Искупительные страдания и смерть Господа
Страдания, смерть, Воскресение и, наконец, Вознесение Господа Иисуса Христа суть события, в которых до конца выразился весь смысл Его жизни на земле и Его призвания; через них завершилось спасение людей. Господь пострадал и умер вольно. Как Бог, Он мог вызвать на защиту Себе легионы Ангелов, и, как безгрешный, Он не был подвластен смерти. Взяв на Себя грехи всех людей, Он пережил весь ужас и весь мрак греха, Сам оставаясь ему непричастным. Будучи неповинным, Господь принял на Себя и физические последствия греха: поношение, крестные муки и смерть. Сострадательная любовь Спасителя беспредельна и универсальна. Его невиновность увеличивала тяжесть взятых Им на Себя грехов человечества. Это запечатлено с особой силой в богослужебных текстах Великой Пятницы: "Так говорит Господь Иудеям: люди Мои, что Я сделал вам? чем обидел? Слепцам вашим дал прозрение, прокаженных очистил, расслабленного от одра воздвиг... И чем вы Меня возблагодарили? За манну - желчь, за воду - уксус, и вместо того, чтобы возлюбить Меня, ко кресту пригвоздили" (12-й антифон). А перед выносом Плащаницы на вечерне Великой Субботы: "Жизнь всех осудили на смерть... Создатель мира в руках беззаконных". Ужас Голгофских страданий был бы невыносим, если бы Крест Господень не был явлением совершенной Божественной любви; в нем открылась "Любовь Бога-Отца распинающая, Любовь Сына распинаемая и Любовь Святого Духа, торжествующая силою крестною, ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего единородного, чтобы всех спасти" (митр. Московский Филарет). Первым из людей это понял благоразумный разбойник: он увидел в поруганном, израненном и умирающем Праведнике - Бога, возлюбившего мир совершенной любовью, и ему первому открылся рай. Помышляя о том, для какого блаженства и от каких мук искупил нас Христос, каждый христианин знает, что Крест - это символ любви и что, где Крест, там и любовь. В Кресте, как в солнце свет, сосредоточилась вся любовь Бога к миру и к человеку.
"Распинающая любовь" Бога-Отца, при совершенном единстве Лиц Пресвятой Троицы, есть, конечно, и величайшее самопожертвование. По словам святого Григория Богослова, Крест есть жертва благоприятная, но не плата и не выкуп Богу. Крест необходим не для утоления Божией Правды, но для оживления человеческой природы, пораженной грехом и смертью. Человек, умирая во Христе, получает от Него новую жизнь, подлинную и вечную. Во Христе смерть побеждена смертью, и в этом - тайна Креста: "Для Иудеев соблазн, а для эллинов безумие" (1Кор.1:23). Победив смерть, Христос лишил диавола его славного оружия.
В пасхальном слове своем святой Иоанн Златоуст говорит, что вместе с диаволом посрамился и дом его, т.е. ад, когда он, приняв землю, встретил небо.
Воскресение Христово
Воскресение Господа есть величайшее чудо и победе смысла и добра над злом.
Запечатленное смертью стояние за правду и любовь, увенчанное жертвой своей жизни, было известно до Христа Человек умеет в подобных случаях благоговейно созерцать внутреннее торжество правды. Но если в этом случае правда духовно и торжествовала, то жизнь продолжала быть поруганной. Когда же воскрес Христос - открылось, что истина и любовь сильнее смерти и что самая смерть ради истины и любви есть только переход к вечному торжеству жизни.
Воскресение Христа есть радость, превосходящая всякую иную радость. Совершилось самое желанное, что только может пожелать Любовь, - Возлюбленный оказался навсегда с нами, разлука сокрушена навеки, и ничто более не может угрожать Любимому. Остается только пасть перед Ним со словами: "Господь мой и Бог мой" (Ин.20:28), потому что всякое сомнение в том, что Он есть Бог, ставший человеком, пришедший нас спасти, более невозможно.
Воскресение Господа дает еще и другую радость. В кем залог, что мы тоже воскреснем, а также и все, кого мы любим, что мы будем неразлучны с ними, как и с Господом, если только пойдем за Ним, поверив в Его светлое Воскресение.
