II. Пророчества об участи царства Израильского.
Соединены в одну пророческую речь; в ней изображены пороки Израильтян и указано предстоящее нашествие Ассириян и рассеяние по Армении. За три нечестия Израильтян и за четыре не отвращуся, т.е. за непрестанно умножающиеся беззакония Израильтян не буду их миловать. Они жестоко притесняют невинных и бедных; срамно блудодействуют, пьянствуют и идолопоклонствуют с обидой и унижением бедных (Амос. 2:6-8). Забыли, что за подобное поведение истреблен народ Аморрейский, его же высота, как высота кедрова, и крепок был, как дуб (Амос. 2:9; ср. Числ. 13:33-34). Забыли, что сами они выведены из Египта и получили назареев и пророков; первых поят вином для поругания, а последним говорят: не прорицайте (Амос. 2:10-12). За это Я придавлю вас, как давит колесница, нагруженная снопами, -и у проворного не станет силы бежать; храбрый и конник не спасет жизни своей, и крепкий не удержит крепости свое и убежит нагой в тот день, глаголет Господь (Амос. 2:13-16). Заметьте это слово, изведенные из Египта! Вас только признал от всех племен земли: потому и взыщу с вас за все беззакония ваши (Амос. 3:1-2).
Как не ревет лев без добычи и не падает птица без ловца, так не может быть зло во граде, еже Господь не сотвори. Но не сотворит Господь Бог дела, если не откроет наказания (тайного намерения) Своего рабам Своим пророкам (Амос. 3:3-7). И если голос льва имеет владычественное влияние на всех: то как же пророку не пророчествовать, когда Господь повелел ему это (Амос. 3:8)?! И Хамову потомству будут на диво беспорядки, притеснения играбительства, совершающияся в Самарии: посему так говорит Господь Бог: вот неприятель, и притом вокруг всей земли! он низложит могущество твое, и ограблены будут чертоги твои. (Амос. 3:9-11). Как пастуху иногда удается из челюстей льва отнять или две голени или край уха, столько же уцелеет Израильтян и жителей Дамаска среди наступающих бедствий; опустошение прольется на всех и на все (Амос. 3:12-15). А вас, юницы или коровы Васанские, т.е. изнеженные женщины Самарийские, притесняющие бедных, требующие от господ своих, подайте нам пить, - вас с детьми за кольца повлекут в плен в Армению (Амос. 4:1-3). Продолжайте же свои обряды в Вефиле и самоизобретенные жертвы в Галгалах... (Ам. 4:4-5).
Я дал им оскомину или чистоту зубов, говорит Господь, т.е. недостаток хлеба во всех местах; но они не обратились ко Мне (Ам. 4:6). Потом послал засуху по местам; так что по два и по три города собирались за водой в четвертый город; но и тут они не образумились (Ам. 4:7-8). Наказывал их зноем, желтухой и саранчей; но и от этого наказания не покаялись (Ам. 4:9). Поражал их казнями Египетскими; но они также не исправились (Ам. 4:10). Разорил их, как Содом и Гоморру, и сделал головней, вынутой из огня; но и это не побудило их обратиться к Богу (Ам. 4:11). Потому так поступлю с тобой Израиль; город, выступающий тысячью, останется только с сотнею, а выступающий сотнею, останется с десятком у дома Израилева (Ам. 4:12, 13; 5:1-3). Взыщите Господа, а не ходите в Вефиль и Галгалы, где воздвигнутые капища будут истреблены, как будто их совсем не бывало (Ам. 5:4-9). Вы ненавидите правду, притесняете бедных, упорствуете в своем беззаконии; за это постигнет вас бедствие всеобщее или всеобъемлющее, так что на всяком месте слышны будут рыдания (Ам. 5:10-17). Вы желаете дня Господня или проявления всемогущества небесного: но Он будет для вас тьмой, а не светом; тогда убегающий из одной беды попадет в другую большую (Ам. 5:18-20). Жертв ваших не приму, славословий не услышу; но пущу на вас правосудие, как сильный поток (Ам. 5:21-24). И во время 40-летнего странствования в пустыне вы не чтили Меня жертвами, а носили с собой скинию Молохову и звезду бога вашего Ремфана; за то переселю вас далее Дамаска (Ам. 5:25-27; ср. Деян. 7:43; Чис. 25:1-6; Псал. 105:28). Горе тем, которые уничижают Сион и полагаются на учреждения царства Израильскаго; оно конечно получило область не меньше Халана или Ктезифона (Быт. 10:10), не меньше Емафа великого и Гефа, городов Филистимских (1 Цар. 21:12; 27:3; 2 Парал. 26:6), поэтому могло бы быть царством сильным; но за роскошь, чувственные наслаждения и пренебрежение закона будет предано запустению, и будет: если в каком доме останется десять человек, то умрут и они... вы, которые восхищаетесь ничтожными вещами и говорите: "не своею ли силою мы приобрели себе могущество?" (Ам. 6:1-14).
