Житие святой великомученицы Екатерины

Святая великомученица Екатерина была дочерью правителя Александрии Египетской Конста во время правления императора Максимиана (305–313 гг.). Живя в столице – центре эллинской учености – Екатерина, обладавшая редкой красотой и умом, получила блестящее образование, изучив произведения лучших античных философов и ученых. Юноши из самых именитых семейств империи искали руки прекрасной Екатерины, но ни один из них не стал ее избранником. Она объявила родителям, что согласна выйти замуж лишь за того, кто превзойдет ее в знатности, богатстве, красоте и мудрости.

Мать Екатерины, тайная христианка, повела ее за советом к своему духовному отцу, святому старцу, творившему молитвенный подвиг в уединении, в пещере недалеко от города. Выслушав Екатерину, старец сказал, что он знает Юношу, Который превосходит ее во всем, ибо „красота Его светлее солнечного сияния, мудрость Его управляет всем созданием, богатство Его разливается по всему миру, но это не уменьшает его, а умножает, высота рода Его – неизреченна“. Образ Жениха Небесного родил в душе святой девы горячее желание увидеть Его. Истина, к Которой рвалась ее душа, открылась ей. На прощание старец вручил Екатерине икону Божией Матери с Богомладенцем Иисусом на руках и велел с верой молиться Царице Небесной – Матери Небесного Жениха – о даровании видения Ее Сына.

Екатерина молилась всю ночь и удостоилась видеть Пресвятую Деву, Которая просила Своего Божественного Сына посмотреть на коленопреклоненную перед Ними Екатерину. Но Младенец отвращал Свой лик от нее, говоря, что Он не может смотреть на нее, потому что она безобразна, худородна, нища и безумна, как и всякий человек, не омытый водами святого Крещения и не запечатленный печатью Духа Святого. В глубокой печали Екатерина вновь пошла к старцу. Он с любовью принял ее, наставил вере Христовой, заповедал хранить чистоту и целомудрие и непрестанно молиться и совершил над ней таинство святого Крещения. И вновь святой Екатерине было видение Пресвятой Богородицы с Младенцем. Теперь Господь ласково смотрел на нее и дал ей перстень, обручив ее Себе. Когда видение кончилось и святая пробудилась от сна, на руке ее светилось кольцо – дивный дар Небесного Жениха.

В это время в Александрию на языческое празднество прибыл сам император Максимиан. По этому случаю праздник был особенно пышным и многолюдным. Крики жертвенных животных, дым и смрад жертвенников, пылавших непрестанно, гомон толпы на ристалищах наполняли Александрию. Приносились и человеческие жертвы – на смерть в огне обрекали исповедников Христа, не отступивших от Него под пытками. Святая любовь к мученикам-христианам и сердечное желание облегчить их участь побудили Екатерину пойти к главному жрецу и владыке империи, императору-гонителю Максимиану.

Назвав себя, святая исповедала свою веру во Единого Истинного Бога и мудро обличила заблуждения язычников. Красота девушки пленила правителя. Чтобы убедить ее и показать торжество языческой мудрости, император повелел созвать 50 ученейших мужей империи, но святая взяла верх над мудрецами, так что они сами уверовали во Христа. Святая Екатерина осенила мучеников крестным знамением, и они мужественно приняли смерть за Христа – были сожжены по повелению императора.

Максимиан, не надеясь более переубедить святую, попытался соблазнить ее обещанием богатства и славы. Получив гневный отказ, император приказал подвергнуть святую жестоким мучениям, а затем бросить в темницу. Императрица Августа, которая много слышала о святой Екатерине, пожелала видеть ее. Уговорив воеводу Порфирия с отрядом воинов сопровождать ее, Августа пришла в темницу. Императрица была поражена силой духа святой Екатерины, лицо которой сияло Божественной благодатью. Святая мученица раскрыла пришедшим христианское учение, и они, уверовав, обратились ко Христу.

На следующий день мученицу вновь привели на судилище, где под угрозой колесования предложили ей отречься от христианской веры и принести жертву богам. Святая непреклонно исповедала Христа и сама подошла к колесам, но Ангел сокрушил орудия казни, и они разлетелись на куски, перебив многих язычников. Увидев это чудо, императрица Августа и царедворец Порфирий с 200 воинами перед всеми исповедали свою веру во Христа и были обезглавлены. Максимиан вновь попытался прельстить святую мученицу, предложив ей супружество, и вновь получил отказ. Святая Екатерина твердо исповедала верность своему Небесному Жениху – Христу и с молитвой к Нему сама положила голову на плаху под меч палача. Мощи святой Екатерины были перенесены ангелами на Синайскую гору. В VI веке, по откровению, были обретены честная глава и левая рука святой мученицы и с почестями перенесены в новосозданный храм Синайского монастыря, построенный святым императором Иустинианом (527–565 гг.; память 7 декабря).

