Отказаться от Божьего предложения
В жизни ftоисея настало трудное и полное стресса время. Бес- плодная пустыня, через которую он шел с народом израильским, была полна лишений и тягот, от которых часто их могло избавить лишь божественное вмешательство. Хотя порой казалось, что оно задерживается. Вдобавок ко всему уровень поддержки народа был всегда низок. Посреди этих неспокойных дней Бог говорил ftоисею:
«Пойди, иди отсюда ты и народ, который ты вывел из зем- ли Египетской, в землю, о которой Я клялся Аврааму, Исааку и Иакову, говоря: потомству твоему дам ее. И пошлю пред
тобою Ангела, и прогоню Хананеев, Аморреев, Хеттеев, Фере-
зеев, Евеев и Иевусеев, и введет он вас в землю, где течет молоко и мед; ибо Сам не пойду среди вас...» (Исх. 33:1-3).
Вообразите, в каких обстоятельствах оказались в те дни ftои- сей и весь израильский народ. Вокруг не было ни прекрасных до- лин, ни ручьев, ни лесов, ни фруктовых деревьев, ни чистых во- доемов, ни плодородной земли, ни зеленых пастбищ для скота. Прошло довольно много времени с тех пор, как они последний раз бывали на рынке, покупали одежду, вещи и продукты пи- тания. Ежедневно их ждала одна и та же пища: странного рода хлеб, который появлялся на земле шесть раз в неделю, и время от времени перепела на мясо. Чтобы хоть немного войти в их по- ложение, попробуйте несколько месяцев есть один и тот же хлеб и больше ничего. Тогда вы поймете их.
Жизнь трудна. Рабство в Египте было ужасным, но блуждание в пустыне, кажется, ничем не лучше. Однако люди хранили на- дежду о собственной земле, о земле обетованной — Ханаане. Бог на протяжении многих лет говорил им, что это богатая и плодо- родная земля, в которой их ждет изобилие. На тот момент они не знали ничего другого, кроме тяжелого труда на строительстве египетских городов, и в ответ получали незаслуженные объедки. Вскоре у них появится возможность строить собственные краси- вые дома, селения и города. Это будет новая культура, уникальная в их истории, несущая достойное наследие, которое они переда- дут своим детям и детям детей.
Наконец, Бог дает задание их лидеру ftоисею вывести их в землю обетованную. Он сказал, что их будет сопровождать и за- щищать могучий ангел. Этот ангел-воин изгонит всех врагов. Однако одно небольшое замечание — Сам Господь не пойдет с ними.
Вообразите, каково было услышать эти слова? То, чего ждали вы и ваши праотцы на протяжении веков, теперь вам предлагает Сам Бог. Четыреста тридцать лет у них не было своего дома, они
боролись за выживание, терпели нужду, а сейчас Бог делает им та- кое предложение. Конечно, ftоисей примет его, поспешит на гору и объявит всему собранию радостную новость. Люди наконец признают в нем великого лидера, и его рейтинг резко возрастет. Все обрадуются и начнут свой путь к долгожданному обетованию. Именно по такому сценарию разворачивались бы события, будь «приемлемое» добро главной целью. Однако прочтем, что
отвечает ftоисей на Божье предложение:
«…Если не пойдешь Ты Сам [с нами], то и не выводи нас отсю- да» (Исх. 33:15).
Давайте вспомним, отсюда — это откуда? Оттуда, где была ну- жда, несчастье, угнетение, трудности и испытания, — пустыня. Ответ ftоисея смутил бы обычного человека, заставил подумать, что у ftоисея помутился рассудок. В сущности ftоисей сказал:
«Если выбирать между Твоим присутствием и Твоим благослове- нием, я выбираю Твое присутствие, — даже если оно будет посре- ди нужды и трудностей, оно мне дороже, чем Твое благословение в прекрасной среде».
Перестал ли ftоисей здраво рассуждать? Затмило ли солнце пустыни его способность мыслить? Нет. Его внутренний нави- гатор был настроен на лучшее. Он вел его к лучшему решению, даже когда Бог предложил хорошее, на которое здравый смысл и неудобные обстоятельства призывали согласиться.
Самая сокровенная цель ftоисея, его награда — близко знать Бога. А как можно узнать кого-то, если не проводить время в его присутствии. В отсутствие другого можно узнать о нем, но лишь проведя время в его присутствии, можно близко узнать его самого. Такова была наивысшая награда ftоисея. Для него не было большей ценности, ничто не привлекало его сильнее, даже хорошее предложение Самого Бога. Представляете, как это приятно Богу?
