Житие святой Марии Египетской

В одном из палестинских монастырей жил в VI веке старец Зосима. Еще ребенком он поступил в святую обитель и с тех пор не переставал трудиться и в точности исполнять все монастырские правила, усердно постясь и молясь беспрестанно. Однажды он смущен был помыслом: „Есть ли, в самом деле, на земле монах, который бы мог показать мне такие подвиги и добродетели, каких я не совершал? Найдется ли в пустыне человек, превосходящий меня в делах своих?“ В то время, как он рассуждал таким образом, к нему явился Ангел и сказал: „Есть подвиги гораздо выше тех, которые ты совершаешь; если хочешь узнать о них, иди в монастырь, который стоит недалеко от реки Иордан“.

Зосима тотчас вышел из кельи и отправился в указанную ему обитель. Его радушно встретили там, и он объявил братиям, что по внушению Божиему пришел поучиться к ним. Зосима стал разделять труды и молитвы иноков и удивлялся их тихой и святой жизни. Они беспрестанно работали и молились, мало вкушали пищи, добровольно терпели бедность и лишения. Редко кто отлучался из монастыря, и ворота, всегда почти затворенные, торжественно отворялись только в воскресенье пред Великим постом. В этот день вся братия вместе причащалась Святых Таин и после обеда все выходили из монастыря. Оставались только двое или трое монахов для служения в церкви; все же прочие шли к Иордану. Там они прощались друг с другом, и после этого всякий брал с собой немного пищи и уходил на весь Великий пост в пустыню. К Страстной неделе все снова собирались в монастырь; но никто не спрашивал друг у друга, кого он встретил в пустыне и в каких трудах провел это время. Совесть каждого была одна свидетельницей его подвигов.

По примеру братии, в следующий Великий пост Зосима также вышел из монастыря с тем, чтобы пожить в пустыне. Он переправился за Иордан и двадцать дней ходил по пустыне, исполняя свое подвижническое правило. Остановившись однажды для молитвы, он с удивлением увидел вдали человека. Зосима обрадовался такой встрече среди безлюдного места и стал звать незнакомца; но тот, заметив его, хотел удалиться. Зосима пошел за ним вслед, но не мог догнать. Наконец, подошедши к одному иссохшему ручью, он закричал незнакомцу, чтобы он подождал его Бога ради, и услышал в ответ: „Зосима, не иди за мной; но если хочешь благословить меня, то брось мне свою верхнюю одежду; я бедная женщина; платье мое давно истлело в этой пустыне“. Зосима удивился, что знают имя его. Он тотчас исполнил желание отшельницы, которая, прикрывшись рясой его, подошла и поклонилась ему в ноги. „Ты священник, – говорила она, – и тебе следует первому благословить меня“.

Смущенный старец сам упал на колени и сказал: „Но ты духовная мать, ты умертвила плоть свою, и в тебе видны дары небесные, потому что ты знаешь имя мое и звание, хотя прежде никогда не встречала меня“.

– Благословен Бог, желающий спасения всякому человеку, – отвечала она. – Зачем пришел ты сюда? Конечно, по внушению Духа Святого. Скажи же мне, старец, как живут христиане? Поведай мне о Церкви Божией и о царях земных.

– Господь соблюдает их молитвами угодников Своих, и ты, духовная мать, помолись о грешном мире.

– Молитва грешницы бессильна, но я должна исполнить, что ты повелеваешь, помолимся вместе.

Сказав это, она подняла глаза и руки к небу и долго-долго молилась безмолвно. Зосима, опустив глаза, тоже стоял в безмолвии. Когда он поднял взор, то с изумлением увидел, что святая несколько отделилась от земли; казалось, что она готова была вознестись на небо. Зосима в страхе упал на колени и стал сомневаться, точно ли все это было в действительности или его только смущает видение; но услышал голос отшельницы.

– Я не дух, – сказала она, – я бедная, грешная женщина, омытая водой крещения.

– О, расскажи мне о жизни твоей и о делах твоих, – воскликнул тогда Зосима. – Теперь вижу, зачем Господь привел меня в эту пустыню; расскажи мне о подвигах твоих не для того, чтобы похвалиться ими, но чтобы наставить меня.

– Чем мне хвалиться? – отвечала отшельница. – Стыдно мне и рассказывать о своей жизни; когда ты узнаешь о грехах моих, то с ужасом отвернешься от меня. Но ничего от тебя не скрою для того, чтоб ты усерднее помолился о моем спасении.

