О делах Христовых, о Его чудесах
О жизни Господа Иисуса Христа, о Его искупительном подвиге и о Его торжестве сказано выше, но учение Христово и Его чудеса, которые Он называл Своими "делами", дают образы истинной жизни и пути человека. Чудеса Христовы свидетельствуют о совершенстве и могуществе Божественной любви, избавляющей человека от зла и одаряющей полнотою всякого блага. Так, претворив воду в вино на браке в Кане Галилейской, Господь умножил радость; изгоняя бесов, исцеляя больных, воскрешая мертвых, Он избавлял от страданий и скорбных последствий греха. В чудесах над природой: укрощение бури, хождение по водам, умножение хлебов, Господь также являл Свою любовь, восстанавливая утраченную по грехопадении власть человека над стихиями. Но кроме того, Господь воскрешал умерщвленные грехом души, средством чему служили, наряду с Его словом, и все другие чудеса. Посредством их Господь укреплял в людях любовь к Нему и веру в Него, т.е. те силы, без которых душа мертва. Господь отказывался творить чудеса, поражающие воображение и принуждающие верить, но чудотворил, приметив зародившуюся уже веру, показывая тем самым, что Он не понуждает, а зовет к добру. Совершавшиеся силою Святого Духа, т.е. силою Божественной любви, чудеса Христовы не превосходили возможностей человеческой природы, и Господь даровал силу чудотворения Своим последователям.
Наконец, установив святые таинства, Господь даровал людям возможность, по сошествии Святого Духа, быть всегда свидетелями и участниками Его чудес. Таинство Церкви - это продолжающееся Христово чудотворение. В таинстве Евхаристии обретается все, чем Господь во время Своей земной жизни одарял людей: власть духа над материей, изгнание злых духов, исцеление души и тела и залог нашего воскресения во славе.
Таким образом чудеса Христовы являются для нас Божиим призывом к милосердию, надежде, вере и любви. Не менее слов Господних они научают нас, что нам следует делать, чтобы стать участником вечной жизни.
17. Призыв Христа к любви примерами любви
Любовь есть всегда свободный акт; поэтому нельзя повелеть любить. К любви можно только призывать. Можно и зажечь любовь, но только своей любовью. Все, что нам надо знать о любви, чаще всего Господь открывал в образах, а образы - не веления, но призывы. Величайший образ любви и призыв к ней - Сам Господь. Образами совершенной любви были чудеса Христовы, но и слова Его чаще всего образны: Господь Иисус Христос постоянно обращается к нам в притчах.
Притчи об Отце Небесном
Призывая нас быть "совершенными, как совершен Отец Небесный" (Мф.5:48), Который повелевает солнцу восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных (Мф.5:45), Господь в притчах Своих прежде всего дает нам образ Божественной любви Своего Отца. Таким откровением о любви Отца Небесного является, например, притча о блудном сыне (Лк.15:11-32); в ней раскрывается, что Бог готов, при первом покаянном движении души, возродить и всецело облагодатствовать ее. Эта притча показывает нам еще и то, что любовь есть не только сострадание, но и сорадование.
О милосердии Небесного Отца Господь говорит также в притче о неправедном судье (Лк.18:1-8), о сыне, просящем хлеба и рыбы (Мф.7:9-11), о Виноградаре, отдающем в жертву Своего Сына (Мф.21:33-41; Мк.12:1-12; Лк.20:9-19). Милосердие Отца открывается еще в притче о работниках, нанятых в разное время и получающих одинаковую плату (Мф.20:1-16). Все эти притчи - призыв познать совершенную любовь Небесного Отца и причаститься ее силе и блаженству.
Притчи о Самом Спасителе
В других притчах Господь говорит о Самом Себе. Так, в притче о мудрых и неразумных девах (Мф.25:1-13) Христос открывает Себя Носителем высшей радости, Женихом Церкви и каждой души. В притче о Добром Пастыре (Ин.10:1-16) Господь говорит о Своей спасительной для всех жертве, о Своей заботе об единстве Церкви и о Себе, как единственной двери, через которую возможно войти в область преизбыточной жизни. В притче о потерянной овце Господь учит о том, что одна душа человеческая имеет для Него ту же цену, что и все души вместе. Смысл этой притчи особенно важно усвоить пастырям Церкви, как призванным быть живым примером Христовой любви.
Особое значение имеет притча о Страшном Суде (Мф.25:31-46). В ней содержится учение о Господе как Судье всех людей и о том, что мир судится любовью. Главное оправдание человека в плодах его милосердия и в стремлении к нему. Притча указывает основные признаки сострадательной любви: накормить голодного, напоить жаждущего, посетить больного и заключенного. Господь по безмерной любви Своей отождествил Себя с каждым человеком, поэтому ублажая или, наоборот, обижая ближнего, мы ублажаем или обижаем Его Самого. Любящий своего ближнего, сознает ли он то, или нет, любит Самого Бога, так как любить значит видеть в любимом бесконечно ценное, образ Божий. Но придет мгновение, когда человек узнает, что полюбив, пожалев ближнего, он встретил Бога, потому что Бог есть любовь; а пройдя мимо страждущего - он отверг Самого Господа. Каждая встреча наша с ближним, особенно пораженным неудачей и страданием, есть для нас начало Страшного Суда. Кто это поймет, тот может с надеждой ожидать последнего приговора.
Господь Иисус Христос учит нас еще тому, что без Него мы не сможем сделать ничего истинно доброго, и что христианская жизнь не есть простая цепь добрых дел, не просто филантропия, но постоянное восхождение к Богу; и в этом восхождении Он всегда идет с нами и нам помогает.