Вы спросите: «Почему Богу должно быть приятно, когда от- вергают Его предложение?» Отвечу вам примером из собствен- ной жизни.
ftы с Лизой были в одной поездке и решили провести вме- сте несколько свободных дней. Поблизости располагалось по- трясающее поле для гольфа. Я люблю играть в гольф, особенно на качественных полях. Друзья пригласили меня сыграть с ними партию на этом поле, но у меня было очень мало дней, чтобы по- быть с Лизой.
ftоя прекрасная жена простодушно сказала: «Джон, иди иг- рай». Я ответил ей: «Нет, дорогая, я лучше побуду с тобой».
ftы провели чудесные дни. Восторгу Лизы по поводу мо- его выбора не было предела, потому что она знает, как сильно я люблю играть в гольф и общаться с друзьями. Лиза сделала мне предложение, она была искренней, она бы не передумала и не стала отговаривать меня, если бы я согласился на него. Однако глубоко в сердце, втайне, она надеялась, что я предпочту прове- сти время с ней.
Тот же самый принцип мы видим в реакции ftоисея. Бог пред- ложил ftоисею вариант, но не хотел, чтобы он его принял. Он послал бы ангела, который безопасно привел бы ftоисея и весь народ в землю обетованную. Однако этот путь им пришлось бы проделать без Божьего присутствия. Я думаю, Бог искренне пред- ложил ему такой вариант, но имел тайное желание, чтобы ftои- сей предпочел Его Самого, нежели скорейший выход из пустыни и легкую жизнь в богатой и прекрасной земле.
Отказавшись от предложения Бога, ftоисей тем самым сказал, во-первых, что время в Божьем присутствии для него ценнее, чем наслаждение Его благословениями вдали от Его присутствия. Во-вторых, что ftоисей верит в безупречную честность Бога. Не- смотря на то, что им пришлось подождать с входом в землю обе- тованную, ftоисей знал, что Бог рано или поздно введет туда Из- раиль. Он знал, что Бог сдержит Свое слово. Если бы ftоисей не
настроил свой внутренний навигатор правильно в тех условиях, он наверняка сделал бы другой выбор.
Программирование навигатора
Что побудило ftоисея таким образом настроить свой внутрен- ний навигатор в самом начале, когда у всех остальных израильтян были иные мотивы? Ответ на этот вопрос мы найдем, если по- смотрим на его ранние решения и поведение в целом.
Я часто задаю аудитории такой вопрос: «В каком направлении шел ftоисей, выводя Израиль из Египта?»
Всякий раз значительная часть зала отвечает: «В обетованную землю».
Так ли это? Когда ftоисей раз за разом приходил к фараону, он передавал ему слова Бога: «…отпусти народ ftой, чтобы он совершил ftне служение в пустыне» (Исх. 7:16, также см. Исх. 5:1; 8:1, 20; 9:1, 13; 10:3). Семь раз, говоря фараону, куда идет Из- раиль, ftоисей связывал поклонение с пустыней. Ни одного раза он не упомянул землю обетованную.
ftоисей должен был привести народ на встречу с Богом, что- бы поклониться Ему в пустыне Синая. Зачем ему выводить их из Египта сразу в обетованную землю, прежде не приведя к Тому, Кто дает обетование? В этом случае обетование стало бы важнее встречи с Богом и настроило навигатор на неверное направление. К сожалению, сегодня есть служители и учителя, ставящие обе- тования превыше всего. Я помню, как в 1980-е и 1990-е мы чаще слышали о том, что Иисус для нас сделает, нежели о том, Кто Он есть. Такого рода учение рождало учеников, настраивавших свои внутренние навигаторы на благословения Божьи, а не на Его при- сутствие. Это все равно что женщина, выходящая замуж по рас- чету. Возможно, она любит своего жениха, но мотивы ее неверны. ftежду Израилем и ftоисеем есть удивительная разница.
Жизнь израильтян в Египте была, мягко говоря, не сахар. Они
жили в трущобах, если гнилую пищу, носили ветхую одежду. Всю свою жизнь они трудились над наследием чужих людей. На их спинах были видны рубцы от ударов плетьми, нанесенные хозя- евами, их сыновей убивали солдаты фараона.
Израильский народ чудом освободился от египетского раб- ства, но побыв в пустыне совсем немного, стал жаловаться и про- ситься назад в Египет. Люди говорили: «…Не лучше ли нам воз- вратиться в Египет?» (Числ. 14:3), «…Ибо лучше быть нам в раб- стве у Египтян…» (Исх. 14:12).
Теперь представьте себе комфортную жизнь ftоисея, его ро- скошный образ жизни в Египте, который я уже описывал выше. Он тоже ушел оттуда и тоже оказался в трудных условиях пусты- ни, но ни разу не пожаловался и не сказал ни слова о возвращении назад! Почему? Ответ прост. ftоисей встретился с присутствием Божьим у горящего куста. Он удостоился чести услышать Божье слово прямо из уст Творца. У Израиля была подобная возмож- ность, но он не воспользовался ею. Позвольте мне объяснить вам.