Работа со словарем

Мощи – нетленные останки (тела) святых, обладающие особыми благодатными свойствами.

Понятие о первородном грехе

Первородный грех – это нарушение заповеди Божией первыми людьми Адамом и Евой, в результате чего произошло отпадение человека от Бога, в корне изменились духовные, психические и физические свойства людей, возникла наследственная предрасположенность человека ко греху.

Поскольку все мы являемся продолжением своих родителей, кость от костей их и плоть от плоти их, то и предрасположенность ко греху, а вместе с ней и открытость для воздействия мира падших духов, стала свойственна для каждого вновь рождающегося человека. Первородный грех, подобно наследственной генетической болезни, стал передаваться от поколения к поколению. У разных людей в процессе жизни стали развиваться и закрепляться разные греховные наклонности и навыки, предрасположенность к которым в той или иной степени также передается вновь рождающемуся поколению.

Так у людей стали появляться страсти – те греховные навыки и привычки, которые настолько глубоко вошли в душу человека, что стали его второй природой. Человек, обладаемый страстью, уже не может ей противостоять, он делает уже не то, что ему подсказывает совесть, а то, что ему велит страсть. Например, пьяница часто умом понимает, что пить плохо, но не может остановиться, желание пережить алкогольное опьянение бывает сильнее, чем голос разума и совести. Сребролюбец, жадина, часто понимает, что его страсть к накопительству вредит его собственному здоровью и счастью близких, но не может преодолеть страсть к собиранию богатств.

ВОПРОСЫ НА ПОНИМАНИЕ

1. Что такое первородный грех?

2. Почему первородный грех передается от родителей к детям?

3. В чем выражается наличие первородного греха в людях?

Понятие о страстях

Страсть – это пагубный навык, образующийся при многократном удовлетворении порочных влечений. Страсти со временем становятся неотъемлемой частью человеческой души, входят в привычку, влияют на весь образ жизни человека и даже властвуют над ним.

О гибельности порабощения страстями говорил еще Господь наш Иисус Христос: И если глаз твой соблазняет тебя, вырви его и брось от себя: лучше тебе с одним глазом войти в жизнь, нежели с двумя глазами быть ввержену в геенну огненную (Мф. 18, 9). Это означает, что страсти становятся такой же неотъемлемой частью человеческого существа, как и его рука или глаз. И если мы от страстей в земной жизни не избавимся, то они увлекут нас в ад.

Демоны (падшие духи, бесы) всячески способствуют развитию страстей в человеке. Они чаще всего улавливают его в свои сети приманкой временного удовольствия и наслаждения. Но за все удовольствия подобного рода людям чаще всего приходится расплачиваться душевными и телесными страданиями, болезнями и скорбями. Падшие духи настолько сроднились со страстями и греховными пороками, что находят наслаждение во всех видах греха. Они постоянно пребывают в них, переходя от одного к другому. Не имея возможности совершать плотские грехи телесно, они совершают их в мечтании. При этом часто используют людей как вещественные орудия для своего услаждения. Подобное положение и дало возможность одному из Святых Отцов сказать, что „страсти суть демоны“.

Высказывания Святых Отцов

Все страсти исходят из самоугодия, самости, самолюбия и на них держатся.

Святитель Феофан Затворник

Страсти живут и в святых, только они ими обуздываются.

Авва Авраамий

Страсть не знает предела, но прекращается только тогда, когда убьет того, кто одержим ею.

Святитель Иоанн Златоуст

Страсти держатся одна за другую, как звенья в цепи.

Авва Исайя

Заповеди даны против страстей, чтобы очистить душу и ввести ее в первобытное состояние.

