Хранение ума и чувств от мечтаний и фантазий

Оградив себя от потока информации греховной и суетной и постоянно следя за собой в этом отношении, постарайся научиться следить за тем, о чем думаешь, мечтаешь. Мечтания и фантазии являются бесплодным воображением (то есть не приносящим никакого положительного результата, „плода“). Его надо отличать от творческой деятельности ума, с помощью которой совершаются научные открытия, изобретения, творятся великие произведения искусства. Способность к творчеству, творческое продуктивное (то есть приносящее результат, „продукт“) воображение человека – дар Божий, это то, что имеет в себе человек, созданный по образу Божию. В то же время этот божественный дар, соединяясь с греховной человеческой природой, таит в себе немалую опасность при неумелом использовании или чрезмерном развитии его. Воображение – это творческая сила души, которая в результате грехопадения претерпела коренные изменения, стала подвластна демоническим воздействиям и через это превратилась в питательную среду для различных страстей и пороков.

Дело в том, что всякая страсть может облекаться в тот или иной образ и рисовать нам в уме увлекательные картинки, ничего общего не имеющие с реальной жизнью. Человек отходит от реального положения вещей и начинает жить в мире фантазий. Привычка бесплодно витать в облаках, фантазировать и мечтать, удаляться от реальности – серьезное препятствие для духовного становления и для нравственного бытия человека. При пустых мечтаниях в нас может развиваться гордость, тщеславие, сластолюбие и другие страсти. Поэтому надо обучить ум и сердце вовремя, в самом начале замечать и отсекать мечтание, бесплодное воображение и фантазии, иначе энергия страстных, греховных образов будет проникать и отравлять жизнь души и тела.

Ограничить мечтания и загрузить ум и сердце чем-то полезным, плодотворным помогают конкретные добрые дела, учеба, развитие разных умений и способностей человека, направленных на действия во славу Божию и на пользу ближнего. Способствует же развитию мечтаний и фантазий праздность – мать всех пороков.

Высказывания Святых Отцов

Бодрствуй и паче всего смотри за воображением и памятью.

Святой Никодим Святогорец

Внимающий себе должен отказаться от всякой мечтательности вообще, как бы она не казалась приманчивою и благовидною: всякая мечтательность есть скитание ума вне истины, в стране призраков несуществующих и не могущих осуществиться, льстящих уму и его обманывающих.

Святитель Игнатий (Брянчанинов)

...Только настоящее принадлежит нам, и между тем человек часто склонен разрушать его ради мечты о неверном будущем.

Епископ А. Семенов-Тянь-Шанский

Евангельское наставление

о планировании нашей жизни

Теперь послушайте вы, говорящие: сегодня или завтра отправимся в такой-то город, и проживем там один год, и будем торговать и получать прибыль, – вы, которые не знаете, что случится завтра: ибо что такое жизнь наша? Пар, являющийся на малое время, а потом исчезающий. Вместо того, чтобы говорить: если угодно будет Господу и живы будем, то сделаем то или другое (Иак. 4, 13–15).

Святой апостол Иаков не против каких-то планов и прогнозов, если они постоянно имеют в виду Промысл Божий и тем ограничивают сами себя, но он против самонадеянных далеких планов, мечтательности и фантазий.

Хранение ума и чувств от мечтаний и фантазий - student2.ru Вопрос к священнику

Полезно ли планировать свое будущее?

Ответ.Да, в разумных пределах. Разум как раз и дан человеку для того, чтобы соотносить свою жизнь с Промыслом Божиим. О жизни каждого человека Господь имеет попечение, заботу, и когда мы в своих делах, поступках, намерениях приближаемся к Промыслу Божию о нашей душе, то нам легко, радостно, все получается. Когда же удаляемся от Промысла Божия, то возникают трудности, скорби, страх. Поэтому планировать свою жизнь обязательно надо, но всегда соотносить свои планы с Промыслом Божиим. Например, есть желание стать врачом, инженером, учителем, высококвалифицированным рабочим – дерзай, учись. Проси у Господа помощи, но всегда после прошения добавляй: „Да будет воля Твоя, Господи“.

И еще полезно помнить слова Спасителя: Не заботьтесь о завтрашнем дне, ибо завтрашний сам будет заботиться о своем: довольно для каждого дня своей заботы (Мф. 6, 34). Поэтому надо заботиться о том, чтобы сделать как можно больше доброго, хорошего, полезного сегодня, а не планировать это на „потом“, на „завтрашний день“.

Тема для обсуждения

Прозорливость святого Серафима Саровского помогала людям понять Промысл Божий о своей жизни. В житии преподобного Серафима Саровского описан такой случай.

Две девицы посетили старца. Одна из них была купеческого сословия, молодая, другая – из дворян, пожилая. Последняя с юности горела любовью к Богу и желала давно сделаться инокинею, только родители не давали ей на то благословения“ Обе девицы пришли к преподобному Серафиму принять благословение и спросить совета, а пожилая, из дворян, и благословения на вступление в монастырь. Старец, напротив, стал советовать ей вступить в брак, говоря: „Брачная жизнь благословлена Самим Богом. В ней нужно только с обеих сторон соблюдать супружескую верность, любовь и мир. В браке ты будешь счастлива, а в монашество нет тебе дороги. Монашеская жизнь трудная, не для всех выносима“. Девица же из купеческого звания, юная возрастом, о монашестве не думала и слово о том о. Серафиму не говорила. Между тем он, по велению Божию, узнанному благодаря своей прозорливости, благословил ее поступить в иноческий сан и даже назвал монастырь, в котором она будет спасаться. Обе остались одинаково недовольны беседою старца. Удивительно и непонятно, почему, в самом деле, пожилую особу, ревностную к иноческому пути, старец отвлекает от монашества, а юную деву, не желающую иночества, благословляет на путь сей? Последствия, однако, оправдали старца. Благородная девица уже в преклонных летах вступила в брак и была счастлива. А юная – действительно пошла в тот монастырь, который назвал прозорливый батюшка, и тоже была счастлива в избранном ею иноческом пути.

Наши рекомендации