«Принес вас к Себе»
Лишь только народ вышел из Египта, ftоисей повел их на гору Синай, на то же место, где он встретился с Богом у горящего ку- ста. Когда они пришли туда, Бог попросил ftоисея сказать людям:
«Вы видели, что Я сделал Египтянам, и как Я носил вас [как бы] на орлиных крыльях, и принес вас к Себе» (Исх. 19:4).
Посмотрите на Его слова: «принес вас к Себе». Поразмыш- ляйте над этим заявлением. Трепет охватывает, когда понимаешь истинное значение этих слов. Бог, Творец вселенной, ясно пока- зал главную цель, почему Он вывел Израиль из египетского раб- ства — для того, чтобы принести их всех к Себе. Он искал лич- ных и близких взаимоотношений с ними.
Важно помнить, что Бог есть Бог отношений, Он имеет отцов- ское сердце и всегда будет таким. Он жаждет знать Своих детей, как отец или мать жаждут развивать отношения с новорожден- ным младенцем.
Бог явился ftоисею у куста. Он дал ему привилегию побывать в Его присутствии. Одно это так раззадорило аппетит ftоисея, что ему уже не хотелось возвращаться в Египет, даже в ту ро- скошь, в которой он жил раньше. Эта встреча ключевым образом повлияла на него и твердо настроила его внутренний навигатор. ftоисей желал, чтобы Израиль тоже оказался там, где побывал он сам, но еще поразительнее, что Сам Бог этого хотел. Посколь- ку Он уже встретился с ftоисеем у куста, ftоисей мог познако-
мить Бога с людьми и людей с Богом.
Представьте, что есть три человека: Иордан, Авигея и Сусан- на. Иордан знает Авигею и Сусанну, которые друг с другом не знакомы, значит Иордан может их познакомить. ftоисей встре- тился с Богом и провел с Ним время. Он также провел время с Израилем. Поэтому именно он может организовать встречу Бога с людьми. Бог сказал ftоисею, какой должна быть вступи- тельная часть:
«…Вы будете у ftеня царством священников и народом свя- тым; вот слова, которые ты скажешь сынам Израилевым» (Исх. 19:6).
Они были для Него особенными, Он хотел, чтобы они все ста- ли священниками — людьми, которые будут приходить к Нему от своего имени или от имени других людей. В сущности Он пред- лагал им близкую дружбу. Какая привилегия! Затем Бог сказал:
«Пойди к народу. В эти два дня пусть люди приготовятся встретиться со Святым Богом. Пусть постирают свою одежду, чтобы на третий день быть готовыми, потому что на третий
день Господь сойдет на гору Синай и явит Свое присутствие всему народу» (Исх. 19:10, 11, The ftessage, перев. с англ.).
Бог действительно сошел на гору на третий день, но люди огорчили Его своим ответом. Вместо того чтобы приблизиться к Нему, они отошли от Него. Они возопили к ftоисею: «…гово- ри ты с нами, и мы будем слушать, но чтобы не говорил с нами Бог, дабы нам не умереть» (Исх. 20:19).
Израильтяне не могли выдержать Божьего присутствия, пото- му что в их сердцах по-прежнему был Египет. Они по-прежнему любили свои интересы больше, чем Его. У них не было приори- тета знать Его близко. Его проявленное присутствие показало на- стройки их внутреннего навигатора, и они не хотели менять их.
Посмотрите еще раз, что Бог просит их сделать, включая просьбу постирать свою одежду. Зачем это? Разве Бог сторон- ник физической гигиены? Для ответа на этот вопрос мы должны вспомнить, что часто в Ветхом Завете внешние действия долж- ны были отражать духовное состояние. Египетская грязь еще не смылась с их одежд. Ее нужно было удалить, перед тем как войти в Божье святое присутствие.
Египет символизирует систему мира, погрязшего в грехе. Люди мира живут ради угождения своей плоти, услаждения глаз, статуса, репутации и славы — все это «гордость житейская» (см. 1 Ин. 2:16). Познание Бога не входит в их приоритеты. Больше их волнует вопрос — что я получу?
Бог не ищет золотоискателей
Часто во время поездок я замечаю богатых мужчин рядом с жен- щинами потрясающей красоты, моложе их на пятнадцать — двад- цать — двадцать пять лет. Чаще всего мужчина в такой парочке явно не в форме, и его можно принять за отца женщины. Почему он живет с ней, или почему он женился на ней?
Редко бывает, что двое в такой паре страстно влюблены друг в друга. Дело в другом — таких девушек можно назвать золото- искательницами. Это сленговое прозвище девушки, заинтере- сованной не в самом мужчине, рядом с которым она находится, а в стиле жизни, который он ей обеспечивает. Она хочет иметь доступ к его богатству и влиянию. Однако мужчина тоже хорош, поскольку его главный интерес — не сама девушка, но угождение его эгоистичным потребностям. Он хочет произвести на всех впе- чатление, что он еще молод и полон сил, и, конечно, наслаждаться хорошим сексом.