Святой Исаак Сирин

Тема для размышления

Вы, может быть, знаете историю о Голиафе. Воевали филистимляне с изральитянами, и враждебные войска стояли строй против строя в ожидании сражения. В это время выступил исполинского роста филистимлянин Голиаф, стал издеваться над израильтянами, поносить как их самих, так и Бога их и дерзко вызывал себе единоборца. Никто не дерзал вступить в единоборство со страшным великаном, пока молодой пастух Давид, в уповании на помощь Божию, с пастушеской сумкою и пращою в руках (праща – орудие, которым бросали камни в неприятеля) не выступил против него. Искусно и с силою брошенным камнем он повалил Голиафа на землю и умертвил его. Тогда филистимляне, увидев, что силач их умер, побежали.

Применим эту историю к предмету нашей беседы. Среди всех недобрых склонностей в каждом из нас есть своего рода „голиаф“, то есть главный недостаток, главная страсть, главный порок. И против него-то и нужно нам прежде всего направлять удары, чтобы свалить его с ног; ибо если только будет убит этот великан между злыми нашими наклонностями, то войско его тотчас предастся бегству. Говоря просто, это значит: старайтесь искоренить главную страсть, и мало-помалу все другие пороки исчезнут сами собой.

Из поучения Иринея, епископа Екатеринбургского и Ирбитского

Не спеша подумай

и выполни задание

Корень в словах „страсть“ и „страдание“ один и тот же. Страстное состояние есть по сути дела непрерывное и бесполезное страдание, переходящее за человеком и в вечность, если он не успеет до смерти искренне покаяться. Свобода от страстей на евангельском языке именуется блаженством. Например, от окамененного нечувствия свободны плачущие, от сребролюбия – милостивые, от гнева – кроткие и миротворцы. Всех их Спаситель в Евангелии именует блаженными. И это блаженство, конечно, переходит с ними и в вечность.

Работа со словарем

Страсть – сильное желание чего-либо запрещенного Богом, вошедшее в привычку и ставшее неотъемлемой частью человеческой личности. Второе значение слова страсть в буквальном переводе со славянского языка означает страдание, мучение.

Блаженство – благополучие, счастье, благосостояние, совершенное удовольствие, возникающее в результате воздействия благодати Божией.

Задание

Попробуй пояснить, пользуясь словарем, почему „свобода от страстей именуется блаженством“. Приведи примеры.

ВОПРОСЫ НА ПОНИМАНИЕ

1. Что такое страсти?

2. Может ли человек без помощи Божией успешно противиться своей страсти?

3. Почему страсти гибельны?

4. Какое имеет отношение демонический мир к человеческим страстям?

5. Как избавиться от страстей?

Ступени воздействия страстей (падших духов) на человека

Ступень 1. Страсти (демоны), уловив человека на крючок временного удовольствия, стремятся все более и более укрепиться в человеке и управлять им через греховные желания и стремления.

Ступень 2. Страсть становится трудно контролируемой. Со временем не человек контролирует свою страсть, а она контролирует человека, побуждает его к дурным поступкам.

Ступень 3. При попытках человека отказаться от своей страсти у него возникают различные болезненные состояния. Страсти (демоны), поработив человеческую душу, без боя не сдают своих позиций.

Ступень 4. Падшие духи всегда вредят физическому, душевному и духовному здоровью человека. Подталкивают к отчаянию, стремятся уничтожить человека (вплоть до самоубийства). Желание погубить духовно, а по возможности и телесно, – отличительный характер действия падших духов.

Ступень 5. Через действие страстей падшие духи искажают у человека верное восприятие жизни. Они стараются поддерживать в грешнике иллюзии и ложные убеждения, заставляют бездумно прожигать свою жизнь, „закручивают“ в жизненную суету.

Ступень 6. Страсти понуждают сопротивляться покаянию, молитве, посту, участию в Богослужении. Предлагают человеку перекладывать с себя ответственность за содеянное на других людей, искать оправдания своей порочной жизни.

Ступень 7. Страсти мешают человеку обрести истинную веру, высший смысл своего бытия, очищать душу от грехов и страстей, бороться с пагубными влечениями.

Когда страсть сформировалась, то избавление от нее проходит намного труднее и сложнее, чем при борьбе с ней в самом начале ее зарождения. Это вызвано тем, что в теле и душе человека при укоренении страсти происходят пагубные изменения.

ВОПРОСЫ НА ПОНИМАНИЕ

1. Какие и сколько ступеней воздействия демонов на человека через его страсти ты знаешь?

2. В чем заключается:

1 ступень – ?

2 ступень – ?

3 ступень – ?

4 ступень – ?

5 ступень – ?

6 ступень – ?

7 ступень – ?

3. На какой ступени легче всего победить страсть?

Наши рекомендации