III. Символические видения.
Символических видений в книге Амоса находятся три.
Первое видение изложено в седьмой главе. По попущению Божию саранча явилась на полях Израильских; но вследствие молитвы пророка это наказание отменено (Ам. 7:1-3). Затем Господь послал засуху на землю Израильскую; но и это наказание по молитве пророка остановлено (Ам. 7:4-6). Потом пророк видит Господа, стоящего на отвесной стене, т.е. строенной по отвесу или по правилку; в руке Его адамант или отвес, конечно для того, чтоб исправить постройку по отвесу. При этом Господь объявил пророку: вот, положу отвес среди народа Моего, Израиля; не буду более прощать ему, т.е. произведу над Израилем точное исследование и предам неотлагаемому наказанию, так что потребятся требища идолов (ср. 4 Цар. 23:6-14). И восстану с мечом против дома Иеровоамова (Ам. 7:7-9), т.е. династия Иеровоама II будет свергнута с престола. Действително, сын его Захария был убит Селлумом, взошедшим потом на престол (4 Цар. 15:8-10).
При этом пророк изъяснил:
1) что по поводу этого видения Вефильский жрец Амасия донес Иеровоаму II: Амос производит возмущение против тебя, т.е. подготовляет возмущение среди дома Израилева, так как предсказывает убиение царя и отведение народа в плен;
2) что через несколько времени, получив распоряжение царя, Амасия объявил Амосу изгнание из Вефиля;
3) что при этом изгнании Амос скромно объявил Амасии: не был пророк я, ни сын пророка, но пастух был и ягодичия собирая; и взял меня Господь от овец и сказал мне: иди и пророчествуй на людей Моих, Израиля;
4) что жрецу Амасии за его лживый донос или за клевету объявил безчестие дома, истребление его детей и смерть в плену, присовокупив, что Израиль пленен отведется от земли своея (Ам. 7:10-17).
Отсюда очевидно, что первое видение Амос видел и возвестил прежде смерти Иеровоама II, последовавшей около 802 г. до Рождества Христова.
Второе символическое видение изложено в восьмой главе. Пророк видит сосуд или клетку птицелова, а по Синодальному переводу корзину со спелыми плодами, символом наступления жатвы: но то и другое изложение Еврейского слова calathus равно показывает, что приспел конец на Израиля, - и что впредь не будет места долготерпению (Ам. 8:1-2). Стропила храма Вефильского (куда убегут беззащитные жители от вторгшегося неприятеля) огласятся рыданиями; трупы будут лежать грудой - и затем воцарится молчание, т.е. не будет никакого признака жизни и деятельности в Вефиле (Ам. 8:3). Клялся Господь славою Иакова, что за притеснение бедных, ненасытное корыстолюбие, обманы торговые, порабощение неимущих постигнет их бедствие внезапно, среди счастья, которое оставит их неожиданно, как будто закатится солнце среди полудня (Ам.8:4-9). Праздники и радостные песни обратятся в плач: Израильтяне оденутся во вретища и прочия принадлежности самого глубокого сетования (Ам. 8:10; ср. Товит. 2:6).
Тогда настанет голод слышания слова Божия, так что от моря до моря (от Средиземного до Персидского залива) и от севера до востока будут скитаться ищуще слова Господня и не найдут (Ам. 8:11-12). Тогда истреблены будут чтители богопоклонения, установленного в Дане и в Вирсавии (Ам. 8:13-14). Это видение изображает судьбу Израильтян по отведении в плен Ассириянами. Но поскольку там во время плена Вавилонского были пророки Даниил и Иезекииль: то многие толкователи окончательное исполнение этого пророчества относят ко временам рассеяния Иудеев после разрушении Иерусалима Титом, когда во всем народе угас светильник живого пророческого слова, а письменное читается только устами, но не входит в ум и сердце народа или не производит просвещения и освящения.
