Пространный Православный Катeхизис Православной Кафолической Восточной Церкви

Пространный Православный Катeхизис Православной Кафолической Восточной Церкви


Предисловие

Часть первая. Введение

Предварительные понятия

Об Откровении Божественном

О Священном Предании и Священном Писании

О Священном Писании

Состав катехизиса

Часть вторая. О вере.

О Символе веры вообще и о его происхождении

О членах Символа веры

О первом члене Символа веры

О втором члене Символа веры

О третьем члене Символа веры

О четвертом члене Символа веры

О пятом члене Символа веры

О шестом члене Символа веры

О седьмом члене Символа веры

О восьмом члене Символа веры

О девятом члене Символа веры

О десятом члене Символа веры

О Крещении

О Миропомазании

О Причащении

О Покаянии

О Священстве

О Браке

О Елеосвящении

Об одиннадцатом члене Символа веры

О двенадцатом члене Символа веры

Часть третья. О Надежде

Понятие «христианская надежда» ее основание и средства

О молитве

О Молитве Господней

О призывании

О первом прошении

О втором прошении

О третьем прошении

О четвертом прошении

О пятом прошении

О шестом прошении

О седьмом прошении

О славословии

Учение о блаженстве

О первой заповеди блаженства

О второй заповеди блаженства

О третьей заповеди блаженства

О четвертой заповеди блаженства

О пятой заповеди блаженства

О шестой заповеди блаженства

О седьмой заповеди блаженства

О восьмой заповеди блаженства

О девятой заповеди блаженства

Часть четвертая. О любви

О союзе веры и любви

О Законе Божием и заповедях

О разделении заповедей на две скрижали

О первой заповеди

О второй заповеди

О третьей заповеди

О четвертой заповеди

О пятой заповеди

О шестой заповеди

О седьмой заповеди

О восьмой заповеди

О девятой заповеди

О десятой заповеди

Заключение

Как использовать учение о вере и благочестии

Предисловие

   «Пространный христианский катехизис Православной Кафолической Восточной Церкви, рассмотренный и одобренный Святейшим Синодом и изданный для преподавания в училищах и для употребления всех православных христиан», Москва, Синодальная типография, 1913.
   Этот катехизис обычно называют «Филаретовским»: его составил по поручению Синода Преосвященный святитель Филарет, митрополит Московский и Коломенский (память 19 ноября/2 декабря).
   В данном случае орфография текста изменена применительно к современной практике, проведена замена многих грамматических архаизмов, даны некоторые уточнения; все это делалось с таким расчетом, чтобы не изменить содержания и не исказить смысла текста.
   Цитаты из Священного Писания и из творений святых отцов оставлены, как и в издании 1913 года, на церковнославянском языке, однако трудные для понимания слова и словосочетания даны с переводами их на русский язык.

Часть первая. Введение

Предварительные понятия

ЧТО ТАКОЕ ПРАВОСЛАВНЫЙ КАТЕХИЗИС?

    Православный катехизис есть наставление в православной вере христианской, преподаваемое всякому христианину для благоугождения Богу и спасения души.

ЧТО ОЗНАЧАЕТ СЛОВО «КАТЕХИЗИС»?

    Катехизис в переводе с греческого языка значит «оглашение, изустное наставление», а в соответствии с употреблением со времен апостольских этим словом обозначается первоначальное учение о православной вере христианской, всякому христианину необходимое (Лк.1:4. Деян.18:25).

ЧТО НУЖНО ДЛЯ БЛАГОУГОЖДЕНИЯ БОГУ И СПАСЕНИЯ ДУШИ?

    Для благоугождения Богу и для спасения души нужны, во-первых, познание Истинного Бога и правая вера в Него; во-вторых, жизнь по вере и добрые дела.

ПОЧЕМУ В НАЧАЛЕ НУЖНА ВЕРА?

    Вера нужна потому, что, как свидетельствует слово Божие, «без веры же невозможно угодити Богу» (Евр.11:6).

ПОЧЕМУ КРОМЕ ВЕРЫ НУЖНЫ ЖИЗНЬ ПО ВЕРЕ И ДОБРЫЕ ДЕЛА?

    С верой должны быть нераздельны жизнь по вере и добрые дела, потому что, как свидетельствует слово Божие, «вера без дел мертва есть» (Иак.2:20).

ЧТО МЫ НАЗЫВАЕМ ВЕРОЙ?

    По объяснению святого Апостола Павла, «есть же вера уповаемых извещение, вещей обличение невидимых» (Евр.11:1), т.е. уверенность в невидимом – как в видимом, в желаемом и ожидаемом – как в настоящем.

В ЧЕМ РАЗЛИЧИЕ МЕЖДУ ВЕРОЙ И ЗНАНИЕМ?

