вся жизнь их была бы озарена высшим смыслом. Это и те, которые желают, чтобы справедливость царила вокруг них, чтобы в семейных, общественных и государственных отношениях торжествовала красота Христовой правды. За редкие исторические периоды морального просвета как отдельные народы, так и все человечество обязаны людям, алкавшим и жаждавшим правды.
Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут. - О делах милосердия - плодах сострадательной любви - Господь говорит в притче о Страшном Суде (Мф.25:31-46), о том же свидетельствуют Его чудеса. Милосердие полезно, прежде всего, для самих благотворителей: оно укрепляет в них человеколюбие. "Нищие преследуют тебя, это значит милость Божия тебя преследует", говорил отец Иоанн Кронштадтский. Но милостив и тот, кто умеет прощать. Злопамятный и мстительный мучает самого себя, он заключает себя в темницу своей злобы. Не умирившись, он не выйдет из этой темницы, пока не отдаст последней полушки (своей любви) (Лк.12:59; Мф.18:34; 5:26).
Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят. - Сердце, или дух человека, есть самая основа и глубина его личности. В сердце совершаются человеком все основные оценки и всякий выбор; в сердце своем он принимает жизненные решения. В отношении нравственных оценок сердце - это совесть, но сердцем познается также истина и красота. К сердцу нужно отнести слова Господа: "Светильник для тела есть око. Итак, если око твое будет чисто, то все тело твое будет светло. Итак смотри: свет, который в тебе, не есть ли тьма?" (Мф.6:22; Лк.11:34-35). Апостол Павел желает Ефесянам, чтобы Бог "просветил очи сердца" их (Еф.1:18). Испорченность человека столь глубока, что простирается и на сердце. Постоянно уступающий греху перестает ясно различать добро и зло. Очищение сердца достигается работой человека над собою и завершается действием Божественной благодати. Окончательная потеря сердечной чистоты (или зрения) есть духовная смерть, напротив же, спасение человека есть сердечное просветление. В сердце своем человек встречает Бога, ибо в сердце человека Бог посылает Своего Духа (Гал.4:6), и в сердца людей вселяется Христос (Еф.3:17), влагая в них Свой закон (Евр.10:16). Сердцеведец Бог судит людей по качеству их сердец. "Я есмь испытующий сердца и внутренности", говорит Господь (Откр.2:23).
Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими. - Хорошо быть кротким, но еще лучше сеять мир вокруг себя. Однако же это возможно только тем, кто превзошел обычную степень кротости внутри себя. Великий русский святой - преподобный Серафим Саровский говорил: "умирись с собою, и вокруг тебя спасутся тысячи", а другой русский праведник - отец Иоанн Кронштадтский писал: "без мира и согласия с другими, нельзя иметь мира и согласия в самом себе". Но все же мирить других не всем и не всюду дано; а тот, кто мирит с гордостью и раздражительностью легко напортит дело.
"Бог не есть Бог неустройства, но мира" (1Кор.14:33), "Он есть мир наш" (Еф.2:14), и потому только миротворцы могут именоваться Его сынами. Являясь ученикам, Воскресший Христос говорил им: "Мир вам", и заповедал Апостолам обращаться к людям с тем же приветствием (Мф.10:12). Апостолы в Посланиях постоянно обращаются к своим ученикам со словами: "благодать вам и мир да умножится" (1Пет.1:2; 2Пет.1:2; Иуд.1:2) или просто "Мир тебе" (3Ин.15). И еще: "Благодать вам и мир от Бога Отца нашего и Господа Иисуса Христа" (Рим.1:7; 1Кор.1:3; 2Кор.1:2; Гал.1:3; Еф.1:2 и др.).
Эти апостольские приветствия и слова Самого Господа, особенно сказанные Им во время Его прощальной беседы, свидетельствуют, что мир Христов есть дар Святого Духа.
Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня. Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на Небесах: так гнали пророков, бывших прежде вас.
Страдание за Христа - высший подвиг человека, а отречение от Него - глубочайшее падение, "Кто отречется от Меня пред людьми, отрекусь от того и Я пред Отцом Моим Небесным" (Мф.10:33). Отрекающийся от Христа отрекается от всего истинно человеческого, так как истинно человеческое есть образ Божий, воссиявший во Христе во всей полноте и чистоте. Это тоже отречение от самого себя, от лучшего в себе, иначе - духовное самоубийство.
Предельная верность Господу - смерть за Него, а предельная любовь к людям - смерть ради них. "Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих" (Ин.15:13).