Историческое достоинство книги Ионы.
Блаженный Августин свидетельствует, что язычники глумились. над историей пророка Ионы (multo cachino а paganis graviter irrisum animadverti) - и что поводом к таковому глумлению служила невероятность покаяния Ниневитян и чудная судьба самого пророка Ионы, по их взгляду похожая более на миф, нежели на действительное происшествие (Epist. 102; Quaest. 6 de Jona)... Ho пусть бы только язычники глумились над историей Ионы. Странно то, что некоторым христианским писателям (напр. I. Н. Pareau, Instit. Interpretis V. Т., pag. 534) казалось, что принять книгу Ионы за действительную историю будто бы значит подать повод к нареканию на всю Библию. Поэтому и между христианскими писателями придумывались способы к примирению сказаний о спасении Ионы во чреве китовом и об успехах его проповеди Ниневитянам с началами здравого смысла и с предполагаемой какой-то действительной историей. Сущность этих способов состоит в предположении, что книга Ионы есть аллегория, составленная с целью образумить Иудеев, мечтавших о своем избрании в удел Божий и между тем постоянно прогневлявших Бога неблагодарностью, показать Иудеям их упорство и ожесточение во зле и презрении к пророкам и наоборот изобразить богобоязненность и свежую восприимчивость язычников, которые со временем заступят в царстве Божием место, занимаемое Евреями.
Но вместо построения таковых произвольных предположений следует обратить внимание на следующее:
1) что книга Ионы сама в себе содержит ручательство исторической или подлежательной достоверности; ибо повествуемое в ней излагается, как чрезвычайное дело Божие, превышающее обыкновенный порядок природы и человеческих действий;
2) что понимание книги по буквальному изложению не содержит ничего невозможного, невероятного и несогласного с коренными началами домостроительства человеческого спасения;
3) что в ветхозаветной Церкви книгу пророка Ионы считали за действительную историю (Тов. 14:4; Иосиф. Флав. Antiqu., lib. 9:сар. 10); - и
4) что те трудности, для ослабления и устранения которых прибегают к аллегорическому разумению книги Ионы, а именно тридневное пребывание Ионы во чреве кита и покаяние Ниневитян по его проповеди - Самим Господом указаны, как несомненные историческия и общеизвестные происшествия (Матф. 12:40-41). А при таких основаниях всякому очевидно, что принятие обстоятельств пророка Ионы за действительную историю не подлежит никакому сомнению.
Глава 13. Книга Пророка Михея.
Сведения о пророке Михее.
Шестая книга в ряду меньших пророков содержит слово Господне, которое было к Михею Морасфитину, во дни Иоафама, и Ахаза и Езекии, царей Иудейских (Мих. 1:1). Следовательно, этот Михей отличен от Михея, сына Иемвланя, который пророчествовал во времена Ахава, царя Израильского (3 Цар. 22:8-28). Называется он Маросфитским по месту рождения в Марофе, городе колена Иудина (Мих. 1:12; ср. Иис. Нав. 15:59). Блаженный Иероним (Epist. 27) говорит, что в его время родина пророка Михея была уже незначительным селением на юг от Иерусалима, недалеко от Елевферополя, - и что там показывали гробницу этого пророка. Созомен (Hist., lib. VII, сар. 29) присовокупляет, что в царствование Феодосия Великого священные останки пророка Михея найдены близ Елевферополя, по особенному Божествфнному указанию. Пророк Михей свое пророческое служение проходил при Иоафаме, Ахазе и Езекии (в 778-716 год. до Рождества Христова) и был современником Исаии, Амоса и Осии. Поэтому в пророчествах своих святой пророк Михей имеет некоторое сходство с этими пророками, особенно с Исаией (Мих. 1:3; ср. Исаии 26:21; Мих. 3:11-12; ср. Исаии 32:13-14; Мих. 4:1-5; ср. Исаии 2:2-5).
Предмет пророческих речей.