Другими словами, каждый из своего эгоизма ищет, что ему может дать другой, вместо искренней заботы о близком ему че- ловеке. В определенной степени каждый из них знает, что делает другой, но терпит это ради того, чтобы продолжать удовлетворять свою похоть и утолять свою гордость. Длительные отношения не мотивируют их, их влекут эгоистичные удовольствия.
Недавно мы с женой ездили в магазин мебели и аксессуаров для дома. Кроме нас и продавца в магазине была еще одна пара — пожилой мужчина и молодая женщина. Сначала я подумал, что они отец и дочь, но услышав их разговор с продавцом, я понял, что это не так. Они были парой и покупали что-то в свой новый дом, который недавно приобрели.
ftы пробыли в магазине одновременно с ними около двадца- ти минут — достаточно для того, чтобы понаблюдать за ними. Я обратил внимание, как натянуто и поверхностно они обща- лись. Было заметно, что у них мало общего, что у них абсолютно разные интересы. Отсутствие любви и радости в их жизни было очевидно. Она избегала смотреть ему в глаза, выражение лица у нее было печальным. На ней была очень облегающая одежда и толстый слой макияжа на лице. ftужчина вел себя подчеркнуто энергично, словно он еще молодой и во всем знает толк. Разго- варивая с продавцом, он усиленно подчеркивал, что деньги для него не вопрос.
Глядя на эту пару, я вновь осознал, насколько особенные наши с Лизой отношения. Я очень сильно забочусь о ней, и вовсе не из-за ее внешности, хотя она действительно красива. Лиза тоже от всей души заботится обо мне. ftы лучшие друзья и любим про- водить время вместе. ftне было жаль пару, которую мы встретили в магазине, потому что в их отношениях явно недоставало любви. Я пишу это не для того, чтобы осудить их; я надеюсь, что они вы- растут в своей взаимной любви и будут наслаждаться обществом друг друга. Однако обычно так не происходит, поскольку они вы- брали плохой фундамент.
Израильтяне принесли грязные отношения из Египта, а Бог ни в коем случае не хотел оставаться с ними на поверхностном уров- не. Он желает иметь с нами подлинные отношения, Ему не нужны золотоискатели. ftирские мотивы, еще лежавшие осадком в серд- цах израильтян, не способны привести к искренним взаимоотно- шениям, потому что они эгоистичны. Израиль мог познать Бога, лишь очистив себя от этой грязи.
Однако израильтяне не могли избавиться от своих желаний, как это сделал ftоисей, страстно искавший искренних отноше- ний с Богом. Израильтяне хотели от Бога только выгод для себя. Все было просто.
А как сегодня?
ftы живем в эпоху Нового Завета, изменилось ли что-то сегодня? ftожет ли человек, имея в своем сердце грязь мира, по-прежне- му хранить искренние отношения с Богом? Смывает ли благо- дать Иисуса Христа необходимость очищаться от мирской гря- зи? В Священном Писании есть ряд стихов, подчеркивающих эту нужду, но вместе с тем часто замалчиваемых.
«Как сказал Бог: Я вселюсь в них и буду ходить среди них; Я буду их Богом, и они будут ftоим народом. „Поэтому вый-
дите из среды неверующих и отделитесь, — говорит Господь, и не прикасайтесь к нечистому; и Я приму вас“. „Я буду вашим
Отцом, и вы будете ftоими сыновьями и дочерями“, — говорит Господь Вседержитель. Итак, возлюбленные, раз мы имеем та- кие обещания, давайте же очистим себя от всего, что оскверняет наше тело и дух, завершая свое освящение в страхе Божьем»
(2 Кор. 6:16–7:1, NLT, перев. с англ.).
В этих немногих словах так много нераскрытого. Во-первых, обратите внимание на слова: «как сказал Бог». Когда впервые Бог произнес эти слова и в каком тексте? Павел цитирует слова Бога, обращенные к ftоисею на горе, в Его присутствии:
«И буду обитать среди сынов Израилевых, и буду им Богом, и узнают, что Я Господь, Бог их, Который вывел их из земли
Египетской, чтобы ftне обитать среди них…» (Исх. 29:45, 46).
Бог повторил то, что Он уже говорил в 19-й главе книги Ис- ход, — о Своем желании искренних отношений. Этого Он жа- ждал, но Израиль забывал. Только отдельные люди, такие как ftоисей, Давид, Даниил, Исаия и горстка других, могли иметь близкие отношения с Богом, потому что они решили избавить- ся от мирских мотивов эгоистичных удовольствий. Теперь Па- вел с теми же словами обращается к нам, омытым кровью Иисуса Христа и спасенным благодатью Божьей.