    Различие между знанием и верой заключается в том, что знание имеет предметом видимое и постигаемое, а вера – невидимое и даже непостижимое.

   Знание основывается на опыте или исследовании предмета, а вера – на доверии к свидетельству истины. Знание принадлежит уму, хотя может действовать и на сердце; вера принадлежит преимущественно сердцу, хотя начинается в мыслях.

ПОЧЕМУ В УЧЕНИИ БЛАГОЧЕСТИЯ НУЖНЫ НЕ ТОЛЬКО ЗНАНИЯ, НО И ВЕРА?

    В учении благочестия требуется не только знание, но и вера, потому что главный предмет этого учения есть Бог Невидимый и Непостижимый и Премудрость Божия, в тайне сокровенная. Поэтому многие части этого учения не могут быть объяты знанием разума, но могут быть приняты верой. «Вера, – говорит святой Кирилл Иерусалимский, – есть око, озаряющее всякую совесть; она сообщает человеку ведение. Ибо, говорит пророк, «аще не уверите, ниже имате разумети» (Ис.7:9)» (Огл. поуч. пятое).

ЧЕМ ОБЪЯСНЯЕТСЯ НЕОБХОДИМОСТЬ ВЕРЫ?

    Святой Кирилл объясняет необходимость веры еще таким образом: «Не только у нас, которые носим имя Христово, за великое почитается вера, но и все то, что совершается в мире даже людьми чуждыми Церкви, совершается верою. На вере утверждается земледелие: ибо кто не верит тому, что соберет произрастущие плоды, тот не станет сносить трудов. Верою водятся мореплаватели, когда, вверив судьбу свою малому древу, непостоянное стремление волн предпочитают твердейшей стихии, земле, предают самих себя неизвестным надеждам и имеют при себе только веру, которая для них надежнее всякого якоря» (Огл. поуч. пятое).

Об Откровении Божественном

ЧТО ЯВЛЯЕТСЯ ИСТОЧНИКОМ УЧЕНИЯ О ПРАВОСЛАВНОЙ ВЕРЕ?

    Учение православной веры мы черпаем из Откровения Божественного.

ЧТО МЫ ПОНИМАЕМ ПОД БОЖЕСТВЕННЫМ ОТКРОВЕНИЕМ?

    Под наименованием «Божественное Откровение» разумеется то, что Сам Бог открыл людям, чтобы они могли право и спасительно веровать в Него и достойно чтить Его.

ВСЕМ ЛИ ДАНО БОЖЕСТВЕННОЕ ОТКРОВЕНИЕ?

    Бог дал такое Откровение для всех людей, как всем нужное и спасительное, но поскольку не все люди способны непосредственно принять Откровение от Бога, то Он избрал особых провозвестников Откровения Своего, которые передали бы его всем людям, желающим его принять.

ПОЧЕМУ НЕ ВСЕ СПОСОБНЫ ПРИНЯТЬ ОТКРОВЕНИЕ ОТ БОГА?

    Не все люди способны непосредственно принять Откровение от Бога по греховной нечистоте и немощи духа и тела.

КТО БЫЛИ ПРОВОЗВЕСТНИКАМИ ОТКРОВЕНИЯ БОЖИЯ?

    Провозвестниками Откровения Божия были Адам, Ной, Авраам, Моисей и другие пророки. Они приняли и проповедовали начала Откровения Божия; в полноте же и совершенстве принес на землю Откровение Божие и распространил его по Вселенной через Своих учеников и апостолов Воплощенный Сын Божий Господь наш Иисус Христос.

   Апостол Павел говорит в начале своего Послания к евреям: «Многочастне и многообразне древле Бог глаголавый отцем во пророцех, в последок дний сих глагола нам в Сыне, Егоже положи наследника всем, Имже и веки сотвори» (Евр.1:1-2). Тот же Апостол пишет к коринфянам: «Глаголем премудрость Божию, в тайне сокровенную, юже предустави Бог прежде век в славу нашу, юже никтоже от князей века сего разуме... нам же Бог открыл есть Духом Своим: Дух бо вся испытует, и глубины Божия» (1Кор.2:7-8, 10). Евангелист Иоанн пишет в Евангелии: «Бога никтоже виде нигдеже, Единородный Сын, сый в лоне Отчи, Той исповеда» (Ин. 1:18). Сам Иисус Христос говорит: «Никтоже знает Сына, токмо Отец, ни Отца кто знает, токмо Сын, и емуже аще волит Сын открыти» (Мф.11:27).

О Священном Предании и Священном Писании

КАКИМ ОБРАЗОМ БОЖЕСТВЕННОЕ ОТКРОВЕНИЕ СОХРАНЯЕТСЯ И РАСПРОСТРАНЯЕТСЯ?

    Божественное Откровение распространяется между людьми и сохраняется в истинной Церкви двумя способами: посредством Священного Предания и Священного Писания.