Родина моя – Египет. На двенадцатом году я бежала из родительского дома и ушла жить в Александрию. Там, посреди соблазнов большого и роскошного города, я вела самую порочную жизнь. Семнадцати лет я была уже всем известна пороками своими. Так проходили лета моей молодости. Однажды, это было в самое время жатвы, я увидела толпу народа, которая спешила к морскому берегу; на вопрос мой сказали мне, что едут в Иерусалим и что туда отплывают корабли к празднику Воздвижения Креста Господня. Я побежала за народом и упросила взять и меня на корабль. Мне было весело в шумной и многолюдной толпе, и во все время плавания я соблазняла спутников моих смехом и крайним бесстыдством. Когда мы прибыли в Иерусалим, я пошла за народом к церкви. Было так тесно, что я с трудом пробралась к дверям; но напрасно старалась я войти в саму церковь; какая-то невидимая сила меня удерживала, и я не могла преодолеть ее. Изнемогая от усталости, я отошла в сторону, стала на церковной паперти и, прислонившись к стене, размышляла о том, отчего я не могу войти в церковь, как и другие? Тогда свет Божий коснулся сердца моего; открылись мои душевные очи; я поняла, что грехи мои не пускают меня в церковь. Мне стало ясно, что жизнь моя противна заповедям Иисуса Христа. С ужасом стала я припоминать все грехи свои и со слезами и рыданиями била себя в грудь. Долго и горько плакала я, как вдруг, случайно поднявши глаза, увидела на стене образ Богородицы. Я усердно стала молиться ей. „Пречистая, – взывала я, – знаю, что я грешница, недостойная и смотреть на образ Твой; но я слышала, что Сын Твой, Спаситель мира, для того и пришел на землю, чтобы призвать грешников к покаянию. Помоги мне, дай мне силу войти в церковь и увидеть то древо, на котором Он пострадал. Если я удостоюсь этой милости, то оставлю грешную жизнь свою и пойду, куда Ты повелишь“. Так молилась я, и мне показалось, что молитва моя услышана. Дрожа от волнения и страха, я опять подошла к церковным дверям и тут же без труда вошла в церковь. Я приложилась к древу Креста Господня, молилась со слезами и познала тайну Божия милосердия. Потом я опять возвратилась к иконе Божией Матери. „Ты, Пречистая, явила мне Свое преблагое человеколюбие, – взывала я, – не возгнушалась недостойной моей молитвой; Ты показала мне святыню, на которую я не смела взирать. Я исполню свое обещание; но не оставляй меня, будь моей руководительницей и укажи путь к покаянию“. Только что я сказала это, мне послышался как бы далекий голос, который говорил мне: „Иди за Иордан, там найдешь покой для души твоей“.

Я послушалась этого голоса и тотчас же отправилась в путь; дорогой кто-то подал мне несколько денег; я пошла к хлебнику, купила у него три хлеба и расспросила о дороге. Я шла три дня и наконец дошла до монастыря святого Иоанна Предтечи, близ самой реки Иордана. Искупавшись в святой реке, я пошла в церковь и сподобилась причаститься Святых Таин. В тот же день переправилась я на другой берег и, помолясь Пресвятой Богородице, пошла бесплодной пустыней. Таким образом я нашла себе убежище от душевных бурь и от искушений и поселилась здесь, ожидая Бога, спасающего меня.

– Давно ли ты пришла сюда? – спросил Зосима.

– Вот уже сорок семь лет, как я вышла из святого города.

– Но как ты могла жить в таком отдалении от людей? Чем питалась ты?

– О Зосима, как рассказать тебе, что я испытала в этой пустыне! Я принесла сюда только два с половиной хлеба, питалась кореньями и терпела страшный голод. Я мучилась, вспоминая о сладкой пище, которую всегда имела в Египте. Здесь иногда не было простой воды, а мне хотелось тех дорогих вин, которые прежде я пила без меры. Язык мой против моей воли настраивался повторять те безумные песни, которые прежде утешали меня; тщетно старалась я бороться со своими злыми навыками. Случалось, что я падала на землю от изнеможения. Платье мое истлело от времени, и тело в эти годы искушений содрогалось от холода или горело от зноя; целые дни лежала я на земле без чувств. Всего более мучили меня дурные мысли и грешные желания. Простершись на земле, я взывала к Богу о помощи и не вставала до тех пор, пока усмирялось мое сердце. Какой-то чудный свет тогда озарял меня, я чувствовала небесное спокойствие и благодарила Небесную мою Споручницу. Так мучилась я семнадцать лет, но потом настало время покоя. Ты видишь, Господь сохранил и тело, и душу мою.

Слово Господне – защита моя; я питаюсь надеждой на спасение, ибо писано: не хлебом одним будет жить человек (Мф. 4, 4).

Услышав, что отшельница упомянула слова Святого Писания, Зосима спросил, не приносил ли ей кто-нибудь книг?