Снова мы слышим, как нам говорят: «Вселюсь к ним и буду ходить среди них. Я буду их Богом, и они будут ftоим народом… Не прикасайтесь к нечистому, и Я приму вас». Эти слова ничем не отличаются от тех, что Бог говорил Израилю, но сейчас Он обращается к новому народу — к нам. Его желание быть близ- ко к нам не изменилось, но оно не осуществится, если на нашей одежде еще будет грязь мира. Он принимает нас в близкие отно- шения, но с условием. Он снова показывает нам Свое отвращение к отношениям типа золотоискателей.
Бог видит наши тайные помыслы. Он велит нам очиститься от всякой грязи не только на теле, но также в сердце и духе. Он зна- ет, есть ли у нас грязь Египта на одежде (живем ли мы ради соб- ственного удовольствия), или, подобно ftоисею, мы ставим Его желания превыше своих. Поэтому как ftоисей передал Израилю, что надо очистить свои одежды перед встречей с Богом, преж- де чем начать близкие отношения с Ним, апостол Павел говорит и нам: «Давайте же очистим себя от всего, что оскверняет наше тело и дух, завершая свое освящение в страхе Божьем». Очистив себя от мирской грязи и нечистот, мы настроим свой внутренний навигатор так, что он не даст нам сбиться с пути, не даст пойти на компромисс и предпочесть хорошее лучшему.
Для сохранения самых выгодных настроек внутреннего нави- гатора, ведущего нас к близким отношениям с Богом, слово «свя- тость», очевидно, является ключевым. В последующих главах мы раскроем эту удивительную реальность.
7
РЕВНИВЫЙ К НАМ
«Кому же вы уподобите Меня и с кем сравните?» — говорит Святой Бог.
Поднимите глаза ваши на небо
и посмотрите, кто сотворил звезды?
…Он всех их называет по имени: по множеству могущества и несравненной силе у Него ни одна не выбывает.
Иса ИИ 40:25, 26 (NLT, перев. с англ.)
Господь очень ревнив к твоей любви, о верующий. Разве Он не избрал тебя?
Ему будет нестерпимо видеть, если ты изберешь себе кого-нибудь, кроме Него. чарльз сперджен
|
чит побывать в компании знаменитого спортсмена, выдающегося ученого, известного художника, звезды шоу-бизнеса или сильного мирового лидера, но в присутствии Творца всего видимого и не- видимого. Именно Он придумал и сотворил вселенную настолько большой, что человеческий ум не в силах постичь ее размеров, тем не менее настолько точной, что роль строительных кирпичиков
во всех материальных существах и веществах играют сложные по строению атомы. Они так малы, что если из них составить отре- зок длиной в один дюйм, в нем окажутся миллиарды атомов, — я уже упоминал об этом в предыдущей главе. После многих глу- боких исследований ученые по-прежнему до конца не понимают их природу.
Вне Бога не существует никакой полезной мудрости, знания или ведения. Богу не нужно изучать что-то новое, потому что Он действительно знает все, даже что будет в конце, и Он знает это от самого начала. ftогущественные ангелы находятся перед Ним постоянно, они закрывают лица и восклицают в благоговении от постоянного откровения о том, Кто Он есть. Не удивительно, что самые мудрые мужчины и женщины прошлых поколений почита- ли за честь наслаждаться Его компанией.
Дрожь охватывает, когда думаешь, что человеку дано входить в присутствие такой Личности. Еще удивительнее, что Он желает нашего присутствия сильнее, чем мы желаем Его. Апостол Иаков говорит:
«Или вы думаете, что напрасно говорит Писание: „до ревности
любит дух, живущий в нас“?» (Иак. 4:5).
Любить до ревности значит страстно желать чего-то. Когда я думаю о том, что самая прекрасная Личность страстно жаждет меня, я, как Давид, могу сказать: «Как возвышенны для меня помышления Твои, Боже, и как велико число их! Стану ли ис- числять их, но они многочисленнее песка…» (Пс. 138:17, 18). Давид говорил о Божьих мыслях о нас — о каждом в отдельно- сти, не обо всех людях вместе. Его мысли о нас превышают число песчинок на планете Земля! Только представьте себе весь песок на всех пляжах, пустынях, полях для гольфа и детских игровых площадках. Это огромное количество песка — огромное число мыслей.
Приведу вам еще одну иллюстрацию. Я глубоко влюблен в свою жену. ftы женаты уже более тридцати лет. ftножество, бесчисленное множество мыслей я имею о ней. Однако если бы я смог сосчитать каждую из них за последние три десятка лет, в переводе на песок их не хватило бы даже, чтобы заполнить ко- робку из-под обуви (по оценкам ученых в одном кубическом футе пляжа содержится 1,8 миллиарда песчинок).