ЧТО МЫ НАЗЫВАЕМ СВЯЩЕННЫМ ПИСАНИЕМ?

    Священным Писанием называются книги, написанные Духом Божиим через освященных от Бога людей, называемых пророками и апостолами. Обычно эти книги называются Библией.

О Священном Писании

В ЧЕМ СОСТОЯЛ ВЕТХИЙ ЗАВЕТ?

    Ветхий Завет состоял в том, что Бог обещал даровать людям Божественного Спасителя и готовил их к Его принятию.

В ЧЕМ СОСТОИТ НОВЫЙ ЗАВЕТ?

    Новый Завет состоит в том, что Бог действительно даровал людям Божественного Спасителя, Единородного Сына Своего Иисуса Христа.

32.

   Счисление (счет) евреев достойно внимания потому, что, как говорит Апостол Павел, «вверена быша им словеса Божия», и новозаветная христианская Церковь приняла ветхозаветные Священные книги от ветхозаветной Церкви еврейской (Рим.3:2).

ВЕТХОЗАВЕТНЫЕ КНИГИ

    Ветхозаветные книги святитель Кирилл и святитель Афанасий исчисляют следующим образом. 1. Книга Бытие. 2. Исход. 3. Левит. 4. Числа. 5. Второзаконие. 6. Книга Иисуса Навина. 7. Книга Судей и как бы прибавление к ней книга Руфь.8. Первая и вторая книги Царств как две части одной книги. 9. Третья и четвертая книги Царств. 10. Первая и вторая книги Паралипоменон. 11. Книга Ездры первая и вторая его же, или, по греческому надписанию, книга Неемии. 12. Есфирь. 13. Книга Иова. 14. Псалтирь. 15. Притчи Соломона. 16. Екклезиаст, его же. 17. Песнь песней, его же. 18. Книга пророка Исаии. 19. Книга пророка Иеремии. 20. Книга пророка Иезекииля. 21. Книга пророка Даниила. 22. Книги двенадцати пророков.

34.

    В этом перечне ветхозаветных книг не упомянуто о книге Премудрости Иисуса, сына Сирахова, и о некоторых других, потому что их нет на еврейском языке.

35.

    Мы должны принимать эти последние книги. О них Афанасий Великий говорит, что они назначены отцами для чтения вступающим в Церковь.

38.

    Книга Бытия содержит повествование о сотворении мира и человека, а также историю и установление благочестия в первые времена рода человеческого.

39.

    Другие четыре книги Моисея содержат историю благочестия во времена пророка Моисея и через него данный от Бога закон.

50.

    Она повествует о сошествии Святого Духа на Апостолов и о распространении через них Церкви христианской.

ЧТО ОЗНАЧАЕТ СЛОВО АПОСТОЛ?

    Слово «апостол» означает «посланник». Этим именем называются избранные ученики Господа нашего Иисуса Христа, которых Он послал проповедовать Евангелие.

54.

    В переводе с греческого языка слово это значит «откровение».

55.

    Эта книга содержит таинственное изображение будущей судьбы Церкви Христовой и всего мира.

ЧТО ТАКОЕ ПРОРОЧЕСТВА?

    Пророчества являются признаком истинного Откровения Божия, и это можно пояснить примером. Пророк Исаия предсказал рождение Христа Спасителя от Девы, чего естественный разум человеческий и помыслить не мог, и через несколько сот лет после этого пророчества Господь наш Иисус Христос родился от Пресвятой Девы Марии. Нельзя не видеть, что пророчество было словом Бога Всеведущего и что исполнение пророчества есть дело Бога Всемогущего.
   Посему и святой евангелист Матфей, повествуя о Рождестве Христовом, приводит пророчество Исаии: «сие же все бысть, да сбудется реченное от Господа пророком, глаголющим: се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему Еммануил, еже есть сказаемо: с нами Бог» (Мф.1:22-23).

ЧТО ТАКОЕ ЧУДЕСА?

    Чудеса – это дела, которые не могут быть сделаны ни силой, ни искусством человеческим, но только всемогущей силой Божией. Например – воскресить мертвого.

60.

    Чудеса являются признаком истинного слова Божия. Кто творит истинные чудеса, тот действует силой Божией, следовательно, он угоден Богу и причастен Духу Божию. А такому человеку свойственно говорить только чистую истину.

   И потому, когда он говорит именем Божиим, тогда через него, без сомнения, говорит Слово Божие. Посему Сам Господь наш Иисус Христос признает чудеса важным свидетельством Своего Божественного посланничества: «дела бо, яже даде Мне Отец, да совершу я (их), та дела, яже Аз творю, свидетельствуют о Мне, яко Отец Мя посла» (Ин.5:36).

Состав катехизиса

Часть вторая. О вере.

ЧТО ТАКОЕ СИМВОЛ ВЕРЫ?