Все попытки поколебать веру в Воскресение Христа рассеиваются, если вникнуть в евангельское свидетельство. Можно ли говорить, например, о галлюцинациях учеников, когда Евангелие удостоверяет их отчаяние после смерти Спасителя и упорное их неверие первым вестям о Воскресении, и даже сомнение при явлениях Самого Господа? В то же время, кто может усомниться в силе их последующего убеждения в Воскресении Христа, когда, свидетельствуя об этом, ученики Христовы шли на смерть и силой своего убеждения завоевывали Господу весь античный мир? В основе такого непоколебимого убеждения может находиться только действительное событие.
Совершенно неосновательны немногие попытки объяснить веру в Воскресение Христа влиянием античных мифов об умирающих и воскресающих богах. Эта идея совсем другого порядка. Христос умер и воскрес не как Бог, а как человек или Богочеловек. Представление об этом вовсе чуждо древним религиям. Нелепы и фантастичны попытки объяснить Воскресение Господа натуралистически, например, что Христос будто бы ожил, будучи снят со креста в обморочном состоянии. Отпадает и указанная в самом Евангелии клевета, что ученики украли тело Иисуса. Не поддержанная позже ни иудеями, ни язычниками, эта клевета рассеивается от правдивости евангельского рассказа и всей последующей истории христианства. "Блаженны невидевшие и уверовавшие" (Ин.20:29) в Его Воскресение, говорит Господь. И бесчисленное множество таких невидевших, но уверовавших, наряду с очевидцами, являются также истинными свидетелями Христова Воскресения, в силу их радостно духовного переживания этого величайшего чуда. Православная Церковь богата таким духовным опытом, и он тем убедительней, чем более переживание светлого праздника Воскресения Христова сопровождается духовным воскресением самих верующих.
По учению Церкви, Воскресению Господа предшествовало сошествие Его во ад, духовное место пребывания душ усопших людей. Это была высшая степень Его уничижения и вместе - начало победы и торжества. Во аде Христос освободил души с верою ожидавших Его пришествия (1Пет.3:18-22; 4:6; Кол.2:15).
Тело Христово по Воскресении было преображенным, прославленным, духовным, т.е. всецело подчиненным Духу. Пространство и время не ограничивали Воскресшего Господа: Он являлся одновременно в разных местах, проходил сквозь запертые двери. Очевидно, Он уже не нуждался в земной пище, но для убеждения учеников вкушал перед ними. Тело Воскресшего Господа сохранило нанесенные Ему раны. В этом указание, что страдания, подвиги и все достойнее, сделанное праведными людьми, найдет свое место при их вечном прославлении.
Вознесение Христово
Последним делом служения Господа Иисуса Христа на земле было Его Вознесение. Оно совершилось в 40-й день после Воскресения, когда, по словам евангелистов, Господь "вознесся на небо и воссел одесную Бога" (Мк.16:19; Лк.24:51: Деян.1:9). Под этим событием следует разуметь не телесное переселение Господа в какие-то сферы видимого неба, а вознесение Господом нашего человеческого естества (включая и тело) в некоторую непосредственную близость к Богу-Отцу. Это уже не избавление человеческого естества от греха и смерти, а предельное его прославление, обожение, которого может достичь каждый человек, если только он во всем последует за Господом. Восходя к Отцу на небо, Иисус Христос обещал (иным образом) пребывать с нами до скончания века и вновь торжественно вернуться на землю для окончательного установления Своего Царства. Вознесение Христово - это также залог сошествия Святого Духа, Которого Господь обещал послать нам от Отца.
Святой Дух мог сойти на людей только в силу того, что Сын Божий Иисус Христос до конца приготовил, т.е. освятил в Себе, наше человеческое естество. После Вознесения, через Святого Духа, Господь продолжает пребывать с нами невидимо в Своем Слове, запечатленном в Священном Писании, в святых Тайнах и во всех благодатных дарованиях Святого Духа.
Эсхатология
По Вознесении Господа Ангелы возвестили Его ученикам, говоря: "Иисус, вознесшийся от вас на небо, приидет таким же образом, как вы видели Его восходящим" (Деян.1:11). Сам Господь не раз говорил о том же, поясняя, что пришествие Его будет подобно молнии (Мф.24:27), что Его увидят грядущим на облаке с силою и славою великою (Лк.21:27; Мк.13:26).