Давайте поразмышляем еще глубже. Вы когда-нибудь встреча- ли человека, который все преувеличивает? Например, рыбак. Он говорит: «Я поймал вот такую рыбу!», и показывает ее размер, разводя руки в стороны. Хотя если вы сами видели эту рыбу, уж точно знаете, что на самом деле она значительно меньше.
Или, например, человек, из воздуха берущий статистические данные, чтобы доказать свою точку зрения. Он смело утвержда- ет: «Девяносто девять процентов мужчин не любят мелодрамы». Он никогда не интересовался официальным соцопросом, не про- верял данные статистики, но преувеличивает, чтобы оправдать свое отвращение к этому жанру кино.
Или человек, который говорит: «Я молюсь за тебя», хотя, по правде сказать, возможно, он помолился лишь один раз и то не- хотя. Я думаю, что каждый человек время от времени преувели- чивает, но давайте будем честными: преувеличение — это ложь. Потрясающая истина в том, что Бог не может лгать! (см. Числ. 23:19 и Тит. 1:2). Если бы Он лгал, Он должен был подчиниться
«отцу лжи» — сатане, а этого никогда не случится.
Если Бог утверждает, что Его мысли о вас превышают количе- ство песчинок на всей планете, можно этому верить.
Понимаете ли вы, как много Он думает о вас? Представьте себе свою собственную мыслительную жизнь. ftного ли вы думаете о человеке, с которым вам не хочется находиться рядом? Также и Он! Дух Божий, пребывающий в нас, жаждет — страстно жела- ет нашей компании. Другими словами, Бог хочет близко знать вас как очень дорогого друга.
Ревность Бога
Давайте рассмотрим слова Иакова: «Или вы думаете, что напрас- но говорит Писание: „до ревности любит дух, живущий в нас“?» Ключевые слова здесь — до ревности. Позвольте показать вам, что это означает. Стала бы моя жена искать со мной близости — делиться секретами, стремлениями и желаниями своего серд- ца, — если бы у меня были отношения на стороне? Нет! Посмот- рим на контекст этот стиха, в предыдущей фразе сказано:
«Прелюбодеи и прелюбодейцы! не знаете ли, что дружба
с миром есть вражда против Бога? Итак, кто хочет быть другом миру, тот становится врагом Богу» (Иак. 4:4).
Другими словами: «Если вы ищете дружбы с миром, вы пре- любодей!»
Свое письмо Иаков пишет только христианам, потому что пятнадцать раз в нем он говорит: «братья мои». Его послание несомненно относится к людям, имеющим отношения с Богом, принявшим Иисуса Христа в свою жизнь. Дело в том, что заигры- вая с миром, мы совершаем прелюбодеяние против Бога.
Продолжая свою иллюстрацию об отношениях с другой жен- щиной, я должен сказать, что Лиза не только не захочет делить- ся со мной чувствами и секретами, но она еще будет и сердиться, и ревновать — и совершенно справедливо. Я посвятил себя ей и только ей. В случае измены я бы нарушил свое обещание и сол- гал ей.
Иаков предваряет свои слова о ревности Духа таким предло- жением: «Или вы думаете, что напрасно говорит Писание?..» Он имеет в виду многие другие библейские стихи, не только тот, ко- торый цитирует. Бог неоднократно говорит о Себе:
«…Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель» (Исх. 20:5).
«…имя Его — ревнитель; Он Бог ревнитель» (Исх. 34:14).
«ибо Господь, Бог твой, есть огнь поядающий, Бог ревнитель» (Втор. 4:24).
О Божьей ревности много написано в Писании, все эти биб- лейские стихи говорят о наших взаимоотношениях с Ним.
Прежде чем продолжить, позвольте уточнить: Бог не говорит, что Он ревнует к нам, Он ревнует нас. В этом есть большая разни- ца. Он желает нам успеха, хочет, чтобы у нас все сложилось заме- чательно, Он хочет, чтобы мы имели жизнь в изобилии, Его воля для нас — быть продуктивными (см. Нав. 1:8; Притч. 4:8; ftф. 25:29 и Ин. 15:8). Его ревность связана с желанием быть близко к вам. Он не хочет делить нас с другими возлюбленными, главным образом с миром. Иаков просто напоминает верующим о том, как Бог смотрит на неверность. Если мы прелюбодействуем против Него, Его гнев возгорится в ревности. Это не мелочи.
Но гнев — это не единственная эмоция, возникающая из-за неверности в отношениях завета. Слишком часто я слышу, как обманутые муж или жена рассказывают, что они чувствуют шок, разочарование, потерянность, горе и гнев внутри себя. Их отверг и предал человек, которому они подарили свою жизнь. Боль и от- чаяние поражают их до глубины души. Я слышал, как оставлен- ная жена в полном отчаянии спрашивала: «Как меня мог бро- сить муж, которому я родила детей и подарила лучшие годы своей жизни?»