    Символ веры есть учение о том, во что должны веровать христиане, изложенное в кратких, но точных словах.

КАК ЧИТАЕТСЯ СИМВОЛ ВЕРЫ?

   1. Верую во единаго Бога Отца, Вседержителя, Творца небу и земли, видимым же всем и невидимым.
   2. И во единаго Господа Иисуса Христа, Сына Божия, Единороднаго, Иже от Отца рожденнаго прежде всех век, Света от Света, Бога истинна от Бога истинна, рожденна, несотворенна, единосущна Отцу, Имже вся быша.

   3. Нас ради человек и нашего ради спасения сшедшаго с Небес, и воплотившагося от Духа Свята и Марии Девы, и вочеловечшася.

1   Пояснения, сделанные в скобках, перевод отдельных слов на современный русский язык принадлежат редактору.

   4. Распятаго же за ны при Понтийстем Пилате, и страдавша и погребенна.
   5. И воскресшаго в третий день по Писанием

   6. И восшедшаго на Небеса, и седяща одесную Отца.

   7. И паки грядущаго со славою судити живым и мертвым, Егоже Царствию не будет конца
   8. И в Духа Святаго, Господа, Животворящаго, Иже от Отца исходящаго, Иже со Отцем и Сыном спокланяема и сславима, глаголавшего пророки.
   9. Во Едину Святую Соборную и Апостольскую Церковь.
   10. Исповедую едино Крещение во оставление грехов.
   11. Чаю воскресения мертвых
   12. и жизни будущаго века. Аминь.
68. КЕМ СОСТАВЛЕН СИМВОЛ ВЕРЫ?

    Учение веры так изложили отцы Первого и Второго Вселенских Соборов.

ЧТО ТАКОЕ ВСЕЛЕНСКИЙ СОБОР?

    Вселенский Собор – это собрание пастырей и учителей христианской Кафолической Церкви, по возможности со всей Вселенной, для утверждения истинного учения и благочиния между христианами.

О членах Символа веры

О первом члене Символа веры

77.

    Из Священного Писания можно узнать, в чем должна состоять вера в Бога. Апостол Павел пишет: «Без веры же невозможно угодити Богу; веровати же подобает приходящему к Богу, яко есть, и взыскающим Его мздовоздатель бывает» (и ищущим Его воздает) (Евр.11:6). Апостол действие веры в христианах изображает в следующей молитве о них к Богу: «Да даст вам, по богатству славы Своея, силою утвердитися Духом Его во внутреннем человеце, вселитися Христу верою в сердца ваша» (Еф.3:16-17).

81.

    Для спасения нужно не только веровать, но и исповедовать православную веру, потому что если бы кто-нибудь для сохранения временной жизни или земных выгод отрекся от исповедания православной веры, то показал бы этим, что не имеет истинной веры в Бога Спасителя и в будущую блаженную жизнь.

85.

    О6 этом в Священном Писании через Апостола Павла сказано, что Бог «во свете живый неприступнем, Егоже никтоже видел есть от человек, ниже видети может» (1Тим.6:16).

КАКОВЫ СВОЙСТВА БОЖИИ?

    Следующие понятия о Существе и существенных свойствах Божиих можно заимствовать из Откровения Божия: Бог есть Дух Вечный, Всеблагой, Всеведущий, Всеправедный, Всемогущий, Вездесущий, Неизменяемый, Вседовольный, Всеблаженный.

87.

    Все это можно видеть из Священного Писания. Сам Господь Иисус Христос сказал, что «Дух есть Бог» (Ин.4:24). О вечности Божией говорит пророк Давид: «Прежде даже горам не быти, и создатися земли и вселенней, и от века и до века Ти еси» (Пс.89:3). В Апокалипсисе читается следующее славословие Богу: «Свят, Свят, Свят Господь Бог Вседержитель, Иже бе, и сый, и грядый» (Который был, есть и грядет) (Апок.4:8). Апостол Павел говорит, что Евангелие возвещено «по повелению Вечнаго Бога» (Рим.14:25).

   О Благости Божией Сам Иисус Христос сказал: «Никтоже благ, токмо Един Бог» (Мф.19:17). Апостол Иоанн говорит: «Бог любы (любовь) есть» (1Ин.4:16). Пророк Давид воспевает: «Щедр и милостив Господь, долготерпелив и многомилостив. Благ Господь всяческим, и щедроты Его на всех делех Его» (Пс.144:8-9).

   О Всеведении Божием Апостол Иоанн говорит: «Болий есть (больше) Бог сердца нашего и весть вся» (и знает все). (1Ин.3:20). Апостол Павел восклицает: «О, глубина богатства и премудрости и разума Божия! Яко неиспытани судове (судьбы) Его, и неизследовани путие Его» (Рим.11:33).
   О Правосудии Божием пророк Давид поет: «Праведен Господь, и правды возлюби, правоты виде лице Его» (Пс.10:7). Апостол Павел говорит, что Бог «воздаст коемуждо по делом его и что несть бо на лица зрения у Бога» (Рим.2:6, 11).