Третье символическое видение изложено в девятой главе. Пророк видит Господа, стоящего на жертвеннике и повелевающего разрушить свод или верхнюю часть этого здания; а остальное после будет разрушено мечом, от которого никто нигде не скроется и который придет на землю от Господа правосудного и всемогущего (Ам. 9:1-6). Израильтяне сделались Ефиопами, хотя и выведены из Египта Господом, промышляющим о всех народах, но всегда и везде истребляющим царство греха (Ам. 9:7). Впрочем с царством Израильским Господь поступит не по строгому правосудию; бедствия там продолжаются только до истребления грешников, утверждавших: не постигнет нас и не придет к нам это бедствие! (Ам. 9:8-10). А потом восстановлю скинию Давидову падшую, говорит Господь, т.е. восстановлю царство потомка Давидова; дам ему власть над всеми народами, которые будут призывать имя Господне, и это царство не будет более исторгаемо от земли своей (Ам. 9:11-15). этих последних словах, по указанию святого Апостола Иакова, содержится пророчество о царстве Христовом. С подлинника это место читается так: "В тот день Я восстановлю скинию Давидову падшую, заделаю трещины в ней и разрушенное восстановлю, и устрою ее, как в дни древние, 12 чтобы они овладели остатком Едома и всеми народами, между которыми возвестится имя Мое, говорит Господь, творящий все сие" (Амос. 9:11-15). В этих словах Амоса на Апостольском соборе святой Иаков, брат Божий, указывает преимущественно на то:
1. что скинию Давидову пророк называет падшей и некоторые частиее разрушившимися;
2. что во времена Мессии она будет создана вновь и исправлена; следовательно не удержит строя обрядов и установлений в прежнем их составе;
3. что это исправление нужно для того, чтобы в нее могли вступать все народы, и
4. что поэтому не следует ветхозаветных обрядов и учреждений возлагать на выи учеников Христовых (Деян. 15:10-18).
Образ речи в книге Амоса.
Каждому человеку свойственно говорить языком, согласным с его занятиями. Мореплаватель любит благополучие называть попутным ветром, а несчастие - бурей. Земледелец, напротив, счастье уподобляет хорошему урожаю и своевременному тихому дождю, а несчастье - бесплодию и засухе. У философов на языке Платон, Аристотель, Стоики, Перипатетики; у ораторов - Демосфен, Цицерон; а у поэтов - Гомер и Виргилий. Так и у святого пророка Амоса обороты речи, подобия, сравнения и пословицы заимствованы из прежней его пастушеской жизни. Глас или повеление Господа он сравнивает с ревом льва (Ам. 3:8); несчастие изображает под видом засухи и оскудения пастбищ (Ам. 4:7-8); величие народов представляет под образом великорослых кедров и дубов (Ам. 2:9); изнеженных и своенравных женщин называет телицами Васанскими (Ам. 4:1); неотразимость бедствия изображает под видом неизбежной встречи или со львом, или с медведем (Ам. 5:19); малочисленность спасающихся от плена изображает под видом отнятия объеденных голеней и клочка уха из челюстей львиных (Ам. 3:12) и проч. Вообще, как человек неученый, святой пророк Амос, по замечанию блаженого Иеронима, употреблял образ речи простой, безыскусственный и простонародный, но с тем вместе испещренный поговорками глубокомысленными, так что paucis verbis explicari non potest (Epist. ad. Paulin. de lectione scriptur.). Отсюда происходит, что пророк Амос в речи своей оригинален, неподражаемо прост и вместе изящен, убедителен и силен, как сама истина. Тот же Дух, Который воодушевлял Исаию и Даниила при дворах царей, двигал сердцем и умом Давида и Амоса у стада овец и делал достойными провозвестниками Своей воли. Что, например, может быть величественнее и проще Амос. 3:4-8, 12; 5:7-15; 6:13? Блаженнный Августин (De doctr. christ. lib. IV, cap. 7) назвал это естественным красноречием. Хотя блаженный Иероним и наименовал Амоса imperitus sermone (Praefat. Comraent. in Amos), но критики позднейшого времени отдают справедливую дань удивления искусству и силе речи в книге этого пророка Божия (Introduct. par I. В. Glaire, tom. IV, pag. 44-47).