– Никто не приходил ко мне в пустыню, – отвечала святая, – но само Слово Божие вразумляет человека. Зосима, – продолжала она, – помолись о мне, грешнице, и исполни мою просьбу: в последний раз причастилась я в монастыре святого Иоанна; теперь усердно желаю приобщиться Тела и Крови Христовой, и хотелось бы мне исполнить это в тот самый день, когда Спаситель причастил Своих учеников. На будущий год ты не пойдешь в пустыню с прочей братией; но прошу тебя, в Великий Четверг приди на ту сторону Иордана, к селению, и принеси с собой Святые Дары; там увидимся мы опять. Исполни эту просьбу, а теперь отойди с миром и никому не говори о нашей встрече.

Сказав это, святая попросила благословения у старца и удалилась.

Зосима поцеловал землю, на которой стояла отшельница, и, поблагодарив Бога, пошел далее. Когда настало время возвратиться в монастырь, он пришел с прочей братией, но никому не рассказывал о том, что видел в пустыне.

На следующий год Зосима занемог в начале Великого поста и, как предсказала святая, не пошел в пустыню с прочей братией. Вскоре ему стало легче; и в Великий Четверг, взяв Святые Дары, он пошел поздно вечером к Иордану. Долго ждал он и молился Богу о том, чтобы снова увидеть святую. Он с горечью думал, что, может быть, она уже приходила и, не нашедши его, ушла. С беспокойством смотрел он на реку, на которой не было ни одной лодки. Вдруг увидел он за рекой святую. Она быстро подходила к берегу. Ночь была светлая. Святая на минуту остановилась, сотворила над рекой крестное знамение и спокойно пошла по воде. Изумленный старец хотел поклониться ей в ноги, но она остановила его словами: „Что делаешь ты! Вспомни, что ты священник и что у тебя в руках Святые Дары“.

– Господь исполняет обещание Свое, – сказал Зосима. – Те, которые очищают сердце свое, уподобляются Ему в делах своих. Слава Богу, показавшему мне, как далек я от совершенства!

Святая отшельница, помолившись и выслушав Символ веры и молитву Отче наш, причастилась Святых Таин и, подняв глаза к небу, сказала: Ныне отпущаеши рабу Твою по глаголу Твоему с миром. Потом, обратясь к Зосиме, сказала: „Исполни еще одну мою просьбу; через год приходи к тому месту, где в первый раз ты встретил меня; Богу угодно, чтоб ты снова увидел меня там“. Прощаясь с нею, Зосима просил ее вкусить плодов, которые принес для нее из монастыря; но она едва коснулась принесенной пищи, помолилась вместе со старцем и потом, снова перейдя по водам, скрылась.

Через год Зосима пришел в пустыню; узнав те места, где в первый раз он встретил святую, он долго искал ее и наконец нашел – мертвую, лежащую на земле; руки ее были сложены как на молитве. С грустью подумал Зосима, что он не услышал ее последних приказаний и не знает, где похоронить ее. Вдруг он заметил слова, написанные на песке: „Отец Зосима, похорони здесь тело смиренной Марии, умершей первого апреля. Отдай прах праху“. Из этих слов Зосима узнал, что она скончалась в тот самый день, когда причастилась Святых Таин. Это было 1 апреля, в 530 году. Со слезами и молитвой похоронил ее старец и потом возвратился в монастырь. Там рассказывал он о подвигах святой Марии. Записали ее житие со слов его и положили совершать ее память в самый день ее кончины.

На первой и пятой неделях Великого поста читается великий покаянный канон святого Андрея Критского, с присоединением молитвенных стихов и к Марии Египетской. Таковы, например: Бесстрастие небесное стяжала еси крайним на земли житием, мати... и дальше в том же каноне: Возопивши к Пречистой Богоматери, первее отринула еси неистовство страстей. На утрени четверга 5-й недели, среди великого канона, положено читать в церкви и житие святой отшельницы, загладившей трудом покаяния прежние грехи свои. Потому эта служба называется стоянием Марии Египетской.

Для чего же Церковь напоминает нам о подвигах святой Марии? Для того, чтобы призвать нас к покаянию и показать торжество верующей души над греховными привычками и над грешной природой человеческой. В чем и как должны мы следовать примеру отшельницы? Господь хочет, чтоб и в семейной, и в общественной жизни мы готовы были жертвовать всем для исполнения христианских обязанностей, чтобы грешные желания и бесчестные намерения побеждались в нас крепкой силой веры и совести, которые одушевляли первых подвижников христианства. Лишения, которые они добровольно переносили, должны и нас располагать к терпению в трудах и бедности, к умеренности и простоте жизни среди богатства. Тяжелая борьба грешницы с дурными наклонностями и страстями должна невидимо происходить в душе каждого. Если мы выйдем из нее победителями, если и нам удастся одолеть в душе нашей порочные склонности и удалить искушения плоти нашей, то этим духовным подвигом мы так же верно угодим Богу, как угодила Ему святая Мария Египетская глубоким раскаянием и трудной жизнью в пустыне.