   О всемогуществе Божием Псалмопевец говорит: «Той рече, и быша: Той повеле, и создашася» (Пс.32:9). Архангел Гавриил говорит в Евангелии: «Не изнеможет (не останется бессильным) у Бога всяк глагол» (Лк.1:37).

   Вездесущие Божие Давид изображает так: «Камо (куда) пойду от Духа Твоего? И от лица Твоего камо бежу? Аще взыду на Небо, Ты тамо еси: аще сниду во ад, тамо еси. Аще возму криле мои рано и вселюся в последних моря, и тамо бо рука Твоя наставит мя, и удержит мя десница Твоя. И рех (сказал): еда тма поперет (скроет) мя; и нощь просвещение в сладости моей. Яко тма не помрачится от Тебе, и нощь яко день просветится: яко тма ея, тако и свет ея» (Пс.138:7-12).
   Апостол Иаков пишет, что «у Отца светов... несть пременение (нет изменения), или преложения стень (или тени перемены)» (Иак.1:17).

   Апостол Павел говорит, что Бог «ни от рук человеческих угождения приемлет, требуя что, Сам дая всем живот и дыхание, и вся» (Деян.17:25). Он же именует Бога Блаженным и Единым Сильным, Царем царствующих и Господом господствующих (1Тим.6:15).

ГДЕ ОБИТАЕТ БОГ?

    Бог везде, но говорят, что Бог на Небесах или во храме. Да, Бог везде, но на Небесах есть особое присутствие Его, в вечной славе являемое блаженным духам; и в храмах есть особое присутствие Его, благодатное и таинственное, благоговейно познаваемое и ощущаемое верующими и являемое иногда в особых знамениях. Иисус Христос говорит: «Идеже бо еста (ибо где) два или трие собрани во имя Мое, ту есмь посреде их» (Мф.18:20).

98.

    Эти слова взяты из Священного Писания. Книга Бытие начинается словами: «в начале сотворил Бог небо и землю» (Быт. 1:1). Апостол Павел об Иисусе Христе, Сыне Божием, говорит: «Тем создана быша всяческая, яже на небеси и яже на земли, видимая и невидимая: аще престоли, аще господствия, аще начала, аще власти, всяческая Тем и о Нем создашася» (Кол.1:16).

КТО ТАКИЕ АНГЕЛЫ?

    Ангелы – духи бесплотные, одаренные умом, волей и могуществом.

101.

    Слово «Ангел» означает «вестник».

102.

    Они так названы потому, что Бог посылает их возвещать волю Свою. Так, например, Архангел Гавриил послан был возвестить Пресвятой Деве Марии зачатие Спасителя.

104.

    Свидетельство об этом можно найти в Священном Писании. В книге Иова Сам Бог о сотворении земли говорит так: «Ктоже есть положивый камень краеугольный на ней? Егда (сотворены) быша звезды, восхвалиша Мя гласом велиим вси Ангели Мои» (Иов.38:6-7).

КТО ТАКИЕ АНГЕЛЫ ХРАНИТЕЛИ?

    Название «Ангел-Хранитель» взято из следующих слов Священного Писания: «Ангелом Своим заповесть о Тебе, сохранити Тя во всех путех Твоих» (Пс.90:11).

106.

    Для каждого из нас есть Ангелы-Хранители. В этом удостоверяют нас следующие слова Господа Иисуса Христа: «блюдите (смотрите), да не презрите единаго (от) малых сих: глаголю бо вам, яко Ангели их на Небесех выну (всегда) видят лице Отца Моего Небеснаго» (Мф.18:10).

КТО ТАКИЕ ДЕМОНЫ?

    Не все ангелы добры и благодетельны. Есть злые ангелы, которых иначе называют диаволами (или бесами).

108.

    Они сотворены добрыми. А злыми стали потому, что нарушили долг совершенного повиновения Богу и, таким образом, отпали от Него и впали в самолюбие, гордость и злобу. По изречению Апостола Иуды, это «ангелы, не соблюдшия (не сохранившие) своего начальства (достоинства), но оставльшие свое жилище» (Иуд.1:6).

В ЧЁМ СОСТОИТ ОБРАЗ БОЖИЙ?

    Образ Божий состоит, по объяснению Апостола Павла, «в правде и в преподобии (святости) истины» (Еф.4:24).

ЧТО ТАКОЕ ДЫХАНИЕ ЖИЗНИ?

    Дыхание жизни – это душа, существо духовное и бессмертное.

ЧТО ТАКОЕ РАЙ?