Представляете, что чувствует Бог? Представляете, какие эмо- ции наполняют Его душу, когда мы Ему неверны? Павел пишет:
«Ибо я ревную о вас ревностью Божиею; потому что я обручил вас единому мужу, чтобы представить Христу чистою девою» (2 Кор. 11:2).
Павел, говоря от имени Бога, выражает Его чувства к нам, ко- гда мы на Его место ставим кого-то или что-то другое. Иеремия
делает то же самое: «Когда утешусь я в горести моей! сердце мое изныло во мне» (Иер. 8:18). ftы должны помнить, мы сотворены по Его образу, поэтому мы чувствуем то, что чувствует Бог!
Бог ревнует, потому что Он отдал за нас Свою жизнь. Он по- жертвовал всем, чтобы дать нам вечные отношения с Ним. Его сердце и душа глубоко скорбят и гневаются, когда мы неверны Ему. Послушайте, что Он говорит:
«…Народ ftой забыл ftеня, — нет числа дням. Как умело ты домогаешься любви! Даже блудницам есть чему у тебя поучить- ся! …Но несмотря на все это, ты говоришь: „Я безвинна…“» (Иер. 2:32, 33, 35, нов. рус. перев.).
Чаще всего мы не осознаем, когда совершаем прелюбодеяние против Него, не понимаем тяжести своей неверности. Истина может открыть нам глаза. Наши сердца бесчувственны к Его раз- битому сердцу и скорбящей душе. Бог спрашивает: «Стыдятся ли они, делая мерзости? нет, нисколько не стыдятся и не красне- ют…» (Иер. 6:15). Как Иеремия и другие пророки говорят о не- верности Израиля, Павел и Иаков делают то же в Новом Завете. Продолжая исследовать важное утверждение Иакова, рас- смотрим греческие слова philos и philia, что означает «друг» и «дружба». Значения слова рhilos — любящий, дружелюб- ный и объединять; philia означает «друг» или «подружиться». У. Э. Вайн, составитель «Толкового словаря слов Ветхого и Ново- го Завета», давая определение слову philia, пишет: «оно означает как любить, так и быть любимым». Подумайте об этом в свете
слов Иисуса:
«Если бы вы принадлежали миру, то мир любил бы вас как своих. Но вы не принадлежите миру, потому что Я избрал вас из мира, поэтому мир вас и ненавидит» (Ин. 15:19, нов. рус. перев.).
Вы больше не принадлежите миру, хотя раньше принадлежали. Теперь вы принадлежите Богу. Человек, когда-то живший в вашем теле, умер в тот момент, когда вы отдали себя Иисусу. Появилось совершенно новое творение. Вы были рождены свыше как чело- век, который находится в отношениях завета с Богом.
Иисус сказал, что главный признак принадлежности чело- века Богу — это ненависть мира. Честно задайте себе вопрос:
«Ненавидит ли меня мир?» Ненавидит ли мир знакомых вам христиан? Если да, как в этом случае жить, работать и прино- сить пользу в нем? Как достигать мира? Разве не больше влия- ния мы принесли бы, если бы мир любил нас? На эти сложные вопросы необходимо найти ответы — в последующих главах мы сделаем это.
Апостол Иоанн раскрывает обратную сторону слов Иисуса. Он смело говорит нам: «Не любите мира, ни того, что в мире: кто любит мир, в том нет любви Отчей» (1 Ин. 2:15).
Иисус, Иаков и Иоанн, все они пользуются сильными выра- жениями, говоря о человеке, связанном отношениями с Богом, но любящем мир, и наоборот. Они говорят, что дружба и любовь к миру, а также любовь мира к нам равны прелюбодеянию, не- нависти, вражде и отсутствию Божьей любви в нас. Прежде чем продолжить комментировать эти строгие слова об опасности дружбы с миром, сначала мы должны определить, что такое мир. Греческое слово в значении мир — kosmos. Оно означает «сов- ременный мир, существующий порядок вещей, противополож- ный Царству Христа, и поэтому всегда имеющий в себе что-то быстротечное, бесполезное и… неправильные желания»9. Давай-
те обсудим каждое из этих слов.
Быстротечный образовано от слова быстротечность и озна- чает «недолговечный, непостоянный, непребывающий». Если бы мы могли посмотреть на развитие общества в ходе времени, мы бы увидели, что оно постоянно меняется. Перемены чаще всего полезны, они означают, что есть прогресс, развитие и рост.
Однако перемены в морали и нравственности чаще всего уводят нас дальше от того, что действительно хорошо перед Богом.
