Хранение ума и чувств от пагубной информации
Первое и важнейшее дело – выяснить, какая информация вредна для души, и ограничить, если невозможно полностью устранить, приток такой информации. Пагубная информация – это та, которая питает ум и сердце впечатлениями суетными и пустыми, злыми, лживыми и грязными.
Главными источниками такой информации являются: во-первых, телевизор, который стоит на почетном месте чуть ли не в каждом доме, а в некоторых квартирах – и в каждой комнате и даже на кухне; во-вторых, „бульварная“ пресса и низкопробная современная литература – боевики, детективы, „фэнтези“; и, наконец, реклама во всем ее многообразии.
Как говорил один древний подвижник, Максим Исповедник, нет вещей, дурных по своей природе, но есть вещи, дурные по своему употреблению. Вещи дурными по употреблению делает сам человек. Вот, например, телевизор. Сначала, когда он только появился, – а было это всего лет 40 назад – люди думали, что приобретают друга. Получилось, к сожалению, наоборот. Давай поразмыслим, какое зло несет в себе телевидение.
Телевидение отучает человека думать. Оно отупляет зрителя, потому что в процессе просмотра передач человек не сам активно мыслит, а как бы идет вслед тому, что показывают. В одной телестудии висел плакат: „Телевидение – машина оболванивания нации“. При просмотре передачи ум подчиняется условиям вещателя, принимает его стиль и темп, как бы отдается в его волю. От обилия информации, подчас пустой и никчемной, подчас лживой и непроверенной, притом запоминающейся в зрительных образах вперемежку с рекламой, ум становится рассеянным и блуждающим. Таких передач, которые облагораживают и действительно что-то развивают, кроме близорукости и сутулости, очень-очень мало.
К ним можно отнести различные обучающие, научно-популярные программы, передачи духовно-православного содержания. Избирательно можно посмотреть новости культуры, книжное обозрение, передачи классической музыки, по искусству, спортивные передачи.
Полезную роль для духовного и психического развития могут сыграть различные видеофильмы. На сегодняшний день существует множество прекрасных лент духовного, исторического и даже художественного содержания. Из них мы узнаем об истории монастырей, церквей, жизни святых и наших достойных современников. Здесь можно найти образцы для подражания и воспитания характера.
При просмотре повседневных программ, питающих наши дурные страсти и наклонности, телевидение наносит нам непоправимый вред. Оно последовательно разжигает все страсти человеческие, питает греховные наклонности человека: гордыню, зависть, многословие, стремление к суете и праздности, к легкой жизни. Оно отвлекает мысли от Бога и от работы над совершенствованием самого себя, от борьбы со своими грехами. Добрые чувства сострадания и жалости, которые еще теплятся в душе от природы, телевидение крадет из сердца и дарит героям фильмов, то есть обращает их в пустоту. Зато злобу, эгоизм, блудную похоть, жестокость постоянно насаждает, питает и поддерживает.
Особенно душевредными являются так называемые „мыльные оперы“ – бесконечные телесериалы. Ум и сердце по своей падшей природе тянутся к информации легкой и приятной, которая так и льется с экрана в душу. Но нужно ли давать себе такие поблажки, не лучше ли направить ум и сердце на полезное?
Телевидение ведет к нервной перегрузке, эмоциональной неустойчивости. Легко ли уснуть, если долго просидел у телевизора? Кошмары по ночам не мучают?
Телевидение влияет и на твое телесное здоровье. Ухудшается зрение: в Японии 80% школьников теряют его по вине телевизоров и компьютеров. Портится осанка.
Христианской душе вредит обилие суетной сиюминутной информации, навязываемой нам и через газеты, и через радио. Особенно это относится к рекламе. Она – заключительный комок грязи, который безбожный мир бросает прямо в глаза человеку, уже отвернувшемуся от телевизора и прессы. Телевизор можно (и нужно) выключить, газету можно не купить, но пройти по улице города и не заметить рекламу теперь практически невозможно. И все же от нас требуется не засматриваться и сознательно, волевым усилием отводить глаза от греховного калейдоскопа.
Высказывания Святых Отцов
Не позволяйте без разбора все видеть, все слышать и всего касаться. Чувства наши похожи на окна или двери, а более на черпало. Кто отворяет окна и впускает дурной воздух, худо делает. Кто отворяет двери и позволяет входить в свое жилье всякой скотине, не может быть свободен от укора. Но что бы вы сказали о том, кто, взяв черпало – чашку или кружку, – ходил бы по грязным и нечистым лужам, черпал в них и себя тем обдавал? Бестолковее этого, что можно придумать? Но не это ли самое делает тот, кто останавливается с любопытством пред нехорошим и слушает недобрые речи?
Святитель Феофан Затворник
Воздержание от зрелищ может быть названо началом целомудрия.
Святитель Иоанн Златоуст
К преуспеянию в добродетели и в Божией чистоте иметь следующие три пособия: воздержание чрева и языка и обуздание ока. Все их три надо держать. Если сохранишь, положим, первые два, а глаз не сохранишь от скитания, то не приобретешь прочной чистоты.
Преподобный Ефрем Сирин
Вопрос к священнику
Что делать, если у меня рассеянное внимание
и это сказывается на учебе?
Ответ. Вопрос сугубо личный. Зависит от индивидуальных особенностей каждого человека. Но общее наставление таково: исключить компьютерные игры, телевизор, строго соблюдать режим дня, стараться внимательно молиться. И еще. Постарайся, чтобы в твоей комнате и на твоем рабочем столе не было ничего лишнего, чтобы был порядок. Внешний порядок будет способствовать внутреннему порядку и вниманию.
Тема для размышления
Уединение
„Скажи мне, – спросил некто своего, уже углубившегося в благочестие, друга, – отчего иные любят уединение и ищут его, а другие не терпят и от него убегают? К одному и тому же такое противоположное расположение в людях – откуда оно?“
„Когда нет вокруг тебя шума, – отвечал он, – тебе слышно, если кто, хотя и тихо, стучится к тебе в дверь. Потому, если ты ждешь в уединении к себе друга или благодетеля, то всячески желаешь освободиться от шума, чтобы в тишине уловить первое его прикосновение к твоей двери и поспешить к нему навстречу. А если недруга или грозного судию ждешь ты, то желал бы, чтобы шумом тебе заглушили несносный тот стук. Но Сам Бог изрек однажды вслух для всего человечества: "Се стою при дверях и стучу". Поэтому для кого Бог есть Бог любви и кто сам любит Его, тот бежит от шума суеты мирской в уединение: там, когда святая таинственная тишина осеняет и объемлет его, ему слышно, как ударяет в двери сердца его Бог любви.
Напротив, кто в совести своей сознает, хотя бы незримо и неслышно для его разума, что Бог для него есть Бог суда, и кто не любит Его, тот бежит из уединения, чтобы шумом света заглушить несносные удары перста Божиего. Когда чувства его заглушаются быстрым движением вещей мирских, когда разум омрачается чашею удовольствий света, ему не слышно, как стучится в двери сердца его грозный Судия Бог или тяжкий посетитель – пробуждающаяся совесть.
Для пользы души вашей любите уединение...“
ВОПРОСЫ НА ПОНИМАНИЕ
1. Почему необходимо воздержание души и от чего нужно воздерживать свою душу?
2. Как на нас влияет просмотр телевизионных передач?
3. Всякая ли информация полезна человеку и нужно ли ограничивать себя в получении разнообразной информации?
4. Полезно ли человеку периодически пребывать в уединении? Если да, то почему?