    Слово «рай» означает «сад». Так названо прекрасное и блаженное жилище первого человека, описанное в книге Бытие как подобное саду.

ЧТО ТАКОЕ ДЕРЕВО ЖИЗНИ?

    Древо жизни – это такое древо, питаясь плодами которого человек был безболезнен и бессмертен телом.

122.

    Предопределение Божие о блаженстве человека остается неизменным даже тогда, когда мы видим, что ныне человек не блаженствует. Это потому, что Бог, по предведению и по бесконечному милосердию Своему, и для уклонившегося от пути блаженства человека предопределил открыть новый путь к блаженству через Единородного Сына Своего Иисуса Христа. «Избра нас в Нем прежде сложения (создания) мира», – говорит Апостол Павел (Еф.1:4).

124.

   Слово Божие говорит об этом так: «ихже бо предуведе, тех и предустави» (предопределил) (Рим.8:29)

125.

    В Изложении веры Восточных Православных Патриархов об этом сказано: «Поелику Он предвидел, что одни хорошо будут пользоваться своею свободною волею, а другие худо, то посему одних предопределил к славе, а других осудил» (член 2-й).

127.

    Промысл Божий есть непрестанное действие Всемогущества, Премудрости и Благости Божиих, которым Бог сохраняет бытие и силы тварей, направляет их к благим целям, всякому добру вспомоществует, а возникающее через удаление от добра зло пресекает или исправляет и обращает к добрым последствиям.

О втором члене Символа веры

ЧТО ОЗНАЧАЕТ ИМЯ «ИИСУС»?

    Имя Иисус означает Спаситель, и оно наречено Архангелом Гавриилом.

131.

    Это имя наречено Сыну Божию при рождении Его на земле, потому что Он родился спасти людей.

ЧТО ОЗНАЧАЕТ ИМЯ «ХРИСТОС»?

    Имя Христос означает Помазанник, и оно произошло от помазания Священным Миром, через которое подаются дары благодати Духа Святого.

ЧТО ОЗНАЧАЕТ ИМЯ «ГОСПОДЬ»?

    Иисус Христос называется Господом в том смысле, что Он есть Истинный Бог, ибо имя Господь есть одно из имен Божиих.

КОГДА РОЖДЁН СЫН БОЖИЙ?

    Сказано, что Он рожден прежде всех век для того, чтобы кто-либо не подумал, что было время, когда Его не было. Иначе говоря, этим указывается на то, что Иисус Христос есть так же Вечный Сын Божий, как Вечен Бог Отец.

143.

    Это слова Священного Писания, и они взяты из следующего изречения Апостола Иоанна Богослова: «вемы (знаем) же, яко Сын Божий прииде, и дал есть нам (свет и) разум, да познаем Бога истиннаго и да будем во истиннем Сыне Его Иисусе Христе, Сей есть истинный Бог и Живот Вечный» (1Ин.5:20).

БЫЛ ЛИ СЫН БОЖИЙ СОТВОРЁН?

   О Сыне Божием в Символе веры сказано также, что Он рожден, не сотворен. Это сделано для обличения Ария, который нечестиво учил, что Сын Божий сотворен.

150.

    Об этом в Священном Писании говорится словами Самого Господа Иисуса Христа: «никтоже взыде на Небо, токмо (только) сшедый с Небесе Сын Человеческий Сый (Сущий) на Небеси» (Ин.3:13).

ЧТО ТАКОЕ ГРЕХ?

    Грех – это преступление закона. «Грех есть беззаконие» (1Ин.3:4).

ОТКУДА ГРЕХ ВОШЁЛ В ЛЮДЕЙ?

    Грех вошел в людей (хотя они сотворены по образу Божию, а Бог грешить не может) – от диавола. «Творяй грех от диавола есть яко исперва диавол согрешает» (1Ин.3:8).

КОГДА ГРЕХ ВОШЁЛ В ЛЮДЕЙ?

    Грех перешел от диавола к людям, когда диавол прельстил Еву и Адама и склонил их преступить заповедь Божию.

З. ЧТО ТАКОЕ ПРОКЛЯТИЕ?

    Проклятие – это осуждение греха Праведным Судом Божиим и от греха происшедшее на земле зло в наказание людям. Бог сказал Адаму: «Проклята земля в делех твоих» (Быт.3:17).

КАК УМИРАЕТ ДУША?

    Душа может умереть, но не так, как тело. Тело, когда умирает, теряет чувства и разрушается, а душа, когда умирает через грех, лишается духовного света, радости и блаженства, но не разрушается и не уничтожается, а остается в состоянии мрака, скорби и страдания.

В ЧЁМ СОСТОЯЛА ЭТА НАДЕЖДА?

    Эта надежда состояла в том, что Бог обещал, что Семя Жены сотрет (поразит, сокрушит) главу змия (Быт.3:15).