В нашем обществе сегодня морально приемлемым и общеприня- тым считается то, что вчера воспринималось как аморальное, не- приемлемое и чуждое. Давайте приведем пример для иллюстрации. Возьмем типичный фильм, на который дети до 13 лет допускаются только с родителями. У касс кинотеатров выстраиваются большие очереди людей, желающих попасть на последний фильм. Но, ско- рее всего, в блокбастере будет много сцен жестокого насилия и рас- пущенности. Сексуальные сцены, секс гомосексуалистов присут- ствуют во многих фильмах. Актеры демонстрируют на экране непристойное поведение, показываются кражи, убийства, колдов- ство. Вовсе не обязательно, что по сюжету лишь отрицательные персонажи проявляют такие черты, но зачастую это присуще геро- ям картины и их помощникам. Нередко в диалогах звучит целый арсенал ругательств, в которых проскальзывает имя Бога.
Во многих фильмах мы не только принимаем это, но даже ожидаем. Однако если тот же фильм показали бы в 1950-х годах, зрители пришли бы в ужас! Американцы были бы возмущены таким количеством ругани, обнаженных сцен и вопиющей амо- ральностью. Люди выражали бы общественный протест: «Поче- му в этом фильме изображены двое неженатых людей, живущих вместе, более того, они показаны в постели, и это считается при- емлемым! Почему это изображают как нормальный образ жиз- ни? Какой позор! Возмутительно!» Зрители бойкотировали бы такой фильм.
Итак, что случилось? Разве Бог объявил новый стандарт нор- мального, приемлемого и хорошего поведения? Разве сдвинулись границы вседозволенности? Разве мы стали умнее? Или в пяти- десятых мы просто были старомодными, а сейчас наступил про- гресс?
Если посмотреть на реальную статистику, мы обнаружим, что резкие перемены в фильмах являются лишь отражением изменений
моральных стандартов в обществе. Недавно проведенное исследо- вание показало, что число девушек, сожительствующих с мужчина- ми, утроилось по сравнению с данными 1982 года10. По данным издания US News & World Report сообщается, что в период с 2006 по 2010 год почти половина женщин (48 процентов) в возрасте от пятнадцати до сорока четырех лет жили с партнером до брака, что на 11 процентов выше, чем в 2002 году, скачок на 41 процент с 1995 года11. Я мог бы продолжать перечислять данные статистики о нашей переходной культуре, но смысл книги не в этом.
ftир навязывает также убеждение, что жизнь человека не име- ет ценности. Есть действительно ценные изменения и развитие в обществе. Достижения в науке, технологиях, коммуникациях, медицине и в других сферах несут пользу человечеству, увеличи- вая его способность к продуктивности. Это соответствует первой заповеди Бога: «плодитесь и размножайтесь» (Быт. 1:22).
Несут ли какую-нибудь ценность изменения в морали? Или в их основе лежат жадность, похоть и жажда статуса? Что хоро- шего получили дети от того, что мы доверили их воспитание двум женщинам или двум мужчинам, состоящим в браке? Разве такая форма заботы о ребенке лучше, чем семья, в которой есть неж- ная мама и мужественный папа, или эти изменения были сдела- ны ради удовлетворения неправильных желаний (последняя черта в нашем определении слова kosmos)?
Обеспечивают ли мужчина и женщина защиту ребенку, сожи- тельствуя и не желая посвятить себя браку, или такой союз был разрешен ради удовлетворения эгоистичных желаний родителей и их непосвященности? Когда производитель или продавец това- ра искажает правду и использует нечестные методы ради повы- шения уровня продаж, он обогащает клиента или удовлетворяет свою жадность? Способствует ли разрешенное законом употреб- ление марихуаны деятельности мозговых клеток? Разве публи- куемые отчеты ученых не сообщают регулярно о гибели клеток мозга в результате употребления наркотиков? Разве приближает
нас к Творцу хотя бы одно из этих общепринятых неправильных желаний?
Писание говорит нам, что обычаи мира установлены духами беззакония, искусно действующими через людей нашего поколе- ния (см. Еф. 2:2). Другими словами, kosmos — это культура, со- зданная помутненными умами. Апостол Иоанн лишает нас вся- ких сомнений, говоря: «ftы знаем, что мы от Бога и что весь мир лежит во зле» (1 Ин. 5:19). ftир все дальше и дальше уходит от сердца Бога и Его власти. В значительной степени этот уход не выражен как яркое зло или противоположность Божьему Слову, скорее происходящие в мире перемены замаскированы под про- гресс и всеобщее благо. Но, к сожалению, истина в том, что мир поглощает своих граждан, уводя их от сердца Творца.
В «Новой международной энциклопедии библейских слов» дается еще более глубокое определение — «ftирской образ мышления — это не увлечение занятиями, вызывающими раз- дражение у некоторых людей. Это бездумное принятие взглядов, ценностей и отношений своей культуры, без вынесения их на суд Божьего Слова»12. Другими словами, имея мирской образ мыш-