Предмет своих пророческих речей святой пророк Михей обозначил в начале книги, сказав: которое открыто ему о Самарии и Иерусалиме (Мих. 1:1), т.е. в его книге изложено то, что Господь: открыл ему о судьбе царства Израильского и Иудейского. Замечательно, что святой пророк Михей в своих речах не проводит такого резкого различия между царством Иудейским и Израильским, какое встречается у современников его Исаии и Осии. Святой пророк Михей говорит о народе Божием вообще, как о потомстве Иакова или Израиля, даже Самарию ставит выше Иерусалима, вероятно потому, что смотрит на этот народ, как на церковь или царство нравственно религиозное, которому принадлежат высокие Божественные обетования (Римл. 9:8) и к коему принадлежат все благочестивые, как Иудеи, так и Израильтяне. Поэтому святой пророк Михей в судьбе еврейского народа от исхода из Египта до пришествия старейшины из Вифлеема показал беспрестанное Божие руководство, и на имевшие скоро начаться страшные перевороты в судьбе евреев учил их смотреть, как на исправительные наказания, которыми Господь вынужден вести слабый народ к достижению предположенной цели, т.е. чтобы сохранить Боговедение и благочестие и воспитать среди него способных и достойных деятелей или рабов грядущего Искупителя.
55. Разделение и содержание.
Книга святого пророка Михея разделяется на четыре части по числу содержащихся в ней пророческих речей.
I. Первая пророческая речь.
Содержится в первой и второй главе. Она составляет как бы вступление и содержит как обличения, так и обетования общие. Призвав всю тварь к слышанию возвещаемой воли Божией и засвидетельствовав именем Божиим истину своего возвещения, пророк говорит, что Господь идет карать нечестие Иакова и грехи дома Израилева (1:1-5). А поскольку источником соблазна и отступления были столицы царств народа Божия - Самария и Иерусалим, то первая из них будет обращена в груду развалин, и все истуканы ее будут разбиты (1:6-7). Об этом буду я плакать и рыдать, говорит пророк, выть как шакалы и плакать как страусы; ибо удары наказания коснутся Иудеи и даже Иерусалима (1:8-9). Но не поднимайте плача, чтобы не услышали об этом в Гефе (т.е. Филистимляне): лучше терпеливо или молчаливо переносите бедствие и по возможности укрывайтесь от нашествия неприятеля, уступая ему город за городом: сними с себя волосы и остригись, скорбя о нежнолюбимых сынах твоих; расширь из-за них лысину, как у линяющего орла, ибо они будет переселены от тебя (1:10-16). Вы не полагаете конца своим прихотям и насилиям: за то постигнет вас бедствие, из-под которого не высвободите своей шеи и будете разорены в конец (2:1-6). Дом Иакова исстари притесняет слабых; обижает вдов и грабит сирот - за это встанет и пойдет в плен; земля эта не может быть местом его покоя; за осквернение будет жестокое истребление (2:7-10); ибо лжецы и пустословы, умеющие говорить о вине и сикере - вот их любимые руководители, вот их пророки (2:11). Впрочем, со временем народ Еврейский будет собран во одно царство многолюдное, незнающее никаких преград на своем пути; тогда Господь будет их вождь (2:12-13).
II. Вторая пророческая речь.
Содержится в третьей главе. В ней обличаются власти дома Иаковлева и вожди дома Израилева. Вам свойственно понимать закон, говорит пророк; а вы сдираете кожу с бедных, объедаете мясо и сами кости их толчете; потому Господь отвратит лице Свое от вас и не примет молений ваших (3:1-4). Пророки у вас льстецы и обманщики: кто кормит их, тому обещают мир и счастье; а кто не дает, тому пророчат беду; за то померкнет у них ден.... и не будет слушающих их (3:5-7). А я, говорит Михей, исполнен силы Духом Господним, чтобы высказать Иакову преступление eго и Израилю грех его (3:8). Итак, презрители закона, созидающие Сион кровью и Иерусалим неправдою.Главы его судят за подарки, священники его учат за плату и пророки его предвещают за деньги, или, смотря по приношению, дают и предсказание, а между тем все в один голос говорят: не среди ли нас Господь?..., выслушайте определение Божие: за вас Сион будет распахан как поле, и Иерусалим сделается грудой развалин и гора Дома сего будет лесистым холмом (3:9-12). Это пророчество Михея упомянуто у Иеремии (26:18-19) по тому случаю, что за подобное предсказание запустения Иерусалиму народ потребовал смертной казни Иеремии; только указание на это пророчество Михея, оставшагося неприкосновенным во дни благочестивого Езекии, дало возможность судьям защитить Иеремию от злобы его сограждан.