ЧТО ОЗНАЧАЕТ ЭТО ОБЕЩАНИЕ?

    Это значит, что Господь Иисус Христос победит диавола, прельстившего людей, и избавит их от греха, проклятия и смерти.

177.

    Слово «воплощение» заимствовано из слов евангелиста Иоанна: «Слово плоть бысть» (Ин.1:14).

179.

    Об этом есть свидетельство Священного Писания. Апостол Павел пишет: «Един Ходатай Бога и человеков, Человек Христос Иисус» (1Тим.2:5).

КТО БЫЛА ДЕВА МАРИЯ?

    Святая Дева Мария происходила из племени Авраама и Давида, из рода которых надлежало произойти Спасителю, по обетованию Божию, Она была обручена Иосифу из того же племени, чтобы он был Ее хранителем, ибо Она была посвящена Богу с обетом пребывать всегда Девой.

186.

    Эти наименования взяты из Священного Писания, из следующих слов пророка Исаии (Ис. 7:14), которые повторяет евангелист Матфей: «се, Дева во чреве приимет, и родит Сына, и нарекут имя Ему Еммануил, еже есть сказаемо: с нами Бог» (Мф. 1:23). Праведная Елисавета также называет Пресвятую Деву Матерью Господа: «Откуду мне сие, да прииде Мати Господа моего ко мие?» (Лк.1:43). А это наименование равнозначно наименованию Богородицей.

187.

    Пресвятая Дева наречена Богородицей в следующем смысле. Хотя Господь Иисус Христос родился от Нее не по Божеству Своему, которое вечно, а по человечеству, однако Она достойно наречена Богородицей, потому что Родившийся был в самом зачатии и рождении, как и всегда есть, истинный Бог.

189.

    В связи с рождением Господа Иисуса Христа от Пресвятой Богородицы следует заметить и то, что поскольку рождение это было совершенно святым и чуждым греха, то оно было и безболезненным, в то время как в числе наказаний за грех определил Бог Еве в болезнех родити чада (прп. Иоанн Дамаскин. «Точное изложение православной веры». Кн 4. Гл.14.С.6).

199.

    Понтий Пилат был римским правителем Иудеи, которая покорена была римлянами.

200.

    Это обстоятельство достойно замечания потому, что через него видно исполнение пророчества Иакова: «не оскудеет князь от Иуды и вождь от чресл его, дондеже приидут отложеная ему, и Той чаяние языков» (Быт.49:10)2.

205.

   Об этом Священное Писание говорит так.   Об избавлении от греха: «о Немже имамы избавление кровию Его, и оставление прегрешений, по богатству благодати Его» (Еф.1:7).
   Об избавлении от проклятия: «Христое ны (нас) искупил есть от клятви законныя (закона), был по нас клятва» (сделавшись за нас клятвой) (Гал.3:13).

   Об избавлении от смерти: «понеже убо дети приобщишася (причастны) плоти и крови, и Той приискренне (также) приобщися техже, да смертию упразднит (лишит силы) имушаго державу смерти, сиречь (т.е.) диавола, и избавит сих, елицы страхом смерти чрез все житие повинни беша работе» (через всю жизнь были подвержены рабству) (Евр. 2:14-15).

О пятом члене Символа веры

214.

    Об этом в Священном Писании есть следующее свидетельство: «зане (потому что) и Христос единою (однажды) о гресех наших пострада, Праведник за неправедники, да приведет ны Богови: умерщвлен убо быв плотию, ожив же духом, о немже и сущим в темнице духовом сошед проповеда» (1Пет.3:18-19).

ГДЕ, НАПРИМЕР, ОБ ЭТОМ НАПИСАНО?

    Например, в 53-й главе книги пророка Исаии многими и подробными чертами изображены страдание и смерть Иисуса Христа: «Той язвен бысть за грехи наша и мучен бысть за беззакония наша; наказание мира нашего на Нем, язвою Его мы изцелехом» (Ис.53:5). О Воскресении Христовом Апостол Петр приводит слова псалма 15: «яко не оставиши души Моея во аде, ниже даси преподобному (и не дашь святому) Твоему видети истления» (Деян.2:27).

О шестом члене Символа веры

КАК ОН БУДЕТ НАС СУДИТЬ?

    Он будет судить так, что совесть каждого человека откроется перед всеми и обнаружатся не только все дела, какие кто сделал в продолжение всей своей жизни на земле, но и все сказанные слова, тайные желания и помышления. «Приидет Господь, Иже во свете приведет тайная тьмы (осветит сокрытое во мраке), и объявит советы (намерения) сердечныя, и тогда похвала будет комуждо (каждому) от Бога» (1Кор.4:5).

КОГДА БУДЕТ ЭТОТ СУД?

    Когда Господь Иисус Христос придет судить – это неизвестно, но надо жить так, чтобы мы всегда были к этому готовы.