Быть нужным

Есть два основных пути построения своей жизни. Первый, эгоистический, – это жить для себя, стараться как можно полнее удовлетворять все свои желания и страсти и видеть в этом смысл жизни. Второй, жертвенный, – это путь Христов, когда человек борется со своими эгоистическими желаниями и страстями, старается жить по воле Божией, часто жертвуя своими интересами ради нужды ближних, ища духовного совершенства и Царства Небесного.

Примеров первого, эгоистического пути мы встречаем в жизни несравненно больше, чем пути Христова. Конечно, гораздо проще и, с первого взгляда, несравненно приятней жить для себя, „брать от жизни все“, переходя от одного удовольствия к другому, ища в жизни только наслаждений. Но как мы с вами уже говорили, это путь тупиковый и гибельный. На нем человек не только не реализует данный ему от Бога талант жизни, не только не проявляет в себе образ Божий, но уничтожает и растлевает то доброе, что имел в себе от рождения. Люди, живущие по страстям, выжигают в себе образ Божий, становятся послушными орудиями в руках демонических сил. И как падшие духи могут только уничтожать и разлагать, создавая иллюзию жизни, так и страстные люди, духовно уничтожая себя, разлагают все вокруг.

Люди, идущие по жертвенному пути, наоборот, духовно созидая себя, помогают и способствуют правильному развитию своих ближних. Потому что Бог есть созидающая любовь и те, кто идут по пути Христову, изливают благодать на все вокруг.

Давайте вспомним, кого больше всего мы любим. Наверное, маму, папу и тех, кто нам помогал, жертвовал ради нас своими силами и временем. То есть, по сути дела, тех, кто вложил в нас частицу своей души. Жертвовал собой, своими интересами и желаниями ради нашего блага.

Кто-то из святых сказал замечательную фразу: „Что отдал, то твое“. Давайте вдумаемся в ее смысл. Когда ты отдал, то в своем поступке уподобился Богу и не лишился чего-то, а, наоборот, приумножил свою добродетель, увеличил свой духовный потенциал. И это потому, что дал Богу место в своей душе, а Он бесконечно благ и многомилостив. И чем больше живет в тебе Святой Дух, тем богаче и мощнее ты становишься, постепенно уподобляясь Богу. А чем больше живешь „для себя“, тем дальше удаляешься от Творца, превращаясь в своеобразную „черную дыру“, которая все поглощает и ничего не излучает. Такие люди всегда одиноки и никому не нужны.

Быть нужным... Это значит – жить по заповедям Господним: полагая душу свою за ближних своих. Это значит – быть проводником воли Божией на земле, а не рабом своих нечистых желаний и страстей. Первая и самая главная заповедь Господня гласит: возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душою твоею и всем помышлением твоим и ближнего твоего, как самого себя. Человек, который так живет, – всем нужен, всем приятен, ибо через него идет духовный свет и вечная Жизнь.

Вопросы на осмысление

1. В чем суть и чем отличаются эгоистический и жертвенный, Христов, пути построения жизни?

2. Что случается с людьми, которые живут по своим страстям?

3. Как ты понимаешь выражение „что отдал, то твое“?

4. Что значит „быть нужным“? Нужно ли „быть нужным“?

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

На этой страничке мы прощаемся с тобой, дорогой друг! Мы надеемся, что изучение этой книги помогло тебе лучше познать себя, понять свое место и назначение в этом мире.

Особенно хотелось, чтобы ты понял, что данная тебе Богом свобода не является свободой жизни по страстям, а наоборот, победой и властвованием над ними. Умению жить и поступать согласно воле Божией надо учиться, и это невозможно без добродетелей воздержания, терпения и смирения. Нужно помнить, что если человек не желает ограничивать себя в чем-либо, то он не способен ни на какую борьбу со страстями и тем более с нечистыми духами. Ты же, воин Христов, призван бороться и побеждать искушения мира, плоти и козни диавольские. Награда победителю – святость и вечная счастливая жизнь в Боге и Его любви.

Дорогой друг! Мы надеемся, что знания, которые ты почерпнул из этой книги, не просто останутся в твоей памяти, а будут действенным руководством в твоей жизни.

Да благословит тебя Господь Бог во всех твоих благих начинаниях и стремлениях!

Слава Богу за все!

Наши рекомендации