Господь открыл, что Его Второму, славному Пришествию будут предшествовать необычайные исторические космические бедствия, а апостолы пояснили, что нынешняя земля и мир погибнут, что самые стихии (элементы), разгоревшись, разрушатся, "земля и все дела на ней сгорят" (2Пет.3:10). Но гибель мира не будет окончательной: он преобразится, и явятся "новое небо и новая земля, на которых обитает правда" (2Пет.3:13). В то же время воскреснут все мертвые, а живые изменятся, преобразятся (1Кор.15:51-54): Господь придет второй раз, чтобы судить всех и навеки установить Свое Царство для достойных. Таким образом, настоящая жизнь является подготовкой к будущему суду, для которого все люди сберегаются (2Пет.3:7): идущие путем зла подготовляют себе осуждение, а идущие путем добра - жизнь вечную (Мф.13:24-30,47-49; 25:1-13,31-46; Рим.2:5-11; 14:10-12; 2Фес.1:5-10; Евр.6:2).
Господь Иисус Христос сказал Своим ученикам, что срок кончины мира, или день Господень, не ведом никому, кроме Бога-Отца, но Господь указал на признаки приближения конца (Мф.24:14-44). В особых символах о том же повествуется в Откровении святого Иоанна Богослова (Апокалипсисе). Среди этих признаков существенны: обострение борьбы добра и зла, оскудение веры и любви, умножение беззакония и появление исключительного сосредоточения (концентрации) зла в лице одного человека - антихриста.
Первые христиане ждали скорого конца мира; во многие другие эпохи это ожидание также обострялось.
Судить людей будет Господь Иисус Христос со святыми, но свобода каждого человека при этом суде будет сохранена. Дела, мысля и чувства каждого человека обнаружатся перед всеми; все узнают жизнь друг друга. При свете Божией Правды станет очевидным, чего стоит каждый человек и его жизнь. Приговор не следует представлять юридически: оправдание или осуждение не являются наградой или наказанием, а следствием или плодом той или иной жизни и преимущественно ее направленности к добру или ко злу. Степени осуждения или блаженства будут различные, но меньшая степень блаженства не будет сопровождаться переживанием лишения. Все лучшие устремления человека получат и в будущем веке завершение. Многие учители Церкви предполагают, что возрастание в совершенстве в будущем веке будет заключаться во все большем единении людей с Богом и другими блаженными существами, в созерцании красоты Самого Бога и образа Его, отраженного в людях и в мире. Осуждение же понимается святыми отцами как отлучение от Бога и тем самым от возможности любить, а некоторыми отцами - и как неутолимость грешных желаний. Они предполагают также, что в будущем веке будет тождество между внутренним (душевным) и внешним миром и что духовное состояние блаженства и мучения будет иметь свое телесное выражение, так как воскресение мертвых будет и телесным, хотя воскресшие тела будут духовными.
В. Учение о Святом Духе
Божественное Откровение и наше спасение есть дело всей Святой Троицы, но Бог нам открывается через Сына Божия Иисуса Христа и Святого Духа, и через Них спасает нас. Христос близок нам как Бог, ставший человеком, а Святой Дух также близок нам, так как Он вселяется в нас и соединяет нас со Христом.
Святой Дух в Ветхом Завете
В Ветхом Завете Святой Дух не проявляется ипостасно, лично, но как Божественная Сила. В ветхозаветных книгах Он именуется обычно Духом Божиим. Так говорится о Его действии при сотворении мира (Быт.1:2) и о Его про мыслительном действии как Подателе и Хранителе жизни (Пс.103:30; 138:7; Иов.27:3; 33:4 и др.), но иногда и как Карателе, например египтян (Исх.15:10). Имеются в них свидетельства о воздействии Духа Божия на душу человека, которой он сообщает особые знания и вдохновения, делая человека пророком, возвестителем и орудием Божественного промысла. Про таких избранников говорится, что Дух Божий был на них, что они были исполнены Духа Божия, что Он сошел и почил на них (Исх.31:3; 1Цар.10:10; 19:20; 2Пар.15:1; Неем.9:20,30). Не раз говорится там о Духе Божием, почивающем на всем избранном народе (Чис.24:2; Неем.9:20,30).
Сами же пророки провидели в будущем еще более исключительные воздействия Духа на особого Избранника, Миссию. Так, например, Исаия говорит: "Произойдет Отрасль от корня Иессеева... и почиет на Нем Дух Господень, Дух премудрости и разума, Дух совета и крепости, Дух ведения и благочестия" (Ис.11:2). Есть и другие пророчества, например: Ис.42:1 и Ис.61:1. Предсказывали пророки и особые излияния Духа на избранный народ (например: Иез.37:14; 39:29; Иоил.2:28-29). На пророчество Иоиля ссылается апостол Петр в день сошествия Святого Духа. Есть в Ветхом Завете свидетельства об освящающем действии Святого Духа в душе отдельного человека, например Пс.50 и др.