    «Не коснит (медлит) Господь (с исполнением) обетования, якоже нецыи коснение мнят (как некоторые считают это промедлением), но долготерпит на нас, не хотя, да кто погибнет, но да вси в покаяние приидут. Приидет же день Господень, яко тать (вор) в нощи» (2Пет.3:9-10).
    «Бдите убо, яко не весте (не знаете) дне ни часа, в оньже (в который) Сын Человеческий приидет» (Мф.25:13).

КТО ТАКОЙ АНТИХРИСТ?

    Антихрист – это противник Христу, который будет стараться истребить христианство, но сам погибнет ужасным образом (2 Фес. 2:8).

ЧТО ТАКОЕ ЦАРСТВО ХРИСТА?

    Царствие Христово есть, во-первых, весь мир; во-вторых, все верующие на земле; в-третьих, все блаженные (т.е. праведные, святые) на Небесах.   Первое называют царством природы, второе – царством благодати, а третье Царством Славы.

237.

    О6 этом свидетельствует Священное Писание словами, которые сказал Апостол Петр в обличение Анании: «почто исполни сатана сердце твое солгати Духу Святому?» И далее: «не человеком солгал еси, но Богу» (Деян.5:3-4).

243.

    Священное Писание свидетельствует о том, что через пророков точно говорил Дух Святой. Апостол Петр пишет: «Ни бо волею бысть когда человеком пророчество (никогда пророчество не произносилось по воле человека), но от Святаго Духа просвещаеми глаголаша святии Божии человецы» (2Пет.1:21).

ЧТО ТАКОЕ ЦЕРКОВЬ?

    Церковь есть от Бога установленное общество людей, соединенных православной верой, Законом Божиим, священноначалием и Таинствами.

273.

    Символ веры, называя Церковь Апостольской, наставляет твердо держаться учения и преданий апостольских и избегать такого учения и таких учителей, которые не основываются на учении апостолов. Апостол Павел говорит: «Темже убо (итак), братие, стойте и держите предания, имже научистеся (которым вы научены) или словом, или посланием нашим» (2Сол.2:15). «Еретика человека по первем и вторем наказании (вразумлении) отрицайся» (Тит.3:10). «Суть бо мнози непокориви, суесловцы и умом прельщени (есть много непокорных, пустословов и обманщиков), наипаче же сущии от обрезания (особенно из обрезанных), ихже подобает уста заграждати: иже вся домы (целые дома) развращают, учаще яже не подобает (чему не должно), сквернаго ради прибытка» (из постыдной корысти) (Тит.1:10-11). «Аще же и Церковь преслушает (не послушает) брат твой, буди тебе якоже (будет тебе как) язычник и мытарь» (Мф.18:17).

274.

    В Церкви существует учреждение, в котором сохраняется преемство апостольского служения, – это церковная иерархия, или священноначалие.

ЧТО ТАКОЕ ТАИНСТВО?

    Таинство есть священное действие, через которое тайным образом действует на человека благодать, или спасительная сила Божия.

СКОЛЬКО ВСЕГО ТАИНСТВ?

    Таинств – семь. 1. Крещение. 2. Миропомазание. 3. Причащение. 4. Покаяние. 5. Священство. 6. Брак. 7. Елеосвящение.

О Крещении

ЧТО ТАКОЕ КРЕЩЕНИЕ?

    Крещение есть Таинство, в котором верующий при троекратном погружении тела в воду с призыванием Бога Отца и Сына и Святого Духа умирает для жизни плотской, греховной и возрождается Духом Святым в жизнь духовную, святую. «Аще (если) кто не родится водою и Духом, не может внити (войти) во Царствие Божие» (Ин.3:5).

О Миропомазании

ЧТО ТАКОЕ МИРОПОМАЗАНИЕ?

    Миропомазание есть Таинство, в котором верующему при помазании освященным Миром частей тела во имя Святого Духа подаются дары Святого Духа, возращающие и укрепляющие в жизни духовной.

ПОМАЗАНИЕ ГРУДИ.

    Помазание персей – освящение сердца, или желаний.

ПОМАЗАНИЕ ГЛАЗ, УШЕЙ И ГУБ.

    Помазание очей, ушей и уст – освящение чувств.

ПОМАЗАНИЕ РУК И НОГ.

    Помазание рук и ног – освящение дел и всего поведения христианина.

О Причащении

ЧТО ТАКОЕ АГНЕЦ ПАСХАЛЬНЫЙ?

    Агнец Пасхальный – это агнец, которого израильтяне, по повелению Божию, закалывали и ели в память избавления от гибели в Египте.

ЧТО ТАКОЕ ЛИТУРГИЯ ВЕРНЫХ?

    Та часть литургии, за которой совершается Таинство Причащения, называется литургией верных, потому что одни ве

Наши рекомендации